Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ремесла




Мастерские и склады изделий из металла, камня или раковин можно рассматривать как свидетельст-вапостепенной специализации ремесел. В целом ряде поселений караново (Ситагрой, Хиршова, Видра, Русе и Караново) археологи обнаружили кузницы со следами медных шлаков, плавильными тиглями, не­доделанными медными инструментами или украше-


ниями. Не исключено, что к этому времени добыча кремня, минералов и меди превратилась в самостоя­тельное занятие. Золотые изделия, в большом коли­честве обнаруженные в варнских захоронениях, ско­рей всего были изготовлены специальными мастера­ми, — не исключено, что они принадлежали к храмовым мастерским, — которые умели делать из золота настоящие сокровища. Так, в святилище Хот-ница (Северная Болгария) было найдено значитель­ное число браслетов, выполненных в едином стиле, а также абстрактных изображений Богини, которые представляли собой круглые пластинки с глазами отверстием посередине100. Мастерские по изготовле­нию украшений и статуэток из кости или раковин спондилус стали известны благодаря раскопкам тел-

ля
 

Хиршова в Добрудже'

В двухэтажном святилище в Радинграде, побли­зости от Разграда (Восточная Болгария), первых ве­ков Vтыс. до н.э. на первом этаже была керамиче­ская мастерская, а собственно святилище с жертвен­ником — на втором. В мастерской с одной стороны располагался большой очаг, с другой — недоделанные сосуды, неиспользованная глина и набор инструмен­тов для отделки гончарных изделий: приспособления для лощения из оленьей кости, кремневые лезвия, птичьи кости, остроконечные инструменты, шилья и плоские камни для растирания охры. Надо сказать, что радинградская мастерская со святилищем на вто­ром этаже — ключ к пониманию назначения других двухэтажных керамических мастерских, встречаю­щихся в культурах кукутени, караново и тиса. Луч­ший тому пример -кукутенская мастерская в Вар-варовке (рис. 3-87). В ней и в других подобных при-храмовых общинных мастерских изготовлялись прекраснейшие сосуды и предметы ритуального на­значения. Конечно, не исключено, что здесь делали и обычные горшки, необходимые семьям для домаш­него обихода однако археологи находят там лишь тонкостенную и весьма изысканную керамику.

Можно предположить, что изготовление керами­ки происходило под наблюдением женской части се­мьи, и почти нет сомнений, что женщины ее декори­ровали. На это указывает ряд женских захоронений из восточновенгерского могильника Башатанья (фаза бодрогкерестур), погребальный инвентарь которых включал инструменты для полировки, раскраски и гравировки — плоский камень, рыбью кость, костяное приспособление для лощения, пиксиду* и черпачок102.

Конечно, для того чтобы считать украшение ке­рамики прежде всего женским занятием, необходи­мо располагать большим объемом данных. Не исклю­чено, что в ее изготовлении принимали участие и мужчины. Однако, если мы посмотрим на модели святилищ, то за производством керамики обычно изображены только женщины.


 

Цилиндрический сосуд баночной формы с плоскими плечиками и крышкой.



Гимбутас М. Цивилизаця я Ве ш кой Бо


 



Рис. 3-86


 

 

Рис. 3-86 Карбунский клад: медщп резец, наручные браслет топор и подвески из мед пластин, найдены в rpyi видном сосуде с крыши! (нижний рисунок). Мода] вия, приблизительно XLV1 ХLVвв. до н.э. Масим подвески 1:1, все проч 1:3.

 

 


(та Ш. Зенит европейс кой цив и лизации:: ентрал ьная и и осточная Г.кртш., 50 0 -3500 гг г до н.э. _________________________ 135



Рис. 3-87


Рис. 3-87 Реконструкция керамиче­ской мастерской из Варва-ровки VIII, Молдавия. Воз­можно, что это была храмо­вая мастерская, причем святилище располагалось на втором этаже. Приблизи­тельно 4000 г. до н. э.


 


Рис. 3-88

 

 


 


Рис. 3-88 Возможные варианты ре­конструкции примитивного гончарного круга на основа­нии данных из Варваровки, Молдавия. Приблизительно 4000 г. до н.э.


4V



Гимбутас М. Цивилизация Великой 1


 


Рис.89

Рис. 3-89 Примерные варианты реконструкции печи для обжига из Хэбэшешти, классический период кукутенской культуры, Х1ЛУ-Х1ЛПвв.дон.э.


