КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
РемеслаМастерские и склады изделий из металла, камня или раковин можно рассматривать как свидетельст-вапостепенной специализации ремесел. В целом ряде поселений караново (Ситагрой, Хиршова, Видра, Русе и Караново) археологи обнаружили кузницы со следами медных шлаков, плавильными тиглями, недоделанными медными инструментами или украше- ниями. Не исключено, что к этому времени добыча кремня, минералов и меди превратилась в самостоятельное занятие. Золотые изделия, в большом количестве обнаруженные в варнских захоронениях, скорей всего были изготовлены специальными мастерами, — не исключено, что они принадлежали к храмовым мастерским, — которые умели делать из золота настоящие сокровища. Так, в святилище Хот-ница (Северная Болгария) было найдено значительное число браслетов, выполненных в едином стиле, а также абстрактных изображений Богини, которые представляли собой круглые пластинки с глазами отверстием посередине100. Мастерские по изготовлению украшений и статуэток из кости или раковин спондилус стали известны благодаря раскопкам тел-
Хиршова в Добрудже' В двухэтажном святилище в Радинграде, поблизости от Разграда (Восточная Болгария), первых веков Vтыс. до н.э. на первом этаже была керамическая мастерская, а собственно святилище с жертвенником — на втором. В мастерской с одной стороны располагался большой очаг, с другой — недоделанные сосуды, неиспользованная глина и набор инструментов для отделки гончарных изделий: приспособления для лощения из оленьей кости, кремневые лезвия, птичьи кости, остроконечные инструменты, шилья и плоские камни для растирания охры. Надо сказать, что радинградская мастерская со святилищем на втором этаже — ключ к пониманию назначения других двухэтажных керамических мастерских, встречающихся в культурах кукутени, караново и тиса. Лучший тому пример -кукутенская мастерская в Вар-варовке (рис. 3-87). В ней и в других подобных при-храмовых общинных мастерских изготовлялись прекраснейшие сосуды и предметы ритуального назначения. Конечно, не исключено, что здесь делали и обычные горшки, необходимые семьям для домашнего обихода однако археологи находят там лишь тонкостенную и весьма изысканную керамику. Можно предположить, что изготовление керамики происходило под наблюдением женской части семьи, и почти нет сомнений, что женщины ее декорировали. На это указывает ряд женских захоронений из восточновенгерского могильника Башатанья (фаза бодрогкерестур), погребальный инвентарь которых включал инструменты для полировки, раскраски и гравировки — плоский камень, рыбью кость, костяное приспособление для лощения, пиксиду* и черпачок102. Конечно, для того чтобы считать украшение керамики прежде всего женским занятием, необходимо располагать большим объемом данных. Не исключено, что в ее изготовлении принимали участие и мужчины. Однако, если мы посмотрим на модели святилищ, то за производством керамики обычно изображены только женщины. Цилиндрический сосуд баночной формы с плоскими плечиками и крышкой. Гимбутас М. Цивилизаця я Ве ш кой Бо
Рис. 3-86
Рис. 3-86 Карбунский клад: медщп резец, наручные браслет топор и подвески из мед пластин, найдены в rpyi видном сосуде с крыши! (нижний рисунок). Мода] вия, приблизительно XLV1 ХLVвв. до н.э. Масим подвески 1:1, все проч 1:3.
(та Ш. Зенит европейс кой цив и лизации:: ентрал ьная и и осточная Г.кртш., 50 0 -3500 гг г до н.э. _________________________ 135 Рис. 3-87 Рис. 3-87 Реконструкция керамической мастерской из Варва-ровки VIII, Молдавия. Возможно, что это была храмовая мастерская, причем святилище располагалось на втором этаже. Приблизительно 4000 г. до н. э.
Рис. 3-88 Возможные варианты реконструкции примитивного гончарного круга на основании данных из Варваровки, Молдавия. Приблизительно 4000 г. до н.э.
Гимбутас М. Цивилизация Великой 1
Рис. 3-89 Примерные варианты реконструкции печи для обжига из Хэбэшешти, классический период кукутенской культуры, Х1ЛУ-Х1ЛПвв.дон.э.
На протяжении всего неолита керамика изготавливалась вручную методом ленточной лепки; однако около 4000 г. до н. э. в рамках кукутенской культуры стал также использоваться примитивный гончарный крут. Свидетельства тому были найдены при раскопках поселения Варваровка (Молдавская ССР)103. В имевшейся там мастерской был обнаружен деревянный столб, воткнутый в землю на 50-55 см. Он имел 36—38 см в диаметре и был окружен глиной, смешанной с соломой. Верхняя часть столба имела глиняный диск с четко обозначенным краем. Маркевич, проводивший эти раскопки, попытался реконструировать несколько возможных способов ротации этого устройства (рис. 3-88). Использование печей для обжига керамики датируется серединой VI тыс. до н.э. или чуть более ранним временем. Их древнейшие и наиболее примитивные образцы известны нам по культуре старчево: это глиняные сооружения в виде усеченного конуса. В середине V тыс. до н.э. печи для обжига широко использовались всеми культурными группами Центральной и Восточной Европы. Только на территории кукутенской культуры они были найдены в 17 разных посе- лениях104. Ее носители использовали более слож тип печей, которые в разрезе имели цилиндрическую! или прямоугольную форму, а внутри делились нада отсека: в нижнем была топка, а в верхнем — местом! обжига. Между отсеками была горизонтальная решттка, сквозь отверстия которой горячий воздух снизу поднимался в верхнее отделение. Возможные реконструкции подобной печи из поселения Хэбэшешти! классического периода кукутенской культуры см. нЛ рис. 3-89. Использование печей для обжига позволяло луч-| ше контролировать условия окисления и сушки.! Рентгеновский анализ дифракций черного покрыт кукутенских сосудов, изготовленных около 4000 г.д н.э., показал, что древние мастера могли поднимап температуру обжига до 1000°С, а может быть, и| выше105. Разнообразие металлических, керамических, и-| менных, костяных и ракушечных изделий свидетели ствует о поразительном богатстве материальной ш»> дукции, предназначенно й как для личного или рщ- I ального использования, так и для нужд местных ил| пространственно удаленных рынков. Глава IV Неолитические культуры Северной Европы *
На протяжении тысячелетий обитатели Северной Европы занимались собирательством, в оем существовании полагаясь на милость природы. Смешанные леса и сеть ледниковых озер щедро снабжали их дичью, водоплавающими птицами, ягодами, грибами, съедобными кореньями, орехами, семенами диких растений и крупной рыбой. Основанный на собирательстве хозяйственный уклад был свойственен бореальному (сухому и теплому) периоду VIIF—VII тыс. до н.э. На смену ему пришло рыболовство, которое начало играть решающую роль в VI—V тыс. до н.э., во время влажного атлантического периода. Кроме того, на север постепенно перемещались земледельцы из Центральной Европы, попадая на территорию мезолитических собирателей эл-тсрбек-эртебелле которые в последние века Vтыс до н.э. населяли северо-восточную часть Европы. В Восточной Балтике процесс перехода от позднего палеолита к мезолиту был очень постепенным. Население продолжало жить охотой и рыбной ловлей и изготавливать орудия из кремня, кости и оленьего рога даже в IV тыс. до н.э., когда уже появились оседлые рыболовецкие поселения — знак начала неолитического периода. Северная часть Центральной Европы между Голландией и Польшей перешла к производительному хозяйственному укладу под воздействием центральноевро-пейских земледельцев (носителей поздней культуры линейно-ленточной керамики и лендель), которые колонизировали эти области и оказывали на них существенное влияние на протяжении всей второй половины V тыс. до н.э. Именно здесь возникло уже в полной мере земледельческое сообщество, именуемое культурой воронковидных кубков, вскоре распространившееся по территориям культур эртебелле (Южная Скандинавия) и эллербек (Северо-Западная Германия). На позднем этапе развития культура воронковидных кубков проникла в северо-восточные регионы, охватив бассейны Нижней Вислы (Северная Польша) и Немана вплоть до Западной Белоруссии. В этой главе мы сперва рассмотрим земледельческую культуру воронковидных кубков, а затем - остатки местных балтийских мезолитических культур, неманской и нарвской.
Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Во т.
Культура вороиковидных кубков Северной Европы Для обозначения этой культуры нередко используется аббревиатура TRB, происходящая от датского «Tragtbaegerkultur» и немецкого «Trichterbecherkultur», в английском же используется их калька - «Funnel-necked Beaker culture», что соответствует русскому названию «культура вороиковидных кубков». Первые северноевропейские земледельцы обитали в бассейнах Эльбы, Одера и Вислы, затем стали проникать на север, в Данию и Южную Ш вецию. На западе, в бассейне Верхнего и Среднего Рейна, имела место михельсбергская культура, родственная как культуре вороиковидных кубков, так и западноевропейским культурам: ее можно считать их промежуточным вариантом. А с восточной стороны лежала область распространения кукутенской культуры. Формирование Культура вороиковидных кубков сформиров в конце Vтыс. до н.э. и просуществовала все iVtbJ до н.э., а в северных частях ареала — вплоть до с дины III тыс. до н.э. Ее возникновение хроноли* чески совпадает с первым появлением в Дунайсв бассейне носителей курганной культуры, обитае восточных степей. Как уже было сказано в треььи! главе, около 4300 г. до н.э. (скорей всего, в резульп своеобразной цепной реакции, порожденной турными изменениями на Нижнем и Среднем Дуна^ носители культуры лендель стали расселяться поС верной Европе. Проникновение культуры лендит| Центральную Германию и Западную Польшу ош ло решающее влияние на формирование культур вороиковидных кубков Другой важный фактор действие поздней разновидности культуры линей
Рис. 4-1 Рис. 4-1 Ареал распространен*! культуры воронковщ, ных кубков и ее permf нальных групп. IVr до н.э. 1. Западная группа 2. Северная группа 3. Восточная группа 4. Юго-восточная груш 5. Южная группа 6. Михельсбергская rpyi
IV. Неолитичес кие к ультуры С е верной Европ
ленточной керамики, которая была характерна для Центральной Европы до прихода носителей культуры лендель. Продвигаясь на север, в Северную Германию и Южную Скандинавию, земледельцы столкнулись с местным позднемезолитическим населением (в Северной Германии это были носители эллербек, в Дании и Южной Швеции - эртебелле)) жившим здееь на протяжении всего V тыс. до н.э. Ранее ученые полагали, что культура воронковидных кубков образовалась на основе эртебелле, однако сейчас вполне очевидно, что между ними нет генетической связи. По-видимому, носители культуры воронковидных кубков отчасти вобрали в себя местное мезолитическое население. И хотя хронологически эта культура пришла на смену эртебелле, их поселения сильно отличались друг от друга. Представители культуры эртебелле предпочитали селиться у морских берегов, а носители культуры воронковидных кубков — вовнут-ренних областях с легкими песчаными и глинисты-ми почвами которые легко поддавались расчистке. В целом можно предположить, что культура воронковидных кубков сформировалась в результате наложения ряда факторов: влияния мезолитического субстрата эллербек-эртебелле, наследия цен-тральноевропейских культур рессен и накольчатой керамики и примеси среднедунайского элемента, представленного культурой лендель. В обширной лесной зоне, служившей колыбелью культуре воронковидных кубков, природные условия были неоднородны, что привело к существенному разнообразию ее конкретных проявлений - форм хозяйственной адаптации, устройства поселении и даже производства кремневых орудий. Эти внутренние различия легли в основу деления на региональные подгруппы: западную (Голландия и Ганновер), восточную (Одер и польская часть бассейна Вислы), юго-восточную (юго-восточные области Польши и Волыни), южную или бальбергскую (бассейн Верхней Эльбы в Центральной Германии, Силезии, Богемии и Моравии) и северную (Мекленбург и Южная Скандинавия) (рис. 4-1). Однако у этих подгрупп много общего: прежде всего, типология керамики и характерные для ряда подгрупп длинные курганы, а также распространение дольменов и коридорных гробниц, которое произошло на закате данной культуры и продвигалось с запада по северным территориям ее ареала.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |