Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины распада Киевской Руси на отдельные княжества-государства




Политическое управление Новгородской Земли в эпоху Киевской Руси позднее имело свои специфические особенности.

Вольная Новгородская республика сформировалась на вольном воздухе русского севера, когда в Новгород и из него шел поток морских товаров из Скандинавии и других стран. Зажиточно жили новгородские купцы, бояре, всегда была работа у новгородских ремесленников.

По терминам, отразившим те или иные стороны новгородской жизни, мы можем судить о социальном положении жителей севера, а также об их

 

 

занятиях, более того, об уровне экономической жизни Новгорода. Так, в летописи встречаются «житьи люди» - собирательное название средней руки домовладельцев и землевладельцев, собственников промышленных предприятий.

Очень значительна купеческая прослойка. Упоминаются «верные люди»: ремесленники, наемные рабочие, рыболовы, лодочники, перевозчики и т.д.

На земле работали «своеземцы» (название говорит само за себя) и смерды (на государственной, церковно-монастырской и частной землях). Сельские общины здесь назывались погостами.

Огромную роль в политической и хозяйственной жизни Новгородской земли играло вече. Об этом свидетельствует множество фактов. Так, должно­сти тысяцкого и посадника здесь были выборными. В 1156 г. новгородцы сделали попытку поставить по своему желанию (а не византийскому) архиепископа Аркадия. В ХII в. одному из князей, прибывшего сюда на княжение, были поставлены следующие условия: жить в Городище у себя, не вмешиваться во внутреннюю жизнь, не иметь недвижимости - таков был договор.

Таким образом, в новгородской земле зарождались на базе купечества, торговли и ремесел капиталистические элементы. Вечевой строй выражал интересы зарождающегося капитализма. Поэтому и князь, тем более пришлый, новгородцам не был нужен.

В 30-х п. ХII в. Русь вступила в полосу феодальной раздробленности, которая была закономерным этапом развития всех крупных государств Европы в период раннего средневековья. Если раньше проявления раздроблен­ности гасились силой инерции, волей таких выдающихся государственных деятелей, как Владимир Мономах, то после их ухода с исторической сцены новые экономические, политические, социальные тенденции властно заявили о себе.

К середине ХII в. Русь раскололась на 15 княжеств, которые только формально зависели от Киева. В начале XIII в. их стало уже около 50. Русь политически стала похожа на лоскутное одеяло.

В основe феодальной раздробленности лежали экономические причины. В рамках единого государства за три века сложились самостоятельные эко­номические районы, выросли новые города, зародились и развились крупные вотчинные хозяйства, владения монастырей и церквей. В каждом из таких центров за спиной местных князей стояли выросшие сплотившиеся фео­дальные кланы - боярство со своими вассалами, богатая верхушка городов, церковные иерархи.

Становление в рамках Руси самостоятельных княжеств происходило на фоне бурного развития производительных сил общества, прогресса сельского хозяйства, ремесла, внутренней и внешней торговли, усиливавшегося обмена товарами между отдельными русскими землями.

Усложнилась социальная структура русского общества, более

 

 

определенными стали его слои: крупное боярство, духовенство, торговцы, ремесленники, низы города, включая холопов. Развивалась зависимость сельских жителей от землевладельцев, Вся эта новая Русь уже не нуждалась в прежней централизации. Огромная Киевская Русь с ее поверхностным политическим сцеплением, необходимым прежде всего для обороны от внешнего врага, для организации дальних завоевательных походов, теперь уже не соответствовала нуждам крупных городов с развитыми торговлей и ремеслами. Местная знать стремилась иметь свою власть, которая бы защищала ее интересы от простого народа, здесь, на местах, а не где-то там, далеко в Киеве.

Главным источником богатств местных князей становились уже не дары леса, собранные во время полюдья, а деньги, продукты ремесла, хлеб, которые они получали со своих имений, а также в виде налогов с крестьян и городов. Бояр к князьям теперь привязывала не только возможность обогатиться во время «полюдья», но и право получить за службу земли для ведения хозяйства (условное землевладение), на которые можно было посадить и закупов-крестьян, попавших в долговую зависимость, Эти возможности шире использовались в периферийных княжествах, где имелось больше сво­бодных земель.

Потеря Киевом своей исторической роли в известной мере связана с перемещением основных торговых путей в Европе и Передней Азии. В связи с усилением итальянского купечества теснее стали связи между Центральной и Западной Европой, между Византией и Малой Азией. Крестовые походы приблизили Ближний Восток к Европе. Эти связи развивались, обходя Киев стороной. Постепенно терял свое значение и торговый путь «из варяг в гре­ки». В Византии, так же как и на Руси, происходил процесс усиления мест­ных центров власти за счет Константинополя - традиционного потребителя русского экспорта - мехов, меда, рабов.

В ХIII в. главным связующим звеном между севером и югом Европы стал «янтарный путь» из Поморья в Венецию. В результате, защита торгового пути «ИЗ варяг в греки», являвшаяся одной из главных причин образования единого древнерусского государства, теряла смысл. Местные князья уже не были в такой мере заинтересованы в поддержке киевского князя, который контролировал этот путь. Они уже с неохотой отдавали крестьян в войско великого князя, говоря, что это мешает сельскохозяйственным работам. С другой стороны, князья стали достаточно сильны, чтобы caмим защищать свои земли.

Не могли для Киева и Русской земли пройти бесследно столетия напряженной борьбы с кочевниками - печенегами, хазарами, половцами. Эта борь­ба истощала народные силы, замедляла общий прогресс, обрекала погранич­ные земли в новых экономических, социальных и политических условий на отставание. Преимущество получали те районы страны, которые, хотя и на­ходились в менее благоприятных природных условиях (Новгородская земля. Ростово-Суздальская Русь), но не испытывали такого

 

 

постоянного и изну­ряющего давления со стороны кочевников, как Среднее Поднестровье.

Чрезвычайно слаба была правовая база Киевского государства (в вопро­сах верховной власти, местного управления, гражданских споров, экономической жизни). Для Руси была характерна крайняя неразвитость товарно-денежных отношений в силу отсутствия стимулов к развитию производительных сил (превалировало натуральное хозяйство) и огромной протяженн­ости русской территории.

В период Киевской Руси не было создано единого ни централизованного, ни феодального государства, ни монархии, ни республики.

Все это вместе взятое и определило ослабление Киева, власти великих князей и обусловило начало политического распада Руси.

Ожесточенная борьба князей друг с другом, нескончаемая междоусоби­ца являлись лишь внешним выражением глубинных процессов развития русских земель. В междоусобных войнах ХII - начала ХIП вв. отстаивалось пра­во князей решать судьбу своих владений. А за князьями стояли выросшие, сформировавшиеся общественные миры. Как образно сказал один историк, Киевская Русь вынянчила и вырастила другие русские княжества и теперь они как самостоятельные птенцы разлетелись по свету [5, c.190].

Распад Киевской Руси на отдельные части привел к активизации противников Руси - половцев. В дальнейшем раздробленная Русь не смогла про­тивостоять полчищам монголов. Но с точки зрения общеисторического развития политическое дробление Руси - закономерный этап на пути к будущей централизации страны и будущему экономическому и политическому подъему уже на более высокой основе. Об этом говорят бурный рост городов и сельского хозяйства в отдельных княжествах, и выход этих практически самостоятельных государств на внешнеполитическую арену: собст­венные договоры с прибалтийскими землями, с немецкими городами заклю­чили позднее Новгород и Смоленск; Галич активно вел дипломатические сношения с Польшей, Венгрией и даже Папой Римским. В каждом из кня­жеств продолжала развиваться культура, строились замечательные архитектурные сооружения, создавались летописные своды, расцветала литература, публицистика.

Политический распад Руси никогда не был полным. Сохранялись силы, которые противостояли центробежным силам:

Во-первых, в первую очередь это была власть великих киевских князей. Авторитет великого киевского князя всегда находился на высоком политическом и нравственном уровне.

Во-вторых, сохраняла свое влияние общерусская церковь. Киевские митрополиты являлись руководителями всей церковной организации. Церковь, как правило, выступала за единство Руси, осуждала междоусобные войны князей, играла большую миротворческую роль. Клятва на кресте в присутствии церковных деятелей являлась одной из форм мирных договоров враждующих сторон.

 

В третьих, противовесом силам распада и сепаратизма была постоянно существующая внешняя опасность для русских земель со стороны половцев. В общерусском сознании постоянно жила идея единения сил в борьбе с внешним врагом и сохранился идеал князя - радетеля за русскую землю, - какими были Владимир Святой и Владимир Мономах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представляется очевидным, что на сегодня в исторической науке остаются нераскрытыми некоторые важнейшие теоретические вопросы по про­блемам Киевской Руси.

Во-первых, можно ли считать весь уклад жизни Киевской Pуси в IX-XII вв. государством? В.О. Ключевский пишет: «Разноплеменное население, занимавшее всю эту территорию, вошло в состав великого княжества Киевско­го или Русского государства. Но это Русское государство еще не было госу­дарством русского народа, потому, что еще не существовало самого этого народа: к половине ХI в. были готовы только этнографические элементы, из которых потом долгим и трудным процессом выработается русская народ­ность». Понятно, что речь идет о национальном единении, но вопрос о госу­дарстве уже был поставлен.

Во-вторых, на какой ступени развития это государство стояло? Рабовладельческой, феодальной? Насколько сильны были родовые отношения внут­ри общества?

Что касается Новгорода, то целый ряд признаков общественно-хозяйственной жизни свидетельствует, по мнению специалистов, о ранне капалистическом развитии этого города-республики.

Каждой точке зрения соответствует своя научная школа, группа историков и их работы.

Итак, Руси было присуще все вышеперечисленное, и не надо стремиться втиснуть ее в конкретные рамки. Слилось все воедино в силу переходного момента, на котором находиласъ тогдашняя Русь - племена славян еще не успели изжить родовые отношения, даже варяги им подчинялись, так как стояли на той же ступени развития. Феодальная организация общества была налицо. По такому же принципу строились западноевропейские феодальные отношения. В центральной и южной Руси использовался труд холопов и ряды их постоянно росли.

Прогрессивные хозяйственные отношения Новгорода (подобно Венеции и Генуе эпохи Возрождения), хоть и с князем на горке - это тоже реальность.

.... Видимо, в этом и заключается секрет славянской цивилизации, вобравшей в себя элементы порой несовместимые - простор необозримых степей и ужасающее рабство, прогрессивную мысль и трудолюбие с запустением хозяй­ственной жизни.

 

Термины по теме «Киевская Русь»

Бортничество - пчеловодство.

Бояре - старшие дружинники (не по возрасту, а по положению).

Вервь _ территориально-хозяйственное объединение свободных земель­ землевладельцев - смердов. Позднее эти функции выполняла община.

Вече - народное собрание. В начальный период в нем участвовали посад­ские и смерды, занятые земледелием. Позднее, с обособлением городов,

последние отпали.

Гости - заморские купцы.

Изгой - изгнанный из общины; холоп, выкупившийся из неволи; обанкротившийся купец: не выучившийся попович.

Кумиры ( языч.) - деревянные или каменные идолы, божки у язычников.

Отроки - младшие дружинники.

Патриарх - высший духовный сан христианской православной церкви.

Долгие годы назначался из Византии.

Правило очередного наследования или Горизонтальный порядок наследования, когда великое Киевское княжество доставалось старшему в многочисленном роду Рюриковичей, а не по схеме: отец - старший сын (отец) - старший сын и т.д., как в Западной Европе.

Полюдье - сбор дани в самый ранний период в Древнерусском государстве (при Олеге и Игоре), когда сам князь со своей Дружиной являлся за данью в селения.

Погост - от древнерусского «погостить», «побывать в гостях», первона­чальное значение - постоялый двор, на котором останавливался князь. За­ранее собиралась дань с общинников, и в одном установленном местe передавалась княжеским сборщикам. Эта практика была установлена княгиней Ольгой. В Новгороде - сельская община.

Повоз – поставка дани с земель и областей в Киев (затем в другие центры и в Москву); практиковалось во всех княжествах.

Посад - территория вокруг княжеского двора, населенная ремесленным людом.

Посадские - жители посадов. Принимали наиболее активное участие в сборах вече.

Посадник - назначаемый князем (великим или удельным) областной управляющий. В Новгороде эта должность была выборной.

Робибич - ребенок рабыни (раба).

Тиун, огнищанин - люди, управляющие Княжеским дворовым хозяйством.

Тризна - поминки. Термин более использовался в начальный период

Киевского государства.

Тысяцкий - начальник народного ополчения. Назначался князем, в Новгороде избирался вечем.

Xристианин - обобщенное название принявших христианство. Позднее положенное в основу слова «крестьянин.

Язычество - религиозные верования народов, стоящих на ступени родоплеменных отношений, частично дожили в виде поверий до наших дней.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.