Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для самостоятельной проверки знаний 1 страница. тор деятельности счета. Велика и роль пространственного фактора, который, по мнению одних авторов, выступает в качестве внешнего условия




ПП

ОО

ГЛАВА 7. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ПОЛИМОДАЛЬНОГО ГЕНЕЗА

тор деятельности счета. Велика и роль пространственного фактора, который, по мнению одних авторов, выступает в качестве внешнего условия, «пространственного поля» для действий с объектами, а по мнению других — в качестве составной части строения числа и непосредственно с ним связан. Восприятие и осознание пространственных отношений, в которых находятся измеряемые предметы, в наиболее отчетливом виде выступают на первом этапе формирования понятия числа, но они остаются и на более поздних этапах, связанных с возникновением функции счета (Л. С. Цветкова). Полноценное понятие числа невозможно без высших форм анализа и синтеза, приводящих у взрослого человека к сокращенным и автоматизированным операциям с ним.

Счет является разновидностью интеллектуальной деятельности.

Акалькулия (дискалькулия) характеризуется нарушением счетных операций и может возникать при различных локализациях очага поражения почти любого участка мозга.

1. Поражение затылочной области (рис. 103) приводит к распаду оптического образа цифры, из-за чего числа перестают быть знаками, отражающими количество, смешиваются цифры, близкие по начертанию (1 и 7 или 4, 8 и 5, 6 и 9 и т. д.). Образ-восприятие нарушается, но сохраняется образ-представление. Эта форма акалькулии является составной частью зрительной предметной агнозии.

2. Поражение теменно-затылочной доли левого полушария (рис. 104) может сопровождаться нарушением представления и восприятия пространственного расположения цифр, составляющего разрядное число. Многозначные числа читаются отдельными цифрами или воспринимаются как механическое соединение составляющих его цифр, числа с одинаковыми, но расположенными в другой последовательности цифрами, воспринимаются как идентичные (742 = 247), величина числа перестает оцениваться его разрядностью и производится «по впечатлению» (10 002 < 978). Особенно затруднена оценка римских цифр (IX и XI и т. п.).

3. Поражение угловой извилины теменной доли левого полушария, 39-го и 40-го его полей (рис. 105), приводит к утрате способности выполнять простые арифметические действия (по типу 3 + 4 = 5; 2 х 4 = 44; 5 + 3 = 53). Грубо нарушаются счетные операции с переходом через десятки и осознание вели-

Рис. 103. Оптическая акалькулия

Рис. 104. «Пространственная» акалькулия

ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

Рис. 105. «Операциональная» акалькулия

чины многозначных чисел по отдельным входящим в него значениям. Забывается последовательность счета при вертикальном способе вычисления, делаются недоступными операции с дробями. Больные теряют способность понимать, в каких взаимоотношениях находятся числа, соединенные знаками «плюс», «минус», «умножить» или «разделить», особенно тремя последними знаками. При мягких формах поражения мозга они не в состоянии найти нужный арифметический знак в заданиях, где не указаны действия, но дано определенное соотношение чисел (5... 9 = 14; 5... 4 = 20).

Эта третичная зона мозга полноценно включается в работу примерно к 7 годам, из-за чего не у всех детей к периоду школьного обучения она оказывается достаточно созревшей и способной не только выполнять арифметические действия, но и формировать само понятие о числе.

Указанные три формы акалькулии носят название первичных, часто сочетающихся с семантической афазией. Вторичные акалькулии возникают при иных формах афазий (амнестической, моторной и др.) на базе их специфических расстройств, либо при поражении участков мозга, «соучаствующих» в речевых процессах. Например, при поражениях префронтальных конвекситалъ-ных отделов, на фоне нарушений целенаправленной ориентировочно-исследовательской деятельности, ухудшается планирование счетных операций и контроль за их выполнением. Этот дефект особенно заметен в решении арифметических примеров, состоящих из нескольких звеньев, требующих в качестве составной части программы счета удержание промежуточных результатов и манипулирования ими.

При поражении заднелобных систем мозга нарушения счета идут обычно в синдроме речевых и двигательных персевераций и эхолалий, которые являются результатом нарушения динамики психических процессов (инертности) на фоне эфферентной моторной афазии. Например, при выполнении задания по составлению заданного числа из всевозможных комбинаций других чисел больные с заднелобными поражениями называют ограниченное количество возможных комбинаций — активная поисковая деятельность заменяется стереотипной. Счетные операции и понятие числа здесь нарушаются вторично. Речевая помощь таким больным не помогает, а ухудшает результаты, становясь помехой.

