Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Существо, похожее на волка, вонзило клыки в шею своей жертвы. Этот 1 страница




рисунок был специально подобран, чтобы изобразить жестокость орального садизма: укусы до смерти, как это, по предположению, должно быть представлено в бессознательном. Изображение волка было выбрано потому, что оно отражает базовую оральную свирепость (см. рис. 6.7).

3. Вампироподобное существо пьет кровь своей жертвы. Мотив с вампиром
выбран потому, что была выдвинута гипотеза, в соответствии с которой
привлекательность рассказов и легенд о вампирах, с литературной точки
зрения представляющихся банальными и скучными, состоит в замещении
ими проявлений орального садизма (см. рис. 6.8).

Что же вышло в итоге? Не получено доказательств того, что лица, демонстрирующие оральность по этому тесту, отличаются от других испытуемых по тому же показателю, измеренному другими тестами. Неудача П. Клайна не случайна, и дело здесь не только в определенной зыбкости теоретических представлений, положенных в основу создаваемого теста. И не в том, что П. Клайн — сторонник так называемого объективного подхода к интерпретации полученных данных, о котором мы вели речь ранее. Проективные методики, как никакие другие, способствуют проявлению разнообразия индивидуальных реакций. Поэтому к ним наиболее применимо известное положение о том, что хороший тест — это старый тест. Для снижения размерности множественных реакций — ответов, стимулируемых проективной методикой, и оценки их личностного содержания необходимы зна-


320 Глава 6. Проективная техника

читальные исследования, длящиеся нередко десятилетиями. Поэтому-то так редки разработки новых проективных методик и столь живучи созданные много лет; назад. Следует признать, что на нынешнем уровне развития теории и практики, психодиагностики создание новых проективных методик (за исключением достаточно узко ориентированных и близких им методик типа «неоконченных рассказов» и т. п.) не может оправдать тех усилий, которые необходимо приложить для решения этой задачи.

Заключение

Предыстория проективной диагностики, с одной стороны, уходит корнями в глубину времен, с другой — складывается из многочисленных психологических исследований, ставящих задачу выявления субъективно-уникального в личности. Возникновение проективного подхода к диагностике личности — важный этап в развитии психодиагностики, поскольку появляются методики, которые качественно отличны от традиционных. Нашедшие в 1920-1930-е гг. широкое распространение в психологических исследованиях тесты не смогли оправдать тех больших надежд, которые на них возлагались. «Проективная психология» зародилась и первоначально развивается как своеобразная реакция протеста против бихевиоризма и локальной, узкой психометрической ориентации, за которыми невозможно было увидеть и познать личность как целостное явление.

Понятие проекции, впервые появившись как психологическое в психоанализе, поначалу используется для обозначения одного из защитных механизмов «Я», благодаря которому все патогенное, угрожающее целостности личности, а поэтому вытесненное в бессознательное, приписывается внешним объектам, а тем самым лишается разрушительной силы. Впоследствии как в рамках психоанализа, так и за его пределами понятие проекции получает разные истолкования. Однако психоаналитическое понимание проекции в сознании многих исследователей у нас и за рубежом прочно связывается с проективными методиками. И это несмотря на то что первое описание процесса проекции в экспериментальной ситуации интерпретации картин-стимулов, как и выдвинутая позднее проективная гипотеза, не имеют никакого отношения к психоанализу (первой проективной методикой следует считать разработанный Г. Мюрреем тест тематической апперцепции). Существуют многочисленные классификации проективных методик, традиционно занимающих первое место в ряду тех, которые используют для диагностики личностных особенностей в клинической психологии.

Важнейшей отличительной особенностью проективных методик является то, что в них используют неопределенные или так называемые слабоструктурированные стимулы, создающие наиболее оптимальные условия для проявления внутреннего мира человека. Исследования, обращенные к анализу роли стимула в проективной технике, показывают, что ошибочно полагать каждую реакцию обследуемого личностно обусловленной, поскольку объективные параметры стимулов принимают непосредственное участие в формировании ответов.

Теоретические воззрения разных психологических школ, от психоанализа и гештальт-психологии до эго-психологии, используются при обосновании проек-


Заключение 321

тивного подхода, объяснении психологических механизмов проявлений личностного в процессе интерпретации стимулов. Не умаляя значения этих теорий, в самом общем виде следует считать, что механизм проецирования базируется, во-первых, на активности, личностности процесса восприятия, во-вторых, на характерном для психического уровня отражения стремлении индивидуума к снятию, разрешению неопределенности.

Определяя нечто неоднозначное, неизвестное, индивид делает его известным путем активного соотнесения с имеющимся уникальным личностным опытом взаимодействия с предметами и явлениями действительности, опытом понимания как собственных поступков, так и действий других людей. Сказанное отражено в предлагаемом определении проективных методик.

Обсуждение вопросов, относящихся к возможности изучения бессознательных психических явлений с помощью проективной техники, позволяет сделать заключение об ошибочности распространенного мнения о якобы особой чувствительности этих тестов к неосознаваемым личностным особенностям. В проективных методиках реализуются два типа проекции — структурная и тематическая. Первая связана с преимущественной объективацией неосознаваемых установок — элементарных программ организации поведения, обеспечивающих готовность к восприятию явлений в определенном ракурсе, отношении. Тематическая проекция связана с приписыванием осознаваемых обследуемым собственных черт, особенностей личности другим людям.

Крайне осторожно следует подходить к описанным во многих публикациях множественным «показателям» защитных механизмов личности, якобы диагностируемым при применении проективных методик. В большинстве своем эти «показатели» защиты, обнаруженные при обследовании некоторых, чаще всего клинических групп, либо могут быть интерпретированы иначе, либо их значение в качестве защитных ограничено специфичностью изучаемой выборки.

В давнем споре между сторонниками проективных методик и приверженцами «объективной» диагностики нет и не может быть победителей. Необходимо признать сосуществование разных описаний личности, долгое время полагавшихся альтернативными. Более того, их согласование на некотором метауровне может оказаться весьма продуктивным в деле изучения личности. В то же время ныне вряд ли может быть признана целесообразность разработки новых проективных методик (за исключением узконаправленных), поскольку необходимы длительные и дорогостоящие исследования их валидности и надежности.

В советской, а позднее в психологии стран СНГ, проективные методики, за исключением теста Люшера и отдельных рисуночных тестов, не нашли широкого распространения. Вероятно, это в первую очередь связано с отсутствием традиций, складывавшихся за рубежом не один десяток лет, а также известной сложностью работы с этими методиками. В то же время существующее сегодня разнообразие сфер применения проективных методик, участие в посвященных им конгрессах и семинарах специалистов со всех континентов, накал теоретических споров, говорящих о живом интересе к этой области психодиагностики, все это позволяет предположить развитие данного направления исследований и в СНГ.


Литература

46m Л. Теория проективной психологии // Проективная психология / Пер. с англ. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - С. 30-54.

Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. — 1995. — № 1. — С. 111-131.

Айзенк Г. Ю. Структура личности / Пер. с англ. — СПб.: Ювента; М.: КСП+, 1999.

Айзенк Г. Ю. Количество измерений личности /16,5 или 3? Критерии таксономической парадигмы // Иностранная психология. — 1993. — Т. 1. — № 2. — С. 9-23.

Аминов Н. А. Вытеснение как феномен «утраты языка»: проверка гипотезы Бруне-ра и Постмана в механизме перцептивной защиты // Новые исследования в психологии. - 1981. - № 2. - С. 29-35.

Ананьев Б. Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика // Вопросы психологии. — 1968. — № 6.

Ананьев Б. Г. О методах современной психологии // Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). — Л.: Изд-во ЛГУ, 1976.

Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия / Пер. с англ. — М.: Апрель-Пресс; Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

Анастази А. Психологическое тестирование / Пер. с англ. — М.: Педагогика, 1982. — Кн. 1.; Кн. 2.

Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2001.

Асмолов А. Г. Психология индивидуальности: Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. — М.: Изд-во МГУ, 1986.

Баранова Л. А. Зависимость интеллектуального развития взрослых от возраста в период от 18 до 35 лет // Возрастная психология взрослых (теоретическая и прикладная): Тез. док. - Л.: АПН СССР, 1971. - С. 29-35.

Беллак Л. О проблемах концепции проекции // Проективная психология / Пер. с англ. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - С. 10-29.

Беллак Л., Беллак С. Руководство по тесту детской апперцепции (фигуры животных) / Пер. с англ.; Под ред. Л. Ф. Бурлачука. — Киев: ПАН Лтд, 1995.

Бернштейн М. С. Метод тестов на I Всесоюзном педологическом съезде // Тесты (теория и практика). - 1928. - Сб. 2. - С. 192.

Беспалъко И. Г. О некоторых неясных вопросах психологической интерпретации факторов в факторном анализе // Психологический журнал. — 1987. — Т. 8. — № 3. - С. 137-144.

Блонский П. П. О связи между IQ школьников и возрастом матери, номером ее беременности, а также трудностью родов // Педология и школа: Работы кабинета школьной педологии. — 1929. — Вып. 2. — С. 86-90.

Борисова Л. Н. Динамика интеллектуального развития взрослых // Возрастные особенности умственной деятельности взрослых. — Л.: НИИ общего образования взрослых АПН СССР. - 1974. - С. 53-61.


Литература 323

Бочков Н. П. Методологические и социальные вопросы современной генетики человека // Вопросы философии. — 1981. — № 1. — С. 51-62.

БрунерДж. Психология познания / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1977. — С. 13-130.

БурлачукЛ. Ф. Исследование личности в клинической психологии (на основе метода Роршаха). — Киев: Вища школа, 1979.

БурлачукЛ. Ф. Введение в проективную психологию. — Киев: Ника-Центр; Вист-С, 1997.

Бурлачук Л. Ф. Герман Роршах и проективный подход к исследованию личности в советской психологии // Проблемы философии. — 1987. — Вып. 74.

БурлачукЛ. Ф. О дилетантстве в психологической диагностике // Вопросы психологии. - 1993. - № 5. - С. 116.

БурлачукЛ. Ф. Психодиагностика личности. — Киев: Здоров'я, 1989.

Бурлачук Л. Ф., Духневич В. Н. Акцентуации личности: что диагностируем? // Вопросы психологии. — 1998. — № 2. — С. 136-143.

Бурлачук Л. Ф., Духневич В. Н. Исследование надежности опросника Р. Кэттелла 16 PF // Психологический журнал. - 2000. - Т. 21. - № 5. - С. 82-86.

Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. К построению теории «измеренной индивидуальности» в психодиагностике // Вопросы психологии. — 1994. — № 5. — С. 5-11.

БурлачукЛ. Ф., Коржова Е. Ю. Международные конгрессы по тесту Роршаха и проективным техникам // Вопросы психологии. — 1991. — № 4. — С. 169-173.

Бурлачук Л. Ф., Королев Д. К. Адаптация опросника для диагностики пяти факторов личности // Вопросы психологии. — 2000. — № 1. — С. 126-134.

БурлачукЛ. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер, 2001.

Виноградов О. Г. Дослщження надшносп комп'ютерного вар!анту особиепсного опитувальника 16PF. // В1сник Кишського ушверситету. Психолопя. — Вип. 3. - Кшв, 1997. - С. 49-57.

Войтко В. И., ГильбухЮ. 3. 0 некоторых основных понятиях психодиагностики // Вопросы психологии. — 1976. — № 4. — С. 18.

Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. — М.: Педагогика, 1982. - Т. 1. — С. 388; 1983. — Т. 5.-С. 257-321.

Голод С. И. Многодетная семья в зеркале статистики // Огонек. — 1988. — № 26. — С. 19-20.

Григолава В. В. Бессознательное и установка // Вопросы психологии. — 1974. — №3.-С. 145-150.

Давыдовский И. В. Проблемы причинности в медицине (этиология). — М.: Госмед-издат, 1962.

Додонов Б. И. О системе «Личность» // Вопросы психологии. — 1985. — № 5. — С. 36-45.

Дружинин В. Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы. — Часть 1,2. — Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1990.

Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — СПб.: Питер, 1999.

ДюкВ. А. Компьютерная психодиагностика. — СПб.: Братство, 1994.

Егорова М. С., Зырянова Н. М., Пьянкова С. Д. Возрастные изменения генотип-сре-довых соотношений в показателях интеллекта // Вопросы психологии. — 1993.-№ 5.-С. 106-108.


124 Литература

трофеев А. К. ЭВМ в психодиагностике в высшей школе. — М.: МГУ, 1987.

\абродин Ю. М., Похилъко В. И., Шмелев А. Г. Статистические и семантические проблемы конструирования и адаптации многофакторных личностных тест-опросников // Психологический журнал. — 1987. — Т. 8, № 6. — С. 79-89.

\инченко В. П., Мамардашвили М. К. Проблема объективного метода в психологии // Вопросы философии. — 1977. — № 3. — С. 107-125.

Иванова Н. В. Опыт исследования интеллектуальных особенностей людей старческого возраста (этнопсихологический аспект) // Вести. Ленингр. ун-та. Экономика. Философия. Право. - 1984. - № 5, вып. 1. - С. 120-122.

1сколъдский Н. В. Влияние внутрипарного взаимодействия близнецов на оценку наследуемости некоторых психологических параметров // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. — 1989. — № 1(1). — С. 22-27.

Сабанов М. М. Реабилитация психически больных. — Л.: Медицина, 1978.

(антонистова Н, С. Исследование интеллектуальной деятельности близнецов. Сообщение I. Особенности развития // Генетика. — 1980. — Т. XVI, № 1. — С.165-175.

(антонистова Н. С. Исследование интеллектуальной деятельности близнецов. Сообщение II. Наследственность и среда // Генетика. — 1980. — Т. XVI, № 2. — С. 351-359.

(епалайте А. Знак эмоциональности и особенности интеллекта // Психологический журнал. - 1982. - Т. 3, № 2. - С. 120-126.

Слайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Введение в психометрическое проектирование / Пер. с англ.; Под ред. Л. Ф. Бурлачука. — Киев: ПАН Лтд, 1994.

(отаскова И. Долговременное исследование психического развития ребенка со времени рождения до шести лет // Чехословацкое медицинское обозрение. — 1968. - Т. 14. - № 2. - С. 142-158.

Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошев-ского. — М.: Политиздат, 1985. — 432 с.

Кузьмин В. П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. — М.: Политиздат, 1986.

(эмпбелл Д. Т. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1980. — С. 306-315.

Тейтес H. С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьника // Вопросы психологии. — 1985. — № 1. — С. 9-18.

Теонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1977. — С. 159-230.

Теонтьев А. Н., Лурия А. Р., Смирнов А. В. О диагностических методах психологического исследования школьников // Сов. педагогика. — 1968. — № 7. — С. 70.

Теонтьев Д. А. Тематический апперцептивный тест. — М.: Смысл, 1998.

Тибин А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. — М.: Смысл, 1999.

Талер Дж. Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1982.

Томов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984.


Литература 325

Мельников В. М., Ямполъский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. — М.: Просвещение, 1985.

Норакидзе В. Г. Методы исследования характера личности. — Тбилиси: Мецниере-ба, 1975.

Носе И. Н. Психодиагностика. — М.: Изд-во КСП+, 1999.

Обуховский К, Психологическая теория строения и развития личности // Психология формирования и развития личности. — М.: Наука, 1981. — С. 45-67.

Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М.: МГУ, 1987.

Основы психодиагностики: Учебное пособие для студентов педвузов. — Ростов-на Дону: Феникс, 1996.

Петровский А. В. Личность в психологии с позиций системного подхода // Вопросы психологии. — 1981. — № 1. — С. 57-66.

Петровский А. В. История советской психологии. — М.: Просвещение 1967. — С.155-160.

Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды / Пер. с англ. — М.: Просвещение, 1969. — С. 55-231.

Проективная психология: Пер. с англ. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. 2-е изд., испр. — М.: Изд-во УРАО, 2000.

Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. — М.: Педагогика, 1983.

Психология: Биографический библиографический словарь / Пер. с англ. — СПб.: Евразия, 1999.

Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук / Пер. с франц. — М.: Прогресс, 1972.

Равич-Щербо И. В. Метод близнецов в психологии и психофизиологии // Проблемы генетической психофизиологии человека. — М.: Наука, 1978. — С. 22-47.

Равич-Щербо И. В., Марютина Т. М., Гршоренко Е. Л. Психогенетика: Учебник. — М.: Аспект Пресс,1999.

Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций / Пер. с польск. — М.: Прогресс, 1979.

Риоппила И. Жизненные условия, социальная активность и когнитивные функции 75-84-летних финнов // Психологический журнал. — 1985. — Т. 6, № 5. — С. 144-145.

Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. — М.: Изд-во АН СССР, 1957 — С. 287-306, 307-316.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М.: Учпедгиз, 1940. — 596 с.

Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. — М.: Изд-во АН СССР, 1959. - С. 171.

Рубинштейн С. Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. — 1960. — № 3. — С. 8.

Рубинштейн С. Я. Понятие «характера» в психологии и психиатрии // Вести. Моск. ун-та: Сер. 14. Психология. - 1979. — С. 48-55.

Рудингер Г. Происходит ли снижение и дедифференцировка интеллекта у пожилых? // Материалы 9-го Международного конгресса геронтологов. — Киев: б/и., 1972.-Т. 2.-С. 318-319.


326 Литература

Русалов В. М. Новый вариант адаптации личностного теста EPI // Психологический журнал. - 1987. - Т. 8, № 1. - С. 113-126.

Русалов В. М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека // Психологический журнал. — 1989. — Т. 10, № 1. — С. 10-21.

Соколова Е. Т. Изучение личностных особенностей и самосознания при пограничных личностных расстройствах // Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях / Е. Т. Соколова, В. В. Николаева. - М., 1995.

Русалов В. М., Гусева О. В. Сокращенный вариант личностного опросника Кеттела (8PF) // Психологический журнал. - 1990. - Т. 11. - 1. - С. 34-48.

Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. — М.: МГУ, 1980.

Степанов С. С. Психология в лицах. — М.: ЭКСМО Пресс, 2001.

Степанова Е. И., Грановская Л. Н. Изменение структуры взаимосвязей интеллектуальных функций // Вопросы психологии. — 1975 — 1. — С. 30-37.

Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии / Пер. с польск. — М.: Прогресс, 1982.

Тихомиров О. К. Гурьева Л. П. Опыт анализа психологических последствий компьютеризации психодиагностической деятельности // Психологический журнал. - 1989. - Т. 10. - № 2. - С. 33-45.

Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. — Тбилиси: Мец-ниереба, 1961.

Факторный, дискриминантный и кластерный анализ / Пер. с англ. Дж. О. Ким, Ч. У. Мьюллер, У. Р. Клекка и др. — М.: Финансы и статистика, 1989.

Фресс П. Развитие экспериментальной психологии // Экспериментальная психология. - М.: Прогресс, 1966. - С. 41-45,52-54,85-86.

Ханин Ю. Л. Стандартный алгоритм адаптации зарубежных опросных методов // Психологические проблемы предсоревновательной подготовки квалифицированных спортсменов. - Л.: ЛНИИФК, 1977. - С. 129-135.

Хекхаузен X. Мотивация и деятельность / Пер. с нем. — М.: Педагогика, 1986. — Т. 1.

Черны В, Психодиагностика в социалистических странах. — Братислава, 1983.

Шибутани Т. Социальная психология. — М.: Прогресс, 1969.

Штернберг Э. Я. Психология старения и старости и ее значение для геронтопсихи-атрии // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1968. — Т. 68. - Вып. 8. - С. 1238-1252.

Штернберг Э. Я. Учение о едином психозе в прошлом и настоящем // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1973. — Т. 73. — Вып. 9. — С. 1403-1413.

Шуберт А. Тесты одаренности на русском языке // Тесты (теория и практика). — М.: Работник просвещения, 1930. - С. 182-190.

ЭткиндА. М. Тест Роршаха и структура психического образа // Вопросы психологии. - 1981. -No 5.- С. 106-115.

Юревич А, В. «Онтологический круг» и структура психологического знания // Психологический журнал. - 1992. - Т. 13, № 1. _ с. 6-14.

ЯрошевскийМ. Г. История психологии. — М.: Мысль, 1976. — С. 261-273.

Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. — М.: Изд-во полит, лит-ры. 1974. — С. 168-173.


Литература 32"

Adler, N. Е„ Воусе, Т., Chesney, M. A., Cohen, S., Folkman, S., Kahn, R. L., & Syme, S. I

(1994). Socioeconomic status and health: The challenge of the gradient. America

Psychologist, 49, 15-24. Ager, A. (Ed.) (1991). Microcomputers and clinical psychology: Issues, applications an

future developments. New York: Wiley.

Aiken, L. R. (1987). Assessment of'intellectualfunctioning. Boston, MA: Allyn &Bacci Aiken, L. R. (1996). Personality assessment methods and practices. Seattle: Hogrefean

Huber Publishers. Aiken, L. R. (1997). Questionnaires and inventories. Surveying opinion and assessingp&

sonality. New York John: Wiley and Sons Inc. Albright, L. E., Glennon, J. R., & Smith, W. J. (1963). The use of psychological tests \

industry. Cleveland: Howard Alien Inc. Publishers. Aldhous, P. (1992). Psychologists rethink Burt. Nature, 356, 5. Alien, M. J., & Yen, W. M. (1979). Introduction to measurement theory. Monterey, Q

Brooks-Cole. Allison, J., Blatt, S. J., & Zimet, C. N. (1968). The interpretation of psychological test

New York: Harper & Row. Allison, J., Blatt, S., Zimet, C. (1968). The interpretation of psychological tests. New Yor

Harper and Row. Allport, G. W. (1937). Personality: A psychological interpretation. New York: Holt, Rin

hart, & Winston. Allport, G. W. (1961). Pattern and growth in personality. New York: Holt, Rinehart,

Winston. Allport, G. W., & Odbert, H. S. (1936). Trait-names: A psycho-lexical study. Psychol

gical Monographs, 47. Allport, G. W., Vernon, P. E., & Lindzey, G. (1960). Study of Values, (3rd ed.). Bosto

Houghton-Mifflin. Alper, G. (1989). Quantum mechanics as subjectivity and projective stimulus. jozot

of Contemporary Psychotherapy, 19, № 4,315-324. American Education Research Association, American Psychological Association, & N

tional Council on Measurement in Education. (1985). Standards for educational ai

psychological testing. Washington, DC: American Psychological Association. Ame,

can Journal of Psychiatry, 146,200-205. American Educational Research Association, American Psychological Association, ai

National Council on Measurement in Education (1985). Standards for education

and psychological testing. Washington, D. C.: American Psychological Associatic American Psychiatric Association. (1980). Diagnostic and statistical manual of men

disorders (3rd ed.). Washington, DC: American Psychiatric Association. American Psychiatric Association. (1994). Diagnostic and statistical manual of men

disorders (4th ed.). Washington, DC: American Psychiatric Association. American Psychological Association (1986). Guidelines for computer-based tests a

interpretations. Washington, DC.: Author. American Psychological Association (1987). General guidelines for providers of psyct

logical services. American Psychologist, 42, 712-723. American Psychological Association (1992). Ethical principles of psychologists and со

of conduct. American Psychologist, 47, 1597-1611.


328 Литература

American Psychological Association Committee on Psychological Tests and Assessment (1996). Statement on the disclosure of test data. American Psychologist, 51, 644-648.

American Psychological Association, Task Force on the Delivery of Services to Ethnic Minority Populations (1993). Guidelines for providers of psychological services to ethnic, linguistic, and culturally diverse populations. American Psychologist, 48, 45-48.

American Psychological Association. (1967). Casebook on ethical standards ofpsycholo -gists. Washington, DC: American Psychological Association.

American Psychological Association. (1981). Ethical principals of psychologists. Washington, DC: American Psychological Association.

American Psychological Association. (1985). Standards for educational and psychological tests. Washington, DC: American Psychological Association.

American Psychological Association. (1986). Guidelines for computer-based test interpretations. Washington, DC: American Psychological Association.

American Psychological Association. (1987). General guidelines for providers of psychological services. American Psychologist, 42,1.

American Psychological Association. (1988). Computer use in psychology. Washington, DC: American Psychological Association.

American Psychological Association. (1992). Ethical principles of psychologists and code of conduct. American Psychologist, 47, 1597-1611.

Anastasi, A. (1982). Psychological testing (5th ed.). New York: Macmillan.

Anastasi, A. (1996). Psychological testing (7th ed.). New York: Macmillan.

Anderson, G.J., & Walberg, H.J. (1976). The assessment of learning environments. Chicago, IL: University of Illinois.

Anderson, A. M. (1982). The great Japanese IQ increase. Nature, 297, 180-181.

\ndrews, L. W, & Gutkin, Т. В. (1991). The effects of human versus computer authorship on consumers' perceptions of psychological reports. Computers in Human Behavior, 7, 311-317.

\ngleitner A.& J. S. Wiggins (Eds.) (1986). Personality assessment via questionnaires (p. 143-165). Berlin: Springer-Verlag.

\nglietner, A. &., Wiggins, J. S (Eds.) (1986). Personality assessment via questionnaire: Current issues in theory and measurement. Berlin: Springer-Verlag.

\ronow, E., & Reznikoff, M. (1976). Rorschach content interpretation. New York: Grune & Stratton.

\ronow, E., Reznikoff, M., & Moreland, K. L. (1995). The Rorschach: Projective technique or psychometric test? Journal of Personality Assessment, 64, 213-228.

\ronow, E., Reznikoff, M., & Moreland, K. L. (1995). The Rorschach: Projective technique or psychometric test? Journal of Personality Assessment, 64, 213-228.

\rthur, D. (1994). Workplace testing. New York: American Management Association.

\ssociation for Measurement and Evaluation in Guidance. (1984). Guide to microcomputer software in testing and assessment. Washington, DC: American Association for Counseling and Development.

Bagnato, S. J. (1991). Assessment for early intervention: Best practices for professionals. NY: Guilford Press.

Baillargeon, J., & Danis, C. (1984). Barnum meets the computer: A critical test.Journal of Personality Assessment, 48, 415-419.


Литература 329




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.133 сек.