 


 


 


На протяжении всего неолита керамика изготав­ливалась вручную методом ленточной лепки; однако около 4000 г. до н. э. в рамках кукутенской культуры стал также использоваться примитивный гончарный крут. Свидетельства тому были найдены при раскоп­ках поселения Варваровка (Молдавская ССР)103. В имевшейся там мастерской был обнаружен деревян­ный столб, воткнутый в землю на 50-55 см. Он имел 36—38 см в диаметре и был окружен глиной, смешан­ной с соломой. Верхняя часть столба имела глиня­ный диск с четко обозначенным краем. Маркевич, проводивший эти раскопки, попытался реконструи­ровать несколько возможных способов ротации это­го устройства (рис. 3-88).

Использование печей для обжига керамики дати­руется серединой VI тыс. до н.э. или чуть более ран­ним временем. Их древнейшие и наиболее примитив­ные образцы известны нам по культуре старчево: это глиняные сооружения в виде усеченного конуса. В се­редине V тыс. до н.э. печи для обжига широко исполь­зовались всеми культурными группами Центральной и Восточной Европы. Только на территории кукутен­ской культуры они были найдены в 17 разных посе-


лениях104. Ее носители использовали более слож тип печей, которые в разрезе имели цилиндрическую! или прямоугольную форму, а внутри делились нада отсека: в нижнем была топка, а в верхнем — местом! обжига. Между отсеками была горизонтальная рештт­ка, сквозь отверстия которой горячий воздух снизу поднимался в верхнее отделение. Возможные рекон­струкции подобной печи из поселения Хэбэшешти! классического периода кукутенской культуры см. нЛ рис. 3-89.

Использование печей для обжига позволяло луч-| ше контролировать условия окисления и сушки.! Рентгеновский анализ дифракций черного покрыт кукутенских сосудов, изготовленных около 4000 г.д н.э., показал, что древние мастера могли поднимап температуру обжига до 1000°С, а может быть, и| выше105.

Разнообразие металлических, керамических, и-| менных, костяных и ракушечных изделий свидетели ствует о поразительном богатстве материальной ш»> дукции, предназначенно й как для личного или рщ- I ального использования, так и для нужд местных ил| пространственно удаленных рынков.


Глава IV

Неолитические культуры Северной Европы

*


 


 


 


 


 


 


 


На протяжении тысячелетий обитатели Северной Европы занимались собирательством, в

оем существовании полагаясь на милость приро­ды. Смешанные леса и сеть ледниковых озер щедро снабжали их дичью, водоплавающими птицами, яго­дами, грибами, съедобными кореньями, орехами, се­менами диких растений и крупной рыбой. Основан­ный на собирательстве хозяйственный уклад был свойственен бореальному (сухому и теплому) перио­ду VIIF—VII тыс. до н.э. На смену ему пришло рыбо­ловство, которое начало играть решающую роль в VI—V тыс. до н.э., во время влажного атлантического периода. Кроме того, на север постепенно переме­щались земледельцы из Центральной Европы, попа­дая на территорию мезолитических собирателей эл-тсрбек-эртебелле которые в последние века Vтыс до н.э. населяли северо-восточную часть Европы.

В Восточной Балтике процесс перехода от позд­него палеолита к мезолиту был очень постепенным. Население продолжало жить охотой и рыбной лов­лей и изготавливать орудия из кремня, кости и олень­его рога даже в IV тыс. до н.э., когда уже появились


оседлые рыболовецкие поселения — знак начала не­олитического периода.

Северная часть Центральной Европы между Голлан­дией и Польшей перешла к производительному хозяй­ственному укладу под воздействием центральноевро-пейских земледельцев (носителей поздней культуры линейно-ленточной керамики и лендель), которые ко­лонизировали эти области и оказывали на них сущест­венное влияние на протяжении всей второй половины V тыс. до н.э. Именно здесь возникло уже в полной мере земледельческое сообщество, именуемое культурой воронковидных кубков, вскоре распространившееся по территориям культур эртебелле (Южная Скандинавия) и эллербек (Северо-Западная Германия). На позднем этапе развития культура воронковидных кубков про­никла в северо-восточные регионы, охватив бассейны Нижней Вислы (Северная Польша) и Немана вплоть до Западной Белоруссии.

В этой главе мы сперва рассмотрим земледельче­скую культуру воронковидных кубков, а затем - ос­татки местных балтийских мезолитических культур, неманской и нарвской.


 


 


 


 


 


 


 


 


 



Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Во т.


 


Культура вороиковидных кубков Северной Европы

Для обозначения этой культуры нередко исполь­зуется аббревиатура TRB, происходящая от датского «Tragtbaegerkultur» и немецкого «Trichterbecherkultur», в английском же используется их калька - «Funnel-necked Beaker culture», что соответствует русскому названию «культура вороиковидных кубков».

Первые северноевропейские земледельцы обита­ли в бассейнах Эльбы, Одера и Вислы, затем стали проникать на север, в Данию и Южную Ш вецию. На западе, в бассейне Верхнего и Среднего Рейна, име­ла место михельсбергская культура, родственная как культуре вороиковидных кубков, так и западноевро­пейским культурам: ее можно считать их промежу­точным вариантом. А с восточной стороны лежала область распространения кукутенской культуры.


Формирование

Культура вороиковидных кубков сформиров в конце Vтыс. до н.э. и просуществовала все iVtbJ до н.э., а в северных частях ареала — вплоть до с дины III тыс. до н.э. Ее возникновение хроноли* чески совпадает с первым появлением в Дунайсв бассейне носителей курганной культуры, обитае восточных степей. Как уже было сказано в треььи! главе, около 4300 г. до н.э. (скорей всего, в резульп своеобразной цепной реакции, порожденной турными изменениями на Нижнем и Среднем Дуна^ носители культуры лендель стали расселяться поС верной Европе. Проникновение культуры лендит| Центральную Германию и Западную Польшу ош ло решающее влияние на формирование культур вороиковидных кубков Другой важный фактор действие поздней разновидности культуры линей


 


Рис. 4-1


Рис. 4-1

Ареал распространен*! культуры воронковщ, ных кубков и ее permf нальных групп. IVr до н.э.

1. Западная группа

2. Северная группа

3. Восточная группа

4. Юго-восточная груш

5. Южная группа

6. Михельсбергская rpyi


 


IV. Неолитичес кие к ультуры С е верной Европ



 


ленточной керамики, которая была характерна для Центральной Европы до прихода носителей культу­ры лендель.

Продвигаясь на север, в Северную Германию и Южную Скандинавию, земледельцы столкнулись с местным позднемезолитическим населением (в Се­верной Германии это были носители эллербек, в Да­нии и Южной Швеции - эртебелле)) жившим здееь на протяжении всего V тыс. до н.э. Ранее ученые по­лагали, что культура воронковидных кубков образо­валась на основе эртебелле, однако сейчас вполне очевидно, что между ними нет генетической связи. По-видимому, носители культуры воронковидных кубков отчасти вобрали в себя местное мезолитиче­ское население. И хотя хронологически эта культура пришла на смену эртебелле, их поселения сильно от­личались друг от друга. Представители культуры эр­тебелле предпочитали селиться у морских берегов, а носители культуры воронковидных кубков — вовнут-ренних областях с легкими песчаными и глинисты-ми почвами которые легко поддавались расчистке.

В целом можно предположить, что культура во­ронковидных кубков сформировалась в результате наложения ряда факторов: влияния мезолитическо­го субстрата эллербек-эртебелле, наследия цен-тральноевропейских культур рессен и накольчатой керамики и примеси среднедунайского элемента, представленного культурой лендель.

В обширной лесной зоне, служившей колыбелью культуре воронковидных кубков, природные условия были неоднородны, что привело к существенному разнообразию ее конкретных проявлений - форм


хозяйственной адаптации, устройства поселении и даже производства кремневых орудий. Эти внутрен­ние различия легли в основу деления на региональ­ные подгруппы: западную (Голландия и Ганновер), восточную (Одер и польская часть бассейна Вислы), юго-восточную (юго-восточные области Польши и Волыни), южную или бальбергскую (бассейн Верх­ней Эльбы в Центральной Германии, Силезии, Боге­мии и Моравии) и северную (Мекленбург и Южная Скандинавия) (рис. 4-1). Однако у этих подгрупп много общего: прежде всего, типология керамики и характерные для ряда подгрупп длинные курганы, а также распространение дольменов и коридорных гробниц, которое произошло на закате данной куль­туры и продвигалось с запада по северным террито­риям ее ареала.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.