КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Межличностные отношения
Семейные детско-родительские отношения Исследование отношений в семье между родителями и детьми составляет важный аспект детской клинической психологии и психотерапии. Актуальность этого аспекта обусловлена, кроме того, явным недостатком методик психологической диагностики, которые можно было бы применить в условиях клиники. Ниже рассматриваются два известных опросника, используемых в клинической психодиагностике.
«Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Данный опросник разработан Э.Г. Эйдемиллером в двух вариантах: детском и подростковом. Оба варианта включают 103 вопроса, которые сгруппированы в 20 шкал. Цель АСВ состоит в выявлении психологических механизмов нарушений воспитания детей в семье. Опросник оценивает различные типы родительского отношения к ребенку: · гиперпротекция, · гипопротекция, · потворствование, · недостаточность требований-обязанностей ребенка, · чрезмерность требований-запретов и др. Кроме того, с помощью АСВ можно установить причины нарушений воспитания, связанные с личностными особенностями родителей. «Подростки о родителях» (ПоР) Опросник «Подростки о родителях» (ПоР) (полное название – «Поведение родителей и отношение подростков к ним») разработан в Институте психодиагностики Братиславы и адаптирован в Психоневрологическом НИИ им. В.М. Бехтерева. ПоР содержит 50 утверждений, описывающих особенности поведения родителей по отношению к подросткам. Испытуемый оценивает каждое утверждение, выбирая один ответ из трех вариантов. Структура опросника включает пять шкал: · Шкала позитивного интереса. · Шкала директивности. · Шкала враждебности. · Шкала автономности.
· Шкала непоследовательности. Основная направленность ПоР состоит в изучении восприятия воспитательного поведения родителей детьми-подростками. В результате интерпретации полученных данных можно выявить как объективные, в том числе скрытые, особенности воспитательной практики родителей, так и субъективные впечатления у детей о воспитательных мерах со стороны родителей по отношению к ним.
Анализ межличностных отношенийпациента имеет важнейшее практическое значение в клинике психических и психосоматических расстройств. Это обусловлено тем, что именно межличностные проблемы и трудности чаще всего выполняют провоцирующую и поддерживающую роль в развитии психических расстройств. С другой стороны коррекция и гармонизация межличностных отношений способствует редукции психопатологической симптоматики и личностному развитию пациента. «Опросник интерперсональных отношений» Т. Лири Опросник Т. Лири был создан автором на основе его собственной теории личности и межличностных отношений. В русскоязычном варианте данная методика известна в адаптации Л.Н. Собчик. Методика Т.Лири представляет собой список из 128 прилагательных, характеризующих различные варианты социального поведения. Испытуемому необходимо, используя данный перечень, описать различные реальные и воображаемые объекты, например, «Я – реальное» и «Я-идеальное». Согласно теории Т.Лири каждый индивид имеет набор определенных коммуникативных характеристик, которые образуют индивидуальную для каждого субъекта структуру. В этой структуре представлены типы межличностного поведения разной степени выраженности. Качественно близкие типы образуют однородные группы. В опроснике межличностные характеристики представляются несколькими разделенными на сектора концентрическими окружностями. Каждый сектор этих окружностей соответствует определенному межличностному типу. Всего Т. Лири выделил 8 типов межличностного поведения:
· Властно-лидирующий тип – стремление к руководству, организаторской деятельности. · Эгоцентрический тип - демонстрация уверенности в себе и независимости, стремление к соперничеству. · Прямолинейно-агрессивный тип – агрессивность и непосредственность в межличностных отношениях. · Скептический тип – недоверчивость, скептицизм, критичность в общении. · Субмиссивный, покорный тип – пассивность, подчиняемость. · Зависимо-послушный тип – ориентация на сочувствие окружающих, доверчивость, конформность. · Аффилятивный, сотрудничающий тип – ориентация на сотрудничество и дружелюбие, дипломатизм в межличностных отношениях. · Протективно-покровительствующий тип - стремление к проявлению сочувствия, поддержки, помощи окружающим, ответственность и альтруизм. Описанные межличностные типы образуют два основных коммуникативных вектора. Полюса первого вектора составляют: · самостоятельность-доминирование, · зависимость - подчиняемость. Полюсами второго вектора являются: · доброжелательность – принятие, · агрессивность – отвержение. Для каждого индивида характерно определенное, только ему присущее сочетание межличностных типов. Эти типы образуют октанты круга - циркограммы. На циркограмме визуализируются результаты исследования в наглядном виде. Каждая октанта представляет собой шкалу - тип межличностного поведения. Все прилагательные списка также разделены на 8 групп. Таким образом, каждая шкала включает 16 определений. Циркограмма имеет 4 уровня выраженности шкал, что отражает степень выраженности межличностных типов. Интерпретация результатов включает следующие элементы: · количественную оценку выраженности каждого межличностного типа, · анализ структуры межличностной сферы испытуемого, · оценку степени согласованности и конфликтности проведенных описаний, · оценку интрапсихических конфликтов в системе самовосприятия и самосознания. Таким образом, методику Т.Лири можно отнести не только к специализированным методикам диагностики межличностных отношений, но и вследствие многошкальной структуры и разносторонней направленности - к группе многошкальныхличностных методик.
Методика «Саморегуляция и успешность межличностного общения» (СУМО) Данная методика, предложенная В.Н. Кунициной, позволяет определить коммуникативные и личностные особенности, связанные с неформальным межличностным доверительным общением. Опросник СУМО состоит из 108 утверждений и содержит 18 основных и ряд дополнительных шкал. Каждая шкала содержит 6 утверждений; выраженность свойств оценивается от 1 до 12 баллов. Основными шкалами являются: 1 -я группа — свойства, облегчающие общение: • легкость и свобода общения, спонтанность, инициатива в контактах; • саморегуляция, владение своими чувствами, состояниями, намерениями; • навыки общения, умение вступать в контакт, вести беседу; • эмпатия, эмоциональное сопереживание собеседнику; • самоуважение, чувство собственного достоинства, степень самопринятия; • проницательность, умение разбираться в людях, доверие интуиции; • влиятельность, умение воздействовать, склонять на свою сторону; • уступчиво-партнерский стиль общения; • удовлетворенность общением и отношениями в близком кругу. • аутистичность, избегание контактов, в том числе зрительных; • истощаемость, быстрая утомляемость, трудности концентрации; • отчужденность, сокращение социальных связей; • эгоцентрическое самораскрытие в беседе; • нерешенные личные проблемы; • одиночество, застенчивость; • агрессивность, раздражительность, возбудимость; • авторитарный стиль общения; • «мои ошибки», самокритичность (шкала лжи). • рефлексивность, доверие, уверенность, понимание других людей, мотивов их поведения, адаптивность, гибкость; • манипулятивный стиль общения, мотивация помощи, интровертированность; • чувство одиночества, сенситивность; • невротизированность (эмоциональная неустойчивость), фрустрированность; • потенциальная конфликтность, активная позиция; • коммуникативная совместимость, умение сотрудничать с разными людьми. Кроме того, в структуре опросника выделяются: • коммуникативно-личностный потенциал, • социальный интеллект.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |