Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фрейдизм и его марксистская оценка И. д. Сапир




 

1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

 

 

Вместе с ростом культурного уровня нашей рабочей молодежи, вместе с усилением тяги с ее стороны к знанию, у нее появляется и повышенный интерес к вопросам психологии. Объективным выражением этого является все возрастающее количество соответственных книг и книжек. С другой стороны, те, кому приходилось беседовать с молодежью на общественные и естественнонаучные темы, знают, с какой чуткостью она относится ко всему, что касается внутреннего строения человеческой личности. Удивительно ли это? Далеко нет.

Интерес к психологии не простое любопытство и не тяготение к отвлеченному мудрствованию; он диктуется потребностями жизни, потребностями борьбы и работы, задачами хозяйственного, культурного и

.бытового строительства. Ведь историю делаем, на основе объективных

общественных условий, мы сами, а сознательно делать историю нельзя, еслине знать качеств того людского материала, который в этом процессе участвует. О чем бы ни шло дело: о воспитании ли будущих общественных работников, о подборе ли людей к различным общественным функциям, об оценке ли поведения своих врагов и друзей на арене общественно- политической жизни, во всех этих областях неизменно встает вопрос о сложном аппарате человеческой деятельности, о том, как устроена и работает

«голова» человека. Конечно, не только этот вопрос и во всяком случае

не он в первую очередь. Сознание определяется бытием, и поэтому на первом плане стоит изучение этого бытия, то есть той общественно-экономической среды, которая направляет и формирует человеческую «голову». Общественные условия действуют не на пустое место, а на известным образом построенный организм человека. Можно ли, стало быть, обойтись без знания особенностей этого организма?

Первая четверть ХХ столетия ознаменовалась крупными достижениями в области подлинно-научной психологии. Сюда относятся в первую очередь работы, касающиеся тончайшего строения и физиологии (жизнедеятельности) нервной системы. В этом отношении много сделано рядом американских ученых и особенно много ленинградскими академиками Павловым и Бехтеревым. Громадный фактический материал, добытый этими учеными путем строго объективных наблюдений и экспериментов (опытов) над реакциями (действиями) животных и человека ври различных воздействиях со стороны внешней среды, имеет крупнейшее теоретическое и практическое значение.


Он дает неоспоримые доказательетва в пользу того, что нее, даже еамые еложньте прояндения психики объектинно ееть ни что иное, как работа тончайшего нернно-мозгоного аппарата, дейетнующего н еамой непоередетненной енязи е другими органами и тканями нашего тела. Что же каеаетея, так назьшаемых, еубъектинных пережинаний, то ееть разного рода ощущений, мьтелей, образон и тд., то они, хотя и аоепринимаютея нами, как нечто незаниеимое от нернно-мозгоных процеееон, на еамом деле еоетанляют лишь обратную еторону этих материальных. изменений н нашем мозгу. Таконо именно енойетно ньтеоко организонанной нериной материи, что челонек ее носитель ноепринимает ее изменения как ряд субъектинньтх пережинаний. Таким образом, работы соаременных физиологоа безжазостно разрушают хитроумные учения буржуазных психологоь, доетаточо многочиеленных и поныне, учения о том, будто еонершенно незааиеимо от тела, от материи еущеетнует некая нематериазьная еущноеть душа. В этом и заключаетея капитальное теоретичеекое значение указанных работ, наекаозь материазиетичных и глубоко ираждебных аеякому дуазизму (признанию днух начал материи и духа) и идеализму (филоеофекому учению о мироном духе).

Практическое значение соиременных достижений н области нериной физиологии состоит н том, что они создали прочный фундамент для разрешения широкого ряда различных конкретных нопросон, ныднигаемых понседненной жизнью. Без знакометна с законами, уоранляющими нысшей нерниой деятельностью, не может обойтись ни носпитатель, ни деятель по научной организации труда, ни психотехникi.

В нашу задачу не нходит здесь более подробный разбор нерниофизиологических достижений. Темой данной статьи янляется рассмотрение другой, тоже очень нажной и нентересной области психологии. Речь идет о, так назынаемом, фрейдозме, то есть об особом психологическом учении, получиншем это сное назиание по имени его оснонателя и тнорца, ненского ученого Фрейда. Работы этого ученого так же, как и работы физиологон, раскрынают ряд механизмон нернно­

психической деятельности. При этом достижения фрейдизма отнюдь не протиноречат результатам, полученным н других отраслях психологии. Наоборот, они н общем и целом очень хорошо согласуются с этими последними и дополняют их, если только, ногiреки Фрейду, толконать эти достижения мотероолнстнческкмн.

Учение Фрейда приобрело очень большую популярность за границей и начинает получать широкое распространение также и у нас н СССР. Это обстоятельстно обязынает марксистон критически заняться фрейдизмом и под углом зрения нашего марксистского метода устанонить, что именно яндяется н учении Фрейда подлинно-научным, а стало быть, полезным для дела пролетариата, и что, наоборот, янляется необоснонанным и нредным.

 

псптiхника стааат санай задачпй ааабаапс цплесаабразаае расарпасапаап люаiй ан арпфпссиам стпчка зрпаая пспбсанпстсй арпфпссаи а нпраап-асахачпсках аачпста люасапгп матпраалс.


Тут есть ради чего поработать, потому что фрейдизм действительно грешит некоторыми мало убедительными утверждениями, которые не только дают неверное представление о многих сторонах механики человеческого поведения, но и резко противоречат основным положениям марксизма. В этом повинен как сам Фрейд, так и его последователи, не в меру усердно раздувающие его ошибки до невероятных размеров. Речь идет, конечно, о буржуазных последователях Фрейда. Ошибки Фрейда встречают с их стороны горячую поддержку именно потому, что эти ошибки, как нельзя больше, соответствуют их (последователей) социальной природе. Не надо забывать, что а сам Фрейд по всему своему мировоззрению и складу мы­ шления относится к числу буржуазных ученых. Правда, способность Фрейда идти неуклонно вразрез с общепринятыми буржуазными взглядами и отдельные политические замечания, брошенные вскользь в разных местах его сочинений, заставляют считать его человеком радикальным и

«левонастроенным». Но все же этот научный и даже политический радикализм не выходит за пределы буржуазной психологии и не меняет социальной сущности Фрейда.

 

 

2. ЦЕННОЕ В УЧЕНИИ ФРЕЙДА УЧЕНИЕ О БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ

 

 

Фрейдизм есть прежде всего и в первую очередь учение о бессознательных механизмах человеческого поведения, то есть о тех нервно-мозговых процессах, которые влияют на деятельность человека без того, чтобы человек сам это сознавал. Короче говоря, фрейдизм изучает область (иди сферу) бессознательного, или еще проще бессознательное в человечке. В этом главный интерес фрейдизма, ибо это учение с большой настойчивостью и доказательностью приписывает бессознательному роль первоклассного психологического двигателя. Не странно ли, однако, утверждать такую) выдающуюся роль за бессознательным? И в самом деле, ведь, на первый взгляд кажется, что в нашей повседневной жизни мы как раз руководимся исключительно сознательными мотивами, может быть, не всегда достаточно ясными, но во всяким случае оставляющими след в нашем сознании. Фрейдизм вовсе не посягает на правильность этого последнего факта; он и не думает отрицать сознательных мотивов нашего поведения. Но что наше поведение психологически зависит исключительно от сознательных мотивов против этого фрейдизм выступает самым решительным образом, и со­ вершенно справедливо. Помимо Нервно-мозговых процессов, переживаемых нами как нечто сознательное, в нас протекает и огромное количество нервно- мозговых процессов, ничем в сознании не отмечаемых. и тем не менее, оказывающих мощное влияние на нашу деятельность. Этот вопрос

заслуживает большого внимания.

Интересно, что учение Фрейда о бессознательном встретило сильный отпор не только со стороны неискушенных в науке людей, но и со стороны наиболее авторитетных психологов буржуазного мира.

 


«Как, негодуя возражают они, неужели можно приравнивать высшую психическую деятельность совершеннейшего из существ человека к примитивной (простой) и действительно бессознательной работе какого- нибудь из растительных органов нашего тела, вроде печени или кочек. Если в мозгу и протекают различные неосознаваемьте нами рефлексы, то на каком таком основании можно им приписывать сколько-нибудь значительное влияние на «разумную» деятельность человека. Это-де клевета на

«свободную человеческую волю», это низведение человека на низшую животную ступень, какового этот «царь природы» совершенно не заслуживает. Оставьте же, говорят они, изучение бессознательных рефлексов низшего порядка тем, которые изучают телесные отправления нашего организма, тем, кого интересуют печень, легкие и другие «неблагородные» органы нашего тола. Уделом же «истинных» психологов пусть останется по прежнему сознательная душевная жизнь, которая одна только и определяет, мол, поведение человека.

Так или приблизительно так говорят буржуазные психологи противники Фрейда. Здесь в каждом положении так отчетливо сквозит противопоставление «души» и «тела», так ярко проступает мистическое преклонение перед «духом» в виде «свободной воли» и т.п., что подробно доказывать антимарксистский характер такого рода возражений против Фрейда нет решительно никакой надобности.

Верно ли, однако, что в нас на самом деле существуют нервные механизмы, которые влияют на нашу деятельность без того, чтобы это влияние нами осознавалось?

Здесь необходимо по отдельности разобрать основные группы механизмов, из которых складывается бессознательная сфера. Не только Фрейд и его школа поработали над раскрытием этих механизмов: многое было известно и до Фрейда, да и сейчас разрабатывается независимо от него. Однако заслуги Фрейда отнюдь от этого не становятся меньше.

 

 

НИЗШИЕ РЕФЛЕКСЫ

 

 

Начнем с наиболее простых видов нервной деятельности, а именно с, так называемых, низших рефлексов. Рефлекс это ответное действие организма, снабженного Нервной системой, на какое-нибудь внешнее раздражение. Как показали работы крупнейших физиологов Сеченова и Павлова, нет ни одного проявления нервной деятельности все равно высшей или низшей, которое не являлось бы рефлексом или их сочетанием. Наиболее сложные из этих процессов (условные рефлексы, по терминологии Павлова), в значительной части переживаются нами, как акты сознания. другие, менее сложные, низшие процессы (так называемые, безусловные рефлексы) могут протекать без всякой сознательной, субъективной окраски, и именно поэтому они нас здесь интересуют.

Удар молоточком внизу подколенной чашки вызывает выбрасывание воли вперед. Вдыхание амил-нитрита (особого азотистого вещества) влечет за

 


собой покраснение липа. действие нашатырного спирта на слизистую оболочку носа вызывает слезотечение. Все это низшие рефлексы; их нервные пути идут не через кору больших мозговых полушарий, а через спинной мозг, продолговатый мозг и другие, так называемые нижние этажи нервной системы, И все они возникают не только «невольно», но и часто при решительном противодействии воли. Более того, они могут даже не

«регистрироваться» в сознании, что для нас здесь особенно важно.

Гвоздь вопроса не в том, существуют ли вообще бессознательные рефлексы, а в том, способны ли они оказывать действие на высшую нервно­ психическую работу, а вместе с тем и на все поведение организма.

Кому неизвестно, например, какое тормозящее, угнетающее влияние на настроение и на умственную работу оказывает нарушенная деятельность кишечника? А ведь как раз в основе правильного пищеварения лежит рефлекторная работа желудочных и кишечных желез. Нормальное протекание этой работы составляет одно из условий квалифицированной мозговой деятельности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.