Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Франсуа Рене де Шатобриан




Образ современного человека в раннем французском романтизме; психологизм изображения (Ж. де Сталь, Ф.-Р. Шатобриан, Б.Констан).

Страна, в которой произошли события, положившие начало романтизму.

Все революции прозодят через человеческую судьбы: французский романтизм более психологичен, чем философичен.

Французская буржуазия, которая совершила революцию, стремится к покою, а массы взбудоражены. Нужна сильная личность. Появление Наполеона

После него: как наладить отношения с победившими странами: Снова нужна централизации. 1830 — король Филипп Эголите. Для всей европы Франция — волнующий очаг, т.к. есть опасность нового потрясения.

Чувство неосуществимости всего желаемого. Внимание к человеку, который является современником всего этого — первый этап романтизма. Появляется психологизм.

У Французскихх романтиков изначально нет фантастики. Нет символического смысл. Речь идёт о конкретном, современном человеке.

Появляется человек с чисто внутренним психологическим конфликтом. Создаётся психологический роман. Причина того, что происходит с человеком — сам человек.

Революции, реставрация, священный союз – это имело значение в каждой стране, но во Франции, как нигде, это касалось каждого человека; свергли Бурбонов, были революционные деятели, которые всех разочаровали – во Франции люди переживали это непосредственно; Наполеон, потом его падение, восстановление Бурбонов, но это уже победившая буржуазия, вступившая в союз с старыми формами, утверждает свой порядок… все эти события, на которые отвлекались Англия, Германия (умозрительный романтизм, породило фантастику). Во Франции не до философских рассуждений; нет философичности и фантастики немецких авторов (есть только под влиянием Гофмана у одного автора); романтизм связан просто с реальной судьбой человеком. Французы постоянно ощущали зыбкость ситуации, что нашло отражении во французском романтизме.

1 период – ранний романтизм – начинается позднее, чем в других странах; с первых годов 19 века; до 1814 года – до начала эпохи реставрации.

Авторы показывают влияние жизни на человеческую судьбу, но при том жизни не социально-конкретной, а жизни, человеком пережитой; именно французы дают такой тип произведений, в котором главное не действие, а переживание человека. Появился Человек с внутренним психологическим конфликтом. Именно этот тип произведения (психологический роман, в котором всему произошедшему причина - человек)был создан Франции романтиками.

Весь 19 век – был реакцией на просвещение 18 века, доминировало именно французское просвещение; реакция была более сильной, почувствовали, что выкладки просветителей не защищают человека; когда человек мечется, он не защищён он самого себя.

Психологическая проза —основное достижение этого этапа. Высшие обстоятельства заменяются внутренней борьбой. Автору важно показать чувства. События нужны лишь затем, чтобы заставить случай показать страсти человеческого сердца.

Жермена де Сталь (мадам де Сталь)

Когда произошла революция, ей было 18 лет; достаточно много читала, увлекалась и духом законов Монтескье, опытом о нравах Вольтера; разумно осмыслила то, что подготовил 18 век

Начинает писать, уже имея своё представление о жизни и её развитии; была свидетельницей воцарения Бонапарта, в первые годы к нему относились восторженно, но она при том была человеком мыслящим самостоятельным, у неё был салон (они принадлежали главным образом женщинам); когда она написала второе своё произведение, Наполеон предложил ей на 25 лет удалиться в изгнание: «в вашей последней книге вы не то что полностью умалчиваете об императоре, а ваша книга не французская»; покинула Францию, побывала в Англии, России, в Швейцарии поместье было, где у неё собирались люди, у неё гостил А-В Шлегель (ей стала знакома немецкая теория романтизма), Шамиссо; так она оказалась причастна романтизму.

1812 – оказалась в России; произведение Пушкина о пожаре 1812 года и об уходе жителей из Москвы – с ними уходит мадам де Сталь, трудно пережить, что просвещённые французы сожгли Москву.

Начинает творчество в продолжение 18 века. Первое произведение — переход от 18 к 19 веку.

Много размышляла о том, что представляет из себя литература, какой должна быть.

Творчество: не только литературно-художественное, но и теоретическое осмысление нового века:

· 1800 – сочинение о литературе «О литературе, рассмотренной в связи с общественными установлениями», в котором она изложила свои соображения о литературе. Считает, что литература воздействует на дух и нравы народа + лучше всего развивается литература там, где есть свобода (это не понравилось Наполеону и он попросил ее уехать). Новаторской была сама попытка освещения зависимости литературных явлений от социальных условий, нравов народа, религии и даже климата. Лучше литература развивается там,где свобода.

· 1810 – «продолжение» - сочинение «О Германии», где Германия изображена как страна духовных интересов, философов. в литературе очень важна погружённость в духовный мир, а в английской, например, она больше тяготеет к реальности; о поэзии классической и романтической: классицизм устарел, противопоставления Шиллера и Шлегеля.

В 30е годы в России де Сталь резко раскритиковали, в защиту выступил Пушкин.

Роман «Дельфина» 1802 – написан в эпистолярной форме, а это наследие 18 века.

История любви (героиня бунтует во имя чувств против установленных норм); 1792 год – время действия, революция движется по восходящей линии; дворянское общество, но в процессе уже крушения, хотя предрассудки там сохраняются; появляется женщина, которая не принимает условия своего круга, например, почему добродетель требуется от женщин, а не от мужчин; она считает, что любовь, вопреки дворянским понятиям –именно по влечению, способствует тому, что не стесняется своей любви к Леонсу, который не может на ней женится, потому что против этого его мать; картина немножко Руссо напоминает («религия сердца); мать хочет, чтобы сын женился на благоразумной женщине, Дельфина слишком легкомысленна с её точки зрения; заканчивается это её самоубийством в 1м издании; во 2м издании – просто смертью, потому что самоубийство снимает утверждение о её внутренней силе.

Брак не состоится, но не по сословному неравенству. Леонс должен женится на женщине, у которой разум преобладает над чувствами, а не наоборот

Роман «Коринна, или Италия» 1807 – на это Наполеон рассердился (так как изображена картина общества равных людей); произведение написано уже под впечатлением немецких традиций (человек – искусство), героиня талантливая поэтесса (образ исключительной личности), она сильно переживает свою любовь, которая не может увенчаться успехом; тот, кто её любит, понимает, что она готова ему подчиняться, но его раздражала «королева в цепях» - типичный романтический яркий образ творческой личности; по причине внутренней (несоответствие сердца сердцу) ничего не сложилось; внутренний мир одного человека не накладывается на внутренний мир другого.

В романе в итальянку влюбился англичанин – местный колорит. Италия – страна искусства (символ).

Из аристократического рода, эмигрировал; жил в Лондоне, а потом в Америке, познакомился с жизнью индейских племён, задумал даже замысел книги «Начезы» (о восстании индейцев против французов); вернулся при консульстве Бонапарта. Шатобриан прожил долгую жизнь; перевёл на французский Мильтона; это вызвало очень глубокое сочувствие тех, кто мог видеть его историю – Пушкин, например, писал: первый из современных французских писателей, на старости лет перевёл Мильтона для куска хлеба; самый сей труд делают честь знаменитому старцу; предпочёл честную бедность, неподкупную совесть. Труд «Замогильные записки» - о том времени, которому был свидетелем; рассмотрел двойственность французской революции; «взятие Бастилии как кровавое празднество открыло новую эру – эру изменения нравов, идей, политических режимов, обновления рода человеческого».

Что составляло основу всей мысли: освободить общество от насмешек Вольтера, эта насмешливость доходила до грани цинизма; основа благополучия – католическая вера, духовное объяснение мира, который не вызывает никаких возражений; задумал главное своё произведение – «Гений христианства» (представлена идея разрушения христиантсва); у Новалиса был трактат под названием «Христианство, или Европа»; у Шатобриана это почувствовалось – стремление реставрировать католицизм; он как-то его эстетизирует; считает, что это прекрасно; это гармония, которую утратил сегодняшний мир; исходя из этой мысли, как доказательства утраты гармонии мира пишет два романа, задуманы как части трактата, но самостоятельные произведения – «Атала» и «Рене». Его повести написаны поэтическим языком («сделал прозу поэтической»).

Роман «Атала» 1801 – его признали основоположником определённого нового жанра, который показал, что человек воспринимает ход истории как личную судьбу, хотя он не изображает исторических событий; только переживания человека, которые являются следствием чего-то, какой-то мировой изначальной неустроенности; герой изначально одинок; дисгармония создаётся изначальным нарушением равновесия мироздания. Чувства человека – индивидуальные внутренние переживания.

В романе замена эпистолярной формы формой исповеди (новая форма); если мы вспомним Исповедь Руссо, то он рассказывает о событиях своей жизни, чисто внешних; Шатобриан – исповедь, которая в одном-единственном рассказе раскрывает весь внутренний мир; Европеец (Рене), гонимый страстями и несчастиями слушает рассказ индейского мудреца, который любил девушку-христианку, но мать дала за неё обет безбрачия; она покончила с собой; смысл исповеди в том, что она обращена к одному человеку; у Руссо – всем и каждому; здесь тому, кто выслушает его; отсюда пошла исповедь как распространённая и единственно верная форма внутреннего человека; перед лицом смерти – например, как Мцыри; как итог жизни человека.

Роман «Рене» - действие в 20е годы 18 века; это человек, который живёт во время абсолютно полных социальных замен, исчезновения чего-то; Шатобриан точно говорит о своём времени – оно сделало один шаг, и лицо земли изменилась; то, что было вчера, никому уже не нужно, ничего сокровенного не существует

Рене — человек, переживший потрясение (как и все французы).Гонение изнутри: знает, что нигде не найдёт покоя. Иррациональный закон, определяющий судьбу человека.

Рене – скитающийся герой; встречается с 17 века, но здесь это не поиски удачи и места, не конкретная цель, а гонение изнутри; человек даёт картину, которую Шатобриан называет «болезнь века»; история мысли и чувств; герой находится в ситуации, которую не может исправить, он такой постоянно мечущийся внутри; чувствует себя трагически виноватым, мать умерла во время родов, и ему кажется, что его за это ненавидит отец; сознание иррациональной вины (сам себе антогонист); всё складывается драматично – после смерти отца наследует поместье старший сын, а он с сестрой должен покинуть дом, сестра - единственный ему родной человек, который в монастырь уходит, поскольку испытала к нему страсть (тема инцеста вообще в романтизме вообще будет – это нечто иррациональное, то, чего нельзя допустить, погружает человека в страшный замкнутый круг), а он отправляется в скитания без цели, попадает в разные места, попадает и к индейцам в частности; там и произносит свою исповедь, перед мудрецом и проповедником христианским; он рассказывает о себе, о своём состоянии – он утратил сестру, намного раньше её смерти – когда они расставались, ему казалось, что она радуется тому, что они расстаются; правду он узнал только потом, когда посетил её в монастыре; вместе со своими наставниками он погибает во время восстания индейцев: автор не видит для него дальнейшей жизни, хотя кажется, что перспектива есть; индейцы говорят, к счастью можно прийти только общими путями, надо быть похожим на других; но герой не может быть другим; эгоцентризм (не эгоизм) – в центре своё Я, отсюда появляется чувство отстранённости от других; чувство возвышения над ними.

Образ человека, который абсолютно от людей оторван. Чувство неизбывного одиночества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1070; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.