Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стеричеокие эффекты




 

Описываемые электронные эффекты могут изменяться или даже полностью уничтожается под действием стерических факторов. Так, делокализация посредством π - орбиталей может происходить только в том случае, если участвующие атомные р- и π -орбитали параллельны или почти параллельны. В противном случае становятся невозможным их перекрывание.

В качестве примера можно указать на диметиланилин и его 2,6-алкильное производное:

       
   
 

Основные свойства соединения (1) более слабые, чем у (2), т.к. в первом случае имеет место р,π – сопряжение, а во втором, в силу стерических препятствий сопряжение отсутствует.

 

Индукционный эффект Мезомерный эффект
Характерен для насыщенных групп или соединений Чаще проявляется в ненасыщенных, особенно в сопряженных соединениях.
Обычно связан с электронами σ – связей Обычно связаны с π-связями и орбиталями
Оказывает влияние только на небольших расстояниях в насыщенных цепях Могут передаваться от одного конца больших молекул к другому при условии наличия сопряжения без затухания.

Оба вида электронных смещений влияют на свойства соединений и в статическом и в динамическом состояниях: они сказываются на положении равновесия, на скорости реакций, на силе кислот и оснований, а. так же, на реакционной способности соответствующих алкилгалогенидов, на относительной легкости замещения различных ароматических соединений.

Задания для самоподготовки

  1. При подготовке к практическому занятию №4 «Хлорпроизводные углеводородов» внимательно изучите материал методического пособия с. 3-6. Ответе на вопрос: каковы взаимные влияния атомов услерода, водорода и галогенов в молекулах хлорэтана, хлороформа и йодоформа. С точки зрения строения молекулы опишите их физические и химические свойства.
  2. При подготовке к практическому занятию №5 «Спирты» внимательно изучите материал пособия с. 3-7. Ответе на вопросы:

· Почему спирты являются амфотерными веществами.

· Как проявляются кислотные свойства у спиртов.

· Почему первые представители ряда предельных одноатомных спиртов – жидкости.

· Как на кислотность спиртов влияет введение в радикал галогенов.

3. При подготовке к практическому занятию №6 «Альдегиды» внимательно изучите материал пособия с. 8-10. Ответе на вопросы:

· Что такое мезомерный эффект и как он проявляется в карбониле.

· С помощью схем объясните какой альдегид будет более склонен к образованию полуацеталей уксусный или хлораль. Ответ обоснуйте.

4.При подготовке к практическому занятию №6 «Карбоновые кислоты» внимательно изучите материал пособия с7-8 и 11-12.. Ответе на вопросы:

· Объясните как на основе только формулы карбоновой кислоты определить ее относительную силу по сравнению с другими карбоновыми кислотами на примере уксусной и хлоруксусной кислот.

· Объясните, почему в молекулах предельных, непредельных и хлорзамещенных кислот направление действия индукционного и мезомерного эффектов могут отличаться.

· Из представленных кислот выберите самую сильную и слабую. Ответ подтвердите схемами направления влияния эффектов: уксусная, третбутановая, хлоруксусная.

  1. При подготовке к практическому занятию №14 «Арены» внимательно изучите материал пособия с. 9-15. Ответе на вопросы:
    • Что такое заместители первого и второго рода.
    • Почему электронодонорные радикалы увеличивают электронную плотность в орто- и мета- положениях.
    • Почему электроноакцепторные радикалы увеличивают электронную плотность в мета- положении.
    • Предложите путь синтеза 2,4,6-тринитротолуола. Объясните влияние радикалов на ядро бензола.
    • Предложите путь синтеза м-сульфобензоата. Объясните влияние радикала на ядро бензола.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.