Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

То, что получается в результате взаимодействия задатков и культурного опыта




3. Факторы-операции/ факторы-посредники – приобретенные в результате обучения мыслительные навыки. Относятся к связанному интеллекту.

 

Модель Луи Терстоуна (США).

1928 г. – мультифакторная модель интеллекта.

Считал, что интеллектуальная активность есть результат взаимодействия множества отдельных факторов.

 

Выделяет несколько независимых латентных факторов, которые определяют взаимосвязи результатов выполнения различных тестов.

 

Первоначально выделяет 12 факторов, но наиболее часто воспроизводится только 7 факторов:

V – словесное понимание (тесты на понимание текстов, интерпретация пословиц и т.д.).

W – беглость речи (тесты на нахождение рифмы, название слов, принадлежащих к определенной категории, и т.д.).

N – скорость и точность оперирования цифровым материалом (тесты: задания на скорость и точность выполнения арифметических действий).

S – пространственная ориентация. Подфакторы:

* успешность и скорость восприятия пространственных отношений (задания на восприятие геометрических фигур и их соотношение).

* мысленные манипулирования зрительными представлениями в трехмерном пространстве (измеряется мысленным изменением положения предмета в пространстве и т.д.).

M – ассоциативная память (тесты на механическое запоминание словесных ассоциативных пар).

P – скорость восприятия (определяется по быстрому и точному восприятию деталей, сходств и различий в изображении). Подфакторы:

* вербальный

* образный

I – индуктивное мышление (задания на нахождение правил и на завершение последовательности).

 

Считал, что интеллект – не просто суммарная оценка, интеллект необходимо определять в виде профиля по выделенным им факторам (по соотношению).

 

Модель Джоя Гилфорда (США).

Трехмерная модель Гилфорда.

Основана на предположении о наличии 3-х измерений, комбинации которых определяют различные типы интеллектуальных способностей.

Измерения = факторы (по осям координат):

X – содержание и форма предъявления информации – область, в которой производится операция.

*поведенческое,

*образное,

*символическое,

*семантическое.

Y – продукт или результат мышления.

*единицы,

*классы,

*отношения,

*системы,

*трансформации,

*импликации.

Z – тип интеллектуальных операций:

*понимание информации,

*запоминание,

*дивергентное мышление – производство логических альтернатив, связанных с предъявляемой информацией,

*конвергентное мышление – производство логически обоснованных выводов,

*оценивание – сравнение и оценка информационных единиц по определенному критерию.

 

Эти факторы считаются независимыми и исключают факторы высшего порядка.

Т.о., Гилфорд отрицает общую основу интеллекта ð интеллект распадается на множество отдельных способностей.

 

Модель Ганса Айзенка (США).

1979 г.

Заимствовал идеи Гилфорда. Схематически модель выглядит также.

 

1 плоскость (измерение) = интеллектуальные процессы (мышление, память, восприятие и т.д.). Сходна с интеллектуальными операциями Гилфорда = социальный интеллект.

 

2 плоскость = тестовый материал (вербальный, числовой, пространственный). Содержание по Гилфорду = психометрический интеллект.

 

3 плоскость = качество (скорость и сила интеллектуальных процессов (в отличие от результатов по Гилфорду)) = биологический интеллект.

Сила интеллекта = настойчивость в выполнении заданий + склонность к проверке ошибок.

 

Основная характеристика интеллекта: скорость мышления.

Он считал скорость мышления фундаментальной, наследственной характеристикой. Именно эта характеристика определяет интеллектуальные (индивидуальные) различия между людьми.

 

Модель Стернберга.

Кон.80-х – нач.90-х гг. 20 века.

Трехкомпонентная, триадная теория интеллекта.

Считает свою теорию сходной с теорией о свободой и кристаллизированном интеллекте.

Состоит она из 3-х частей:

1) Контекстуальная часть: интеллект = психическая активность, связанная со способностью индивида приспосабливаться к изменениям в своей среде так, чтобы это приспособление оптимально удовлетворяло требованиям среды.

 

2) Компонентная часть: элементарные познавательные процессы, способствующие оптимальной гармонии между средой и индивидом.

Компонент – это элементарный информационный процесс, действующий при представлении в сознании объектов и символов (пр: компонент может преобразовывать сенсорный импульс в абстрактное представление, одно представление в другое или моторную активность)

.

Выделяет 3 типа компонентов, которые отвечают за переработку информации:

1. Метакомпоненты – процессы управления, которые регулируют конкретные процессы переработки информации.

А) Определение природы проблемы, осознание проблемы, отбор процессов для решения этой проблемы.

Б) Определение плана и необходимых для решения задачи компонентов (т.е. выбор стратегии).

В) Выбор одного или более способов организации информации, на основе которого будут активизироваться компоненты более низкого порядка = выбор ментальной репрезентации.

Г) Организация компонентов низшего порядка в цельную и систематизированную стратегию решения проблем = распределение умственных ресурсов.

Д) Вынесение решения о распределении относящихся к пониманию и других процессуальных ресурсов для решения разных конкретных проблем = оценка эффективности решения.

Е) Мониторинг за ходом решения проблемы = контроль.

 

2. Исполнительные компоненты – процессы более низкого уровня иерархии (кодирование, выявление отношений, сравнение и т.д.).

 

3. Познавательные компоненты – компоненты приобретения знаний (избирательное кодирование, избирательное сравнение и т.д.).

 

Считал, что основная трудность возникает на этапе понимания задач.

 

3) Экспериментальная часть: интеллект наиболее отчетливо проявляется в задачах и ситуациях, в которых действуют элементарные когнитивные процессы. К этим ситуациям или задачам индивидуум пытается успешно приспособиться, это относительно новые ситуации, либо реакции на них могут принять автоматический характер.

 

Интеллект – способность понимать и решать задачи в условиях неполного объяснения.

Главное – фактор внимания.

 

Отечественные модели интеллекта.

Концепция ментального опыта М.А. Холодной.

Рассматривает интеллект как психический носитель своих свойств.

Носителем свойств интеллекта является интеллектуальный ментальный опыт.

Понятие «ментальный опыт» ≈ связанны интеллект.

 

Интеллект – это особая форма организации индивидуального ментального опыта в виде наличных ментальных структур.

Ментальные структуры – это системы психических образований, которые обеспечивают возможность поступления информации, ее преобразование.

4 уровня различных ментальных структур (МС):

1. Когнитивный опыт – МС, которые обеспечивают хранение, упорядочивание и преобразование информации.

 

2. Метакогнитивный уровень – МС, которые осуществляют произвольную и непроизвольную регуляцию интеллектуальной деятельности.

Основное назначение этих МС – контроль за состоянием интеллектуальных ресурсов и за процессом переработки информации.

 

3. Интенциональный уровень – МС, которые лежат в основе индивидуальных интеллектуальных склонностей.

Основное назначение – формирование субъективных критериев выбора (поиска решения, переработки информации, источника информации и т.д.).

 

4. Интеллектуальные способности – беглость, оригинальность, восприимчивость и т.д.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.