Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изменения, касающиеся инстинктивных влечений




Подростковые реакции как прототип нарушений развития

Вернемся к проблемам подросткового возраста, которые, на наш взгляд, являются прототипом нарушений развития.

Если в детских заболеваниях мы обычно сталкиваемся с из­менениями в той или иной области личности ребенка, у подрост­ков мы имеем дело с изменениями личности в целом. Физиоло­гическая основа этого — изменения физического размера, роста и внешнего вида. Они предполагают также эндокринные из­менения, которые должны полностью трансформировать сексу­альную сферу. Эти изменения наблюдаются в агрессивных про­явлениях, прогрессе интеллектуальных функций, переори­ентации по отношению к объектам любви и социальным связям. Коротко говоря, переворот в характере и личности в целом ча­сто оказывается таким радикальным, что вчерашний ребенок це­ликом замещается новым зарождающимся образом подростка.

Говоря о сексуальных инстинктивных влечениях у подростков, я считаю полезным разделить количественные и качественные изменения. Первое, что мы наблюдаем в предподростковый период, — это беспорядочное усиление активности влечений,

 

326 Раздел V. Детская психопатология

воздействующее на все аспекты, характеризующие детскую сексуальность. Мы отмечаем сексуально-агрессивные реак­ции, свойственные первым пяти годам жизни. В это время до­стигший предподросткового возраста индивид становится, как на ранней стадии, более ненасытным, более жадным, более жестоким., более грубым, более навязчивым и любопытным, более хвастливым, более эгоцентричным, более невниматель­ным к другим, чем он был раньше. За увеличением инфантиль­ных элементов практически сразу же следует изменение каче­ства влечений, а именно: смена нрегенитальных сексуальных импульсов генитальными. Этот новый элемент ставит подро­стка перед опасностью, с которой он не привык бороться. Так как на этой стадии он все еще живет и функционирует как член семейного союза, он оказывается перед возможностью позво­лить новым генитальным побуждениям связаться со старыми объектами любви, то есть родителями и сиблингами.

Изменения в структуре эго

Наблюдатель может запутаться сперва в сексуально-агрес­сивном прегеннтальном поведении, а затем в инцестуозных фантазиях, которые и вызывают изменения в структуре эго, что производит на наблюдателя впечатление полного перево­рота в личности подростка, а также его полной непредсказу­емости. Подростком предпринимаются серьезные попытки удержать под контролем возрастающее количество влечений, так же как это происходило в недавнем прошлом. Это удается за счет большого напряжения со стороны защиты. Это озна­чает, что е дело вступает больше подавления, больше реактив­ных образовании, больше идентификаций и проекций, в не­которых индивидуальных случаях наблюдаются даже более решительные попытки рационализации и сублимации. Это также означает, что цслосгная защитная система эго перенап­ряжена, что чревато срывами в ситуациях неистовой активно­сти инстинктов. Когда мы подходим к подростку, мы никогда не знаем, с чем столкнемся: с его перенапряженной, затормо­женной, глубоко защищенной личностью или инфантильной, открыто агрессивной, открыто сексуальной несдержанной сущ­ностью.


Подростковый возрост как нарушение развития 327

Изменение отношения к объектам

То, что в какой-то степени защищало подростка от давления большого количества инстинктов, оказывается совершенно неэффективным против получивших пальму первенства гени-тальных стремлений, присущих взрослой сексуальности. Ни­что не поможет подростку избежать полного отказа от людей, которые были важны для него как объекты привязанности в прошлом, мы говорим о родителях. Борьба с родителями про­является в различных формах: открытое проявление безразли­чия к ним, то есть отрицание их значимости; пренебрежение ими, так как, считая их глупыми, бесполезными и ни па что не способными, подростку оказывается легче жить без них; что подтверждают открытая дерзость и бунт против убеждений и соглашений, которые они раньше разделяли. От того, что все это перемежается возвратами к беспомощности и зависимос­ти, родителям не становится легче. Очевидно, что задача, сто­ящая перед ними, двояка: держаться в тени, быть невосприим­чивыми и в то же время полностью измениться, как только по­надобится быть заботливыми, бдительными и полезными, как раньше.

Чем крепче была связь между ребенком и родителем, тем более жестокой будет борьба с ним в подростковый период.

Изменения в идеалах и социальных отношениях

Возрастные изменения в социальных отношениях подростка являются прямым следствием его выхода из семьи. Он не толь­ко остается без своих старых привязанностей; вместе с при­вязанностью к родителям он перечеркивает идеалы, которые раньше разделял с ними, и ему необходимо найти замену этим идеалам.

Вот два пути, которые, как я предполагаю, ведут к разным образцам подростковой культуры. Некоторые подростки поме­щают на место родителей лидера, выбранного ими самостоятель­но, но который является представителем старшего поколения. Этим человеком может быть университетский преподаватель, поэт, философ, политик, который наделяется богоподобными качествами и за которым следуют радостно и без оглядки. В на­ше время подобные решения относительно редки. Более часто


328 Раздел V. Детская психопатология

осуществляется вторая возможность, когда группа ровесников в целом или ее представитель возводится в роль лидера и стано­вится непререкаемым судьей в вопросах морали и эстетических ценностей.

Отличительным признаком новых идеалов, так же как и но­вых эмоционально значимых объектов, является их противопо­ложность предыдущим. В далеком прошлом, когда я сама была подростком, я участвовала в так называемом Молодежном дви­жении, первой попытке организации независимой подростко­вой культуры. Оно было направлено против буржуазного само-* довольства и капитализма и проповедовало идеи социализма, интеллектуальной свободы, эстетизма и т. д. Поэзия и класси­ческая музыка — то, во что не верили взрослые, объединяло подростков. Мы знаем, насколько изменились времена за два поколения. Теперь подросткам все труднее открывать новые идеи — неважно, конструктивные или гибельные, но способные провести разграничительную линию между их собственными жизнями и жизнями их родителей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.