При медио-базальных и базалъныхлобных поражениях дефекты интеллектуальных действий возникают на основе расторможенности, импульсивности и проявляются в нарушениях ориентировочной основы за счет снижения внимания. Здесь не обнаруживается первичных нарушений счетных операций (больше страдает эмоциональная сфера) и сохраняются процессы автоматизированного счета (таблица умножения).

При афферентной моторной афазии трудности возникают уже при простом назывании чисел. Неправильное узнавание и называние чисел приводит к

ГЛАВА 7. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ПОЛИМОДАЛЬНОГО ГЕНЕЗА

неправильной их записи и к ошибкам вычисления вплоть до полного отчуждения числа, выраженного не только словами, но и цифрами.

Синдром Герстмана — сочетание акалькулии, нарушений ориентировки в правом-левом, вербальной алексии, аграфии и пальцевой агнозии. Иногда к нему причисляют некоторые варианты конструктивной апраксии и непонимание сложных логико-грамматических конструкций. Синдром Герстмана возникает при поражении угловой и/или надкраевой извилин левого полушария. Внутренняя психологическая логика данного синдрома является своеобразной моделью механизмов, принимающих участие в счете.

Вопросы для самостоятельной проверки знаний

1. При каких видах церебральных расстройств встречается аграфия?

2. В чем разница между «чистой» и апрактической аграфиями по механизмам их реализации?

3. Какими первичными дефектами может быть обусловлена алексия?

4. В чем отличие агностической алексии от вербальной?

5. Что такое акалькулия?

6. Какова возможная локализация очагов поражения мозга при акальку-лиях?

7. Нарушения каких мыслительных операций обусловливают возникновение акалькулии?

Основные литературные источники

1. Бурлакова М. К. Речь и афазия. М.: Медицина, 1997. 280 с.

2. ВассерманЛ. И., Дорофеева С. А., МеерсонЯ. А. Методы нейропсихологического исследования. СПб.: Стройлеспечать, 1997. 304 с.

3. КорневА. Н. Нарушения чтения и письма удетей: Учебно-методическое пособие. Изд. 2-е. СПб.: ИД «МиМ», 1997. 286 с.

4. Нейропсихология: тексты / Под ред. Е. Д. Хомской. М.: Изд-во МГУ, 1984. 192 с.

5. Хомская Е. Д. Нейропсихология: Учебник. М.: МГУ, 1987. 288 с.

6. ЦветковаЛ. С. Мозги интеллект. Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. М.: Просвещение; АО «Учеб. лит.», 1995. 304 с.

7. Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2000. 304 с.

Глава 8

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ И ЕЕ РАССТРОЙСТВА ПРИ ЛОКАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЯХ МОЗГА

8.1. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПАМЯТИ

Существует большое число определений памяти, ядерным элементом которых является один процесс — сохранение информации о раздражителе, действие которого прекратилось. Ему предшествует процесс запечатления (усвоения, запоминания, регистрации, оставления следа) этой информации, а сопутствует процесс ее извлечения (воспроизведения, использования). Некоторые авторы выделяют также процесс забывания (временной или безвозвратной утраты информации). С психологической точки зрения память обеспечивает единство и целостность человеческой личности, руководствующейся в своем поведении накопленным и сохраненным опытом.

В настоящее время в науке нет единой и законченной теории памяти, но существуют три принципиальных подхода — психологический (в свою очередь представленный ассоционизмом, гештальтизмом, бихевиоризмом, психоаналитическими концепциями и другими взглядами), физиологический (нейронный) и биохимический (молекулярный), каждый из которых на своем уровне и со своим набором гипотез объясняет ее механизмы. В большинстве случаев эти подходы к мнестическим процессам не являются противоречащими друг другу и могут рассматриваться как взаимодополняющие и отражающие механизмы памяти в различных аспектах их реализации. Исследования последних лет показали, что память нужно рассматривать как сложную функциональную систему, внутри которой происходит кодирование поступающей в мозг информации.

Теоретический и экспериментальный анализы феноменов памяти показывают, что существует довольно много ее форм, которые могутбыть систематизированы и классифицированы исходя из разных предпосылок. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии со следующими основными пересекающимися критериями:

ГЛАВА 8. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ И ЕЕ РАССТРОЙСТВА...

□ по отношению к фило- и онтогенезу: генетическая (генотипическая, наследственная, видовая), сохраняющая информацию об анатомическом строении организма и его инстинктивном поведении, и прижизненная (индивидуальная, фенотипическая), определяющая объем информации, накапливающийся от рождения до смерти. Промежуточное положение между этими видами занимает импринтинг (запечатлевание) — механизм «одномоментного» установления связи между рожденным организмом и каким-то объектом внешней среды (например, связь между ребенком, и матерью);

□ по характеру психической активности, преобладающей в деятельности и в зависимости от системы, преимущественно участвующей в мнестичес-ком процессе (здесь же присутствует и критерий по модальности запоминаемого материала): образная (зрительная, слуховая, тактильная и др.), двигательная или моторная, рано развивающаяся и становящаяся основой автоматизированных навыков. Несколько особняком рассматривается эмоциональная память или память на эмоционально окрашенные события, которая формируется у ребенка в период от 6 месяцев до 3—5 лет;

□ по направленности хранящейся информации: процедурная, указывающая на то, как нужно действовать, и декларативная (справочная, четко сформулированная);

□ по характеру хранящегося материала: эпизодическая (автобиографическая) — содержащая воспоминания о прошедших событиях жизни и семантическая (символическая) — высший вид памяти — встречающаяся в двух подвидах: словесная (лингвистическая, строящаяся по законам языка) и логическая, тесно связанная с мышлением;

□ с точки зрения организации материала: неосмысленная и смыслоорганизо-ванная;

□ по характеру целей деятельности: непроизвольная (неосознанная, имплицитная) и произвольная (осознанная, эксплицитная). В последнем случае запоминание и воспроизведение выступают как специальные мнемичес-кие действия. В произвольной памяти большую роль играют мотивы и понимание материала, а в непроизвольной — вхождение материала в содержание цели деятельности и наличие трудностей. Эффективность непроизвольной памяти выше в детстве, а начиная с периода полового созревания, в мнестической деятельности начинают доминировать произвольные процессы;

□ по продолжительности закрепления и сохранения материала: мгновенная (непосредственная, сенсорная, следовая, ультракороткая) — сохраняет следы от долей секунды до одной-двух секунд; кратковременная (от нескольких секунд до нескольких минут, а иногда и часов), в среднем по объему хранения описываемая числом структурных единиц (информационных блоков, ячеек) 7+2; оперативная (разновидность кратковременной, в условиях активных помех или с удержанием в памяти промежуточных результатов действий); долговременная — обеспечивает хранение на протяжении всей жизни — в нее поступает информация, имеющая стратегическое значение, ее емкость практически не ограничена).

7 Чяи- 47Л8

ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

Терминологически необходимо также выделить эйдетическую память, обеспечивающую исключительную детализацию образа, недоступную обычному представлению.

Согласно широко распространенной гипотезе, существуют различия нейрофизиологических механизмов кратковременной и долговременной памяти. Считается, что кратковременная память обусловлена реверберацией (многократной циркуляцией) возбуждения по замкнутым нейрональным цепям. Со временем этот процесс приводит к относительно стойким биохимическим изменениям на клеточном уровне, что составляет основу долговременной памяти. Процесс преобразования динамических электрофизиологических процессов в структурные изменения на клеточном уровне получил название «консолидации следа памяти» (В. В. Захаров, Н. Н. Яхно).

Запоминание, хранение и извлечение структурированы в самостоятельные фазы, каждая из которых имеет свою специфику. Из них процессы считывания запечатленных ранее следов (энграмм) и их воспроизведения при различных патологических состояниях, и в частности при локальных поражениях мозга, являются наиболее ранимыми. Энграмма — общее название структурных и функциональных изменений, возникающих в нервных образованиях всей центральной нервной системы при воздействии на организм раздражителей и сохраняющихся некоторое время или долго и оказывающих существенное влияние как на реакции организма, так и на деятельность человека.

Каждая из упомянутых фаз работы памяти в своей логической целостности представлена несколькими процессуальными составляющими.

Процесс запоминания информации на первых этапах является прямым продолжением процесса восприятия и опознания формирующихся образов, что требует сохранности первичных гностических операций. В первые доли секунды процесса доминирующее место обычно занимают относительно простые, сенсорные операции. Они оставляют свой след, сохраняющийся очень короткое время и составляющий содержание ультракороткой памяти. Здесь происходит превращение сигнала в кратковременные образы. Этот этап быстро уступает место следующему — синтетическому запечатлению материала.

Он начинается с того, что из каждого поступившего в кратковременную память материала выделяется комплекс признаков, часть из которых носит элементарный, сенсорный характер, а часть — имеет отношение к смысловой составляющей воспринятого. Этот процесс позволяет структурировать, упорядочить информацию и выделить ее важнейшие признаки, по которым она в дальнейшем может быть извлечена из памяти и ассоциирована со всей совокупностью второстепенных компонентов воспоминания. По существу происходит кодирование полученных сигналов, благодаря чему осуществляется переход от быстрой, но узкой по своим возможностям кратковременной памяти в неограниченную по своим объемам память долговременную. В ней, в отличие от кратковременной, хранятся в основном не сенсорные образы, а смысловая или событийная составляющая информации. Результатом запоминания становится закрепление новой информации путем связывания ее с приобретенной ранее.

ГЛАВА 8. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ И ЕЕ РАССТРОЙСТВА...

Процессом перевода следов из кратковременной памяти в долговременную, по мнению ряда специалистов, занимаются такие мозговые структуры, как гип-покамп (рис. 19), медиальная височная область, а также сложная нейронная система, в которой сигнал циркулирует между корой и таламусом. Предполагается, что системы нейронных связей, в которые вводятся следы доходящей до субъекта информации, строятся на основе различных кодов и, следовательно, являются многомерными. Из них субъект должен каждый раз производить соответствующий выбор. Таким образом, запоминание в своей основе представляет собой не пассивный процесс, а имеет активную и сложную природу и всегда предусматривает избирательность информации, то есть подключение к процессам памяти и процесса внимания. Кроме того, через гиппокамп осуществляется оценочная функция мозга, реализующаяся благодаря сравнению вновь возникающих внешних и внутренних стимулов с теми, которые хранятся в долговременной памяти и уже способствовали или препятствовали достижению желаемой цели. Такая задача во многом осуществляется и с участием тех структур мозга, которые имеют отношение к эмоциональной стороне оценки.

На образование энграмм влияет:

□ произвольность или непроизвольность запоминания;

□ степень и направленность внимания; Q длительность обращения внимания;

□ степень заинтересованности (эмоциональное отношение к информации);

□ содержание информации;

□ самочувствие, степень утомления;

□ форма, в которую облечена информация.

Хранение (ретенция) следов в скрытом состоянии носит не статический, а, как показали исследования, динамический характер и сопряжено с их серьезными изменениями: следы подвергаются трансформации, становятся более обобщенными и схематичными. Это отличает старый запечатленный материал от только что запомненного.

Воспроизведение активируется каким-то внешним стимулом или осознаваемой потребностью. Оно бывает двух видов: припоминание и узнавание (с опорой на повторное восприятие). В настоящее время припоминание материала рассматривается как процесс активного поиска и выбора нужной ассоциации из многих возможных. Успех этой операции зависит от сложности применяемых систем кодирования, способа организации хранения информации, от «стратегии» поиска, которую использует субъект, пытающийся воспроизвести имеющийся материал и от других обстоятельств (числа равновероятных или схожих элементов, ценности информации для достижения цели, внутренней предуготовленности к тем или иным психическим операциям, степенью логической упорядоченности хранящегося материала и др.). Ряд факторов, таких как электростимуляция некоторых отделов мозга, прием отдельных фармакологических препаратов, сильное повышение температуры при ряде заболеваний и гипноз могут обусловливать неупорядоченное или условно упорядоченное воспроизведение хранящихся в памяти образов. Вос-

1Q5

ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

поминание — это воспроизведение образов прошлого, локализованных во времени и пространстве.

Забывание — процесс, противоположный воспроизведению, а не сохранению, поскольку в мозговых структурах предположительно сохраняется практически вся информация. Забытым считается то, что в данный момент не может быть воспроизведено. Забывание не рассматривается как только спонтанное угасание следов. В нем, по мере увеличения интервала времени, проявляется и активное торможение, которое в одних случаях является блокадой следов побочными и интерферирующими (накладывающимися) очагами возбуждения, а в других — охранительной реакцией организма на избыточную или негативную информацию. В целом это целесообразное явление, обеспечивающее селекцию важнейшего. Специфика возрастного забывания хранящейся в памяти информации подчиняется закону регрессии, сформулированному в конце позапрошлого века французским психологом Т. Рибо [Theodule-Armand Ribot]: возрастное разрушение памяти начинается с недавних воспоминаний, затем распространяется на умственную деятельность и заканчивается распадом инстинктивной памяти.

В нейро- и патопсихологии описывается несколько основных вариантов нарушений памяти.

Гипомнезия — ослабление памяти, ухудшение точности воспроизведения информации — может быть связана с переутомлением (забывчивость), асте-низацией, невротическими состояниями, возрастными изменениями (особенно часто на почве склероза сосудов головного мозга) либо быть врожденной или появляться как следствие какого-либо мозгового заболевания. Такие больные, как правило, характеризуются ослаблением всех видов памяти.

Амнезия — тип аномалии памяти, характеризующийся значительным снижением или отсутствием памяти (утрачивается энграмма). Этот симптом долгое время расценивался как общемозговой, не имеющий локального значения, но более поздними исследованиями было показано, что различные звенья мнестической деятельности имеют различные мозговые механизмы. Чаще всего амнезия является следствием повреждения структур лимбической системы. Существует большое число разновидностей амнезий.

Ретроградная амнезия — потеря памяти на события, непосредственно предшествующие заболеванию, серьезной физической или психической травме.

Антероградная амнезия — утрата воспоминаний о событиях, переживаниях и фактах, следующих за острым этапом болезни. Теряется способность к получению новой вербальной и невербальной информации.

Гипермнезия — болезненное обострение памяти, резкое увеличение объема и прочности, как правило, механически запоминаемого материала по сравнению со средними нормами. Помимо гипоманиакальных состояний, эпилепсии и опьянений некоторыми наркотиками может возникать при наличии опухолевого процесса в мозгу. Гипермнезия как феноменальная память иногда встречается и в норме при особой одаренности индивида.

Парамнезия — обманы памяти, ложные узнавания или искаженные воспоминания, особые состояния, при которых человек испытывает ощущение «зна-

ГЛАВА 8 ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ И ЕЕ РАССТРОЙСТВА..

комости» при встрече с незнакомыми объектами и наоборот (симптомы «deja vu» и «jamais vu» — «дежавю» и «жемевю»). Разновидностью парамнезий являются конфабуляции — расстройства памяти, при которых пробелы памяти «творчески» восполняются вымыслами или смешением воспоминаний прошлого и настоящего. Кроме хронического утомления эта симптоматика возможна при некоторых психозах, эпилепсии и травмах мозга.

Псевдоамнезия — память как таковая не нарушается, но страдает возможность постановки задачи что-либо запомнить (например, при, массивных конвекситальных лобных поражениях, приводящих к нарушениям процесса формирования планов, намерений и программ поведения). Больной не «принимает» задания, но узнает знакомые картинки и при чтении списка узнает знакомые слова. Активная мнестическая деятельность грубо нарушается и превращается в пассивное запечатление предлагаемого материала. Патологическая инертность раз возникших следов не позволяет перейти к активным поискам запомненного материала и приводит к стереотипным повторениям последнего без критического к тому отношения.

Персеверация — (применительно к памяти) навязчивое повторение слов, фраз, мелодий, движений, зрительных образов и др., в норме возникающее как следствие переутомлений, а также при неврозах и некоторой мозговой патологии.

Реминисценция — явление более полного отсроченного воспроизведения по сравнению с оперативным. В норме оно чаще встречается у детей, чем у взрослых.

8.2. НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ

Память обеспечивается интегративной деятельностью всей нервной системы, и ни один участок мозга сам по себе не является критически необходимым для реализации мнестической деятельности. Однако роль тех или иных структурных элементов ЦНС неодинакова, что и выражается различной симптоматикой при их поражении. В качестве составных компонентов структурно-функциональной организации памяти чаще всего называют следующие.

Префронтальная кора больших полушарий — реализовывает так называемую «рабочую» память, благодаря которой в необходимый момент времени, например при возникновении проблемной ситуации, из других мозговых источников отбирается и извлекается именно та информация, которая может быть привлечена для ее разрешения. При повреждении префронтальных участков коры у человека в основном сохраняется накопленная в долговременной памяти информация, но в актуальной деятельности она оказывается неприменимой.

ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

Кора второго блока мозга в целом — зона хранения сенсорно-перцептивной информации, поступающей со стороны зрительного, слухового и кожно-ки-нестетического анализаторов. Искусственное раздражение этих участков мозга приводит к появлению простых и сложных галлюцинаций (образов, извлекаемых из долговременной памяти). Их разрушение своим следствием часто имеет утрату памяти на модально-специфическую информацию, связанную с работой конкретного анализатора, либо утрату комбинированной информации.

Кора височных долей — обеспечивает временное хранение и консолидацию следов памяти о недавних событиях. Особую роль в этом отношении играет медиальная поверхность височных долей.

