Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хронология и культурная последовательность. Месторождение обсидиана в Сардинии




Месторождение обсидиана в Сардинии

Сардиния и Корсика

С доисторических времен Сардиния и Корсика были связующими звеньями между Центральным и Западным Средиземноморьем. Через них шла значи­тельная часть торгового обмена между Южной и Се­верной Италией и Южной Францией, и постоянное влияние метрополий не позволяло местным культу-


рам замкнуться в себе. В У-1Утыс.до н.э. эти остров­ные культуры, в особенности сардинская, отличались удивительным богатством и оригинальностью, име­ли собственную керамику и скульптуру и поразитель­ные по архитектуре гробницы.

Также как в Южной и Центральной Италии, зем­леделие появилось на этих островах к концу VII тыс. до н.э. в период керамики импрессо. Для самых ран­них (по радиоуглеродным датировкам) материалов из таких стратифицированных пещер Южной Кор­сики, как Бази и другие19, или Северной Сардинии, как Фильестру и Мара20, характерна зрелая керами­ка импрессо. Считается, что осевшие в этих местах мореплаватели перебрались сюда через Тирренское море из Тосканы, где встречаются поселения с по­хожей керамикой. Хотя первопоселенцам были из­вестны пшеница-однозернянка, эммер и домашние животные однако жили они под сводами пещер и больше занимались охотой, рыбной ловлей и соби­ранием раковин, нежели собственно земледелием Их хозяйственный уклад в целом определяли добы­ча моллюсков рыбы, дичи и разведение: домашнего скота.

Своим процветанием Сардиния была обязана обсидиану. Обсидиановые орудия находят на обоих островах начиная с самых ранних неолитических поселений и вплоть до позднейших эпох. Обсидиан был основным товаром при торговле с Южной Францией, Лигурией, Альпийской областью и даже с расположенной по другую сторону Адриатики Бос­нией. Его основное месторождение — гора Монте-Арчи неподалеку от Ористано (западная часть Цен­тральной Сардинии). Более тридцати лет назад она была исследована Пукседду, который обнаружил на ее склонах 4 карьера, 10 пунктов сбора, ряд мастер­ских и около 162 участков с обсидиановыми орудия­ми и нуклеусами21. На Монте-Арчи добывали как полупрозрачный (тип А), так и матовый (тип В) об­сидиан. Полупрозрачный обсидиан был в ходу в пе­риод раннего неолита, затем его количество на ост-ровах стало постепенно уменьшаться и на смену ему пришла матовая разновидность.,

Для этих островов характерна непрерывная куль­турная традиция, в которой можно выделить перио­ды раннего, среднего и позднего неолита. Ключом к ее хронологии является стратифицированный и об­ладающий радиоуглеродными датировками скальный навес Фильестру, раскопки которого в 1980 г. осуще­ствил Дэвид Трамп. Там оказалось шесть последова­тельных культурных напластований, приблизительно от 6000 до 3000 г. до н.э. В другой пещере долины


*


 

Гимбутас М. Цивилиза ция Великой Бот







 

Рис. 5-10 Рис. 5-10

 

Рис. 5-11

. /v\

Рис. 5-10 Сардинские сосуды раннего неолита. (1) Шаровидный сосуд с оттисками раковин по краю и изображением лика Богини-пти­цы на каждой ручке. Гротта-Верде-де-Аль-геро, Северо-Западная Сардиния, ок. 6000 г. до н.э.; высота 24,5 см. (2) Округлые сосу­ды без украшений с перфорированными ушками; скальный навес Фильестру (вторая неолитическая страта). Масштаб 1:3.


 

 


Рис. 5-11 Средненеолитический (бону-игину) сосуд и ук-рашения ручек. (1) Змеиные головы с длинны* ртом, рельефно изображенные на верхней чаш ручки, пещера Фильестру; (2) сосуд с узором из треугольников и рогов, с зооморфными ручка­ми. Центральный мотив - точечное изображен»! букрании или вульвы и бычьих рогов - типич­ный регенерационный символ. ГроттаРРифр-жио-ди-Ольена. Масштаб приблизительно 1:1


hum V. Неолит и ческие культуры Адриатики и Центрального Средиз е мно м орья



Рис. 5 -12


Рис. 5-12

Сардинская статуэтка сидящей обнаженной из алебастра: тучная фигура, руки сложены на груди, и голове прическа. Средний неолит, культура бону-игину, Су-Кунджау-де-Марку (Дечи-мопугцу), Кальяри, Сардиния. Середина V тыс. до н.э.; высота 111,5 см.



