Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Искусство Польши




ВВЕДЕНИЕ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО СТРАН ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ

 

 

Программа

для студентов факультета теории и истории искусств

Санкт-Петербург

 

Программа подготовлена доцентом кафедры зарубежного искусства

П.Н. Фаминской

и утверждена на заседании кафедры 10 апреля 2003 г.

 

 

Заведующий кафедрой зарубежного искусства профессор В.И.Раздольская

 

Сложение национальных художественных школ в странах Восточной Европы (Польши, Чехии и Словакии, Венгрии, Румынии и Болгарии) в период борьбы за национальную независимость (к. XVIII – XIX вв.). Особенности искусства этого периода: тесная связь с национально-освободительной борьбой (темы и образы). Участие художников в революционных событиях 1848-1849 гг. Трудности периода становления.

Искусство портрета и боевой актуальной графики. Обращение к национальной истории, к героическим образам прошлого, способным вдохновить на борьбу за освобождение от иноземного ига.

Влияние событий первой мировой войны, революций в России на все сферы жизни общества. Новые проблемы развития художественной культуры после рас­пада Австро-Венгерской монархии, создания чехословацкой республики и вос­становления государственности в Польше (1918),

Развитие национальных школ искусства в период между двумя мировыми вой­нами.

Значение победы Советского Союза во второй мировой войне для историчес­ких судеб стран Восточной Европы.

Культурная политика коммунистических правительств и художественная жизнь этих стран первого послевоенного десятилетия.

Развитие художественных школ Восточной Европы в 60-е, 70-е гг. Изменение культурной политики в 80-е, 90-е г. XX в.

Падение коммунистических режимов и особенности современной художествен­ной жизни.

 

Историческая обстановка в Польше конца XVIII в. Утрата государственной са­мостоятельности. Три раздела Польши между Пруссией, Австрией и Россией (1772. 1793, 1795).

Утверждение принципов национальной польской культуры в области музыки, литературы и изобразительного искусства.

 

Искусство Польши эпохи Просвещения. Идеи свободомыслия и гражданствен­ного служения обществу. Противоречия эпохи. Художественное взаимопроник­новение славянских культур. Расцвет портретного искусства. Традиции старого польского портрета, так называемого «сарматского», черты сходства с русской и украинской парсуной и, с другой стороны, влияние Запада. Портреты Константы Александровича. Творчество Юзефа Фаворского. Черты условности «сарматского» портрета и стремление к передаче индивидуальности портретируемого. Роль ху­дожников-иностранцев в искусстве Польши в эпоху Просвещения.

Марчелло Баччарелли (1731-1818) при дворе Станислава Августа. Росписи ко­ролевского замка в Варшаве и портреты («Станислав Август с песочными часа­ми», «Автопортрет», женские портреты). Значение мастерской Баччарелли для обучения молодых польских художников. Портреты Казимежа Войняковского. Черты предромантизма в его искусстве.

Бернардо Белотто-Каналетто младший (1720-1780). Работа в Польше с 1767 г. Виды Варшавы и ее окрестностей. Достоверность и живость типажа. («Вид на Варшаву из ее предместья Праги», «Улица Краковское предместье со стороны Замковой площади», «Вид на Варшаву с террасы королевского замка», «Медовая улица», «Костел Кармелиток и дворец Радзивиллов»). Исторические композиции («Избрание Станислава Августа», «Въезд Ежи Оссолинского в Рим») Портреты Й.Грасси и И.Б.Лампи.

Тема национально-освободительного движения в польском искусстве эпохи Просвещения

Ф.Смуглевич «Присяга Костюшко» (1797). Портреты Костюшко, Войняковско­го и Грасси. Отражение варшавского восстания и эпизодов восстании Костюшко в рисунках Ж.-П.Норблена (1745-1 830) и его учеников (Норблен - «Казнь, изменников на Старом Рынке в Варшаве», «Битва на Медовой улице», «Костюшко под Мацеевицами», «Косиньер»; А.Орловский - «Косиньер», «Портрет Костюшко», «Солдаты в корчме», «Пленные под конвоем казаков», «Повстанцы у костра» и т.д.). Демократический характер искусства Норблена. Польская жизнь в рисунках и гравюрах художника.

Ученики Норблена. Михаил Плоньский (1778-1812). Интерес к бытовому жан­ру, зарисовки польских типов («Танец деда с бабой», «Протестующий шляхтич». «Башмачник»), Изучение офортов Рембрандта. «Голландский альбом» Плоньского.

Александр Орловский (1777-1 832). Романтизм и реализм в его искусстве. Заня­тия у Норблена. Дальнейшая разработка темы освободительного движении. Стремление к обобщению. Экспрессия. Романтическая героика, «Всадники» Орловско­го. Автопортрет художника. Сатирические зарисовки польской шляхты. Тради­ции школы Норблена. Влияние Орловского па развитие ноны кого и русского ис­кусства, создание художественной литографии (1816).

Новый период в истории Польши после 1815 г (Венский конгресс). Создание в рамках Российской Империи Королевства Польского Организация отделений изящных искусств при Варшавском (1816) и Краковском (1818) университетах.

Портретная живопись первой трети XIX и.

Антони Бродовский (1784-1832). Занятия в Париже у Жерара и Давида, «Авто­портрет». Романтический характер портрета брала художника.

Ноябрьское восстание 1830 г. Прекращение деятельности университетов и от­делений изящных искусств в Варшаве и Вильно,

Перемещение центра художественной жизни из Варшавы в Краков и Париж в 30-40 гг. XIX в.

Деятельность польских поэтов, музыкантов и художников в эмиграции.

Подъем революционного движения в 1846-1848 гг.

Петр Михаловский (1800-1855). Формирование его мировоззрения в бурные годы подъема национально-освободительного движения, участие, в работе галицийского сейма. Совершенствование мастерства художника во Франции и Испа­нии. Духовная близость искусства Михаловского с творчеством Орловского и фран­цузских романтиков. Динамика, размах, энергия и напряжение художественной формы («Битва при Сомосьерре», «Гусар», «Въезд Болеслава Храброго в Киев»),

Эволюция искусства Михаловского в 40-х гг. XIX в. Создание народных, крес­тьянских типов. Точность, конкретность характеристик, передача сложной духов­ной жизни. Энергичная, широкая манера письма. Колористическая гамма картин художника («Молодой крестьянин», «Батрак», «Сенько», «Евреи»).

Значение творчества Михаловского для дальнейшего развития польского ис­кусства.

Развитие жанровой Живописи и графики в творчестве Я.Ф.Пиварского и Ф.Пенчарского.

Участие Пиварского в организации школы изящных искусств в Варшаве (1844) и преподавание на кафедре рисунка и пейзажа.

Педагогическая деятельность В.К.Статтлера в Краковской художественной школе.

Генрик Родаковский (1823-1894). Годы учения. Занятия в мастерской Конье. Формирование мастерства портретиста. Серия семейных портретов. Портрет польского генерала Дембиньского - участника революционных боев в Венгрии. Психологическая экспрессия портрета-картины, памятника эпохи борьбы Польши за независимость. Автопортрет. Эволюция творчества Родаковского. «Палахицкий альбом» - образы крестьян. Исторические картины. «Война наседок» - ста­тичность композиции. Последний период творчества. Портреты. Декоративные росписи. Значение творчества Родаковского для дальнейшего развития польской живописи.

Юзеф Симмлер - портреты и исторические картины - «Смерть Барбары Радзивилл».

 

Развитие жанровой живописи во второй половине XIX в.

Близость картин польских художников русским передвижникам; отражение быта народа и интерес к его социальному положению. Их отличие. Жанрово-пейзажный характер картин польских художников.

Юзеф Шерментовский - «Крестьянские похороны», Франтишек Костшевский - «Дробильщики камня». Войцех Герсон (1831-1901) - «Прощание крестьянина с конем», «Клад­бище в Закопане». Педагогическая деятельность Герсона.

Развитие жанровой живописи в австрийской части Польши. Жизнь польской деревни в творчестве Александра Котсиса. Социальный характер картин худож­ника - «Мать умерла», «Последнее добро». Педагогическая деятельность Котсиса.

Восстание в Польше 1863 г. Его связь с русским революционно-демократичес­ким движением.

Графические серии Артура Гроттгера (1837-1867) посвященные националь­но-освободительному движению в Польше. («Варшава», «Польша», «Литва», «Война»), Их агитационное значение. Романтизм, элементы салонности и теат­ральные эффекты ряда графических листов. Реалистические этюды крестьян, жи­вописные композиции, посвященные ссыльным полякам в Сибири, портреты Гроттгера.

Продолжение и развитие традиций демократической польской графики Норб­лена и Орловского в творчестве Гроттгера.

Ян Матейко (1838-1893), Романтическое понимание истории. Годы учения. На­чало зрелого периода - «Станьчик», «Проповедь Скарги». Критика Матейко польской шляхты, приведшей страну на грань катастрофы. Сложение художе­ственных принципов создания картины: многофигурное полотно, развернутый сюжет, драматическая ситуация, психологическое напряжение, поиски типажа («Рейтан», «Баторий под Псковом», «Люблинская уния»).

Поздний период творчества художника. Перегруженность ряда композиций Матейко: обилие зрительных центров и масса фигур, порою чрезмерный пафос - «Грюнвальдская битва». Гражданская позиция художника. Возвеличивание шляхты и королей как вождей народа в ряде поздних картин художника «Триумф польского оружия» и др.

Поиски монументально-декоративного стиля. Участие вместе с Выспяньским в росписях Мариацкого костела. Значение этой работы дня будущего польского искусства. Особенность портретной живописи Матейко. Его автопортреты.

Рисунок Матейко - творческая лаборатория художника. Патриотизм его искус­ства. Репин, Крамской и Стасов о Матейко.

Быстрое развитие капитализма в Польше после реформы 1860-х гг. Конец геге­монии шляхты и романтических иллюзий, распространение идей позитивизма.

Развитие художественных принципов 1860-х гг. Постепенный отход от подроб­ного описания, иллюстративности, стремление к созданию целостного художе­ственного образа. Работа над современной темой. Поиски в области колорита, постепенное высветление палитры, новизна композиционных решений, поиски эмоциональной выразительности.

Отражение жизни польской и украинской деревни в творчестве Юзефа Хельмоньского (1848-1914). Создание обобщенных поэтических образов, раскрываю­щих духовную красоту парода, его единение с миром природы («Бабье лето», «Аисты прилетают»). Живописный темперамент художника («Тройки»), Элемент социальной критики («На фольварке»).

Развитие реализма в творчестве братьев Герымских. Максимилиан Герымский (1846-1874). Точность и тонкость реалистической живописи в соединении с глу­боким ощущением жизни природы. («Похороны горожанина», «Весна в местеч­ке», «Повстанческий патруль»).

Тема капиталистического города в творчестве Александра Герымского (1850-1901). Годы учения в Варшавской рисовальной школе и Мюнхенской Академии. Работа в Риме. Обращение к теме современного Рима «Игра в моро», «Римская аустерия». Поиски новых живописных приемов, решение проблемы освещения. Этюды к картине «Беседка».

Варшавский период творчества художника. Зарисовка предместий. Умение на­блюдать повседневную жизнь, находить скрытую от поверхностного взгляда зна­чительность мотива. («Ворота. Старо Място», «Пристань па Сольце», «Еврейка с апельсинами»). Наиболее значительные работы варшавского цикла - «Тромбки», «Рабочие песчаного карьера». Дальнейшее развитие живописных приемов, рабо­та на пленэре во время пребывания в Париже. («Мост на Сене», «Новый мост в Париже», «Парижская опера ночью»). Последний период творчества – этюды кре­стьян к картине «Крестьянский гроб». Демократизм искусства Герымского.

Развитие батальной живописи в польском искусстве. Юлиуш Коссак. Картины войны XVII в. и бытовые сцены в творчестве Юзефа Брандта. Мастерская Брандта в Мюн­хене и ее значение в истории польского искусства.

Поиски национального своеобразия и новых средств выразительности в искус­стве 1890-х - 1900-х гг. Импрессионизм в польском искусстве. Творчество Вла­дислава Подковиньского и Юзефа Панкевича. Работа в Париже. Освоение имп­рессионистического метода рядом польских художников. Сочетание импрессио­низма с реалистическими традициями польской живописи. Жанровые картины Леона Вычулковского. Крестьянская тема в творчестве художника. Пейзажи Яна Станиславского. М.В.Нестеров о творчестве Я.Станиславского. Портреты Ольги Бознаньской. Импрессионистические акварельные пейзажи Юлиана Фалата. Пе-дагогическая деятельность Фалата.

Развитие стиля модерн в польском искусстве на рубеже XIX и XX вв. Деятель­ность художников краковского объединения «Искусство» (1897). Члены объеди­нения. Стремление художников создать современный национальный стиль, опи­рающийся на народное искусство. Организация журналов «Жизнь» в Кракове и «Химера» в Варшаве. Тенденции символизма. Роль меценатов в создании первых коллекций современного польского искусства.

Творчество Станислава Выспяньского (1869-1907). Разносторонность дарова­ния поэта, драматурга, режиссера, художника. Картоны витражей, стенные рос­писи. Особенности стиля Выспяньского. Драматическая экспрессия образов. Чув­ство декоративного. Линейно-плоскостное начало. Пастельные портреты и пей­зажи. Детские портреты. Чистота цвета. Одухотворенность образов. «Автопорт­рет», т.н. «Панич». Графика Выспяньского. Создание нового декоративного стиля оформления книги, использование мотивов мягкого растительного орнамента.

Оформление спектаклей. Создание проектов костюмов. Увлечение декоратив­но-прикладным искусством. Участие в деятельности объединения «Искусство».

Монументально-декоративные работы Юзефа Мехоффера (1869-1946). “Удивительный сад” (1903) – программное произведение художника. Завоевание первой премии на международном конкурсе на проект витражей для Фрейбургского со­бора (1898, Швейцария). Портреты и жанровые картины. Офорты Мехоффера,

Творчество Яцека Мальчевского (1854-1929). Ранний период. Развитие тради­ционной для польского искусства темы национально-освободительной борьбы. Серия картин, посвященная ссыльным повстанцам. «Воскресенье в шахте», «Смерть на этапе». Мастерство в передаче различных эмоциональных состояний, темпераментов. Создание цикла аллегорических картин, сочетающих натурализм трактовки с символикой. Портреты Мальчевского.

Реорганизация Ю.Фалатом Краковской Академии Художеств. Участие в препо­давании ведущих членов объединения «Искусство»: Яна Станиславского, Ферди­нанда Рущица и др. Эпический характер пейзажей Рущица. Занятия в мастерской А.И.Куинджи в Петербургской Академии Художеств.

Развитие польской графики в конце ХIХ - начале XX вв.

Литографии Вычулковского, офорты Панкевича. Архитектурные рисунки и фантазии Станислава Ноаковского. Первые опыты плаката. Графика «Молодой Польши».

Польская скульптура рубежа XIX-XX вв. Поиски национального стиля. Соче­тание реалистических черт с элементами стиля «модерн» в творчестве Вацлава Шимановского (памятник Шопену). Импрессионистическая текучесть форм в работах Константы Лящки. Ранний период творчества Ксаверия Дуниковского (1875-1964). Острое ощущение индивидуальности модели. Поиски пластической выразительности. Тяготение к большим плоскостям, к обобщенным массам - «Ду­новение». Социальный аспект работы «Материнство» (1900) и др.

Демократические тенденции в польской живописи начала XX в. Отражение революции 1905 г. в творчестве Ленца, Масловского, Фабианьского. Станислав Ленц - «Забастовка». Портреты художника. Увлечение искусством Франса Хальса. («Профессора Варшавской главной школы», «Голландские рыбаки»).

Провозглашение независимости Польши (1918).

Развитие искусства в условиях буржуазного государства. Обострение классовой и идеологической борьбы. Возникновение многочисленных художественных груп­пировок. Стремление освоить новейшие течения мирового искусства. Объедине­ние «Польские формисты» (1917). Краковская группа «формистов» (Збигнев Пронашко и Титус Чижевский). Варшавское художественное объединение «Ритм».

Художественное объединение «Блок» и его основатель Мечислав Шука. Опыты Шуки в области фотомонтажа. Политический плакат. Образование «Парижского комитета» (каписты). (Зигмунд Валишевский, Ян Цибис, Еугениуш Эйбиш). Кра­ковское объединение «Единорог». Творчество Фелициана Коварского. Стремле­ние к возрождению монументально-декоративного искусства на народной осно­ве, проникнутого передовыми идеями времени, понятного народу. Разработка проблемы синтеза архитектуры и живописи. Педагогическая деятельность в кра­ковской и варшавской академиях. Жанровые сцены Т.Маковского. Гуманистичес­кая направленность его искусства.

Развитие польской скульптуры в 1918-1938 гг.

Деятельность Ксаверия Дуниковского. Участие в восстановлении посольского зала Вавельского замка. Памятник Юзефу Дитлю.

Расцвет польской графики в период межвоенного двадцатилетия.

Деятельность Владислава Скочиляса (1883-1934). Объединение «Гравюра» («Ryt») (1925). Ученики и последователи Скочиляса. Творчество Тадеуша Цеслевского сына. Станковая графика и иллюстрации Станислава Остойн-Хростовского, Стефана Мрожевского. Довоенный период творчества Тадеуша Кулисевича (1899-1988), («Шлембарк»),

Вторая мировая война. Движение сопротивления фашизму.

Культурная политика ПОРП первого послевоенного десятилетия. Нереализо­ванные возможности в области искусства.

Послевоенные выставки. Выставка польского искусства в Москве (1949). Пер­вая всепольская выставка в Варшаве (1950). «Пролетариатчики» Фелициана Ко­варского (1948). «Манифест» Войцеха Вейса (1950).

Расцвет польского плаката. Деятельность объединения ВАГ. Политический пла­кат. Первые послевоенные плакаты Тадеуша Трепковского (1914-1954). («Нет!», «Восстановим Варшаву», «Памяти Шопена» и др.). Лучшие работы плакатистов послевоенной Польши (Г.Томашевский, В.Свежи, В.Фангор, Ю.Мрощак, М.Берман и др.). Сила воздействия, общественное звучание плакатов. Наиболее харак­терные черты: звучность красок, выразительный шрифт, связанный с общим образ­ным решением. Многообразие видов польского плаката (политический, кинопла­кат, театральный, цирковой, спортивный, плакат по технике безопасности, реклам­ный и т.д.). Обращение к фотоплакату. Развитие книжной графики и карикатуры.

Первые послевоенные серии рисунков Кулисевича. «Варшава - 1945». Обще­ственный резонанс этой серии. Новый цикл «Шлембарк». Рисунки к «Кавказско­му меловому кругу» Б.Брехта, Значение творчества Кулисевича для развития польской графики.

Стремление к преодолению иллюстративности, фотографизма в искусстве. Нарастание и усиление формалистических тенденций в живописи. Волна абст­ракционизма на польских выставках 1957-1959 гг.

Общие тенденции развития современной польской скульптуры.

Монументальная пластика. Темы героической борьбы с фашизмом, возрожде­ния Польши.

Скульптурно-архитектурные ансамбли Ксаверия Дуниковского. (Памятник Силезским повстанцам (1952), монумент «Освобождение в Ольштыне» (1953), па­мятник «Солдату 1-ой армии Войска Польского»), Другие его произведения. Зна­чение творчества Дуниковского для дальнейшего развития польской скульптуры.

Значение всепольских конкурсов для развития монументальной пластики. Па­мятники героям борьбы с фашизмом. (Памятник «Благодарности Советской Ар­мии». М.Внук (1948), Героям гетто Н.Раппопорт, 1955), памятник польским час­тям, принявшим первый удар гитлеровцев в 1939. Героям Вестерплатте - А.Хаупт, Ф.Душенко, 1966). Памятник героям Варшавы (М.Конечны, 1964), памятник силезским повстанцам (Г.Земла, 1968). Памятник героям Варшавского восстания (В.Куцма, Я.Будын, 1989). Станковая скульптура. Портрет. Новые работы польских монументалистов. Падение коммунистического режима Особенности художе­ственной жизни современной Польши.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 783; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.