КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Чехов о своих пьесах
II Пьесы Чехова и даты их основных постановок
I
А. П. Чеховым написано свыше 16 пьес. Часть из них неизвестна в печати. Так Мих. Павл. Чехов вспоминает о ранних водевилях брата „Не даром курица пела" и „Бритый секретарь с пистолетом", текст которых не сохранился. Часть пьес Чехова явилась инсценировкой собственных рассказов. Не осуществленными остались у Чехова замыслы коллективного создания водевиля. По сценарию Чехова написан водевиль И. Щеглова-Леонтьева „Сила гипнотизма". Безотцовщина. 1880—1881 гг. Пьеса в четырех действиях- Впервые издана в 1923 г. На большой дороге. Драматический этюд в одном действии. 1885 г. Запрещен к исполнению царской драматической цензурой. О вреде табака. Сцена-монолог в одном действии. 1886 г. Новая редакция 1902 г. Иванов. Драма в четырех действиях. 1887 г. Первая постановка 19 ноября 1887 г. в театре Корша (Москва); 26 янв. 1889 г- шел в Александрийском театре (Петербург); 19 окт. 1904 г. поставлен в Московском Художественном театре; 7 окт. 1910 г. шел в театре П. Гайдебурова. Лебединая песня (Калхас). Драматический этюд в одном действии. 1887 г. Первая постановка 19 февр. 1888 г. в театре Корша (Москва) и 19 янв. 1890 г. в Александрийском театре (Петербург). Медведь. Шутка в одном действии. 1888 г. Первая постановка 28 окт. в театре Корша (Москва). Предложение. Шутка в одном действии. 1888 г. Ночь перед судом. Незаконченная инсценировка рассказа 1886 г. под тем же заглавием. Леший. Комедия в четырех действиях. 1889 г. Первая постановка 27 дек. 1889 г. в театре М. Абрамовой (Москва). Татьяна Репина. Драма в одном действии. 1889 г. Свадьба. Сцена в одном действии. 1889 г. Трагик поневоле. (Из дачной жизни)- Шутка в одном действии. 1889 г.
Юбилей. Шутка в одном действии. 1891 г. Чайка. Комедия в четырех действиях. 1896 г. Первая постановка 17 окт. 1896 г. в Александрийском театре (Петербург); 32 ноября 1896 в театре Соловцова (Киев); 17 дек. 1898 г. постановка в Московском Художественном театре. Дядя Ваня. Сцены из деревенской жизни в четырех действиях. 1897 г. Первые постановки в провинциальных театрах; 25 окт. 1899 г. поставлена в Московском Художественном театре. Три сестры. Драма в четырех действиях. 1900г. Первая постановка 31 янв. 1901 г. в Московском Художественном театре. Вишневый сад. Комедия в четырех действиях. 1903 г. Первая постановка 17 января 1904 г. в Московском Художественном театре. О замысле последней, задуманной, но неосуществленной Чеховым пьесы вспоминает К. Станиславский в своих мемуарах.— Станиславский, К. Моя жизнь в искусстве. М. ГАХН, 1926.' стр. 361.
Иванов. Общая характеристика пьесы и работы над ней дана Чеховым в письмах к А. Суворину (окт. — дек. 1888).— Письма А. П. Чехова под ред. М. П- Чеховой, т. II, изд. 2-е, стр. 176, 189—190, 251, 272. Развернутая характеристика пьесы и ее героев дана в письмах: Письма А. П. Чехова. Под ред. М. П. Чеховой, т. II., изд. 2-е, стр. 273—282, 296—297, 313— 314. — Постановке „Иванова" в Александрийском театре (Петербург) посвящены письма:—Письма А. П. Чехова. Под ред. М. П. Чеховой, т. П., изд. 2-е стр. 253, 283, 286, 287, 291, 298 -299, 301—303, 306. Дядя Ваня. О постановке „Дяди Вани" см. письма: — Письма А. П. Чехова к О. Л. Книппер, стр. 40—41, 45. 11исьма А. П. Чехова. Под ред. М. П. Чеховой, т. V, стр. 14, 431. Леший. Высказывания о „Лешем" в письмах: — Письма А. П. Чехова. Под ред. М. П. Чеховой, т. II, изд. 2-е, стр. 191— 197, 202, 337, 384—385, 425, 431, 447, 455, 475, 478. Чайка. Оценка пьесы Чеховым: - Письма А. П. Чехова, под ред. А. П. Чеховой, т. VI, стр. 422.—Постановка пьесы в Александрийском театре (Петербург): — Письма А. П. Чехова. Под ред. М. П. Чеховой, т. IV, стр. 478—474, 483, 489, 501. — Постановка в МХТ: Письма А. П. Чехова. Под ред. М. П. -Чеховой, т. V, стр. 300, 391—392.
