Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эстетическое самосознание Возрождения




Рождение ренессансной эстетики. Характерная черта эстетической мысли – её практическая направленность. Предметом эстетического рассмотрения, как правило, становятся конкретные виды искусства.

Основой искусства по-прежнему осознаётся подражание природе, но семантическое наполнение каждого из этих понятий существенно меняется. Предметом подражания становится не эмпирически данная, а познанная, определённым образом упорядоченная и преобразованная природа (А.Ф.Лосев). Разум позволяет вычленить в природе прекрасное, поэтому «прекрасное в искусстве – результат обобщения прекрасного в природе» (Н.В.Григорьев).

Научное открытие истины в ренессансной эстетике приравнивается к особому виду гуманистического досуга. В работах великих мыслителей Возрождения (Пико дела Мирандолла, Эразм Роттердамский, Лоренцо Валла) стираются грани между философией и искусством, гуманистической «штудией» и изящной словесностью.

Опорой эстетики Возрождения, естественно, являются античные поэтики и риторики (Аристотель, Гораций, Цицерон). Античность – культура визуального мышления, и это её качество особо импонировало ренессансному эстетическому сознанию. Леонардо да Винчи отмечает не только чувственный характер зрения, но и понимает глаз как «окно души». Таким образом, «художество, как наука, зрит истину» (М.С.Каган).

Цель искусства – гуманизация человека. Высота цели повышала самооценку художника, наделяла его жизнестойкостью, воодушевляла. Отсюда – «обострённость эстетических штудий, получавших форму программных деклараций и манифестов» (Н.В.Григорьев).

Одна из самых ярких работ о ренессансной эстетике – книга А.Ф.Лосева «Эстетика Возрождения» (М., 1978). Её основные положения:

· Ренессанс обычно характеризуется как возрождение античных наук и искусства. Это правильно. Однако сводить Ренессанс только на одну античность – это значило бы не уловить в Ренессансе самого главного.

· Ренессанс в противоположность средневековой культуре был светской культурой и таким мировоззрением, которое основывалось только на земных стремлениях человека. Возрожденцы удивительным образом умели объединять самые возвышенные, самые духовные идеи с таким жизнерадостным, жизнеутверждающим, весёлым и игривым настроением, которое иначе и назвать нельзя, как светским и даже земным.

· Эстетика Ренессанса обладает чертами огромного и часто стихийного субъективно-человеческого жизнеутверждения. Эта стихийность приводила к совмещению самых разнообразных человеческих способностей.

· В эпоху Ренессанса были выдвинуты и частично продуманы решительно все направления эстетики, которые в дальнейшем характеризовали целые эпохи.

· Новизной ренессансной эстетики является прежде всего чрезвычайно энергичное выдвижение примата красоты, и притом чувственной красоты. Возрожденцы (М.Фичино, Николай Кузанский) рассуждают о красоте мира и жизни почти в духе пантеизма, внимательно всматриваясь в красоту природы и человека, в прекрасные детали всего космоса.

· Кроме того – постоянные возрожденческие восторги перед достоинством, самостоятельностью и красотой самого художника.

· Возрожденческий художник всматривается в человеческое тело как в самостоятельную эстетическую данность, эстетическая значимость, его артистически выражающая себя мудрость. Поэтому, например, Леонардо да Винчи трактует всю философскую мудрость именно и только как живопись. Наука для артистически мыслящего возрожденца есть не что иное, как живопись.

· Человеческое тело для возрожденческого человека не только само трёхмерно и рельефно, но, будучи принципом всякого другого изображения, делает и всякое другое изображение трёхмерным и рельефным. И живопись, и архитектура, да и вся литература всегда выпуклы, всегда рельефны, всегда скульптурны.

· Эстетическое мышление Ренессанса впервые доверилось человеческому зрению как таковому, без античной космологии и без средневековой теологии. Человек впервые стал думать, что реально и субъективно-чувственно видимая им картина мира и есть самая настоящая его картина, что это не выдумка, не иллюзия, не ошибка зрения и не умозрительный эмпиризм. А ведь мы видим на самом деле вовсе не точные геометрические фигуры, в которые была влюблена античность. Тут совершилось нечто сказочное. Оказалось, что этот настойчивый напор на субъективно-человеческое восприятие может быть математически оформлен и может приводить к специальной геометрии. Появилась проективная геометрия, которая хотя и оформляет собою самую обыкновенную зрительную чувственность, тем не менее обладает точностью, характерной для математических наук.

· Возрожденческая эстетика, как и античная, проповедует подражание природе, но, в отличие от античной эстетики, на первом месте – не природа, а художник. В художнике больше всего ценятся техническое мастерство, профессиональная самостоятельность, учёность и специальные навыки, острый художественный взгляд на вещи и умение создать живое и уже самодовлеющее, отнюдь не сакральное произведение искусства.

· Эстетика Ренессанса базируется на человеческой личности, но она прекрасно понимает ограниченность этой личности, ограниченность изолированного человеческого субъекта, и это навсегда наложило печать трагизма на всю бесконечно революционную стихию возрожденческого индивидуализма. Многомерность и многоплановость эстетика Ренессанса обнаруживается в огромном напряжении индивидуального человеческого самочувствия и в то же время в его безысходности и трагизме. В этом заключается огромный смысл возрожденческой самокритики. В этом же – вся специфика возрожденческой эстетики, весь могущественный и непреодолимый историзм Ренессанса и вся его юная прелесть, несравнимая со всеми зрелыми и безнадёжными в своей абстрактной метафизичности последующими периодами. Это период детства и юности европейского индивидуализма.

Раздел 2.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.