Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Межличностные отношения




Семейные детско-родительские отношения

Исследование отношений в семье между родителями и детьми составляет важный аспект детской клинической психологии и психотерапии. Актуальность этого аспекта обусловлена, кроме того, явным недостатком методик психологической диагностики, которые можно было бы применить в условиях клиники. Ниже рассматриваются два известных опросника, используемых в клинической психодиагностике.

 

«Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ)

Данный опросник разработан Э.Г. Эйдемиллером в двух вариантах: детском и подростковом. Оба варианта включают 103 вопроса, которые сгруппированы в 20 шкал.

Цель АСВ состоит в выявлении психологических механизмов нарушений воспитания детей в семье. Опросник оценивает различные типы родительского отношения к ребенку:

· гиперпротекция,

· гипопротекция,

· потворствование,

· недостаточность требований-обязанностей ребенка,

· чрезмерность требований-запретов и др.

Кроме того, с помощью АСВ можно установить причины

нарушений воспитания, связанные с личностными особенностями родителей.

«Подростки о родителях» (ПоР)

Опросник «Подростки о родителях» (ПоР) (полное название – «Поведение родителей и отношение подростков к ним») разработан в Институте психодиагностики Братиславы и адаптирован в Психоневрологическом НИИ им. В.М. Бехтерева.

ПоР содержит 50 утверждений, описывающих особенности поведения родителей по отношению к подросткам. Испытуемый оценивает каждое утверждение, выбирая один ответ из трех вариантов. Структура опросника включает пять шкал:

· Шкала позитивного интереса.

· Шкала директивности.

· Шкала враждебности.

· Шкала автономности.

· Шкала непоследовательности.

Основная направленность ПоР состоит в изучении восприятия воспитательного поведения родителей детьми-подростками. В результате интерпретации полученных данных можно выявить как объективные, в том числе скрытые, особенности воспитательной практики родителей, так и субъективные впечатления у детей о воспитательных мерах со стороны родителей по отношению к ним.

 

Анализ межличностных отношенийпациента имеет важнейшее практическое значение в клинике психических и психосоматических расстройств. Это обусловлено тем, что именно межличностные проблемы и трудности чаще всего выполняют провоцирующую и поддерживающую роль в развитии психических расстройств. С другой стороны коррекция и гармонизация межличностных отношений способствует редукции психопатологической симптоматики и личностному развитию пациента.

«Опросник интерперсональных отношений» Т. Лири

Опросник Т. Лири был создан автором на основе его собственной теории личности и межличностных отношений. В русскоязычном варианте данная методика известна в адаптации Л.Н. Собчик.

Методика Т.Лири представляет собой список из 128 прилагательных, характеризующих различные варианты социального поведения. Испытуемому необходимо, используя данный перечень, описать различные реальные и воображаемые объекты, например, «Я – реальное» и «Я-идеальное». Согласно теории Т.Лири каждый индивид имеет набор определенных коммуникативных характеристик, которые образуют индивидуальную для каждого субъекта структуру. В этой структуре представлены типы межличностного поведения разной степени выраженности. Качественно близкие типы образуют однородные группы.

В опроснике межличностные характеристики представляются несколькими разделенными на сектора концентрическими окружностями. Каждый сектор этих окружностей соответствует определенному межличностному типу. Всего Т. Лири выделил 8 типов межличностного поведения:

· Властно-лидирующий тип – стремление к руководству, организаторской деятельности.

· Эгоцентрический тип - демонстрация уверенности в себе и независимости, стремление к соперничеству.

· Прямолинейно-агрессивный тип – агрессивность и непосредственность в межличностных отношениях.

· Скептический тип – недоверчивость, скептицизм, критичность в общении.

· Субмиссивный, покорный тип – пассивность, подчиняемость.

· Зависимо-послушный тип – ориентация на сочувствие окружающих, доверчивость, конформность.

· Аффилятивный, сотрудничающий тип – ориентация на сотрудничество и дружелюбие, дипломатизм в межличностных отношениях.

· Протективно-покровительствующий тип - стремление к проявлению сочувствия, поддержки, помощи окружающим, ответственность и альтруизм.

Описанные межличностные типы образуют два основных коммуникативных вектора.

Полюса первого вектора составляют:

· самостоятельность-доминирование,

· зависимость - подчиняемость.

Полюсами второго вектора являются:

· доброжелательность – принятие,

· агрессивность – отвержение.

Для каждого индивида характерно определенное, только ему присущее сочетание межличностных типов. Эти типы образуют октанты круга - циркограммы. На циркограмме визуализируются результаты исследования в наглядном виде. Каждая октанта представляет собой шкалу - тип межличностного поведения.

Все прилагательные списка также разделены на 8 групп. Таким образом, каждая шкала включает 16 определений. Циркограмма имеет 4 уровня выраженности шкал, что отражает степень выраженности межличностных типов.

Интерпретация результатов включает следующие элементы:

· количественную оценку выраженности каждого межличностного типа,

· анализ структуры межличностной сферы испытуемого,

· оценку степени согласованности и конфликтности проведенных описаний,

· оценку интрапсихических конфликтов в системе самовосприятия и самосознания.

Таким образом, методику Т.Лири можно отнести не только к специализированным методикам диагностики межличностных отношений, но и вследствие многошкальной структуры и разносторонней направленности - к группе многошкальныхличностных методик.

 

Методика «Саморегуляция и успешность межличностного

об­щения» (СУМО)

Данная методика, предложенная В.Н. Кунициной, позволяет определить коммуникативные и личностные особенности, связанные с нефор­мальным межличностным доверительным общением.

Опросник СУМО состоит из 108 утверждений и содержит 18 основных и ряд дополнительных шкал. Каждая шкала содержит 6 утверждений; выраженность свойств оценивается от 1 до 12 баллов.

Основными шкалами являются:

1 -я группа — свойства, облегчающие общение:

• легкость и свобода общения, спонтанность, инициатива в кон­тактах;

• саморегуляция, владение своими чувствами, состояниями, на­мерениями;

• навыки общения, умение вступать в контакт, вести беседу;

• эмпатия, эмоциональное сопереживание собеседнику;

• самоуважение, чувство собственного достоинства, степень самопринятия;

• проницательность, умение разбираться в людях, доверие инту­иции;

• влиятельность, умение воздействовать, склонять на свою сто­рону;

• уступчиво-партнерский стиль общения;

• удовлетворенность общением и отношениями в близком кругу.
2-я группа — свойства, затрудняющие общение:

• аутистичность, избегание контактов, в том числе зрительных;

• истощаемость, быстрая утомляемость, трудности концентрации;

• отчужденность, сокращение социальных связей;

• эгоцентрическое самораскрытие в беседе;

• нерешенные личные проблемы;

• одиночество, застенчивость;

• агрессивность, раздражительность, возбудимость;

• авторитарный стиль общения;

• «мои ошибки», самокритичность (шкала лжи).
К дополнительным шкалам методики относятся:

• рефлексивность, доверие, уверенность, понимание других людей, мотивов их поведения, адаптивность, гибкость;

• манипулятивный стиль общения, мотивация помощи, интровертированность;

• чувство одиночества, сенситивность­;

• невротизированность (эмоциональная неустойчивость), фрустрированность;

• потенциальная конфликтность, активная позиция;

• коммуникативная совместимость, умение сотрудничать с раз­ными людьми.

Кроме того, в структуре опросника выделяются:

• коммуникативно-личностный потенциал,

• социальный интеллект.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.