Три сестры. Общая оценка пьесы Чеховым:—Письма А. П. Чехова, под ред. М. П. Чеховой, т. VI, стр. 102, 106, 133. Постановка в МХТ:—Письма А. П. Чехова, под ред. М. П. Чеховой, т. VI, стр. 119, 121, 125, 167, 170; Письма А. П. Чехова к О. Л. Книппер, стр. 86, 91, 93, 95. Вишневый сад. Высказывания о работе над пьесой, ее характеристика дана в письмах Чехова к В. И. Немировичу-Данченко, М. П. Алексеевой, О. Л. Книппер и др.:—Письма А. П. Чехова. Под ред. М. П. Чеховой, т. VI, стр. 314, 316, 346.— Письма А. П. Чехова к О. Л. Книппер, стр. 345, 355, 362, 363. — Большое место в письмах Чехова уделено постановке пьесы в МХТ, трактовке отдельных ролей.—Письма А. П. Чехова. Под ред. М. П. Чеховой, т. VI, стр. 311, 312, 324, 326—329, 331, 333, 336. Письма А. П. Чехова к О. Л. Книппер, стр. 360, 361, 364, 365, 369, 371, 373, 377, 380, 385, 388, 389, 409, 415, 421.
III Критическая литература о Чехове-драматурге
Общие оценки драматургии Чехова даны в статьях: Воровский, В. Лишние люди. — Правда, 1905, № 6, с. 113— 144; также в книге Воровского: Сочинения, том П. М., Соцэкгиз", 1931, стр. 30—69. „Лишние" люди в драмах Чехова и социальная обусловленность их появления. Антон Павлович Чехов. Его жизнь и сочинения. Сборник историко-литературных статей. Составил В. И. Покровский. М. 1907, стр. 828—924. Статьи: Иванов „Достоинства и недостатки драмы Чехова „Иванов". - Р. Д Остов драмы и господствующее в ней настроение. — Оболенский. Недостатки социологической и художественной точки зрения в драме „Иванов". — Айхенвальд, Ю. Анализ „Чайки".— Перцов. Общий колорит „Дяди Вани". — Б о г дан о в и ч. „Дядя Ваня" и „Три сестры" на сцене Художественного театра.— П. П. „Дядя Ваня" на Берлинской сцене — Перцов. Инерция жизни в „Трех сестрах". — Д ж о н со н. Содержание „Вишневого сада" и его элегический характер. - Айхенвальд, Ю. Мотив Чеховской музы в „Вишневом саде", действующие лицо и общность их настроения и страдания. — Глинка. Процесс тления и отмирания жизни в.Вишневом саде",— Неведомский. Символический элемент в „Вишневом саде". Мейерхольд, Вс. Театр (К истории и технике). — В сборнике: Театр. Книга о новом театре. Спб., „Шиповник", 1908, стр. 125—176; также в книге М.: О театре. М., 1913. стр. 14 — 28. Натуралистический театр и театр настроения. Постановка.Чайки" в МХТ. Усвоение ритма чеховских пьес театром. Постановка „Вишневого сада". Непонимание театром сущности чеховской драмы.
Ф р и ч е, В. М. Эволюция театра и драмы (1881—1908).— В книге: Из истории новейшей русской литературы. М., „Звено", 1910, стр. 61—148. Стр 77 -101: Натуралистический принцип „среды" и импрессионизм „настроения" в драмах Чехова. Новая драматургическая и театральная техника. А. П. Чехов. Литературный быт и творчество русских писателей по воспоминаниям, дневникам и письмам. Сост. Вал. Фейдер. Л., „Academia", 1928. Стр. 78—84,142—152 „Иванов"; стр. 152—154 „Татьяна Репина"; стр. 158—159 „Леший"; стр. 249—254.Чайка"; стр. 257-275, 301—311, 326—337 „Дядя Ваня"; стр. 359-375 „Три сестры"; стр. 428—449 „Вишневый сад". Звучит ли Чехов-драматург сегодня? (Анкета)- — Рабис, 1929, № 29, 16 июля, стр.8. Ответы: Н. А. Семашко, Вс. Мейерхольд, А. Л. Загаров, Н. О. Волконский, В. Г. Сахновский, И. А. Донатов, В. В Куза, М. В. Соколовский. Соболев, Ю. Чехов-драматург. — А П. Чехов. Собрание сочинений. Под ред. А. В. Луначарского и С. Д. Балухатого (Приложение к журн. „Огонек"). М., 1929, книга 17, стр! 22; в переработанном виде в книге Соболева: Чехов М, „Федерация", 1930, стр. 81—131. Чехов и МХТ.Драматургические приемы Чехова, „Настроение" в пьесах Чехова. Чехов-водевилист. „Вишневый сад" и его постановка в МХТ. Ф р и ч е, В. М. А. П. Чехов. — В книге А. П. Чехов. Полное собрание сочинений. Под ред. А. В. Луначарского и С. Д. Балухатого. Том I. М.-Л., ГИХЛ, 1930, стр. 31 — 34, 64—66, 74—81. Чехов и театр. Тематика чеховских пьес. Гибель дворянской усадьбы. („Вишневый сад".) Павлов, В. Театр Чехова.—Красная новь, 1929, № 7, с. 216-226. Смена двух укладов жизни — как основная тема чеховской драматургии. Статика пьес Чехова и ее обусловленность. Добрано в, Ю. Социология чеховских пьес. — Русский язык в сов. школе, 1930, № 3, стр. 65—73. Эволюция драматургии Чехова. Герои пьес Чехова Дворянство в изображении Чехонп Статика пьес Ч< хонп, снижение роли героя. Власов, В. Анализ драматургии А. Чехова.— Литература и марксизм, 1931, № 5, стр. 76—90.
„Легпий" и „Дядя Ваня" как два варианта одной темы. Герои Чехова. „Вишневый сад". Анализ основных образов. Оптимизм последней пьесы Чехова. Балухатый, С. Д. От „Трех сестер" к „Вишневому саду" —Литература, 1931, № 1, стр. 109-178. Творческий путь Чехова-драматурга. Стиль Чехова „Дядя Ваня" и оценка пьесы в критике. Постановка „Трех сестер" в МХТ и восприятия пьесы современниками. Поиски Чеховым новых комедийных форм. Новая редакция водевиля „О вреде табака". Работа над „Вишневым садом". Близость тематики пьесы и рассказа „У знакомых". Постановка.Вишневого сада" МХТ'ом. Оценка пьесы в критике. Балухатый, С. Драмы Чехова. — А. П. Чехов. Полное собрание сочинений под ред. А. В. Луначарского и С. Д. Балухатого, т. IX. Пьесы. М.-Л. ГИХЛ, 1932, стр. 5—27. Общая характеристика тематики и стиля пьес Чехова 196 Балухатый, С. [Комментарии к пьесам Чехова].—А. П. Чехов. Полное собрание сочинений. Под ред. А. В. Луначарского и С. Д. Балухатого, т. IX. Пьесы. М.-Л., ГИХЛ, 1932, стр. 339—359; т. XII, ГИХЛ. 1932, стр. 304—311. Сведения о работе Чехова над пьесами, главнейшие текстологические изменения, критические отзывы современников Мустангов а, Е. Чехов-драматург.—Лит. учеба, 1933, № 10, стр. 42—60. Тематика и герои пьес Ч. Социальная значимость чеховской драматургии В а х т а н г о в, Е. Б. Из дневников и записей. — Кр. Новь, 1933, № 10, стр. 204—220.' Стр. 211, 216, 218, 219. Высказывания о сущности чеховских драм, натуралистическом методе и сценической трактовке Станиславского. О подлинно театральном понимании Чехова. Анализ драматических приемов Чехова дан в специальных исследованиях: Григорьев, М. Сценическая композиция чеховских пьес. М., Изд. Кубе и ВЛХИ, 1924, 123 стр. Мотивы чеховских пьес. Драматургические приемы Чехова. Балухатый, С. Проблемы драматургического анализа, Чехов. Л., „Academia", 1927,186 стр. (Вопросы поэтики, вып. XI, Ин-т истории искусства). ,н*3 Приемы Чехова-драма гурга. Поиски и создание новой драмы. Драма „насгр>ения" Характеристика героев, композиция пьес, сюжет, диалог в пьесах Чехова. Анализ пьес „Иванов", „Леший", „Чайка", „Дядя Ваня", „Три сестры", „Вишневый сад". Сценическая трактовка пьес Чехова в Московском Худож. театре. Отношение театральной цензуры к Чехозу освещено в статьях: Балухатый, С. Чехов и драматическая цензура. (По неизданным материалам.) — Русский современник, 1924, № 2, стр. 187—191. „На большой дороге", „Медведь", „Иванов", „Чайка",,,Вишне- вый сад" Балухатый, С. Д. Переделки произведений в драматической цензуре. — Чеховский сборник. М., А. П. Чехова и его эпохи", 1929, стр. 236—239. Инсценировки чеховских рассказов и цензура.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |