Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интеллигенция и интеллигентность 1 страница




Исследователи выделяют несколько типов культурного человека, существующих в современном обществе: «Тип низкой культуры», «Развлекательный тип», «Смешанный тип» и «Тип высокой культуры».

На Западе в Новое время утвердилось представление о том, что человек является господином природы и потому должен ее покорять и преобразовывать. Высокая миссия человека дает ему право безгранично потреблять природные ресурсы. Они необходимы для осуществления человеческой деятельности, направленной на собственное процветание.

Каковы истоки этой мировоззренческой установки? Многие ученые считают, что их следует искать в христианстве. Так, например, Л.Уайт младший утверждает, что христианская идеология, в конечном счете, и породила тот экологический кризис, который охватил сегодня страны Запада.

Основанием для такого утверждения является антропоцентризм христианства. Он состоит в том, что человек является центром мироздания, хозяином Земли и по благословению Бога призван господствовать над всеми живыми существами. Однако следует иметь в виду, что человек согласно христианскому учению создан по образу и подобию Бога, то есть наделен волей и разумом и, следовательно, должен поступать по отношению к природе рационально. Рациональное поведение заключается в том, чтобы разумно использовать природные ресурсы в целях своего жизнеобеспечения и не стремиться к их безудержному потреблению. Повелев человеку быть хозяином Земли, Бог наложил на него и ответственность за судьбу вверенного им мира.

Христианство в течение долгих столетий определяло все стороны жизни европейского общества. Но мировоззренческая установка на покорение природы и потребительское отношение к ней, как уже было сказано, утвердилась лишь в Новое время и стала господствующей в ХIX - первой половине XX века. Следовательно, корни данного отношения к природному миру следует искать не столько в христианстве, сколько в других идеологических системах и явлениях.

Немалое влияние на экологическое сознание западного общества оказала идеология Возрождения, которая на первый план ставила человека и его потребности. Если гуманисты, идеологи Ренессанса, воспевали природу, то прежде всего, природу самого человека, его тело, ум и способности. Если говорили о природной гармонии, то опять таки в первую очередь подразумевали гармонию самой человеческой натуры. Гуманисты считали, что возможности человека безграничны. Он может бесконечно совершенствовать свою природу, открывать тайны Вселенной и преобразовывать окружающий мир в соответствии со своими представлениями и потребностями. Гуманизм имел огромное положительное значение для развития западной культуры, так как способствовал развертыванию творческой активности людей и их деловых качеств. Однако он чрезмерно возвеличивал человека, тем самым во многом отдалив его не только от Бога, но и от природы.

Взгляды английского философа Ф. Бэкона (1561-1626) и французского философа Р. Декарта (1596-1650) также оказали существенное влияние на миропонимание европейцев. Главную роль в развитии общества они отводили науке, которая, по мнению философов, должна дать человеку власть над природой, увеличить его могущество и улучшить его жизнь.

В эпоху Просвещения получает развитие теория «естественного права». Согласно ей, принципы, правила, права и ценности продиктованы самой природой человека и тем самым как бы независимы от конкретных социальных условий и государства. Некоторые философы и писатели (например, Ж.Ж.Руссо) в своих произведениях активно проводят лозунг «назад, к природе», усматривая в нем единственное спасение от разрушительного действия социальных порядков. При этом просветители рассматривали человеческий разум, науку и образование как основу поступательного и неуклонного движения общества вперед. Тем самым они способствовали установлению ориентации на научно-технический прогресс, а значит, - на преобразование не только социума, но и природы.

Взгляды философов влияли на общественное сознание и потому стимулировали динамичное развитие западного общества Нового времени. Однако, прежде всего, оно было обусловлено теми процессами, которые происходили внутри западной цивилизации. Научно-технический прогресс, во многом продиктованный потребностями материального производства, в свою очередь явился важнейшей основой для успешного индустриального развития стран Запада. И именно научно-технический прогресс оказал главное влияние на формирование потребительского отношения западного человека к природе, а в конечном счете, и на современное экологическое состояние планеты, характеризуемое многими учеными как кризисное. Проникновение науки в тайны природного мира, многочисленные технические изобретения, создание новых материалов, развитие промышленности, обеспечивающей возрастающие потребности людей – все это убеждало западного человека в его могуществе и власти над природой. Развитие машинного производства требовало все более интенсивного использования природных ресурсов, а значит, способствовало усилению ориентации человека на покорение природы.

Во второй половине ХХ века масштабы воздействия западной техногенной цивилизации на природу достигают наивысшей точки и приводят к экологическому кризису. Он вначале охватывает страны Запада, а затем постепенно вовлекает в свою орбиту и многие другие государства. Именно в это время западное общество осознает необходимость уважительного, бережного отношения к природе и разумного использования ее богатств.

Деятельность человека, сопровождающаяся все более мощным воздействием на все природные оболочки Земли, привела к тому, что экологические проблемы приобрели глобальный характер, и от их решения зависят сегодня судьбы всех народов мира. Каковы перспективы развития человечества в связи с нависшей угрозой экологической катастрофы? Некоторые ученые смотрят на будущее планеты с пессимистических позиций. Во-первых, развитие техники приобретает все более неконтролируемый характер, и управлять этим процессом невозможно. Во-вторых, современные люди ориентированы на удовлетворение возрастающих материальных потребностей, слишком привязаны к благам цивилизации и отчуждены от природы. Это не позволяет им подняться над своими сиюминутными интересами, задуматься над судьбой планеты и ощутить свою ответственность за нее.

Другие ученые, настроенные оптимистично, считают, что общество способно выработать новое экологическое мышление. Опираясь на него, люди будут осуществлять производственно-техническую деятельность с учетом характера и границ допустимого воздействия на природу и направлять усилия на охрану и воспроизводство окружающей среды.

Каким должно быть новое экологическое мышление? Ответ на этот вопрос дают многие ученые. Так, представители русского космизма1 считали, что человека и общество следует рассматривать в неразрывном единстве с природными и космическими процессами. Современные проблемы человечества во многом обусловлены разрывом между искусственной и естественной природой. Чтобы преодолеть этот разрыв, человек должен понять и ощутить свою духовную связь, слитность с природой и космосом.

Значительный вклад в понимание характера взаимосвязи между человеком и природой внес представитель русского космизма, выдающийся российский мыслитель и естествоиспытатель В.И.Вернадский (1863-1965). Он является одним из основателей теории ноосферы2. Данное понятие у Вернадского, по существу, совпадает с мировой культурой. В течение долгого времени существования человека она превратилась в геологический фактор, изменяющий и одухотворяющий облик нашей планеты и ближайшего космоса. По мнению ученого, «перед человечеством открывается огромное будущее, если он поймет это, и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление»3.

Немецкий мыслитель великий гуманист ХХ века А. Швейцер (1875-1965), выдвинул принцип благоговения (глубочайшей почтительности) перед жизнью в любом ее природном качестве, будь то человек, животное или растение. Он полагал, что нельзя проводить различия между жизнью высших и низших форм, невозможно считать, какая из них более ценная.

Данные взгляды по своей сути и направленности совпадают с мировоззренческими установками, характерными для религиозно-философских систем Индии и Китая. Это говорит о том, что современное экологическое мышление должно опираться на диалог идей Запада и Востока.

Уважительное и бережное отношение к природе и восприятие человека в качестве ее части является основой экологической культуры. Усилиями общества и каждого его представителя она должна подниматься на более высокий уровень. Что такое экологическая культура? Экологическая культура – это ценности, принципы и представления, определяющие отношения между человеком и природой, а также деятельность, направленная на охрану и воспроизводство окружающей среды. С точки зрения культурологии она включает не только взаимодействие между природой и обществом, но и отношение людей к культурному наследию и друг к другу (экология культуры), а также взаимоотношение человека с самим собой (экология человека). Современная экологическая культура опирается на оценку природы как уникального вместилища человека и всей его культуры. Из этого следует вывод, что гармоничные взаимосвязи между миром природы и культуры, как основа благополучной жизнедеятельности человечества, зависят и от состояния самой культуры, и от уровня духовного развития человека.

Во второй половине ХХ века государственные структуры и общественность западных и других стран активизируют деятельность по охране природы в различных направлениях: законодательном, производственно-техническом и воспитательном.

Огромный вклад в природоохранную деятельность вносят общественные движения, которые часто называют экологическими неправительственными организациями (сокращенно эко-НПО). К ним относятся: Международный фонд по охране диких животных (WWF), Гринпис, Всемирный фонд охраны дикой природы, Социально-экономический союз (СоЭС) и т.д. В России эту деятельность осуществляют Всероссийское общество охраны природы (ВООП), Центр экологической политики России, «Эко-согласие» и др.

