Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Маркетинг СМИ и социология журналистики




Термин «социология» (от лат, societas — общество и греч. logos — слово, понятие, учение) в общем значении «наука об обществе» был введен в оборот французским философом середины XIX века Огюстом Контом, и эта наука изучает поведение людей и функционирование общественных институтов.

Полученное на основе анализа представительных (репрезентативных) массовых данных знание о реальных фактах, процессах и тенденциях функ­ционирования тех или иных журналистских объектов мы называем социоло­гией журналистики. Ограниченная рамками социологии, как специальная со­циологическая дисциплина, она является в то же время одним из научных направлений журналистики. Отсюда специфические методология и методика исследования журналистики, опора на смежные дисциплины: с одной сторо­ны, на социальную психологию, теорию управления, с другой — на теорию творчества, функций, эффективности и т.п. В конкретных социологических исследованиях массово-информационных процессов имеют дело с данными, полученными путем опросов, анализа массивов документов, изучения журна­листских текстов, широкого наблюдения, сбора мнений большого числа экс­пертов. Собранная таким образом информация позволяет увидеть всесторон­не картину изучаемого объекта во всех его связях, чертах, факторах, а анализ и интерпретация эмпирических данных помогают определить научно обоб­щенные характеристики этого объекта, сформулировать выводы, оценки, ре­комендации по улучшению его состояния и деятельности.

Как уже говорилось, в маркетинге начинают именно с социологичес­ких исследований, стремясь выявить размеры, а также интересы, мотивы, информационные запросы и предпочтения потенциальной, расчетной, ре­альной аудитории, ее всесторонние характеристики. Но все это является задачей социологии журналистики. Ее методы аналогичны методам марке­тингового исследования: опрос (интервью, анкетирование), наблюдение, анализ журналистских текстов, архивных материалов, писем в редакцию, редакционных документов; затем данные проходят статистическую обра­ботку, наполняют таблицы, обобщаются и интерпретируются с примене­нием сравнения и сопоставления, индукции и дедукции, анализа и синтеза и т.д. Таким образом, социологию журналистики можно рассматривать как инструмент маркетинга средств массовой информации. Снабдив работни­ков СМИ данными о положении на информационном рынке, рынке жур­налистского труда, она дает возможность уверенно реализовывать другие маркетинговые мероприятия — сегментирование рынка, позиционирова­ние издания, инновацию и т.д.

Конечно, социология журналистики, особенно на макроуровне, вы­полняет и иные задачи, когда выявляет тенденции развития средств мас­совой информации или анализирует систему СМИ как социальный ин­ститут. Некоторые исследователи, рассматривая состав социологии жур­налистики, пишут о трех уровнях: на первом — общесоциологическом — решаются методологические вопросы об общественном назначении и роли прессы, закономерностях ее функционирования и совершенствования в социальных системах, влиянии на развитие цивилизации. На втором — специальном — разрабатываются частные, более конкретные теории: о массовой аудитории, отдельных ветвях СМИ, о социологии журналистс­кого труда. На третьем — эмпирическом — собирают и систематизиру­ют конкретные явления журналистского процесса — о деятельности ре­дакций, мнениях публики, письмах в органы печати [50]. Если исходить из такой классификации задач социологии журналистики, то на третьем и частично на втором уровнях она и встраивается в маркетинг средств массовой информации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 702; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.