КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Смерть и воскресение шамана
Шадрин Николай ТРЕХДНЕВНЫЙ СОН РАССЕКАЕМОГО ШАМАНА. Никифоров Иннокентий. ЖЕРТВЕННОЕ КРОПЛЕНИЕ ТЕЛА ШАМАНА Емельянов Егор. РАССЕКАНИЕ ТЕЛА ШАМАНА. Романов Тимофей 3-ий Мальжегарский наслег. 28 января 1925 г.
В древности, как рассказывают, при зарождении великого шамана его род вымирал: за каждую кость шамана духи требовали человеческий выкуп из среды его родственников. По преданию – рассекание тела шамана совершается в течение трёх или семи дней; в эти дни он лежит бездыханный, лишенный речи точно мёртвый. Кроме того, должны быть приняты особые меры предосторожности. Избирается безлюдное место, никто не должен проходить мимо лежащего шамана. В пище тоже требуется особая осторожность, можно пить одну воду и есть сырое мясо.
Урочище Усун-Кытыл. 11 февраля 1925 г.
Человек, который должен стать шаманом, в течение трех, четырех лет хворает умопомешательством. Про это именно и говорят, что «он лежит, подвергаясь рассечению — эттэнии». По рассказам, кровь и тело (досл. — мясо) шамана, разбрасывают в виде жертвы по всем бедам-источникам «смерти и болезней» и по всем подъемам. (Рассказчик употребил фразу — «ысыах ысаллар»; ысыах — жертвенное кропление кумыса, «ысаллар» — разбрасывать, рассеивать, разбрызгивать. Г. К.). Если при этом кропления тело шамана не достигло какого-либо места (или духа), насылающего болезнь, то в это место шаман отправиться не может (т. е. не может совершать служения). При совершении эттэнии шаманы, говорят, лежат на вид целые, но тем не менее их одежда, будто бы, бывает окровавлена.
Остров Тиит-Арыы 31 января 1925 г.
Имеющий стать шаманом еще в отрочестве хворает душевной болезнью в продолжение двух, трех лет, иногда болеют и до шести лет. Перед тем, как стать ему шаманом, он видит во сне – «сверху и снизу» собираются души умерших шаманов и ставших злыми духами (юёрдэр) и рассекают его тело. Его кровь, черпая колотушкой бубна, разбрасывают «по всем корням и источникам болезней» (досл. – «ёлюю» - смерти, но часто якуты употребляют это слово как общее родовое название всех болезней, могущих повлечь за собой и смерть, иногда применяется даже к ушибам. Г.К.) Как рассказывают, (в это время) шаман в течение трёх суток засыпает и лежит как мёртвый. За всё это время он ничего не ест и не пьёт.
Остров Хатынг-Арыы 28 января 1925 г.
Когда совершается рассечение тела шамана, он в течение семи дней лежит вобморочном состоянии, ничего не ест и не пьёт; из всех суставов и из обоих глаз всё время вытекает как будто бы слизь. «По рассекании моего тела на части, его по кусочкам делят между всеми путями несчастий и бед» —так рассказывают сами шаманы Когда шаман лежит мертвый (ёлё сыттагына), то его голого, без всякой одежды кладут на свежесодранную бересту. Этирассказы я слышал от многих стариков и знатоков старины. Дотого, как умереть, шаман говорит, будто бы (своим): «Когда наступит пора моего воскресения (можно переводить и «оживания»), собрав чистых непорочных дев и юношей, заставьте их совершить обряд моего поднятия»[78] («тиллэрбэр ыраас уолу кыысы мунньан кётёхтёрёёрюнг») Подвергание рассеканию, говорят примерно, есть смерть и воскресение. Когда совершалось становление древних, великих шаманов, рассказывают, из его родственников умирали семь человек. Шаман заранее знает, когда он свалится с ног для рассекания. Рассекание совершается лишь один раз. Подвергаются этому только такие шаманы, имена которых остерегаются произносить.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |