Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Борьба шаманских духов. В якутском крае жил известный шаман, по имени Бютэй




КАННИБАЛИЗМ СРЕДИ ШАМАНОВ

 

В Якутском крае жил известный шаман, по имени Бютэй.

«Абаасы» - духи двух вилюйских шаманов, а именно Бэргэсэлээх и другого тунгусского, отправились в Якутский край пожрать шамана Бютэй-Илии. При этом один из них превратился в волка, а другой в медведя.

Еще до их прибытия Бютэй-Илии, ковыряясь в ушах, сказал жене:

«Я предчувствую, что вот вот прибудут шаманские духи и пожрут меня. Когда я умру, ты возьми от моего сердца и печени по одному небольшому кусочку, а так же из сгустка крови, и дай отведать моему сыну. Тогда он станет хорошим (сильным) шаманом.»

Тут же вскорости прибыли волки и медведь и убили его.

Сын его после будто бы приезжал к нам на Вилюй, но тез двух шаманов уже не было в живых.

 

 

Говоров Михаил 61 года,

2-го Ольтекского наслега,

Борогонского улуса.

21 декабря 1924 года.

 

(Из преданий о Борогонском шамане Хыгыстаайы).

 

Это было в пору расцвета силы известного Борогонского шамана Хыгыстаайы. Последний услышал, что в Баяганстайском улусе живет большой, известный шаман по имени Хаас-Атах («Гусиная нога»), отличавшийся особой кровожадностью. Решил отправиться к нему и ознакомиться с его местожительством и хозяйственным обзаведением.

Злой дух Хыгыстаайы (шаманских духов-покровителей якуты иногда называют «ойун тангарата» - божество шамана, но в отношении черных шаманов чаще говорят «ойун тангарата» - злой дух шамана) принял образ ястреба и полетел прямо на восток. Утром рано, когда небо только лишь рассветало, ястреб долетел до жительства шамана Хаас-Атах. Видит старинную маленькую юрту. С правой, южной стороны она имела только два окошка, дворик едва был заметен. Словом, обзаведение крайне бедного человека. В центре дворика стояла трех-развильчатая коновязь. («Сатанах - сэргэ». Слово «сатанах» современными якутами почти не употребляется; по-видимому, так называли с тарину суковатый столб, обделанный из стоячего дерева, который служил одновременно для подвешивания луков, колчанов и привязывания коней.) Прилетавшая птица села на верхушку этой коновязи.

В это самое время дверь юрты со скрипом отворилась и вышел на двор старичок с белыми, как снег волосами; лицо его было красное, на котором едва, едва виднелись медно-красные глаза, полные гноя. Рубахи не было, лишь на плечи было наброшено пальто из конской шкуры с шерстью. На босую ногу были натянуты коротенькие, кожаные башмаки («туллай этэрбэс») без подвязки, посередь голого тела виднелись кожаные полуштанники. Вот такой-то старикашка, вышедши на двор, остановился около сметанного сугроба и, тяжело пыхтя, стал мочиться. Потом, согнувшись в три погибели, поплёлся обратно в юрту.

Как только старик-шаман скрылся за дверью юрты, вдруг Хагыстаайы (сидящий в образе ястреба на коновязи) слышит громкий шум чего-то, стремительно падающего сверху. Это падала прямо на него огромная и страшная на вид птица, распластав свои крылья, расправив когти и вытянув вперёд длинный клюв. Хагыстаайы от неожиданности вздрогнул и от сильной растерянности не знал куда и как скрыться. Вдруг он заметил: сквозь оперение правого крыла птицы через два маленьких отверстия чуточку виднелись клочки неба. Заметив это, ястрею оттолкнулся от верхушки коновязи, взлетел вверх сквозь оперение крыла птицы, прорезав при этом два пера на нём, и полетел, что было мочи, прямо на запад в свою сторону.

Та птица не смогла во время остановиться и при своём падении вдребезги разбила коновязь и на протяжении десяти обхватов образовала ров в земле. Затем, отпрянув снова в высь, полетела вдогонку за ястребом. Старие шаман стал было нагонять ястреба. Последний, долетев до таёжного озера под названием Тюёкюн-Тыымпыта, бросился вниз и, проломив на льду озера отверстие с целый чардаат (большая прорубь для вытаскивания закинутого под лёд невода), углубился вниз к духу водных глубин («далай иччитэ»), ища там спасения. Задняя, большая птица (шаман Хаас-Атах), разбив лёд величиной с небольшое круглое озерко, проникла следом в упомянутое озеро.

Хагыстаайы раньше добрался до духов водяных глубин и взмолился:

«Владыко – отец мой, владычица – матерь моя! Умоляю и упрашиваб вас, - защититу, спасите меня! Мошенник Хаас-Атах» хочет пожрать меня!».

«Да ведь правду молвил наш сын?:»

Так сказавши, те спрятали его у себя. Затем с грозным окриком обратилиськ другому шаману:

«Ах, тёиный злодей, твой рот всегда бывает окровавлен…

Вот мы поразим тебя железною пикой в самый спинной кровеносный сосуд!»

И, действительно, бросили... Бес, злой дух Хаас-Атаха там же кончился. Хагыстаайы возвратился к себе. Вскоре после того сам Хаас-Атах тоже скончался. От того, что его дух при своём падении разбил трёх-развильчатую коновязь умерла и жена его, так как жизненная сила, душа её заключалась в этой коновязи. Умерли также и два его сына, ибо жизнь их зависела от целости тех двух перьев крыла, которые поломались при вылете ястреба – Хагыстаайы. Таким образом, последний уничтожил своего противника со всем его потомством.

Так, рассказывают, шаманы пожирали друг друга.

 

 

Дьяконов Матвей Алексеевич 83 л.,

Мытахского наслега,

Зап. Кангаласского улуса.

16 февраля 1925 года

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.