Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Выводы и предложения по регулированию миграционных процессов и расширению их влияния на российский рынок труда




Выводы и предложения по регулированию миграционных процессов и расширению их влияния на российский рынок труда.

Процессы международной трудовой миграции регулируются как государством, так и международно-правовыми актами. В основе регулирования этого процесса лежат две противоположные тенденции. С одной стороны, следование принципам открытой экономики требует от государства соблюдения принципа свободного перемещения трудовых ресурсов и населения, а с другой – реальная обстановка в стране заставляет применять разного рода запреты и ограничения.

Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 г., провозглашает свободный выбор места жительства и работы как основополагающее право человека. Однако реальные условия каждой страны диктуют выработку национальной миграционной политики, включающей комплекс законодательных, организационных и других мер, позволяющих регулировать въезд в страну и выезд из нее. Государственное регулирование экспорта рабочей силы направлено как на защиту прав интересов трудящихся-мигрантов в странах, применяющих иностранную рабочую силу, так и на возмещение потерь от выезда национальной рабочей силы за рубеж.

Российские власти также используют определенные меры для регулирования въезда иностранной рабочей силы в страну. В декабре 1993 г. Указом Президента было утверждено Положение о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы. В нем устанавливался порядок трудовой деятельности работников-иммигрантов на территории России. Это дало государству определенные возможности контроля процесса их привлечения, квотирования количества рабочей силы на уровне субъектов Федерации с учетом состояния региональных рынков труда.

Разрешение на привлечение рабочей силы из-за рубежа может выдаваться российским юридическим лицам, предприятиям с иностранными инвестициями, действующими на территории России, а также отдельным российским, иностранным физическим лицам и лицам без гражданства, проживающим в нашей стране, использующим труд наемных работников в личном хозяйстве. Привлечение рабочей силы из-за рубежа делает весьма актуальной проблему бесконтрольного въезда на территорию России граждан из стран с неразвитой экономикой. Официальная численность этой категории иммигрантов будет составлять ежегодно (в ближайшие годы) около 100 тыс. человек. Все вышеизложенные соображения характеризуют Россию как активного участника потоков международной миграции, выступая одновременно в качестве страны, посылающей и принимающей мигрантов, а также транзитной страны.

К сожалению, регулирование миграции в рассматриваемых странах отличается низкой эффективностью, что связано с отсутствием четкой концепции миграционной политики, часто происходящими структурными реорганизациями государственных ведомств, занимающихся вопросами миграции, и сменой руководящих лиц, с неповоротливостью и частичной коррумпированностью бюрократического аппарата, отсутствием опытных кадров и нехваткой финансовых средств. Важным дополнительным фактором в этом списке является также недостаточно тесное сотрудничество между правоохранительными органами и миграционными службами государств бывшего СССР и их коллегами из соседних стран, в частности, в борьбе с незаконной миграцией.

Неразвитое и не адекватное реалиям национальное законодательство искусственно сужает легитимное поле для законной миграции и соответственно расширяет масштабы незаконной миграции. Однако, миграционное законодательство развивается не в вакууме. Оно является проявлением официальной миграционной политики. В России, например, дискуссия о концепции миграционной политики продолжается уже более десяти лет, однако, до сих пор не сформировалось единой позиции в этом отношении ни среди политиков, ни в обществе в целом. Многие призывают сейчас к ужесточению миграционной политики, особенно в области иммиграции и транзитной миграции. В том случае, если это будет означать совершенствование пограничного контроля, ограничение незаконной миграции и нелегальной занятости, такая жесткость может быть оправдана. Однако, если она будет направлена на ограничении трудовой миграции и иммиграции на постоянное место жительства в Россию, она может нанести ущерб национальным интересам страны (главным образом, экономическим и демографическим интересам).

Кроме несовершенства законодательной базы в области регулирования миграции, другие проблемы связаны с ведомственной чехардой. На этот раз во главу угла была поставлена деятельность, направленная на борьбу с незаконной миграцией. После террористических атак в США в мире развернулась широкая кампания борьбы с терроризмом, которая в конкретных российских условиях стала синонимом борьбы с миграцией в Россию в целом.

Однако мировой опыт борьбы с незаконной миграцией убедительно доказывает, что она не может быть преодолена путем «административной атаки». Для России этот вопрос особенно чувствителен, поскольку большая часть миграций на территории бывшего Советского Союза является результатом исторических причин, и меры в отношении этих миграций должны быть иными, чем в отношении миграций извне региона. Поэтому важно соблюсти баланс между запретительными и регулирующими мерами миграционной политики. Конечно, России необходимо улучшить состояние пограничного контроля. Российское законодательство должно быть усовершенствовано в плане разработки наказаний за организацию и пособничество в торговле мигрантами и нелегальную переправку граждан третьих стран через территорию России. Однако эти запретительные меры не должны вступать в противоречие с реальностью, а именно с тем, что сотни тысяч «незаконных» мигрантов из стран бывшего СССР являются постоянными жителями России. При разработке стратегии сотрудничества в области регулирования миграции между ЕС и Россией следует иметь в виду, что вместе с окружающими ее «новыми суверенными государствами», это пространство представляет собой самостоятельную миграционную систему. Нынешнее и будущее развитие этой системы во многом определяется различиями в демографических и экономических потенциалах между странами региона, на фоне которых, с одной стороны, формируется тенденция образования единого рынка труда, а с другой стороны, существуют сложившиеся тесные взаимоотношения системы в целом с европейскими странами, особенно с вступающими в ЕС государствами.

Более или менее утвердившимся является мнение о том, что стихийный характер миграционных процессов на территории России и других государств СНГ должен быть поставлен в законные рамки. Это касается как временных, так и постоянных миграций. После того, как будет создана легитимная база для регулирования миграции, откроются более широкие возможности для международного сотрудничества и соглашений в этой области.

Как нам представляется, миграционная политика должна стать сферой активного сотрудничества между всеми заинтересованными сторонами: странами происхождения мигрантов, странами их назначения и транзитными государствами. Эффективность такого сотрудничества непосредственно зависит от того, насколько будут поняты и учтены взаимные интересы. Нынешние острые вопросы, относящиеся к миграции, такие как Калининградский транзит, подчеркивают правильность этой идеи.Поле, на котором может развиваться сотрудничество между расширяющимся Европейским Союзом и его восточными соседями, обширно и может охватывать различные аспекты — от технической помощи до линии на постепенное углубление интеграции в ЕС.

В связи с этим определенный интерес представляет собой предложение, сделанное президентом Владимиром Путиным относительно возможного включения России в Шенгенское пространство и обеспечения безвизового въезда в Европу для российских граждан. В настоящий момент это предложение может показаться абсурдным и нелепым. Однако обстоятельный анализ такой перспективы может доказать обратное. Подразумевается, что когда страна намерена вступить в Шенгенское пространство, она должна принять на себя определенные обязательства, касающиеся укрепления ее границ с третьими странами. В случае с Россией речь идет об усилении пограничного контроля на ее восточных рубежах, совершенствовании контроля за передвижением транзитных мигрантов, развитии общей миграционной базы данных, борьбе с незаконной миграцией во всех ее формах, с нелегальной переправкой мигрантов, в частности.

Заключение

В заключении можно сделать вывод, о том что миграция оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие. Современное положение требует четкой миграционной политики на уровне страны, а также отлаженной системы управления миграционными процессами. Одним из возможных направлений совершенствования системы управления миграцией может стать предварительная корректировка бюджета края с учетом социально-экономических последствий миграции. Все вышеуказанное позволяет сделать некоторые выводы:

1. Миграционные процессы при снижении их масштабов определяют в современных условиях прирост численности населения и являются крайне разнообразными по социальному, этническому, демографическому составу мигрантов.

2. Миграционные потоки в различной степени влияют на социальное и экономическое положение и отдельные элементы его социальной инфраструктуры. 3. Система управления миграцией сводится сегодня к фиксации прибывающих мигрантов и принятию ограничительных актов. При этом не просчитываются последствия различных видов миграции.

Список использованной литературы

1. Экономическая теория. Учебник./Под ред. В.Д.Камаева. – 8-е изд. – М., 2002.

2. Экономическая теория (политэкономия): Учебник./Под общей ред. Профессоров В.И.Видяпина, Г.П.Журавлевой. – М., 2000.

3. Экономическая теория./ Под ред. С.С.Носова. – М., 2003.

4. Рынок труда. Учебник./Под ред. П. Э. Шлендера. – М., 2004.

5. Куценко Т. И. Нелегальная миграция и незаконная занятость иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ //Нелегальная иммиграция / Научная серия: Международная миграция населения: Россия и современный мир. М., 2002.№9.С.78.

6. Ивахнюк И., Дауров Р. Незаконная миграция и безопасность России: угрозы, вызовы, риски // Миграция и национальная безопасность / Научная серия: Международная миграция населения: Россия и современный мир. М., 2003. С. 31–32.

7. Миграционная политика западных стран. Альтернативы для России. М., 2003.С.163.

8. Гельбрас В. Г. Китайская реальность в России. М., 2001.

9. Попов А. Д. Иностранная рабочая сила в экономике России // Международная научнопрактическая конференция «Миграция населения и перспективы демографического развития России». 22 ноября 2002 года (Доклады и тезисы докладов.) М., 2002. С. 146; см. также статью Е. Тюрюкановой «Трудовая миграция и новые формы эксплуатации труда в России» в настоящем номере «ОЗ».

10. Ананьев А. Н. Перепись населения в разработке перспектив социально-экономического развития страны // Международная научно-практическая конференция «Демографическое развитие России через призму переписи населения 2002 года». 30 января 2004 года (Доклады и тезисы докладов.) М., 2004. С. 35.

11. Збарская И. А. Предварительные итоги Всероссийской переписи населения // Миграция и внутренняя безопасность / Сборник материалов IX Международного семинара по актуальным проблемам миграции. 23–24 июня 2003 г. М., 2003. С. 56.

12. Батуркин А. П. Некоторые аспекты нелегальной миграции в Москве. Нерегулируемость миграции — одна из основ преступности и терроризма // Там же. С.47

13. См.: Красинец Е., Кубишин Е., Тюрюканова Е. Нелегальная миграция в Россию. М., 2000. Иностранные мигранты в России (тысячи) Источник: Госкомстат, 2002 г.

14. Витковская Г. С. Незаконная миграция в России: ситуация и политика противодействия // Нелегальная иммиграция / Научная серия: Международная миграция населения: Россия и современный мир. М., 2002. Вып. 9. С. 14.

15. Тюрюканова Е. В. Глобализация международной миграции: роль женщин // Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики. М., 2002. С. 285–286.

16. Архипов Ю. А. Миграционная ситуация и ее влияние на положение в стране и регионе // Миграция и внутренняя безопасность. Аспекты взаимодействия. Сборник материалов IX Международного семинара по актуальным проблемам миграции (23–24 июня 2003 г., Москва). М., 20

17. Н. Римашевская. Человеческий потенциал России и проблемы «сбережения населения».//Российский экономический журнал. – 2004. - №9-10 – с. 22

18. А. Некипелов. Уровень общественного благосостояния: подходы к оценке.// Российский экономический журнал. – 2004. - №7 – с. 37

19. В. Богдановский. Занятость в сельском хозяйстве: масштабы и динамика.//Человек и труд. – 2005. - №3 – с. 37

20. С. Калашников. Развитие рынка труда – неотъемлемый элемент государственной политики.// Человек и труд. – 2005. - №5 – с. 41

21. В. Роик. Старение населения – глобальный вызов XXI века и адекватные ответы.// Человек и труд. – 2006. - №2 – с. 33

22. М. Зайончковская. Миграционная ситуация в современной России.// Человек и труд. – 2005. - №6 – с. 48

23. А. Д. Попов. Неформальный сектор в аспекте затрат труда в экономике России.// Вопросы статистики. – 2005. - №7 – с. 36

24. Г. Е. Шевердова. Национальный состав России в свете итогов Всероссийской переписи населения 2002 года, причины, перспективы его изменения.// Вопросы статистики. – 2005. - №7 – с. 48

25. Журнал «Отечественные записки». – 2004. - №4

26. В. М. Моисеенко. Снижение масштабов внутренней миграции населения России: опыт оценки динамики по данным текущего учета.// Вопросы статистики. – 2004. - №7 – с. 47-56

27. http://www.archipelag.ru/

28. http://www.budgetrf.ru/

29. http://www.erudition.ru/


[1] Рынок труда. Учебник./Под ред. П. Э. Шлендера. – М., 2004.

[2] Экономическая теория. Учебник./Под ред. В.Д.Камаева. – 8-е изд. – М., 2002.

 

[3] Куценко Т. И. Нелегальная миграция и незаконная занятость иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ // Нелегальная иммиграция / Научная серия: Международная миграция населения: Россия и современный мир. М., 2002. Вып. 9. С. 78.

 

[4] Ивахнюк И., Дауров Р. Незаконная миграция и безопасность России: угрозы, вызовы, риски // Миграция и национальная безопасность / Научная серия: Международная миграция населения: Россия и современный мир. М., 2003. С. 31–32.

[5] Миграционная политика западных стран. Альтернативы для России. М., 2003. С. 163.

[6] Гельбрас В. Г. Китайская реальность в России. М., 2001.

 

[7] Попов А. Д. Иностранная рабочая сила в экономике России // Международная научнопрактическая конференция «Миграция населения и перспективы демографического развития России». 22 ноября 2002 года (Доклады и тезисы докладов.) М., 2002. С. 146; см. также статью Е. Тюрюкановой «Трудовая миграция и новые формы эксплуатации труда в России» в настоящем номере «ОЗ».

[8] Ананьев А. Н. Перепись населения в разработке перспектив социально-экономического развития страны // Международная научно-практическая конференция «Демографическое развитие России через призму переписи населения 2002 года». 30 января 2004 года (Доклады и тезисы докладов.) М., 2004. С. 35.

[9] Збарская И. А. Предварительные итоги Всероссийской переписи населения // Миграция и внутренняя безопасность / Сборник материалов IX Международного семинара по актуальным проблемам миграции. 23–24 июня 2003 г. М., 2003. С. 56.

