КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Хронология и культурная последовательность. Месторождение обсидиана в Сардинии
Месторождение обсидиана в Сардинии Сардиния и Корсика С доисторических времен Сардиния и Корсика были связующими звеньями между Центральным и Западным Средиземноморьем. Через них шла значительная часть торгового обмена между Южной и Северной Италией и Южной Францией, и постоянное влияние метрополий не позволяло местным культу- рам замкнуться в себе. В У-1Утыс.до н.э. эти островные культуры, в особенности сардинская, отличались удивительным богатством и оригинальностью, имели собственную керамику и скульптуру и поразительные по архитектуре гробницы. Также как в Южной и Центральной Италии, земледелие появилось на этих островах к концу VII тыс. до н.э. в период керамики импрессо. Для самых ранних (по радиоуглеродным датировкам) материалов из таких стратифицированных пещер Южной Корсики, как Бази и другие19, или Северной Сардинии, как Фильестру и Мара20, характерна зрелая керамика импрессо. Считается, что осевшие в этих местах мореплаватели перебрались сюда через Тирренское море из Тосканы, где встречаются поселения с похожей керамикой. Хотя первопоселенцам были известны пшеница-однозернянка, эммер и домашние животные однако жили они под сводами пещер и больше занимались охотой, рыбной ловлей и собиранием раковин, нежели собственно земледелием Их хозяйственный уклад в целом определяли добыча моллюсков рыбы, дичи и разведение: домашнего скота. Своим процветанием Сардиния была обязана обсидиану. Обсидиановые орудия находят на обоих островах начиная с самых ранних неолитических поселений и вплоть до позднейших эпох. Обсидиан был основным товаром при торговле с Южной Францией, Лигурией, Альпийской областью и даже с расположенной по другую сторону Адриатики Боснией. Его основное месторождение — гора Монте-Арчи неподалеку от Ористано (западная часть Центральной Сардинии). Более тридцати лет назад она была исследована Пукседду, который обнаружил на ее склонах 4 карьера, 10 пунктов сбора, ряд мастерских и около 162 участков с обсидиановыми орудиями и нуклеусами21. На Монте-Арчи добывали как полупрозрачный (тип А), так и матовый (тип В) обсидиан. Полупрозрачный обсидиан был в ходу в период раннего неолита, затем его количество на ост-ровах стало постепенно уменьшаться и на смену ему пришла матовая разновидность.,
Для этих островов характерна непрерывная культурная традиция, в которой можно выделить периоды раннего, среднего и позднего неолита. Ключом к ее хронологии является стратифицированный и обладающий радиоуглеродными датировками скальный навес Фильестру, раскопки которого в 1980 г. осуществил Дэвид Трамп. Там оказалось шесть последовательных культурных напластований, приблизительно от 6000 до 3000 г. до н.э. В другой пещере долины * Гимбутас М. Цивилиза ция Великой Бот
. /v\ Рис. 5-10 Сардинские сосуды раннего неолита. (1) Шаровидный сосуд с оттисками раковин по краю и изображением лика Богини-птицы на каждой ручке. Гротта-Верде-де-Аль-геро, Северо-Западная Сардиния, ок. 6000 г. до н.э.; высота 24,5 см. (2) Округлые сосуды без украшений с перфорированными ушками; скальный навес Фильестру (вторая неолитическая страта). Масштаб 1:3.
Рис. 5-11 Средненеолитический (бону-игину) сосуд и ук-рашения ручек. (1) Змеиные головы с длинны* ртом, рельефно изображенные на верхней чаш ручки, пещера Фильестру; (2) сосуд с узором из треугольников и рогов, с зооморфными ручками. Центральный мотив - точечное изображен»! букрании или вульвы и бычьих рогов - типичный регенерационный символ. ГроттаРРифр-жио-ди-Ольена. Масштаб приблизительно 1:1
hum V. Неолит и ческие культуры Адриатики и Центрального Средиз е мно м орья Рис. 5 -12 Рис. 5-12 Сардинская статуэтка сидящей обнаженной из алебастра: тучная фигура, руки сложены на груди, и голове прическа. Средний неолит, культура бону-игину, Су-Кунджау-де-Марку (Дечи-мопугцу), Кальяри, Сардиния. Середина V тыс. до н.э.; высота 111,5 см.