Большая работа по улучшению экологической ситуации осуществляется государственными органами и населением Башкортостана. Так, 2004 г. был объявлен в республике «Годом окружающей среды», а 2005 г. - «Годом профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения». Тем самым, защита окружающей среды и экология человека рассматриваются в тесной взаимосвязи.

Невзирая на большую просветительскую деятельность, уровень экологической культуры большинства жителей России, в том числе и Башкортостана, остается низким. Тому печальными и возмутительными свидетельствами являются замусоренные леса, берега рек и озер, грязные улицы и подъезды. Все это противоречит общепринятым представлениям о цивилизованности. Согласно им человек должен содержать в чистоте и порядке не только свое тело и собственный дом, но и окружающее пространство, ведь это является необходимым условием достижения жизненного комфорта. «Есть такое твердое правило, - сказал однажды Маленький принц - герой одноименного и многими любимого произведения А. де Сент-Экзюпери. – Встал поутру, умылся, привел себя в порядок и приведи в порядок свою планету». Для нас приведение в порядок своей малой планеты – окружающей среды - состоит в весьма несложных и необременительных действиях: от поддержания чистоты во дворах на улицах и подъездах, бережного отношения ко всем проявлениям природного мира до посадки зеленых насаждений и расчистки берегов водоемов.

И еще хорошо бы усвоить замечательную фразу из названного произведения: «ты в ответе за всех, кого приручил». Она помогает нам понять, что нужно тонко, внимательно и чрезвычайно ответственно относиться не только к людям, но и к животным и растениям, которых мы приблизили к себе. Более того, надо стараться проявлять доброту и внимание ко всем людям и живым существам, с которыми нас сталкивает жизнь. От этого во многом зависит наш душевный комфорт, а значит, и физическое здоровье, то есть наша внутренняя экология.

Природа, культура и человек неразрывно взаимосвязаны между собой, и каждый из этих миров нуждается в защите, поддержке и воспроизводстве. Поэтому общество должно сохранять и беречь не только природу, но и культуру: памятники искусства, нравственные ценности, обряды и традиции. «Если природа необходима человеку для его биологической жизни, - говорил академик Д.С. Лихачев, - то культурная среда столь же необходима для его духовной оседлости, для его привязанности к родным местам, для социальности… Убить человека может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение экологии культурной»1.

Неотъемлемой составляющей экологической культуры является и экология человека, согласно которой человеку следует бережно относиться не только к своему физическому здоровью, но и духовному миру. Последнее означает, что все люди должны стараться избавиться от ненависти, зависти, вражды и направить свои усилия на духовное самосовершенствование. Это позволит каждому из нас обрести внутреннюю гармонию и стать самодостаточной личностью. Найдя опору в своем духовном мире, человек избавиться от потребности заполнять внутреннюю пустоту посредством внешних источников удовольствия, ведущих в никуда: наркотиков, алкоголя, сомнительных развлечений и бесконечной погони за материальными благами. Улучшение человеком самого себя позволит ему правильно строить свои отношения с людьми, беречь природу и иметь разумные потребности. Экология человека зависит не только от него самого, но и от общества. Оно должно бережно и уважительно относиться ко всем своим представителям, рассматривать их в качестве самостоятельной ценности.

Итак, во второй половине ХХ века планету охватил экологический кризис. Он обусловлен стремительным развитием техногенной цивилизации и мировоззрением западного типа, которое ориентировано на покорение природы и потребительское отношение к ней. За последние годы в связи с активной деятельностью по охране окружающей среды и разумному природоиспользованию ситуация несколько улучшилась. Однако угроза экологической катастрофы сохраняется. Почему? Увеличивается численность населения планеты, быстро развивается промышленность и производство продуктов питания, а процессы истощения природных ресурсов и загрязнения окружающей среды нарастают. Это приводит к нарушению экологического равновесия и служит почвой для роста социальной напряженности и нарастанию конфликтов между странами.

Преодоление экологического кризиса с точки зрения культурологии возможно при условии формирования нового отношения человека к природе. Данное отношение должно быть основано на восприятии природы как ценности, понимании последствий воздействия на нее и осознании ответственности за судьбу природы и связанной с ней культуры. Человеку следует отказаться от роли господина и покорителя природы, преодолеть разрыв с ней и научиться жить в гармонии с природой и обществом. Это будет способствовать тому, что человек станет соизмерять нужды общества и возможности природы в их удовлетворении, активно внедрять в производство новейшие природосберегающие технологии и вести неустанную работу по охране и восстановлению природной среды.

Новое отношение к природе, сохранение и преумножение культурного наследия, а также улучшение духовно-нравственных качеств человека тесно взаимосвязаны между собой. Они являются залогом не только сохранения природы, но и выживания и процветания человечества.

 

 

2 Культурный человек как понятие

«Культурный человек» - это весьма широкое и емкое понятие, которое следует рассматривать с различных сторон.

В широком смысле слова культурный человек – это творец и одновременно продукт культуры. Человек создает, творит мир культуры, который в сочетании с природным окружением является естественной средой обитания человека и сферой реализации его замыслов.

Основной вклад в создание культуры вносят наиболее одаренные представители человечества. Они выдвигают научные и философские идеи, предлагают смелые технические проекты и творят произведения искусства. Но культура создается не только этими высокоинтеллектуальными личностями, а всеми людьми, которые вносят в данный процесс свою посильную лепту. Ведь освоение знаний, восприятие искусства, соблюдение традиций, воспитание детей, работа над улучшением своего внутреннего мира и внешнего облика, приготовление пищи, обустройство дома и так далее – все это неотъемлемые составляющие культуры. И каждый из этих видов деятельности - от сложных до самых простых - человек может осуществлять творчески, то есть привнося в них новое. А это является важнейшей основой не только создания, но и развития культуры.

Вместе с тем человек является не только творцом, но и продуктом культуры, так как она формирует и развивает его внутренний мир, а значит творит, создает человека, делает его культурным. Усваивая знания и ценности, выработанные предшествующими поколениями, человек становится их обладателем и носителем.

Известно, что человеческая натура двойственна. С одной стороны человек является биологическим существом, а с другой – социальным. Как биологическое и социальное согласуются между собой и каково их влияние на культуру личности?

Во-первых, природа посредством некоего набора генов наделяет человека анатомическими и физиологическими особенностями, определенным темпераментом, способностями и задатками. Во-вторых, биологическим фундаментом человеческого поведения являются такие инстинкты, как пищевой, материнский, половой, инстинкт самосохранения и др. Врожденным свойством человека является и агрессивность, которая у разных людей проявляется в разной степени и, как правило, усиливается в экстремальных ситуациях (война, конфликты, ссоры и др.).

Интересно, что сама природа выработала специальные механизмы, сдерживающие агрессивность людей и общественных животных. Важнейший из них – альтруизм1. Ученые доказали, что это качество передается на генном уровне. Оно присуще одним, но может практически отсутствовать у других. Помимо этого многие виды животных имеют врожденные, встроенные в свои инстинктивные программы «тормозные механизмы», препятствующие взаимоистреблению. Так, если проигравшее в поединке животное занимает позы, демонстрирующие подчинение и покорность (падает ниц, ложиться на спину и т.д.), то это умиротворяет победителя и заставляет отказаться от агрессии. У людей же подсознательные ограничители агрессивности маловыражены. В связи с этим они могут не откликнуться на мольбу своих «собратьев» о пощаде и хладнокровно уничтожить их морально или физически. Только люди способны к тому, чтобы мучить и истязать себе подобных, не слыша зова природы и не ведая жалости.

Именно культура посредством религиозных, нравственных и правовых установлений сдерживает или вовсе «гасит» природную агрессивность человека и ориентируют его на то, чтобы быть гуманным и жить в согласии с людьми.

Инстинкты человека облагорожены культурой и не имеют над ним такую сильную власть, как над животными. «Инстинкт удивительно корректен разуму, - говорит ученый В.В.Дольник. – Древний повелитель поведения, он обычно не командует, не требует слепого подчинения, даже не советует. Он только незаметно направляет желания и мысли»2.

Культурные люди могут без особых усилий подняться над своими инстинктами, ограничить влечения и, сдерживая голод, страх, гнев и раздражительность, вести себя достойно и благородно в любой ситуации. Например, воспитанный человек, испытывающий сильный голод не будет жадно набрасываться на еду, а станет вести себя за столом, особенно праздничным, правильно и красиво, как того требует этикет. Известно огромное количество примеров, когда люди, рискуя собственной жизнью, спасали других. Во всех случаях их побуждали к высоким поступкам не только природный альтруизм, но и нравственные представления, укоренившиеся в их сознании.

Обладая определенными природными задатками и способностями, индивид (отдельный представитель человеческого рода) становится личностью, культурным человеком только в обществе, под влиянием социализации и инкультурации. Эти понятия тесно взаимосвязаны, близки по содержанию, однако между ними существуют различия. Социализация – процесс усвоения социальных норм, ценностей, ролей и моделей поведения, который позволяет человеку приспособиться к жизни в обществе. Она осуществляется посредством воспитания, обучения и стихийного воздействия на личность жизненных обстоятельств. Благодаря социализации человек получает необходимые знания об обществе, его структуре и делении на классы и социальные группы; осваивает социальные роли (школьника, студента, начальника, подчиненного, отца, сына и т.д.); учится соизмерять свои интересы с потребностями других людей и полноценно общаться; усваивает права и обязанности.

Инкультурация – это постепенное вхождение в конкретную культуру, усвоение ее норм, ценностей, верований, правил этикета, обычаев и традиций. Культура позволяет человеку стать полноценной частью культуры своего народа, сродниться с ней, найти в ней духовную опору и важнейший источник для своего внутреннего роста. Помимо овладения «своей» культурой инкультурация предполагает освоение мирового культурного наследия. Оно обогащает личность, расширяет ее представления о мире и способствует толерантному отношению к другим народам и культурам.

Тем самым и социализация, и инкультурация – это две стороны единого процесса вхождения индивида в социокультурную систему, необходимая основа его становления и развития как человека культурного.

Освоение человеком культуры, общественных взаимосвязей и отношений происходит в течение всей его жизни. В детстве ребенок принимает нормы, установления и ценности в готовом виде, а затем, по мере взросления, его восприятие становится более критичным и избирательным. Постепенно на основе природных задатков и способностей, под воздействием культуры и жизненного опыта человек становится индивидуальностью. Это означает, что он обладает своеобразным сочетанием мыслей, чувств, стремлений, поступков, привычек и других особенностей.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что культурный человек представляет собой сочетание типичных и индивидуальных черт. Индивидуальные особенности не только делают личность неповторимой. Они являются источником развития как самой личности, так и культуры в целом. А типичные черты помогают человеку успешно включиться в общественную жизнь и являются гарантом стабильности общества.

Культура всячески способствует тому, чтобы человек творчески подходил к своей деятельности, самостоятельно мыслил и избирательно относился к идеям, достижениям и ценностям, которые вырабатываются обществом, то есть культура поощряет стремление человека быть индивидуальностью. Вместе с тем, посредством общепринятых нравственных норм и правил этикета культура ограничиваем своеволие человека, и требует от него сдерживать негативные эмоции. Помимо этого она настраивает членов общества уважительно относиться к материальным и духовным ценностям. Тем самым культурный человек, невзирая на свою неповторимость и оригинальность, должен вести себя в соответствии с идеалами, установлениями и требованиями доминирующей культуры. Это позволяет личности сохранить необходимое равновесие между индивидуальным и типичным.

Когда говорят о культурном человеке, как правило, подразумевают некий идеал, соединяющий в себе востребованные обществом качества. Каждый тип культуры вырабатывает свои представления о том, каким должен быть культурный человек. Эти представления меняются на протяжении исторического пути, пройденного различными народами. Однако некоторая общая основа остается неизменной.

Каковы исторические типы культурного человека? В Китае в течение столетий, начиная с древности, образцом для подражания был «благородный муж». Это понятие, равно как и качества, присущие «благородному мужу», были выдвинуты великим мудрецом Конфуцием (551-479 гг. до н. э.). От «благородных мужей» требовались человеколюбие, справедливость, верность, сыновняя почтительность, неукоснительное следование нормам поведения, знание древних книг и заимствование опыта предков. Но высшим из всех достоинств был долг, который должен был направлять все чувства и поступки.

«Благородный муж», по мнению Конфуция, постоянно занимается самосовершенствованием и посвящает себя служению людям. В противоположность ему «маленький человек» думает лишь о себе и стремится только к личной выгоде. Высокие нравственные качества позволяют «благородному мужу» достойно выдержать испытание нуждой, в то время как «маленький человек» в этих же условиях становится распущенным. «Благородный муж» может быть знатен и богат, но почести и материальные блага для него не предмет гордости и удовольствия, а лишь знак, что он живет нравственной жизнью в нравственном государстве.

Если сделать попытку адаптировать (приспособить) представления о «благородном муже» и «маленьком человеке» к современной культуре, то они в самом приближенном виде будут соответствовать привычным определениям «человек высокой культуры» и «человек низкой культуры».

Культурный человек античной эпохи наряду с образованностью обладал человеческим достоинством, которое сохранял в любых ситуациях; был разумным, честным, справедливым и во всем руководствовался чувством меры. Он подчинял личные интересы общественным и посвящал свою жизнь служению родному полису. Идеал античности – гармонично развитый человек, в котором сочетаются физическая красота и высокие духовные качества. Поэтому древний грек должен был совершенствовать и свой внутренний мир, и собственное тело.

В период европейского Возрождения (XIV-XVI вв.) сформировалась гуманистическая модель культурного человека. Она предполагала всестороннюю образованность, высокие творческие способности, уважение к человеческой личности и умение достигать гармонии между разумом и страстями.

В Новое время (XVII – начало XX в.) к культурному человеку предъявляются такие требования, как образованность, воспитанность, разумность, трудолюбие, подчинение нравственным нормам и установлениям. Вместе с тем огромное значение приобретает профессионализм – высокие знания и умения в конкретной сфере деятельности.

Данные модели являются лишь частью многообразных представлений о культурном человеке. К тому же они, как правило, вырабатывались элитарной культурой и, следовательно, были ориентированы на наиболее развитую в духовном отношении часть общества. Однако, во-первых, представленные модели позволяют понять общественные идеалы различных культур и эпох. А во-вторых, они содержат в себе общую основу: образованность, воспитанность, нравственность, умение усмирять свои страсти и влечения. Это те качества, на которые мы опираемся и сегодня.

Безусловно, идеал культурного человека существовал не только в элитарной среде. Он присутствовал в сознании представителей различных социальных групп и в той или иной степени претворялся ими в жизнь. Так, у крестьян культура человека ассоциировалась с любовью к земле, трудолюбием, умением рачительно вести хозяйство, с уважением к старшим, соблюдением народных традиций и богатым жизненным опытом.

Представления о воспитанности у различных народов и сословий также имели свои особенности. Так, русские купчихи, держа чашку во время чаепития, жеманно отставляли в сторону мизинец, потому что считали данный жест красивым. А в аристократической и интеллигентской среде это считалось недопустимым, более того – смешным и нелепым. В российских селах и по сей день существует правило здороваться на улице не только со знакомыми, но и незнакомыми людьми, а в городе это совершенно неуместно.

Каков идеал культурного человека сегодняшнего дня? Современное общество демократично, в нем стираются существенные различия между социальными группами. В связи с этим к каждому человеку, вне зависимости от того к какому общественному слою или профессиональной группе он принадлежит, предъявляются общие требования. При этом представления о культурности у разных народов и социальных групп и сегодня имеют свои особенности. Их нужно знать, учитывать и с уважением к ним относиться. В противном случае, попав в иную социокультурную среду, можно завоевать репутацию «некультурного человека». Например, во Франции никто не поинтересуется при знакомстве с человеком, чем он занимается. Здесь это не принято. Такой вопрос находится за рамками приличий. В США, напротив, при знакомстве этот вопрос задается в числе первых. Он умещается в принятые здесь культурные рамки.

Основными требованиями, предъявляемыми к культурному человеку XXI в. являются высокая общая культура и профессионализм. Что следует понимать под общей культурой? Общая культура представляет собой комплекс знаний, ценностей и нравственных качеств, которыми должен обладать и руководствоваться в жизни любой человек, невзирая на свою профессиональную принадлежность. Это общеобразовательные знания, компьютерная грамотность, восприятие красоты, понимание искусства, любовь к природе, уважительное отношение к людям, умение позитивно общаться, воспитанность и многое другое.

Важнейшей составляющей общей культуры личности сегодня является толерантность 1, которая наиболее соответствует потребностям развития современной цивилизации. В условиях усиления всесторонних контактов между различными народами и интенсификации межличностных взаимосвязей она способствует лучшему пониманию, предотвращению конфликтов, миру и согласию. Толерантность несовместима с навязыванием кому-либо чужого мнения, грубым вторжением во внутренний мир другого человека и иную систему ценностей. Тем самым она неразрывно взаимосвязана с уважением к каждой личности и каждой культуре.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.