[10] Батуркин А. П. Некоторые аспекты нелегальной миграции в Москве. Нерегулируемость миграции — одна из основ преступности и терроризма // Там же. С. 4.

[11] Красинец Е., Кубишин Е., Тюрюканова Е. Нелегальная миграция в Россию. М., 2000. Иностранные мигранты в России (тысячи) Источник: Госкомстат, 2002 г.

 

[12] Витковская Г. С. Незаконная миграция в России: ситуация и политика противодействия // Нелегальная иммиграция / Научная серия: Международная миграция населения: Россия и современный мир. М., 2002. Вып. 9. С. 14.

 

[13] Тюрюканова Е. В. Глобализация международной миграции: роль женщин // Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики. М., 2002. С. 285–286.

[14] Архипов Ю. А. Миграционная ситуация и ее влияние на положение в стране и регионе // Миграция и внутренняя безопасность. Аспекты взаимодействия. Сборник материалов IX Международного семинара по актуальным проблемам миграции (23–24 июня 2003 г., Москва). М., 2003. С. 39.

 

[15] А. Д. Попов. Неформальный сектор в аспекте затрат труда в экономике России.// Вопросы статистики. – 2005. - №7 – с. 36

[16] Архипов Ю. А. Миграционная ситуация и ее влияние на положение в стране и регионе // Миграция и внутренняя безопасность. Аспекты взаимодействия. Сборник материалов IX Международного семинара по актуальным проблемам миграции (23–24 июня 2003 г., Москва). М., 2003. С. 39.

 

 

[17] В. М. Моисеенко. Снижение масштабов внутренней миграции населения России: опыт оценки динамики по данным текущего учета.// Вопросы статистики. – 2004. - №7 – с. 47-56

 

[18] http://www.archipelag.ru/

 

Атмосфера представляет собой среду, в которой происходит распространение атмосферных загрязнителей от их источника; при этом влияние каждого данного источника определяется продолжительностью времени, частотой выпуска загрязнений и той концентрацией, воздействию которой подвергается какой-либо объект. С другой стороны, метеорологические условия играют лишь незначительную роль в уменьшении или устранении загрязнения воздуха, поскольку, во-первых, они не изменяют абсолютную массу выброса, во-вторых, в настоящее время мы еще не умеем воздействовать на основные протекающие в атмосфере процессы, определяющие степень рассеивания загрязняющих веществ. Проблема атмосферных загрязнений может решаться по трем направлениям: а) путем устранения образования отходов; б) путем установки оборудования для улавливания отходов на месте их образования; в) путем улучшения рассеивания выбросов в атмосфере.

Если допустить, что наилучшим способом устранения атмосферных загрязнений является контроль источников их образования, то практическая задача сводится к тому, чтобы привести расходы по снижению степени загрязнения в соответствие с объемом работ, уменьшающих до приемлемого уровня количество отходов. Величина требуемого для этого уменьшения абсолютной массы выброса загрязнений данным источником, зависит непосредственно от метеорологических условий и их изменения во времени и пространстве над данным районом.

Основные параметры, определяющие распространение и рассеивание загрязняющих веществ в атмосфере, могут быть описаны качественно и полуколичественно. Такие данные позволяют сопоставить различные географические пункты или определить возможную частоту условий, при которых будет происходить быстрая или замедленная диффузия в атмосфере. Наиболее характерным свойством атмосферы является ее непрерывная изменчивость: температура, ветер и осадки широко варьируют в зависимости от широты местности, времени года и топографических условий. Эти условия хорошо изучены и довольно подробно представлены в литературе.

В меньшей мере изучены и описаны в литературе другие важные метеорологические параметры, влияющие на концентрацию атмосферных загрязнений, а именно турбулентная структура ветра, низкие уровни температуры воздуха и градиенты ветра. Эти параметры широко изменяются во времени и пространстве и представляют собой на деле почти единственные метеорологические факторы, которые человек может изменить существенным образом и то лишь локально.

Загрязнение атмосферного воздуха населенных мест рассматривают обычно как результат индустриализации, однако оно включает не только вещества, выделяющиеся в процессе промышленного производства, но и естественные загрязнения, возникающие в результате вулканических извержений пылевых бурь, океанских прибоев, лесных пожаров, спорообразования растений и т. д. Оценка физиологического воздействия природных загрязнений атмосферы часто может быть более легкой, чем оценка влияния сложного загрязнения промышленными отходами. Характер природных загрязнений, а часто и их источники, как правило, лучше изучены.

Для того чтобы оценить роль атмосферы в качестве рассеивающей среды, необходимо рассмотреть физические процессы, способствующие рассеиванию различных веществ в атмосфере, а также значение таких неметеорологических факторов, как топография и география местности.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.