Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тест как основной инструмент психодиагностики




Вряд ли кто-либо будет отрицать то, что тест был, есть и остается основным ин­струментом психологической диагностики. Тест — это modus operandi психодиаг­ностики с момента ее зарождения и по настоящее время. Тест — это инструмент,


2.5. Тест как основной инструмент психодиагностики 113

с которым непосредственно работает психолог, решающий диагностическую за­дачу. Сказанное, разумеется, не исключает существования в этой области психо­логии внетестовой диагностики (оценки), о которой речь шла ранее. В этом раз­деле необходимо остановиться на понятии теста, его разновидностях, а также на проблемах, возникающих в связи с компьютеризацией тестирования.

2Ч5.1. Понятие теста. Виды тестов

Под тестом (англ. test — проба, испытание, проверка) понимается ансамбль стандартизи­рованных, стимулирующих определенную форму активности, часто ограниченных по време­ни выполнения заданий, результаты которых поддаются количественной (и качественной) оценке и позволяют установить индивидуально-психологические особенности личности.

Термин «тест», получивший чрезвычайно широкое распространение в различ­ных областях знания в смысле испытания, проверки, имеет давнюю историю. По Р. Пэнто и М. Гравитц (1972), слово «тест» происходит из старофранцузского языка и является синонимом слова «чашка» (лат. testa — ваза из глины). Этим сло­вом обозначали небольшие сосуды из обожженной глины, использовавшиеся ал­химиками для проведения опытов. В русском языке слово «тест» долгое время имело два значения:

1) испытательная присяга, религиозная английская клятва, которую каждый
вступающий в общественную должность должен давать, чтобы доказать, что
он не тайный католик;

2) плоский плавильный сосуд или сосуд из выщелоченной золы для выделе­
ния олова из золота или серебра1.

Близкое современному содержание термин «тест» как термин психологиче­ский получает в конце XIX в. В психодиагностике известны разнообразные клас­сификации тестов. Они могут подразделяться по особенностям используемых те­стовых заданий на тесты вербальные и тесты практические, по форме процеду­ры обследования — на тесты групповые и индивидуальные, по направленности — на тесты способностей, тесты личности и тесты отдельных психических функ­ций, а в зависимости от наличия или отсутствия временных ограничений — на тесты скорости и тесты результативности. Так же тесты могут различаться по принципам их конструирования. За последние десятилетия многие известные тесты были приспособлены к среде компьютера (предъявление, обработка данных и др.), их можно обозначить как тесты компьютеризированные. Активно разра­батываются тесты компьютерные, изначально конструируемые с учетом возмож­ностей современной вычислительной техники. Предложенная нами классифика­ция (см. выше) опирается на реализуемый в тестах диагностический подход.

На страницах этой книги термин «тест» используется наряду с другим терми­ном — методика (иногда — техника). Имеет ли этот термин содержание, отличное от термина «тест»? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспом­нить о становлении советской психодиагностики в 1970-е гг. Слово «тест» в это время имело по известным причинам дополнительное негативное значение, обозна-

Русский энциклопедический словарь. 1877.


чая не только инструмент исследования, но и его «буржуазное происхождение». Поэтому все используемые тесты были переименованы в методики. Сегодня нет оснований отказываться от термина-понятия, с которым связана вся история и нынешний день психодиагностики. Термин «методика» целесообразно сохранить за нестандартизованными диагностическими инструментами, а также теми из них, которые, как правило, в силу претензий на глобальную диагностику личности, скорее не измеряют ее, а оценивают. К таким диагностическим инструментам в первую очередь относятся проективные методики. Следует также учитывать сло­жившуюся в русскоязычной литературе традицию употребления термина «опрос­ник». Опросниками (носящий искусственный характер термин «тест-опросник» постепенно вышел из употребления) называют такие психодиагностические ин­струменты, которые, в отличие от других тестов, направлены на субъективную оценку обследуемым самого себя или других людей.

Тесту, как и любому другому инструменту познания, присущи особенности, которые в конкретных обстоятельствах исследования могут рассматриваться в качестве его достоинств или недостатков. Эффективное использование тестов зависит от учета многих факторов, из которых к важнейшим относятся: теорети­ческая концепция, на которой базируется тот или иной тест; область применения; весь комплекс сведений, обусловленных стандартными требованиями к психоло­гическим тестам, их психометрическим характеристикам. Распространенные пред­ставления о «простоте» и доступности тестов не соответствуют действительности. Являясь средством исследования сложнейших психических явлений, тест не мо­жет толковаться упрощенно как предложение задания (заданий) и регистрация его решения. Научное использование тестов возможно лишь при условии опоры на общепсихологические знания, компетентность в области теории и практики со­ответствующих психодиагностических исследований. Не менее существенно сле­дование этическим нормам психодиагностики.

2.5.2. Компьютеризированные и компьютерные тесты

На современном этапе развития психодиагностики компьютер стал неотъемле­мым элементом диагностической деятельности психолога. Внедрение компьюте­ров в психодиагностику имеет свою историю. На начальном этапе развития ин­формационных технологий (начало 1960-х гг.) функции компьютера были весь­ма ограничены и сводились в основном к предъявлению достаточно простых стимулов, фиксации элементарных реакций и статистической обработке данных. Компьютер выступает в роли вспомогательного инструмента исследователя, на него возлагаются наиболее трудоемкие, рутинные операции. Однако уже в это время начинает развиваться машинная интерпретация тестов.

Собственно появление так называемой компьютерной психодиагностики за рубежом происходит в период второго этапа развития информационных техноло­гий (1960-е гг.). В первую очередь были автоматизированы все трудоемкие про­цедуры обработки диагностической информации (подсчет «сырых» баллов, на­копление базы данных, расчет норм теста, перевод первичных данных в стандарт­ные показатели и т. д.). Определенное развитие в этот период получили и системы многомерного анализа данных.


2.5. Тест как основной инструмент психодиагностики 115

Успехи в развитии электроники привели к быстрому снижению стоимости машинных ресурсов, тогда как расходы на математическое обеспечение возросли. Концепция этого этапа развития информационной технологии может быть сфор­мулирована следующим образом: «Все, что может быть запрограммировано, дол­жны делать машины; люди должны делать только то, на что они пока не в состоя­нии написать программы» (Громов, 1985). Именно к этому периоду относятся основные достижения западной компьютерной психодиагностики. Ко времени возникновения новой машинной технологии обработки информации психодиаг­ностика обладала значительным арсеналом стандартизированных методик. Неко­торые выборки обследованных насчитывали миллионы. Благодаря потребности в оперативном анализе массивов данных, быстро развиваются компьютерные средства сбора психодиагностической информации, разрабатываются средства специального программного обеспечения. Компьютер все чаще выступает в роли «экспериментатора».

Третий этап развития информационной технологии (начиная с 1970-х гг.) со­здал условия для возникновения нового поколения компьютерных психодиагно­стических систем на базе ПЭВМ, ускорил процесс внедрения в практику автома­тизированных тестовых методик, создал основу для последующей формализации и автоматизации процесса сбора и обработки психодиагностической информации. Меняется процедура обследования, общение испытуемого с ЭВМ приобретает форму «диалога». Введение обратной связи позволяет изменять стратегию иссле­дования в зависимости от предшествующих результатов. Именно в этот период появляются первые собственно компьютерные тесты, тесты специально создан­ные для компьютерной среды. Развитие этих тестов создает предпосылки адаптив­ного тестирования, связанного в первую очередь с приспособлением заданий к особенностям ответов испытуемого. Отсюда целесообразно разделение тестов на компьютеризированные, или приспособленные к условиям компьютера, и ком­пьютерные.

В последнее десятилетие XX в. компьютеры становятся доступными не толь­ко институтам и лабораториям, но и каждому исследователю. В настоящее время сложные психодиагностические исследования реализуются на базе мощных пер­сональных компьютеров, обладающих большим быстродействием и разнообраз­ным набором периферийных устройств.

Отечественная компьютерная психодиагностика как направление исследова­ний оформляется к середине 1980-х гг., и ее развитие не столь непосредственно связано с совершенствованием информационной технологии, как это происходи­ло за рубежом. Психологическая наука вообще занимает далеко не первое место в ряду активных потребителей современной информационной технологии. Любо­пытно, что только в конце 1960-х гг. советским психологам предлагают овладеть простейшими способами факторного анализа при осуществлении расчетов вруч­ную (!), тогда как за рубежом данный математико-статистический метод, реали­зуемый с помощью ЭВМ, достаточно широко использовался уже в 1930-е гг.1.

Теплое Б. М. Простейшие способы факторного анализа // Типологические особенности высшей нерв­ной деятельности человека. — М.: Просвещение, 1967.


Появление компьютерных версий тестов в бывшем СССР, а более-менее до­ступными они становятся ближе к концу 1980-х гг., приветствуется далеко не все­ми. Проведенное в начале 1990-х гг. московскими психологами исследование (О. К. Тихомиров и др.) отношения различных социальных групп к компьютери­зованному тестированию показало, что с наибольшим энтузиазмом к нему отно­сятся руководители высшего уровня, психодиагносты-разработчики и те лица, которые имеют навыки общения с компьютером и мотивированы на самопозна­ние. Негативное отношение наблюдалось у руководителей среднего звена, непо­средственно работающих с подчиненными и знающих их в течение длительного времени. Такое отношение также свойственно психодиагностам-пользователям (правда, у них иногда встречается и некритическое сверхдоверие, возникающее как результат слабой теоретической и практической подготовки в области психо­диагностики) и лицам, усматривающим зависимость благополучия в профессио­нальной деятельности, карьере и т. п. от результатов тестирования. -

К достоинствам современных компьютеризированных методик психодиагно­стики, сравнительно с традиционными, следует отнести:

♦ неизменность реализуемой программы обеспечивает постоянство условий
тестирования, что труднодостижимо при немашинном предъявлении зада­
ний;

♦ обеспечивается точность и однозначность регистрации множества возмож­
ных реакций испытуемого;

♦ имеется возможность восстановить и проследить последовательность дей­
ствий испытуемого;

♦ сравнительно легко образуются единые банки психодиагностических дан­
ных, а тем самым устанавливаются эмпирически обоснованные тестовые
нормы для разных групп обследуемых;

♦ создаются возможности для автоматизированного конструирования тестов;

♦ психолог освобождается от рутинной, трудоемкой работы, как при прове­
дении обследования, так и при конструировании (адаптации) тестов;

♦ обеспечивается возможность расширения практики группового тестирова­
ния и тиражирования методик;

♦ расширяются возможности применения мощного математико-статистиче-
ского аппарата анализа данных, упрощается разработка новых процедур ана­
лиза;

♦ облегчается сохранение конфиденциальности результатов тестирования;

♦ упрощается хранение диагностических данных (на магнитных носителях),
снижается себестоимость обследования;

♦ создаются благоприятные условия для применения экспресс-методик, т. е.
тех, проведение которых позволяет быстро получить результаты, что в не­
которых случаях (например, в профессиональной психодиагностике) может
иметь решающее значение;

♦ компьютерная процедура предъявления тестовых заданий минимизирует
негативные воздействия, нередко возникающие в ситуации межличностного


взаимодействия между экспериментатором и испытуемым (снижение дей­ствия защитных механизмов у испытуемого, облегчение диагностики инди­видуально присущих субъекту особенностей деятельности и мотивации);

♦ появляется возможность актуализации «игровой» мотивации у испытуе­
мых (оформление теста в виде игры), что делает процесс тестирования бо­
лее привлекательным и повышает достоверность результатов;

♦ намечаются пути решения давней проблемы, возникающей как результат
несовместимости концептуальных схем интерпретации различных методик
(например, создание словаря-тезауруса терминов-названий психических
свойств, используемых в научной, литературной и бытовой лексике);

♦ становится возможным проведение анализа поведения испытуемого непо­
средственно в ходе обследования, учета многих параметров складывающих­
ся ситуаций, организации диалога в реальном режиме времени (адаптивное
тестирование);

♦ испытуемый при необходимости обеспечивается быстрой интерпретиру­
ющей обратной связью по результатам тестирования;

♦ средства компьютерной графики позволяют предъявлять испытуемому ди­
намические объекты (динамическая стимульная среда), становится воз­
можным использование полимодальных стимулов;

♦ появляются условия как для индивидуализации психодиагностического
исследования, так и проведения быстрых массовых обследований;

♦ обеспечивается тесная связь с решением практических задач.

Оценить степень вовлеченности компьютера в психодиагностическое исследо­вание можно руководствуясь шкалой, предложенной Хартманом (1986) (рис. 2.3)

Наряду с преимуществами, которые дает использование компьютера, принци­пиальное значение приобретают вопросы, связанные с появлением новообразова­ний, вносимых компьютером в традиционно сложившуюся в психодиагностике систему взаимодействия «экспериментатор—тест—испытуемый». Отсутствие не­посредственного наблюдения и живого контакта с испытуемым вносит примерно те же трудности и ограничения, с которыми приходилось и ранее сталкиваться в групповом тестировании. Кроме того, примерно у 30 % обследованных обнаружи­вался «феномен компьютерной тревожности» (О. В. Доронина, 1993), причем в 5 % случаев регистрировалось состояние, схожее с фобией1.

Некоторые тесты в принципе не могут быть переведены в компьютерный ре­жим, для других это ведет к существенному изменению их диагностических ка­честв, прежде всего валидности и надежности. Автоматизированная версия уже известной психодиагностической методики нуждается в специальной проверке —

Вероятно, это явление боязни компьютера связано с тем, что в это время большинство населения страны имело смутное представление о персональных компьютерах и их возможностях. К тому же тестовая тревожность, как феномен универсальный, но наиболее выраженный у лиц с определен­ными личностными особенностями, не обязательно связана с компьютером. Возможно, что она мо­жет усиливаться при его использовании (появление дополнительных элементов новизны и неизве­стности).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2083; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.145 сек.