 

Гимбутас М. Цивилизация Великой Бот


 


Рис. 5-13

Бону-Игину у Са-Укка-де-Су-Тинтирриолу, также раскопанной Трампом, были найдены стратифицированные отложения сред­него (бону-игину) и позднего (оциери) неолита22. Слой импрессо и следующий за ним слой фильестру, во многом продолжаю­щий его традиции, расцениваются как ранний неолит: этот пе­риод охватывает VI тыс. до н.э. (рис. 5-10; Табл. 17, Сардиния).

В середине V тыс. до н.э. (средний неолит) пещеры переста­ли служить постоянным прибежищем для людей, появились поселки. Наличие обугленных зерен ячменя и пшеницы сви­детельствует о том, что усиливается роль земледелия. По срав­нению с изделиями раннего неолита, керамика бону-игину луч­ше вылощена и имеет более разнообразные формы. В придачу к округлым разновидностям появляются сосуды и чаши со сложными, порой зооморфными ручками, напоминающие фантастический стиль серра-д'альто. Орнамент выдавлен, на­несен пунктиром или вырезан, а среди мотивов присутствуют такие символические изображения, как рога, вульва, и разные «мифологические» персонажи (рис. 5-11).

Отличительная особенность этого периода - печи или скаль­ные гробницы овальной формы. Перед покойником обычно помещали выполненные в особом сардинском стиле столбо­образные статуэтки из алебастра, мыльного камня или из гли­ны, которые отличались поразительной гармоничностью и были распространены по всей Сардинии (рис. 5-12). Их высо­та колеблется от 10 до 20 см. Среди погребального инвентаря также была найдена статуэтка, которая безусловно выполнена в стиле бону-игину, но держит на руках ребенка (к сожалению, точное место ее обнаружения неизвестно). К тому же периоду (но уже безотносительно к могилам) восходят крупные камен­ные скульптуры с лицами или масками Богини-птицы, т.е. с большими носами, бровями и без рта (рис. 5-13).

Поздненеолитический период оциери конца V - начала IV тыс. до н.э. — эпоха бурного культурного развития (Табл. 17, оциери). Первые поселения культуры оциери были обнаруже­ны еще в XIX (Гротто-ди-Бартоломео в окрестностях Кальяри в 1878 г.) - начале XX в. Знаменитый подземный некрополь в Ангелу-Рую у города Альгеро был раскопан в 1904-1908 гг., а Гротта-ди-Сан-Микеле в Оциери (центральная часть Северо-Западной Сардинии), давший имя культуре этого периода, был открыт в 1914 г.23 По сравнению со средним неолитом, поселе­ний культуры оциери почти втрое больше, что свидетельствует о быстром росте численности населения; об этом же говорит значительная концентрация поселений и могил в окрестностях Кальяри, в юго-западной части острова, в Ористано и Сасса-ри. Ранее таких крупных поселений не было. В Сан-Джеми-лиану-ди-Сесту (14 км к северу от Кальяри) при проведении спасательных работ было обнаружено более 80 углубленных площадок овальной или прямоугольной формы, длиной при­близительно 8-10 м, которые были разбросаны по аллювиаль­ной теDDace размером 220 на 200 м24 Это крупное поселение датируется периодом оциери и более поздним временем К со­жалению не известно каковы были его размеры в ту или иную конкретную эпоху.,

Для культуры оциери характерно необычайное разнообра­зие форм керамики: здесь есть амфоры, горшки, корзинки, чаши, блюда, подставки для кувшинов, треножники, подстав­ки на четырех ножках, сосуды с протомами в виде животных.


Рис. 5-13 Каменная скульптура! маской Богинипптвд (длинный нос, бощ отсутствие рта) и п ол- сой зигзагов вокруггор-ла. Средний неощ культура бону-ипщ Са-Мандара, Кллми Середина V тыс.


а V. Неоли тические к кльтуры А Ариатики и Це нтрального Средиземном о рья



Рис. 5-14


Рис. 5-14

Поззденнелитические сосуды оциери, богато декорриованные снару­жи и внутри, ок. 4000 г. юн.э. (1)Куккури-Ар-риус, (2) Паули-Фену-Риола, (3) Конка-Илло-кнс, (4) Гротта-ди-са-Ука-де-Су-Тинтиррио-яу-ди-Мара, (5) Пуисте-рис, Центральная Сар-диния.



Гимбутас М. Цив шш зац и я Великой Бог


 


Рис. 5-15


 


 



Рис. 5-15 «Мифологические» сюжеты и ритуальные сце­ны, выгравированные на сосудах культуры оцие-ри. (1) Изображение двух фигур с солнечными дисками вместо голов и заштрихованными квад­ратами в качестве тел. Серра-Ис-Араус, Сан-Веро-Милис. Найден в подземной гробнице. (2) Сцена, представляющая ритуальный танец. Пять держащихся за руки девушек с силуэтами в виде «песочных часов» выгравированы на внут­ренней стороне блюда. Святилище Монте-д'Ак-кодди Сассари Ок 4000 г. дон э Масштаб при-близительно 1:.3. -

Рис.5-16


Рис. 5-16

Мраморная скульптура из Сенорби, к северу от Калы ри, Сардиния. Условное изображение Богини смертии возрождения со сложенными на груди руками. Над гру­дью вырезан знак «V». На ее лице обозначен лишь нос (или клюв). Культура оциери, приблизительная датиров­ка — ок. 4000 г. до н. э.; высота 42, 2 см.


 




Рис. 5-17

й

Р

J

 

О


Рис. 5-17 Мраморные статуэтки типа «порто-фррро», представляющие Боги­ню смерти и возрожде­ния. Начало IV тыс. до н.э., найдены в подзем­ной гробнице. (1)Пор-то-Ферро; высота 30 см; (2) святилище Монте-д'Аккодди,Сас-сари, Северная Сарди­ния; высота 23 см.

 


faim а. Неолит и ческие культуры ы дриатики и Центрального о ред Сре мно м орья



Рис. 5-18



Рис. 5-18 План некрополя Ангелу-Рую из подземных гроб­ниц. Альгеро, Северо-За­падная Сардиния. Пери­од оциери. Ок. 4000 г. до н.э.

 


 


Узоры на них оттискивали или вырезали, причем ре­пертуар используемых символов весьма богат: «глаз-ковый мотив», солнце, бараньи рога, змеи, шевроны и треугольники, а также ритуальные сцены (рис. 5-14,5-15). Изобразительные рисунки на сосудах куль­туры оциери являются ценным материалом для ре­конструкции религиозных обрядов: этим они схожи спозднекукутенским изобразительным искусством того же периода.

В могилах культуры оциери археологи находят знаменитые мраморные и алебастровые изображе­ния Белой Богини смерти, у которой конусообраз­ная нижняя половина тела, а руки сложены на груди так, что верхняя часть туловища приобретает очерта­ния прямоугольника (рис. 5-16, 5-17). Лицо представ­лено схематично: либо на нем обозначен только нос, либо его вообще заменяет круглая маска. В старой исследовательской литературе существовало мнение, то эти выполненные в условной манере обнажен-


ные скульптуры в начале или в середине Штыс. до н. э. были заимствованы с Кикладских островов или возникли под воздействием их искусства. Одна­ко они появились на Сардинии более чем на тысячу лет ранее, нежели на Кикладах, и, по-видимому, были местного происхождения. Изображения Белой Боги­ни смерти имеют корни в местных традициях всех регионов, поэтому за их конкретными формами мо­жет стоять собственная логика стилистического раз­вития.

Самое примечательное творение культуры оцие­ри — подземные гробницы, которые местные жите­ли называют DomusdeJanas, «ведьмовскими домами»: в Северной Сардинии их насчитываются сотни (рис. 5-18). Наиболее простые состоят из одной овальной (яйцевидной) комнаты, другие представляют собой сложные комплексы из нескольких залов и комнат (рис. 5-19). Их кровли поддерживают колонны, а над входами нередко имеются рельефные изображения


 



Гимбутас М. Цивилизаця я Великой


Бо на


 


Рис. 5-19

 


 

 

 

Рис. 5-19 Общие планы и реконструа многокамерных гробниц Северно! Сардинии. (1)Сан-Андреа-Прщ Бонорва; (2) М.Петрузу-Плоил; (3-5) Коронедду, Боза. Перод оциери. Ок. 4000 г. до н.э.


 


 

бычьих голов или рогов (см. рис. 7-109). Для окраски внутренних и внешних стен и потолков использова­лась красная, пурпурная и желтая охра; изнутри сте­ны были украшены символами возрождения — вуль-вами, букраниями, тройными вульвами, «песочны­ми часами» (два треугольника), бараньими рогами и рисунками «ока». Эти сложные подземные построй­ки были не просто могилами, но, как точно сформу­лировал в 1981 г. Э.Атцени25, храмовыми гробница­ми (т.е. они почитались священными, как и сами хра­мы). Мы еще вернемся к ним в конце главы VII в разделе, посвященном погребениям.


Мальта

Мальтийский архипелаг, куда входят два Kpvnmn острова Мальта и Гоцо и три островка Комино, Ко-минотто и Филфла, расположен приблизительное 80 км к югу от Сицилии (рис. 5-20). В ясные днис Мальты можно видеть берега Сицилии, поэтому оче­видным образом для опытных мореплавателей-но­сителей культуры керамики импрессо освоение этш земель не представляло ни малейшей трудности. Пер­вые земледельцы обосновались на Мальте в VI тыс до н.э. в эпоху зрелой керамики импрессо, т.е. при­мерно тогда же, когда они появились на Сицилии,


 


. .нас а. Неолит и ческие культуры ы дриатики и Центрального о редиз е мно м орья



 


Они вели смешанное хозяйство, разводили овец, коз, рупный рогатый скот и свиней, выращивали пше- нщ. ячмень и чечевицу. 8000 лет назад эти острова 1С были столь бесплодными, как в наши дни, поэто-му земледелие было возможно. Первопоселенцев ривлекло большое количество легко обрабатывае­мо камня, в особенности кораллового и мягкого звестняка globigerina. Использование долговечного к птня сыграло главную и решающую роль в форми-мвании мальтийской культуры, славной своими монуменнтльными храмами, выстроенными без применения металлических инструментов. Камен­ная архитектура Мальты поражает исследователей на протяжении уже нескольких столетий.

Открытие

Всего известно 43 храма, 9 на Гоцо и 34 на Маль­те: все они выстроены из необтесанных глыб корал­лового и ракушечного известняка весом до 30 тонн, среди которых попадаются отшлифованные плиты и ортостаты*. Часть этих удивительных памятников была известна уже в XVII в., однако никто тогда не мог сказать, что это такое. Даже в XIX в. их значи­мость оставалась далеко не очевидной. Гжантийя, первый храм, раскопки которого были осуществле­ны в 1827 г., был представлен в Париже К.Маццара как «допотопный храм титанов». Когда же в 1839 и


1840 гг. были раскопаны еще два храма, Хагар-Ким и Мнайдра, то их сочли финикийскими постройками.

Только в 1901 г. с появлением работы Альберта Майра «Доисторические памятники Мальты» (Albert Mayr «Die vorgeschichtlichen Denkmäler von Malta»), краткая версия которой вышла по-английски в 1908 г., мальтийские храмы были впервые признаны сооружениями доисторической эпохи. Их более про­фессиональное изучение началось благодаря Феми-стоклу Заммиту, директору мальтийского музея, под руководством которого в 1911 г. были закончены и обнародованы раскопки знаменитого гипогея Халь-Сафлиени, случайно обнаруженного еще в 1902 г. В 1914-1919 гг. Заммит провел раскопки Тарксиен-ны самого большого и богатого из мальтийских хра­мов. Эти важные раскопки были в 1920-х гг. продол­жены Заммитом, британским археологом М.Мюрреем и некоторыми другими.

Первое общее описание доисторических культур Мальты было в 1959 г. предложено Дж.Д.Эвансом26, и ему же принадлежит их подробный обзор, вышедший в 1971 г.27 Самым значительным открытием послево­енного периода стали обнаруженные Д.Трампом храм и поселение в Скорбе28. Одновременно с этими рас­копками была осуществлена радиоуглеродная дати­ровка некоторых материалов из Скорбы и из других мест что позволило пересмотреть давнюю и весьма запутанную проблему хронологии этих памятников.


Хронология мальтийской культуры

 

Уточненные датировки Этапы Памятники
ок. 2500 до н. э. тарксиеннский могильник Тарксиеннский могильник
ок. 3000 до н. э. тарксиенна храмы: Тарксиенна, Борг-ин-Надур, Хагар-Ким, Мнайдра Южн., гигюгей Халь-Сафлиени
ок. 3500 до н.э. гжантийя храмы: Гжантийя, Мнайдра Вост., Скорба Зап., Корбин, Бугибба, Санта-Верна, гипогей Халь-Сафлиени
ок. 4000 до н.э. мгарр цеббуг гробницы Ксемксийя и Цеббуг
ок. 4500 до н.э. скорба красный храм в Скорбе, серое поселение в Скорбе
ок. 5000 до н.э. гар-далам пещерное святилище Гар-Далам
ок. 6000 до н. э.   керамика импрессо

¥


Вертикально стоящие большие камни или плиты.



Гимбутас М. Цивилиза ция Великой Бо ящ


 


Рис. 5-20        
Еанта-Ве|жЯ1        
Гжантийя ^^И      
тл о. Гоио ШИОПО V<>«—""S. Бугабба    
  1 г    
    Л Таль-Кади "■    
    ' в • Та-Хаграт (Мгарр)    
    Скорба    
    Халь-Сафлиени •'• Корбин ^^|  
    ^^ гробницы Цеббуг • •ТарксиеннаС * Мальта
    ^Ч_^ Хагар-Ким Гар-Далам^к г  
    ^^>к*    
    Мллйдра ^*" "^ Борг- «H-HW
    О о. Филфлл    
         

Рис. 5-20 Карта Мальты и о. Го:

 

 

Рис. 5-21 Скальные гробницы поч­ковидной формы. Ксем ксийя, Мальта. Плат поперечный разрез. Ко­нецУтыс. до н.э.


Рис. 5-21




 


baa У. Неолитические е ультуры Адриа тики и и ентраль ного Средиземном о рья



 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.