Гимбутас М. Цивилизация Великой Бот
Бону-Игину у Са-Укка-де-Су-Тинтирриолу, также раскопанной Трампом, были найдены стратифицированные отложения среднего (бону-игину) и позднего (оциери) неолита22. Слой импрессо и следующий за ним слой фильестру, во многом продолжающий его традиции, расцениваются как ранний неолит: этот период охватывает VI тыс. до н.э. (рис. 5-10; Табл. 17, Сардиния). В середине V тыс. до н.э. (средний неолит) пещеры перестали служить постоянным прибежищем для людей, появились поселки. Наличие обугленных зерен ячменя и пшеницы свидетельствует о том, что усиливается роль земледелия. По сравнению с изделиями раннего неолита, керамика бону-игину лучше вылощена и имеет более разнообразные формы. В придачу к округлым разновидностям появляются сосуды и чаши со сложными, порой зооморфными ручками, напоминающие фантастический стиль серра-д'альто. Орнамент выдавлен, нанесен пунктиром или вырезан, а среди мотивов присутствуют такие символические изображения, как рога, вульва, и разные «мифологические» персонажи (рис. 5-11). Отличительная особенность этого периода - печи или скальные гробницы овальной формы. Перед покойником обычно помещали выполненные в особом сардинском стиле столбообразные статуэтки из алебастра, мыльного камня или из глины, которые отличались поразительной гармоничностью и были распространены по всей Сардинии (рис. 5-12). Их высота колеблется от 10 до 20 см. Среди погребального инвентаря также была найдена статуэтка, которая безусловно выполнена в стиле бону-игину, но держит на руках ребенка (к сожалению, точное место ее обнаружения неизвестно). К тому же периоду (но уже безотносительно к могилам) восходят крупные каменные скульптуры с лицами или масками Богини-птицы, т.е. с большими носами, бровями и без рта (рис. 5-13).
Поздненеолитический период оциери конца V - начала IV тыс. до н.э. — эпоха бурного культурного развития (Табл. 17, оциери). Первые поселения культуры оциери были обнаружены еще в XIX (Гротто-ди-Бартоломео в окрестностях Кальяри в 1878 г.) - начале XX в. Знаменитый подземный некрополь в Ангелу-Рую у города Альгеро был раскопан в 1904-1908 гг., а Гротта-ди-Сан-Микеле в Оциери (центральная часть Северо-Западной Сардинии), давший имя культуре этого периода, был открыт в 1914 г.23 По сравнению со средним неолитом, поселений культуры оциери почти втрое больше, что свидетельствует о быстром росте численности населения; об этом же говорит значительная концентрация поселений и могил в окрестностях Кальяри, в юго-западной части острова, в Ористано и Сасса-ри. Ранее таких крупных поселений не было. В Сан-Джеми-лиану-ди-Сесту (14 км к северу от Кальяри) при проведении спасательных работ было обнаружено более 80 углубленных площадок овальной или прямоугольной формы, длиной приблизительно 8-10 м, которые были разбросаны по аллювиальной теDDace размером 220 на 200 м24 Это крупное поселение датируется периодом оциери и более поздним временем К сожалению не известно каковы были его размеры в ту или иную конкретную эпоху., Для культуры оциери характерно необычайное разнообразие форм керамики: здесь есть амфоры, горшки, корзинки, чаши, блюда, подставки для кувшинов, треножники, подставки на четырех ножках, сосуды с протомами в виде животных. Рис. 5-13 Каменная скульптура! маской Богинипптвд (длинный нос, бощ отсутствие рта) и п ол- сой зигзагов вокруггор-ла. Средний неощ культура бону-ипщ Са-Мандара, Кллми Середина V тыс. !ж а V. Неоли тические к кльтуры А Ариатики и Це нтрального Средиземном о рья Рис. 5-14 Рис. 5-14 Поззденнелитические сосуды оциери, богато декорриованные снаружи и внутри, ок. 4000 г. юн.э. (1)Куккури-Ар-риус, (2) Паули-Фену-Риола, (3) Конка-Илло-кнс, (4) Гротта-ди-са-Ука-де-Су-Тинтиррио-яу-ди-Мара, (5) Пуисте-рис, Центральная Сар-диния.
Гимбутас М. Цив шш зац и я Великой Бог
Рис. 5-15
Рис. 5-15 «Мифологические» сюжеты и ритуальные сцены, выгравированные на сосудах культуры оцие-ри. (1) Изображение двух фигур с солнечными дисками вместо голов и заштрихованными квадратами в качестве тел. Серра-Ис-Араус, Сан-Веро-Милис. Найден в подземной гробнице. (2) Сцена, представляющая ритуальный танец. Пять держащихся за руки девушек с силуэтами в виде «песочных часов» выгравированы на внутренней стороне блюда. Святилище Монте-д'Ак-кодди Сассари Ок 4000 г. дон э Масштаб при-близительно 1:.3. - Рис.5-16 Рис. 5-16 Мраморная скульптура из Сенорби, к северу от Калы ри, Сардиния. Условное изображение Богини смертии возрождения со сложенными на груди руками. Над грудью вырезан знак «V». На ее лице обозначен лишь нос (или клюв). Культура оциери, приблизительная датировка — ок. 4000 г. до н. э.; высота 42, 2 см.
й
J
О Рис. 5-17 Мраморные статуэтки типа «порто-фррро», представляющие Богиню смерти и возрождения. Начало IV тыс. до н.э., найдены в подземной гробнице. (1)Пор-то-Ферро; высота 30 см; (2) святилище Монте-д'Аккодди,Сас-сари, Северная Сардиния; высота 23 см.
faim а. Неолит и ческие культуры ы дриатики и Центрального о ред Сре мно м орья Рис. 5-18
Узоры на них оттискивали или вырезали, причем репертуар используемых символов весьма богат: «глаз-ковый мотив», солнце, бараньи рога, змеи, шевроны и треугольники, а также ритуальные сцены (рис. 5-14,5-15). Изобразительные рисунки на сосудах культуры оциери являются ценным материалом для реконструкции религиозных обрядов: этим они схожи спозднекукутенским изобразительным искусством того же периода. В могилах культуры оциери археологи находят знаменитые мраморные и алебастровые изображения Белой Богини смерти, у которой конусообразная нижняя половина тела, а руки сложены на груди так, что верхняя часть туловища приобретает очертания прямоугольника (рис. 5-16, 5-17). Лицо представлено схематично: либо на нем обозначен только нос, либо его вообще заменяет круглая маска. В старой исследовательской литературе существовало мнение, то эти выполненные в условной манере обнажен- ные скульптуры в начале или в середине Штыс. до н. э. были заимствованы с Кикладских островов или возникли под воздействием их искусства. Однако они появились на Сардинии более чем на тысячу лет ранее, нежели на Кикладах, и, по-видимому, были местного происхождения. Изображения Белой Богини смерти имеют корни в местных традициях всех регионов, поэтому за их конкретными формами может стоять собственная логика стилистического развития. Самое примечательное творение культуры оциери — подземные гробницы, которые местные жители называют DomusdeJanas, «ведьмовскими домами»: в Северной Сардинии их насчитываются сотни (рис. 5-18). Наиболее простые состоят из одной овальной (яйцевидной) комнаты, другие представляют собой сложные комплексы из нескольких залов и комнат (рис. 5-19). Их кровли поддерживают колонны, а над входами нередко имеются рельефные изображения
Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Бо на
Рис. 5-19
Рис. 5-19 Общие планы и реконструа многокамерных гробниц Северно! Сардинии. (1)Сан-Андреа-Прщ Бонорва; (2) М.Петрузу-Плоил; (3-5) Коронедду, Боза. Перод оциери. Ок. 4000 г. до н.э.
