Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические явления, возникающие в больших социальных группах 2 страница




Интерес психологической науки к проблеме власти обусловлен тем, что, во-первых, любой человек так или иначе стремится к власти над другими людьми, поскольку чувствует в себе определенные внутренние силы для этого, а очень часто и испытывает и превосходство над ними.

Во-вторых, люди всегда играют (или выполняют) в обществе какие-то конкретные социальные роли, каждая из которых может быть (и, как правило, всегда является) неравнозначной ролям других людей. По этой причине каждый индивид во всех случаях или властвует или подчиняется. Сам этот процесс носит психологически неоднозначный характер, основываясь на господстве и подчинении. И если в межличностных отношениях в семье, в частной социальной жизни господство и подчинение, как правило, не абсолютизируются, сглаживаются, то в общественной жизни и во взаимоотношениях между общностями людей наличие власти считается необходимым условием существования, хотя это и приводит часто к конфликтным ситуациям, которые порой очень трудно разрешить.

В-третьих, без отношений господства и подчинения (и соответственно власти) не может существовать ни одно государство, в том числе и демократическое, так как эти отношения необходимы при решении проблем в экономической, политической, культурной, национальной, образовательной и других областях жизни и деятельности.

Власть, властные отношения, таким образом, постоянно опосредуют поведение, деятельность и поступки людей, кардинальным образом влияют на их внутренний мир и взаимоотношения с другими индивидами. Под их воздействием происходят значительные изменения в обществе и окружающем мире, индивидуальном и общественном сознании.

С психологической точки зрения власть – это способность и возможность (личности, группы, класса, нации, партии, государства и т. д.) осуществлять свою волю с помощью авторитета, права, насилия и других средств, оказывая направляющее воздействие на деятельность, поведение и жизнь людей в обществе.

В то же время власть как общественное явление подчиняется объективным законам, независимым от человеческих представлений и стремлений, определяющим и регулирующим процессы социального развития, в которых экономические факторы играют решающую роль. Общественная система в целом (прежде всего, экономический строй общества) и, в частности, ее влияние на социальный уклад жизни людей определяют фактический доступ к власти, характер отношений, методы ее осуществления.

Власти присущи универсальные социальные свойства: всеобщность; функционирование во всех сферах общественных отношений; способность проникать во все виды деятельности, связывать людей, общественные группы и противопоставлять их.

Научный подход к пониманию власти требует учета многообразия ее видов и форм реализации в обществе, тщательного анализа особенностей ее проявления.

Основные функции власти сводятся:

· к формированию политической системы общества; организации его политической жизни, политических отношений, которые включают в себя отношения между государствами и обществом, общественными группами, классами, ассоциациями, политическими аппаратами и органами государственного управления, партиями, гражданами и т. д.;

· управлению делами общества на разных уровнях; руководству органами власти и политическими, а также неполитическими процессами;

· контролю политических и других отношений и в конечном итоге созданию определенного, характерного для того или иного общества типа правления, политического режима и государственного строя (открытого или закрытого, замкнутого, отгороженного от других государств), присущей данному государству политической системы, соответствующих им политических отношений и иных политических характеристик общества.

Ведущую роль в политике и властных отношениях играют политические лидеры. Политический лидер – ведущее лицо политического процесса, осуществляющее объединение и сплочение социальных сил, задающее направление деятельности государственным и общественным институтам, политическим движениям, во многом определяющее особенности курса на политические преобразования. Политический лидер выполняет определенные функции:

· планирует политические акции, занимается поиском своих сторонников, контролирует и регулирует отношения между ними, ориентирует их на компромиссы или на решительное изменение политики;

· согласовывает действия институтов власти, приводит их решения и политический выбор в соответствие с общественным мнением, с принятой в обществе системой ценностей;

· осуществляет социальный арбитраж, защиту масс от беззакония, самоуправства бюрократии, поддержание порядка в обществе;

· обеспечивает коммуникацию власти и масс, предотвращение отчуждения граждан от политического руководства;

· обеспечивает поддержку единомышленниками, окружением, обществом своих планов и программ.

Основными психологическими чертами политического лидера являются:

· наличие ясной политической программы, отвечающей
интересам больших социальных групп;

· популярность, умение нравиться людям, завоевывать их симпатии;

· политическая воля, готовность брать на себя ответственность;

· острый ум, политическая интуиция и высокая политическая культура;

· организаторский талант и ораторские способности;

· способность повышать свой авторитет.

Классификация политического лидерства достаточно разнообразна. Обычно лидеров подразделяют на виды по социальной природе их авторитета (различают традиционного, бюрократического и харизматического лидеров), по отношению авторитета к людям (различают авторитарного и демократического лидеров), по отношению к политической системе (различают лидеров функциональных и дисфункциональных, конформистов и нонконформистов) и по стилю лидерства.

Традиционный лидер – лидер, опирающийся на традиции и ритуалы. Лидер в этом случае – носитель и знаток последних, а сам тип властвования является достаточно примитивным, отжившим, но еще встречающимся в обществе (монархия).

Бюрократический (рационально-легальный) лидер – опирающийся на законы, правила, нормы, в рамках которых властвование связано со знанием и четким соблюдением норм политической деятельности, их активного использования для достижения поставленных целей (президент, премьер-министр).

Харизматический лидер – лидер, смысл деятельности которого проявляется в особой связи между лидером и его последователями, когда он чувствует себя готовым для осуществления определенной цели, а они убеждены в наличии у него особых исключительных качеств, способности преодолевать любые трудности, предвидеть на много лет вперед.

Авторитарный лидер – это лидер, стремящийся максимально подчинить своему влиянию партнеров по политической деятельности, строго контролировать их активность, жестко пресекать их инициативу.

Демократический лидер – лидер, не ограничивающий строгими рамками активность своих единомышленников, советующийся с ними по наиболее важным вопросам политической деятельности, позволяющий им проявлять инициативу и творчество.

Функциональный лидер – лидер, не выходящий в своей активности за рамки выполнения тех обязанностей, которые предписаны ему правилами политической деятельности.

Дисфункциональный лидер – лидер, не ограничивающийся в своей деятельности логикой и нормами функционирования политического процесса.

Лидер-знаменосец – лидер, деятельность которого всегда ассоциируется с отстаиванием главных идей того социального субъекта, чьи интересы он представляет.

Лидер-служитель – лидер, отдающий всего себя полити­ческой деятельности во имя целей своей социальной группы.

Лидер-торговец – лидер, стремящийся реализовать интересы своей социальной группы главным образом посредством заключения политических соглашений с другими социальными субъектами.

Лидер-пожарный – лидер, основная деятельность которого нацелена на решение наиболее важных и неизбежных проблем политической деятельности.

Лидер-актер (демагог) – лидер, излишне опирающийся на внешние эффекты своего поведения и обещающий больше на словах, чем на деле.

Лидер-конформист (нонконформист) – лидер, который подчиняется (или не подчиняется) воздействию своей политической системы.

Религиозная психология – это психологические особенности взаимодействия, взаимовосприятия, общения и взаимоотношений верующих в Бога людей. К религиозной психологии обычно относят религиозную веру, мотивы, ценностные ориентации, чувства, настроения и специфику общения верующих, а также их культовое и ритуальное поведение.

Религия является одной из форм (наряду с философией, правом, искусством, наукой и др.) общественного сознания (общественной жизни) социальных групп и личностей, с помощью которой люди общаются (пытаются общаться) с реальностью, но не той, с которой мы сталкиваемся в повседневной действительности, а другой – лежащей за пределами обыденного опыта и представленной в голове человека в иллюзорно-фантастических образах, представлениях понятиях.

Религия (религиозно-психологические феномены) – особая сфера проявления психики человека, связанная с поиском им духовной и психологической «ниши», идейных и других ориентиров и функционирующая в форме верований, практических действий и переживаний, к которым, как давно уже доказали психологи, люди обращаются тогда, когда они не способны решить свои повседневные проблемы собственными силами в борьбе за свое существование в трудных условиях окружающего их реального мира. Глубинные истоки религии, таким образом, берут свое начало в особенностях функционирования человеческой психики. Сами верующие склонны связывать свое первоначальное обращение к религии с «чудом», с неожиданным озарением и просветлением, с приобщением к Богу. Соприкосновение человека с реальностью религии есть его религиозный опыт.

Религия имеет свои психологические особенности. Во-первых, религия, как уже отмечалось, — эта специфическая форма общественного сознания (общественной жизни) людей, имеющая свои собственные особенности и вызывающая своеобразные состояния психики верующих. Во-вторых, религия предполагает наличие особых групп (групп верующих) и конфессиональной (групповой) исключительности. В-третьих, религия связана с верой в образы и понятия, которые считаются священными и трактуются как сверхъестественные. В-четвертых, религия подразумевает определенную совокупность верований, выраженных в религиозных канонах. В-пятых, религия предполагает особую совокупность определенных культовых действий и ритуалов.

Кроме того, религии как специфической форме общественного сознания присущи: особое сочетание и взаимодействие идеологии и психологии, наличие своеобразных видов практического религиозного опыта верующих, преимущественная направленностью религии на постоянное Удержание верующих под своим влиянием и непрерывный контроль за их психикой.

Религия включает в себя проявления религиозного сознания, культов и деятельности религиозных организаций.

Религиозное сознание представляет собой составную часть общественного сознания, сферу духовной жизни общества, основанную на вере в сверхъестественное. Оно включает в себя два взаимосвязанных уровня явлений: обыденный и концептуальный (идеологический), или религиозную психологию и религиозную идеологию.

Религиозная психология представляет собой совокупность религиозных представлений, потребностей, стереотипов, установок, чувств, привычек и традиций, связанных с определенной системой религиозных идей, присущих всей массе верующих. Она формируется под непосредственным влиянием условий жизни и религиозной идеологии.

Религиозная идеология (как более или менее стройная система понятий, идей, принципов, концепций, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации в лице профессиональных богословов и служителей культа) включает в себя:

· религиозную философию – наиболее общие представления религии о происхождении реального и потустороннего мира, боге, церкви, священнослужащих и верующих;

· теологию (богословие) – систему различных богословских дисциплин, излагающих и обосновывающих отдельные стороны вероучения (основой теологии является священное писание, содержащее совокупность «богооткровенных истин», которые и становятся объектом теоретических объяснений религиозных деятелей, чьи усилия направлены на то, чтобы привести в систему, обобщить и согласовать все элементы религии, приспособив их к массовому сознанию людей);

· религиозно-ориентированные теории – различные религиозно-экономические, религиозно-политические, религиозно-этические, религиозно-эстетические и другие концепции (в соответствии с принципами религиозного мировоззрения они интерпретируют различные аспекты экономики, политики, морали, права, этики, эстетики, искусства).

Религиозная деятельность осуществляется в виде проповедей, молитв, обрядов, богослужений, отправления церковных праздников и соблюдения постов, которые проводятся по законам, установленным религией и регулируются церковными служащими.

Существует несколько основных типов религиозных организаций – церковь, деноминация, секта.

Церковь – религиозная организация, способствующая интеграции общества и действующая внутри него. В то же время она посредством поддерживаемых ею верований и представлений удовлетворяет большинство личностных запросов представителей всех социальных слоев. Церковь по своей природе придает огромное значение молитвам, которые она отправляет, системе вероучения, которая ею сформулирована, официальному управлению совершением богослужений и образованием со стороны духовной иерархии.

Деноминация – промежуточное звено между церковью и сектой. Этот тип религиозной организации не обладает такой универсальностью, как церковь, поскольку в ее деятельности часто проявляются классовые, национальные, расовые, а иногда и региональные интересы.

Секты – это небольшие нестабильные религиозные группы, которые не согласны с определенными религиозными традициями или даже выступают против некоторых из них и которые не склонны к компромиссу с государством и церковью. Они характеризуются прежде всего либо индифферентной, либо агрессивно-враждебной позицией по отношению к миру в целом, окружающему обществу, государству и Церкви, стремлением к максимальной изоляции от них в своей замкнутости.

В настоящее время к основным известным религиям относятся христианство, ислам, буддизм, иудаизм, индуизм, сикхизм, конфуцианство, даосизм.

Христианство (от греч. christos – «помазанник», «Мессия») – одна из мировых религий, имеющая три основные ветви: православие, католицизм и протестантизм. Общим Признаком, объединяющим всех ее представителей, является вера в триединого Бога, а Иисус Христос при этом выступает как Богочеловек, Спаситель мира. Главным источником христианского вероучения является Священное Писание – Библия, особенно ее вторая часть – Новый Завет.

Основными особенностями христианства являются: вера в единственный путь спасения – уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности; противопоставление плотским удовольствиям строгого аскетизма, а высокомерию и тщеславию – сознательного смирения и покорности, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божиего на земле. Христианство провозглашает равенство всех людей как грешников, порождает у них надежду получения свободы простым и понятным способом – через познание божественной истины, которую принес на землю Христос, чтобы навсегда искупить все человеческие грехи и пороки. Христианская апологетика утверждает, что в отличие от всех остальных религий мира христианство не создано людьми, а дано человечеству Богом в готовом и законченном виде.

Ислам – другая мировая религия, возникшая в начале VII в. н.э. на Аравийском полуострове. Бог ислама (Аллах) – Бог воздаяния за дела, Бог-судья. В отличие от христианства, ислам никогда не был религией угнетенных. В нем сформировалось жесткое представление о власти и политической организации в обществе. Ислам оказался идеальной религиозно-политической основой для централизованного государства и ведения военных действий против его противников. Ислам предписывает быть справедливым, воздавать за добро добром, за зло – злом, быть щедрым, помогать бедным и т. д.

Буддизм – религия, возникшая в V –VI вв. до н.э. на Дальнем Востоке. Высшей целью буддизма является достижение нирваны, т. е. состояния вечного покоя и блаженства, свободы от всех моральных и умственных заблуждений. Никто и ничто не может спасти человека, он должен сделать это сам. Будда не спасает людей, он только указывает правильный путь к спасению. Для достижения состояния освобождения в буддизме существует ряд специальных методов - медитация, перевоплощение и др. Немалое место в буддизме занимает и учение о любви и милосердии по отношению ко всем живым существам.

Иудаизм – одна из древнейших национальных религий, возникшая в I тысячелетии до н.э. среди еврейских племен Палестины. Иудаизм сохранял относительную однородность гораздо дольше, чем христианство. В отличие от последнего, а также ислама и буддизма, – религий, которые обычно исповедуют люди разных национальностей, иудаизм неотделим от еврейского народа – доверенного народа Бога, которому приписывается особая роль. Отвержение Христа и ожидание вместо него другого, именуемого в христианской традиции Антихристом, стало в прошлом духовной причиной государственной и национальной катастрофы иудеев и распыления их по всему свету.

Индуизм – религия, сформировавшаяся в I в. н.э. в Индии. Индуизм не похож на религии, привычные западному человеку, – христианство, иудаизм или ислам – прежде всего тем, что в отличие от них не представляет собой целостного учения и тем, что был создан не каким-либо основателем или пророком, а в ходе длительного исторического синтеза религиозных верований. Индуизм не имеет единого авторитетного Священного Писания, системы догматов или конфессиональной организации и священства, а потому и единого авторитета в религиозных вопросах. Все это породило и определенный психологический склад индуистов. В нем причудливо переплетались различные качества: приверженность к определенным убеждениям с беспринципностью поведения; стремление достичь определенного социального положения с завистью (или ненавистью) к тем, у кого оно выше (или ниже) и т. д.

Сикхизм – индийская религия, складывавшаяся в рамках индуизма и синтезировавшая ряд индуистских и мусульманских черт. Он представляет собой попытку преодолеть противостояние индуистской и исламской традиции, поднявшись над их разногласиями.

Конфуцианство – этико-политическое учение, основанное древнекитайским мыслителем Конфуцием. Основой конфуцианства являются: учение о сыновней почтительности, в соответствии с которым почтительный сын должен всю жизнь преданно заботиться о родителях, прислуживать и угождать им, быть готовым на все во имя их здоровья и блага, чтить их при любых обстоятельствах; учение о воспитании высокоморального (благородного) человека, которому должны быть присущи честность и искренность, прямодушие и бесстрашие, скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям.

Даосизм – одна из китайских религий, возникшая во II - III вв. Он формировал у верующих естественность, простоту религиозных представлений и религиозных верований, ориентировал не на враждебность к окружающему миру и людям, а на общительность, дружелюбие, сострадание и помощь.

Джайнизм – религия, принявшая общую для индийских вероучений концепцию кармы и конечного освобождения - нирваны. Не признавая существования Богатворца, она считает душу человека вечной субстанцией, а мир — изначальным. Преодолевая полученную как результат прежних жизней телесную оболочку, душа может, совершенствуясь, достичь всеведения, всесилия и вечного блаженства.

Синтоизм (от японск. Синто – букв, «путь богов») – сугубо японская религия. В основе ее лежит культ божеств природы и предков. Высшим божеством является Аматэрасу, а ее потомком – Дзимму, мифический предок японских императоров.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.