Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стратегия управления стрессом




Сопоставление стрессового и нестрессового стилей жизни

Стрессовый стиль жизни Нестрессовый стиль жизни
   
Ощущает хронический неослабевающий стресс Допускает «творческий» стресс в определенные периоды напряженной деятельности
Постоянно попадает в одну или несколько непрекращающихся стрессовых ситуаций Находит «пути спасения», позволяющие хотя бы временно отстраниться и расслабиться
Тяжело преодолевает стрессовые межличностные отношения Отстаивает собственные права и потребности; устанавливает низкострессовые отношения взаимного уважения. Тщательно выбирает друзей, ободряющих и спокойных
Участвует в неинтересной, скучной, раздражающей или иным образом неприятной и неблагодарной работе Занимается интересной, благодарной, стоящей работой, которая обеспечивает подлинное вознаграждение
Испытывает постоянную нехватку времени; ему слишком много нужно сделать за данный отрезок времени Поддерживает стимулирующую рабочую нагрузку, где периоды перегрузки и кризисов уравновешиваются периодами «передышки»
Беспокоится по поводу потенциально неприятных наступающих событий Уравновешивает опасные события полезными целями и положительными событиями, к которым следует стремиться

Окончание табл.15.2

   
Обладает пагубными для здоровья привычками Сохраняет хорошую физическую форму, правильно питается, очень редко употребляет (или исключает совсем) алкоголь, табак и т.д.
Поглощен видимостью жизненной деятельности Энергичен в различных видах деятельности, что в целом приносит чувство удовлетворения
Считает, что трудно просто «хорошо провести время» и насладиться какой-нибудь кратковременной работой Получает удовольствие от простой деятельности, не чувствуя необходимости оправдывать наигранное поведение
Воспринимает жизнь как серьезную трудную ситуацию; отсутствует чувство юмора Наслаждается жизнью в целом; может смеяться над собой; обладает хорошо развитым чувством юмора
Соглашается с выполнением угнетающих неблагоприятных социальных ролей Проводит жизнь, относительно свободно от ролей; способен выражать естественные потребности, желания и чувства без оправдания
Стрессовые или тяжелые ситуации воспринимает пассивно; страдает молча Избегает ненужных напряженных ситуаций; настойчиво пытается по возможности изменить неестественные ситуации; пересматривает неосуществимые сроки; эффективно распределяет свое время

 

Управление стрессом может осуществляться как на уровне организации, так и на уровне работника.

Управление стрессом на уровне организации может осуществляться по следующим взаимосвязанным направлениям:

- подбор и расстановка кадров;

- постановка конкретных и выполнимых задач;

- проектирование работ;

- взаимодействие и групповое принятие решений;

- программы оздоровления работников.

Подбор и расстановка кадров. Известно, что различные по характеру и содержанию работы в разной степени влияют на создание стрессовой ситуации. Кроме того, и работники по-разному реагируют на такого рода ситуации: одни подвержены стрессу в значительной, другие – в гораздо меньшей степени. Поэтому при подборе и расстановке кадров эти факторы должны быть приняты во внимание, чтобы впоследствии избежать негативных экономических и социальных явлений.

Постановка конкретных и выполнимых задач, даже достаточно сложных, не только снижает опасность возникновения стресса, но и обеспечивает высокий уровень мотивации работников. Кроме того, позитивным фактором является постоянная обратная связь между руководителем и подчиненными относительно выполнения конкретных работ (например, оценка сроков выполнения и качества промежуточных этапов работы).

Проектирование работ будет эффективным лишь при наличии индивидуального подхода к каждому работнику.

Так, многие работники (особенно молодежь) предпочитают творческую работу, позволяющую принимать самостоятельные решения. Однако другим работникам выполнение однообразных рутинных операций, сохранение привычного темпа и методов труда приносят наибольшее удовлетворение в работе и помогают избежать стресса.

Взаимодействие и групповое принятие решений. Как уже отмечалось, стресс часто возникает в том случае, когда работник не имеет четко установленных задач, не знает, чего от него ждут в работе, на основе каких показателей и критериев будут оценены ее результаты. Если же работник участвует в обсуждении и принятии стоящих перед организацией (подразделением) задач, то создаются условия для самостоятельного планирования работы, развития самоконтроля и тем самым для предупреждения и развития стресса.

Программы оздоровления работников – это обеспечение полноценного питания сотрудников, занятий спортом, разнообразных форм проведения досуга, а также осуществление специфических программ поддержки (например, лиц, страдающих алкоголизмом).

Управление стрессом на уровне работника. Не только общество и организация должны позаботиться об уменьшении потенциальных источников стресса – многое зависит от самого работника. Рекомендации, как избежать стресса, – простые, но достаточно надежные средства, способствующие предупреждению стресса. Как известно, предупредить негативное явление всегда легче, чем иметь дело с его последствиями. Наиболее распространенными рекомендациями относительно предупреждения стресса являются:

- умение правильно распределять свое время (например, составить список наиболее приоритетных задач, проанализировать затраты времени на выполнение различных видов деятельности, рационально использовать время и изыскивать дополнительные резервы времени);

- занятия спортом и физическими упражнениями;

- овладение навыками тренировки, техникой самогипноза и другими методами релаксации.

Многое зависит от самого работника и в плане создания благоприятных социальных факторов, способствующих предупреждению стресса. Это, в первую очередь, налаживание дружеских отношений в семье, создание атмосферы поддержки и доброжелательства в отношениях с друзьями и коллегами по работе.

Специалисты менеджмента стран зрелой рыночной экономики рекомендуют людям, страдающим от дистресса, методы управления стрессами, снижающие его уровень:

- анализ приоритетов в работе дома и в организации: что надо делать сегодня и прежде всего, что можно сделать позднее, а что сделать в том случае, если найдете время;

- не будьте «безотказным» человеком, пересматривайте полученные задания и аргументируйте свои возможности;

- старайтесь налаживать хорошие отношения с окружающими. А с людьми, от которых зависит Ваше благополучие и не стрессовое состояние, – особенно эффективные и надежные отношения; научите их уважать Ваши приоритеты, рабочую нагрузку и давать аргументированные поручения;

- обсуждайте связанные с заданиями вопросы, выбирая не стрессовые тактику и стратегию;

- обязательно ежедневно находите время для отдыха, расслабления, приятных мыслей, чтобы освежить свой мозг;

- не становитесь в позу жалующегося, обсуждая чувство скуки или отсутствия интереса к тому или иному виду деятельности, знайте себе цену;

- умейте управлять изменениями, происходящими в Вас и координировать их с другими изменениями, например, происходящими в организации.

 

Выводы

1. Конфликтология, как область менеджмента, в последнее время получила повсеместное развитие. Предметом её комплексного изучения являются – общие закономерности возникновения, развития и завершения конфликтов. Объект конфликтологии – социальные и внутриличностные конфликты, зооконфликты.

2. Конфликты классифицируются: по сферам проявления, по направленности воздействия, степени выраженности конфликтного противостояния, в зависимости от нарушенных потребностей, по действию на функционирование группы/организации, по содержанию.

3. Конфликт представляет собой процесс, развивающийся во времени, который можно разделить на предконфликтный период, конфликтное взаимодействие и послеконфликтный период.

4. Существует множество методов управления конфликтами: внутриличностные, структурные, межличностные, переговоры, методы агрессивных действий.

5. Организационная конфликтология рассматривает несколько уровней конфликтов: внутриличностный, межличностный конфликтов, внутригрупповой, межгрупповой, внутриорганизационный уровни.

6. Стресс – это состояние эмоционального (душевного), поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации. М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури, указывая на причины стресса, выделяют четыре организационных фактора: перегрузка, конфликт ролей, неопределенность ролей, неинтересная работа.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.