Гиппокамп — имеет большое число связей со многими участками мозга и обеспечивает перевод информации (перекодирование) из кратковременной памяти в долговременную. Основная потеря при его поражении или недостаточном функционировании — неспособность к обучению. При этом память на события, предшествующие заболеванию, почти полностью сохраняется.

Миндалина — составная часть лимбической системы, которая предположительно связана с обеспечением эмоциональной памяти (при воспоминаниях об эмоционально значимых событиях прошлой жизни регистрируется заметная активация со стороны этого органа). Миндалина тесно функционально взаимодействует с гиппокампом и образует с ним единый комплекс.

Таламус — промежуточное звено в обработке почти всей информации, направляемой в кору головного мозга. Различные его ядра имеют связи с разными участками коры, из-за чего их поражение будет сопровождаться и соответствующими мнестическими потерями. При поражении дорсомедиально-го (дорсально — к спине) ядра таламуса утрачивается способность усваивать новый вербальный материал, поражение медиального ядра приводит к снижению способности переучиваться и т. д.

Полосатое тело (стриатум) — составная часть базальных ганглиев и экстрапирамидной системы. Его повреждения приводят к ухудшению выработки (запоминанию) автоматизированных движений.

Мозжечок — контролирует и координирует двигательные акты. Одновременно с корой формирует все виды классических условных рефлексов, главными из которых для мозжечка являются двигательные.

Подкорковые системы — обусловливают качество эмоций человека. Наличие эмоционального фона снижает пороговое восприятие для нейронов и существенно способствует процессам запоминания.

Ретикулярная формация и зоны ее распространения — обеспечивают формирование энграммы (устойчивость следа) и ее извлечение в нужный момент благодаря общему активационному потенциалу.

Нарушения памяти встречаются примерно у половины больных с очаговыми поражениями мозга и могут проявляться на различных уровнях мнести-ческой деятельности. В одних случаях они равномерно распространяются на все уровни, начиная с элементарных сенсомоторных процессов и кончая сложнейшими формами их смысловой организации. В других случаях проявления нарушения могут ограничиваться лишь одним из уровней (А. Р. Лурия).

ГЛАВА 8. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ И ЕЕ РАССТРОЙСТВА...

Основное условие запечатления любых следов — сохранение оптимального тонуса коры, за который несут ответственность глубокие отделы мозга (ретикулярная формация ствола, таламус, лимбические образования, среди которых особую роль играет гиппокамп), являющиеся анатомическими элементами первого блока мозга. Показано, что при локализации патологического процесса на разных уровнях вертикальной организации этого блока могут возникать мнестические дефекты, отличающиеся по степени выраженности в диапазоне от серьезных до стертых нарушений памяти, не имеющих клинических проявлений и обнаруживающихся лишь при специальных экспериментальных условиях.

Снижение тонуса коры делает невозможным хранение следов и приводит к первому типу мнестической патологии — нарушениям общей модально-неспецифической памяти, которые в грубых случаях сопровождаются изменениями сознания в виде дефектов ориентировки в месте и времени. При патологии со стороны первого блока расстройства памяти можно выявить в любой сфере деятельности больного, они одинаково проявляются как в элементарном непроизвольном запечатлении следов, так и в специальной мнестической деятельности.

При патологии на уровне продолговатого мозга нарушения памяти обычно носят «биологизированный» характер, связанный с забыванием мозгом структуры ритмики привычной активности, что приводит, в частности, к изменению цикла «сон-бодрствование». Эти изменения могут протекать на фоне нарушенного сознания, а в случаях травматического повреждения сопровождаться ретроградной и антероградной амнезией (Е. Д. Хомская).

Диэнцефальный уровень — страдает преимущественно кратковременная память или память на текущие события, что редко регистрируется в обычных экспериментах по тестированию, а требует специальных форм проверки с заполнением паузы между заучиванием и воспроизведением дополнительной деятельностью. Это указывает на то, что даже при массивных поражениях мнестический дефект связан не столько с самим процессом запечатления, сколько с усиленным интерферирующим (здесь: ослабляющим при наложении) действием побочных раздражителей в отношении ранее существовавших следов. Посторонняя деятельность (и гомогенная — однородная, и гетерогенная — иная по характеру) как бы стирает предшествующую информацию, что почти не распространяется на более высокие уровни организации материала, например пересказ сюжета. Другая особенность изменений памяти на этом уровне — повышенная реминисценция. При большом интересе и мотивации диэнцефальные больные обнаруживают резерв запоминания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.