бычьих голов или рогов (см. рис. 7-109). Для окраски внутренних и внешних стен и потолков использовалась красная, пурпурная и желтая охра; изнутри стены были украшены символами возрождения — вуль-вами, букраниями, тройными вульвами, «песочными часами» (два треугольника), бараньими рогами и рисунками «ока». Эти сложные подземные постройки были не просто могилами, но, как точно сформулировал в 1981 г. Э.Атцени25, храмовыми гробницами (т.е. они почитались священными, как и сами храмы). Мы еще вернемся к ним в конце главы VII в разделе, посвященном погребениям. Мальта Мальтийский архипелаг, куда входят два Kpvnmn острова Мальта и Гоцо и три островка Комино, Ко-минотто и Филфла, расположен приблизительное 80 км к югу от Сицилии (рис. 5-20). В ясные днис Мальты можно видеть берега Сицилии, поэтому очевидным образом для опытных мореплавателей-носителей культуры керамики импрессо освоение этш земель не представляло ни малейшей трудности. Первые земледельцы обосновались на Мальте в VI тыс до н.э. в эпоху зрелой керамики импрессо, т.е. примерно тогда же, когда они появились на Сицилии,
. .нас а. Неолит и ческие культуры ы дриатики и Центрального о редиз е мно м орья
Они вели смешанное хозяйство, разводили овец, коз, рупный рогатый скот и свиней, выращивали пше- нщ. ячмень и чечевицу. 8000 лет назад эти острова 1С были столь бесплодными, как в наши дни, поэто-му земледелие было возможно. Первопоселенцев ривлекло большое количество легко обрабатываемо камня, в особенности кораллового и мягкого звестняка globigerina. Использование долговечного к птня сыграло главную и решающую роль в форми-мвании мальтийской культуры, славной своими монуменнтльными храмами, выстроенными без применения металлических инструментов. Каменная архитектура Мальты поражает исследователей на протяжении уже нескольких столетий. Открытие Всего известно 43 храма, 9 на Гоцо и 34 на Мальте: все они выстроены из необтесанных глыб кораллового и ракушечного известняка весом до 30 тонн, среди которых попадаются отшлифованные плиты и ортостаты*. Часть этих удивительных памятников была известна уже в XVII в., однако никто тогда не мог сказать, что это такое. Даже в XIX в. их значимость оставалась далеко не очевидной. Гжантийя, первый храм, раскопки которого были осуществлены в 1827 г., был представлен в Париже К.Маццара как «допотопный храм титанов». Когда же в 1839 и 1840 гг. были раскопаны еще два храма, Хагар-Ким и Мнайдра, то их сочли финикийскими постройками. Только в 1901 г. с появлением работы Альберта Майра «Доисторические памятники Мальты» (Albert Mayr «Die vorgeschichtlichen Denkmäler von Malta»), краткая версия которой вышла по-английски в 1908 г., мальтийские храмы были впервые признаны сооружениями доисторической эпохи. Их более профессиональное изучение началось благодаря Феми-стоклу Заммиту, директору мальтийского музея, под руководством которого в 1911 г. были закончены и обнародованы раскопки знаменитого гипогея Халь-Сафлиени, случайно обнаруженного еще в 1902 г. В 1914-1919 гг. Заммит провел раскопки Тарксиен-ны самого большого и богатого из мальтийских храмов. Эти важные раскопки были в 1920-х гг. продолжены Заммитом, британским археологом М.Мюрреем и некоторыми другими. Первое общее описание доисторических культур Мальты было в 1959 г. предложено Дж.Д.Эвансом26, и ему же принадлежит их подробный обзор, вышедший в 1971 г.27 Самым значительным открытием послевоенного периода стали обнаруженные Д.Трампом храм и поселение в Скорбе28. Одновременно с этими раскопками была осуществлена радиоуглеродная датировка некоторых материалов из Скорбы и из других мест что позволило пересмотреть давнюю и весьма запутанную проблему хронологии этих памятников. Хронология мальтийской культуры
¥ Вертикально стоящие большие камни или плиты. Гимбутас М. Цивилиза ция Великой Бо ящ
Рис. 5-20 Карта Мальты и о. Го:
Рис. 5-21 Скальные гробницы почковидной формы. Ксем ксийя, Мальта. Плат поперечный разрез. КонецУтыс. до н.э. Рис. 5-21
baa У. Неолитические е ультуры Адриа тики и и ентраль ного Средиземном о рья
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |