КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Скальные гробницы и гипогеи
Пещерные святилища Хронология В настоящее время принята семичастная классификация неолитических пещер, гробниц и храмов Мальты VI-III тыс. до н.э. Мальтийские храмы датируются V, IV и началом III тыс. до н.э. Хронологическую последовательность культур см. в приведенной выше таблице, а радиоуглеродные данные — в Табл. 17 (правая колонка). Первыми обрядовыми центрами на Мальте были пещеры. Ко времени прибытия сюда первопоселенцев древняя Европа уже достигла больших высот в способах выражения человеческой духовности, и пещеры прочно ассоциировались со святилищами. Возможно, этим объясняется тот факт, что над некоторыми природными пещерами (такими как Гайн-Абул в западной части Гоцо или Микста в центральной части этого же острова) возводились куполообразные своды. Один из древнейших храмов - пещера Гар-Далам в юго-восточной части Мальты. В ней были обнаружены коричневые, серые и желто-коричневые чаши с круглым дном и шаровидные горшки с тиснением илинейным орнаментом — полосами из диаагнально или крест-накрест заштрихованных 2—4 параллельных линий или заштрихованными треугольниками с простыми шевронами. Многие сосуды были инкруссированы белым гипсом. Здесь также было найдено немало фаллообразных сталактитов и сталагмитов, которые, видимо, почитались как наделенные таинственной силой священные символы. Не исключено, что в этой пещере проводились регене-рационные ритуалы. Древнейшие на Мальте каменные гробницы яйцевидной или почкообразной формы находятся в Ксемксийе и Цеббуге. Цеббугские гробницы невелики - около 1,9 м в диаметре, тогда как ксемксийские намного крупней, в среднем около 3,5 м в ширину (рис. 5-21). В общем и целом эти скальные гробницы родственны тем, что встречаются на Сардинии и в Южной Италии. Однако на Мальте эти почковидные или яйцевидные могилы сыграли особую роль, по всей видимости, повлияв на внутреннюю форму более поздних храмов.
В Цеббуге среди погребального инвентаря, куда входили куски красной охры, раковины и пуговицы, была найдена известняковая голова в барельефной маске (рис. 5-22). Это одно из ранних изображений могильного божества, Богини смерти и возрождения, которая в более поздний период на Сардинии и на Кикладах обретет черты столбообразного типа. Ее маска имеет сходство с хищной птицей. Кроме того, здесь были обнаружены фрагменты керамики с нарезным орнаментом в виде человечков-палочек с большими треугольными головами (рис. 5-23). Покойники были уложены в позе эмбриона, на них и вокруг них — значительное количество красной охры. Самое крупное скопление подземных гробниц яйцевидной формы - знаменитый гипогей Халь-Сафлиени в восточной части Мальты, неподалеку от храма Тарксиенны (см. рис. 7-104); здесь погребали мертвых начиная с IV тыс. до н.э. и вплоть до заката мальтийской культуры, т.е. приблизительно до 2500 г. до н.э. (регенерационная символика этих гробниц будет рассмотрена в главе VII в разделе о погребениях). Мальтийские храмы Дж.Д.Эванс был первым, кто заметил связь между гробницами и храмами: это действительно решающий фактор для интерпретации их назначения. Закругленные формы гробниц в храмовой архитектуре стали апсидами. Некоторые древнейшие храмы имеют тройную структуру (таков, например, храм в Та-Хаграте), но в большинстве случаев у них 4-5 апсид и антропоморфный силуэт, очертаниями напоминающий скульптуры тучных мальтийских богинь. Это сходство отнюдь не случайно. Однако первые храмы формами напоминали яйцо или лоно Богини, сходство с человеческой фигурой появилось позднее, в IV тыс. до н.э.
Как и яйцевидные скальные гробницы (например, Храмы чаще всего стоят парами, причем один всегда крупней другого. Судя по всему, в это вкладывал- Гчмбутас M. Цивилиза ция Великой I fa.;-.
ся некий смысл: в терминах божественного семейства, больший храм - материнский, а меньший - дочерний, или же можно считать их сестринскими храмами, — вспомним двухголовых богинь из Чатал-Хююка (ок. 6500 г. до н.э.) и таких же богинь-птиц из Гомолавы (культура винча, ок. 4800 г. до н.э.). Конечно, нельзя исключить, что они представляют два разных лика Богини, символизируя, скажем, юность и зрелость или смерть и возрождение. Поскольку восток символически связан с началом жизни, а запад — с ее концом, последняя гипотеза нам кажется особенно соблазнительной. В более крупных западных храмах больше культовых материалов и обстановки, из чего можно заключить, что в них в основном проходили обряды, связанные со смертью и возрождением. Они были оштукатурены или выкрашены красной краской, от которой, конечно, ничего не осталось; их возводили из более темного коричнево-красного известняки Возможно что церемо-нии связанные с празднованием рождения, были поделены между меньшими храмами в то время как весенние ритуалы проводили в больших храмах или в гробницах. Восточные храмы, судя по всему были менее замкнуты про-странственно и выстроены из более светлого известняка.
Сделаем краткий обзор основных мальтийских храмов. Насколько можно предположить, каждый храм обладал собственной спецификой. Один из древнейших, красный храм в Скорбе, датируется V тыс. до н.э., однако он слишком сильно разрушен, чтобы можно было составить ясное представление о его архитектуре. Больший интерес представляют найденные в нем глиняные и каменные статуэтки с треугольными масками на лицах, у которых намечен нос и точка вместо рта. Кроме того, у них длинные шеи, большая грудь, задняя часть похожа на птичью и выда- Рис. 5-22 Рис. 5-23
Рис. 5-22 Известняковая скул» тура из скальной роб-ницы. Цеббуг, мопш №5. Конец Vтыс.» н.э.; высота 18,5 см.
Рис. 5-23 Вырезанные на сосуда из скальных гробнш фигурки«ппалочки*с большими треугшыш-ми головами, инкру* стированные бело! пастой. Цеббуг, мопш № 4. Конец Утыс.: н.э. men V. Неолит и ческие ку.гьтуры Адриатик и и Центральног о Средиземно м орья
i Рис. 5-24 Террркотовая статуэтка с большой головой, неестественно огромной вульвой и выстууающим птичьим задом, в треугольной маске и 1юлсе-«подпруге». Найдена в храме Скорбы, Мальта. Середина Утыс. до н.э. Масштаб 1:1. ется ступенечкой, а пол обозначен крупным треугольником; они носят пояс-подпругу и ожерелья (рис. 5-24). Их черты явным образом свойственны Богине-птице, а позы и атрибуты имеют немалое сходство с ранним периодом культуры винча. Один из важнейших парных храмов - расположенный в центральной части Гоцо комплекс Гжан-тийя (рис. 5-25). Оба храма окружены стеной высотой в 6 м из грубых необработанных глыб кораллового известняка. Вес некоторых плит достигает 50 тонн: это самые крупные из тех, что использовались для строительства храмов на Мальте. Внутренние стены и входы сделаны из обработанного известняка.
Большой храм отличался весьма изысканным убранством: в апсиде № 2, первой комнате справа от входа в святилище, имелась выкрашенная в красный цвет ниша из плит, по-видимому, обрядового назначения или использовавшаяся для хранения священных предметов. Ближе к задней части комнаты — несколько плит с барельефным орнаментом из соединенных вместе спиралей. В апсиде № 5 (восточный отсек) найден неглубокий каменный резервуар диаметром около 1 м, который, по всей видимости, служил ритуальным очагом. Напротив юго-восточной стены — колонна с резным барельефным изображением змеи (см. рис. 7-61). Апсида JVs 6 заключала в себе тройное святилище (см. dhc 5-25 2) В ней было tdh жертвенных стола и установленная вертикально как колонна трапециевидная плита. В апсиде № 7 были высокие известняковые плиты главный алтарь стоял в передней части и был украшен ямками. Другие храмы Гоцо также принадлежат к фазе гжан-тийя. В общей сложности на каждый храм приходилось по 7,4 кв. км. Хагар-Ким расположен на южном побережье Мальты: это наиболее примечательный храм периода тарксиенны (рис. 5-26; цветная вклейка 20). У него хорошо сохранилась внешняя опоясывающая стена из известняка, фасад из вертикальных плит, десять апсид, внутренние плиты с похожими на окна прямоугольными отверстиями и каменный алтарь. Кроме того, он знаменит каменными изображениями сидящих — просто или на корточках — и стоощих тучных женщин. Это статуэтки высотой около 20 см со следами охряной окраски (цветная вклейка 21). Сам храм стоит на холме лицом к морю, возвышаясь над расположенным ниже храмом Мнайдра. Посвоим очертаниям Хагар-Ким отличается от храмов Гжантийя и Мнайдра: нельзя исключать, что это был комплекс из трех двухапсидных святилищ. Основной вход располагался на юго-востоке, однако западное и северное святилища также имели отдельные входы. В толще восточной стены из вертикальных плит выдолблена небольшая полукруглая ниша, в которую был доступ как изнутри, так и снаружи. Там был установлен каменный алтарь треугольной формы: лобко- Пш бутас М. Цивилизаця я Великой Еш \
Рис. 5-25.1
а V. Неолити ческие к кльтуры Адр иатики и Цен трального Средиземном о рья Ряс. 5-26 10 м Рис. 5-26 План храма Хагар-Ким. Южное побережье Мальты. Конец IVтыс. до н.э.
ш й треугольник — символ возрождения. К ссверу о т этого святилища и от апсиды № 5 вертикально поставлен очень высокий камень, возвышающийся над всеми прочими храмовыми постройками: этот башнеобразный менгир, по-видимому, представляет саму Богиню. В глубине, слева от главного (южного) входа, располагался жертвенник в виде стола, увенчанный сосудом, на его лицевой части - изображение древа жизни, произрастающего из горшка. Поверхность жертвенника была декорирована характерным для мальтийских храмов ямочным узором. Рядом с ним была обнаружена стоячая плита с изображением двойной спирали или «глазкового мотива». В каждой из двух ниш центрального двора находился известняковый алтарь грибовидной формы с вогнутым верхом. Расположенные в этой же центральной части храма две комнаты были оснащены жертвенными столами с канавками и одной каменной колонной. Еще одна колонна располагалась у апсиды комнаты 10 юго-восточного святилища. Типичный пример двойного храма периода тар-ксиенны с полукруглым внешним двором из корал- лового известняка - святилище Мнайдра на южном побережье Мальты в 60 м к морю от стоящего выше храма Хагар-Ким. В наше время оно обращено на восток и юго-восток, хотя скорей всего его изначальная ориентация — юго-восток и юг (рис. 5-27: восточный храм, с очертаниями трилистника, относится к более раннему периоду гжантийя). Эти парные храмы в меньшей мере отличаются друг от друга размерами, нежели прочие мальтийские храмы, однако у западного храма более сложное внутреннее устройство, в нем много ниш, а в главной комнате -остатки твердого торбанитового пола. По обеим сто-ронам одного из наиболее тщательно отделанных входов стоят камни треугольной и фаллической формы (см. рис. 7-64). Слева от входа установлен конический каменный фаллос 75 см высотой. А в апсиде № 4 (вторая «восточная») в большом количестве обнаружены странные глиняные предметы и скрученные комки глины, весьма напоминающие человеческий эмбрион. Возможно, что некоторые из отправлявшихся в Мнайд-ре обрядов были связаны с лечением и деторождени-
Гимбутас М. Цивилизация Великой Бк Рис. 5-27 Рис. 5-27 Двойной храм Мнайдра, южное побережье Мальты. Конец IV-начало III тыс. до н.э. Маленький восточный храм с тремя апсидами относится к периоду гжантийя.
Рис. 5-29 Предположиеельная ре. конструкция фасада Трр-ксиенны.
ем: на это указывают статуэтки в позах рожениц (см. рис. 7-64). Три храма в Тарксиенне (восточная часть Мальты) неподалеку от гипогея Халь-Сафлиени много раз перестраивались, поэтому об их назначении судить трудно. Тарксиенна, как и Гжантийя, имеет просторный центральный двор (рис. 5-28, 5-29). По счастью, тарксиеннские храмы украшает сложный и выразительный символический рисунок. Каменные блоки испещрены рельефно вырезанным спиральным и растительно-спиральным орнаментом. Эти пронизанные энергией знаки связаны с силой растущего растения и змеи, что напоминает о принципе циклического возрождения. Кроме того, здесь было найдено много керамики, рогов животных, каменных и глиняных резервуарм и алтарей. В первой западной апсиде № 3 на верхней части того, что осталось от тщательно отделннного алтаря, видны следы огня: по-видимому, здесь проводились какие-то церемонии. На одной из его сирон изображены идущие друг за другом баран, свинья и четыре козы (цветная вклейка 19). Баран -священное животное Богини, изображение его загнутш рогов постоянно повторяется в виде змеевидных спиралей на колоннах и плитах всего комплекса. Ворра! западная апсида № 5 была заполнена костями и рогами крупного рогатого скота, а также коз или овса В расположенной между первым и вторым хр;
Глав а V. Неолити ческие кул ьтуры А д риатики и Це нтрального Средиземном о рья Рнс. 5-28
Рис.5-29
<. —г ^^ п—г
Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Ьж,
комнате № 13 обнаружена куча костей животных. На восточной стене - два быка, один из которых смотрит вправо, а другой - влево; под ними - релььф,,н котором сука с тринадцатью сосунками (см. рис. 7-62.3). Количество алтарей и останков животных указывает на то, что в Тарксиенне часто проводились жертвоприношения, возможно — с целью обожествления. На небольшой площадке к востоку от второго храма было найдено 50 каменных чаш, вероятно, предназначавшихся для ритуальных пиршеств и возлияний; а еще дальше к востоку — тринадцать перевернутых чаш. Домашних животных приносили в жертву изображению Богини. В западном храме Тарксиенны во дворе № 2 находится то, что можно считать древнейшим образцом монументальной скульптуры. Фигура Владычицы Тарксиенны высечена из известняка и установлена на резном постаменте. К несча- стью, ее верхняя часть давно разобрана, хотя ее пер-воначальная высота должна была достигать овд 2,5-3 м (см. рис. 7-64). Великий храмовый комплекс Тарксиенны знай-нует конец эпохи построения храмов на Мальте. Что случилось с их строителями - неизвестно: скорее: всего, они покинули остров из-за исчезновения!-сов или неурожаев, приведших к голоду, повальнь:' болезней или каких-либо других бедствий. Вмест: них острова были заселены чужаками, принесши» другие традиции. Относящийся к постхрамовому иг-риоду (после 2500 г. до н.э.) Тарксиеннский могш-ник с кремационными захоронениями принадлш: другой культурной группе, которая, впрочем, очевдным образом входила в число древнеевропейсюш имела ту же религию. Обнаруженные в этих зххорг-нениях сосуды сродни сицилийским и даже тем, ч:(находят в далекой Западной Югославии. Глава VI Западноевропейский неолит
Западноевропейский неолит был итогом самостоятельной эволюции туземных эпипалео-литических и мезолитических обитателей Иберии (Португалия и Испания), Франции и Северной Италии (традиций советеррской, тарденуазской и культуры кастельновьен). Однако этот процесс шел не без мияния идей, которые, благодаря мореплаванию и местной торговле, циркулировали по всему западномупобережью Средиземноморья и Атлантики. Такие творческие проявления, как керамика и религиозное искусство, в какой-то мере возникли здесь в результате общения с обитавшими по соседству народами. Ни иберийский, ни французский мезолит не был изо-шрован от прочего мира; в эпоху среднего неолита их сообщение через прибрежную зону становится более интенсивным о чем говорht характерное для этого периода распространение мегалитов. Побывав в Боетани или Португалии нетрудно убедиться что первые мегалитические постройки могли возникнуть благодаря тому что эти страны богаты камнем По-скольку сооружения такого типа появляются уже в Утыс, до н э есть основания ПОЛНОСТЬЮ ПРОСТИТЬСЯ стстапевшей точкой зрения что импульсом к сочла-ню дольменов и коридорных гробниц ПОСЛУЖИЛИ египетские пирамиды или критские и восточносое-шемноморские гробницы-толосы. На Британские острова земледелие пришло приблизительно в середине Утыс. до н.э. вместе с пере-щшлявшимися с континента колонистами; не исклю- чено, что первоначально они прибывали из Центральной Европы позднего периода культуры линейно-ленточной керамики, поскольку возводимые на островах длинные курганы и «-лагеря с вымостками» имеют близкие аналоги в Центральной Европе. Затем, в IV тыс. до н. э., сюда либо из Бретани, либо из Иберии прибыли строители коридорных гробниц, принеся с собой свои религиозные обычаи. Ко второй половине VI тыс. до н.э. в Ирландии и Англии существовало несколько отличных друг от друга традиций возведения гробниц, в основе которых очевидным образом лежала единая система верований. Хотя от западноевропейского неолита не осталось ни моделей святилищ и предметов культового назначения, ни тысяч глиняных статуэток и расписных сосудов, как это было характерно для Юго-Восточной Европы, до нас дошли почти не поддающиеся разрушению каменные и земляные сооружения, по-видимому, связанные со сложной системой погребальных обрядов. Эти великолепные монументы, порой имевшие внешний двор и украшенные резными символами, служили не только хранилищами костей, но и святилищами. Здесь для совершения обрядов собиралась вся община. Мегалитические гробницы, в которых практиковались коллективные захоронения, и гигантские огороженные территории свидетельствуют о том, сколь тесна была связь родовых групп с землей предков и с самими предками. Они — главные символы неолитической общины.
Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Бо т
Ранний неолит Западного Средиземноморья За последние десятилетия представление о том, как происходила неолитизация западных районов Средиземноморья от Северной Италии до Испании и Португалии (рис. 6-1), претерпело существенные изменения. Ранее считалось, что первоначальный импульс шел из Восточного Средиземноморья, однако на данный момент очевидно, что, по сравнению с восточными, в западных областях неолит появился с небольшим отставанием.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |