Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психолого-педагогические условия объективизации оценки психических состояний школьников в учебной деятельности




Образец статьи

УДК 1.159.9.072.533.

© 2014

Е.В. Мензул, кандидат психологических наук, доцент,

заведующая кафедрой педагогики, психологии и психолингвистики

Самарский государственный медицинский университет, г. Самара

 

Аннотация: статья посвящена проблеме объективизации оценки психических состояний, возникающих у школьника под воздействием учебной нагрузки. Обсуждены результаты внедрения комплекса методов, позволяющего оценить психические состояния в соответствии с их уровневой организацией, а также возможность осуществления на основе полученных диагностических данных дифференцированного подхода к оказанию психолого-педагогической помощи учащимся.

Ключевые слова: учебная нагрузка, психические состояния школьников в учебном процессе, системный подход к оценке психических состояний.

 

Социально-экономические преобразования, проводимые в стране в последние десятилетия, не могли не коснуться общеобразовательной школы. Интенсификация учебного процесса, углубленное изучение предметов, внедрение новых образовательных технологий и т.п. приносят, к сожалению, кроме положительных результатов и негативный эффект – ухудшение психосоматического здоровья детей.

Несмотря на введение в образовательный процесс различных здоровьесберегающих технологий и программ, создания методов оценки психологической безопасности образовательной среды, результаты многих исследований по-прежнему констатируют высокие показатели школьной тревожности, утомляемости, рост психосоматических заболеваний школьников, связанных с учебным процессом. Одной из причин ухудшения психосоматического здоровья школьников специалисты называют все возрастающие учебные перегрузки, а его показателем – психические состояния, переживаемые детьми в процессе учебной деятельности.

То, что психические состояния являются показателем психосоматического благополучия учащегося, определяет необходимость исследовать возможность получения их объективной оценки. Решение данной проблемы позволит не только правильно оценить состояние школьника, но и выбрать адекватные формы и способы педагогического воздействия, грамотно организовать условия деятельности и, таким образом, предотвратить возникновение негативных психических состояний, провоцирующих психосоматические расстройства.

Анализ научной литературы и исследований, тематически связанных с нашим, показывает, что проблема оценивания психических состояний была в центре внимание В.А. Бодрова [1], Ф.Б. Березина [2], В.А. Ганзена [3], Е.П. Ильина [4], Н.Д. Левитова [5], В.Л. Марищука [6], В.И. Медведева [7], А.О. Прохорова [8], Ю.Е. Сосновиковой [9] и др. Отмечая плодотворность исследований названных ученых, следует признать, что в них, как правило, представлен какой-либо один уровень проявления психических состояний: физиологический, психический или социальный. В большинстве работ Г.Ш. Габдреевой [10], А.В. Микляевой [11], Г.Н. Пивоваровой [12], А.М. Прихожан [13], А.О. Прохорова [14], направленных на изучение психических состояний, возникающих у школьников в процессе учебной деятельности, исследуется переживание как субъективное восприятие своего состояния. Попытка оценить влияние воздействия учебной нагрузки на психические состояния школьника через изучение физиологических характеристик (частоты пульса, дыхания, иммунной реактивности и др.) предпринята Н.Н. Даниловой [15], Ф.Г. Сидиковым [16] и др. Изучение психических состояний по внешним признакам путем наблюдения педагога за поведением и экспрессией школьника осуществлено М.Е. Зеленовой [17], А.Я. Чебыкиным [18].

ТЕКСТ ТЕКСТ ТЕКСТ ТЕКСТ ТЕКСТ ТЕКСТ ТЕКСТ ТЕКСТ ТЕКСТ ТЕКСТ ТЕКСТ ТЕКСТ

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бодров В.А. Методы оценки и прогноза психической напряженности у операторов-подводников // Методики диагностики психических состояний и анализа деятельности человека. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 1994. С. 85 – 99.

2. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. 270 с.

3. Ганзен В.А. Систематика психических состояний человека // Вестник ЛГУ. Сер. 6. 1991. Вып. 1 (№6). С. 47 – 55.

4. Данилова Н.Н. Функциональные состояния: механизмы и диагностика. М.: МГУ, 1985. 287 с.

5. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб.: Питер, 2005. 412 с.

PSYCHO-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF OBJECTIFICATION ASSESS THE MENTAL STATES OF STUDENTS IN LEARNING ACTIVITIES

© 2014

E.V.Menzul, candidate of psychological Sciences, associate Professor,

head of the Department of pedagogy, psychology and psycholinguistics

Samara state medical University, Samara (Russia)

 

 

Abstract: the article is devoted to the problem of objectification assessment of mental States arising from the student under the influence of training load. Discussed the results of the implementation of a set of methods to assess mental status in accordance with their level of organization, and the possibility of implementation on the basis of the obtained diagnostic data of a differentiated approach to the provision of psycho-pedagogical assistance to students.

Keywords: teaching load, the mental state of students in the learning process, a systematic approach to the assessment of mental States.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.