Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идеализирующий перенос




В классическом психоанализе не уделялось достаточное внимание исследованию и лечению нарциссических неврозов, поскольку счита­лось, что работа с нарциссическими пациентами крайне затруднена в силу их ограниченной способности переносить свои чувства и переживания на аналитика и, следовательно, невозможности проработки явного пере­носа, как это имело место в случае с истериками или людьми, страдающи­ми неврозом навязчивых состояний. В психологии Самости, напротив, придавалось важное значение исследованию и лечению нарциссических расстройств личности и поэтому вопрос о нарциссических переносах рас­сматривался в качестве основной и существенной составляющей терапев­тического процесса.

X. Кохут сосредоточил свои исследовательские и терапевтические раз­работки на осмыслении природы нарциссических переносов и техники работы с ними. В частности, он выделил два типа нарциссических пере-


ПСИХОЛОГИЯ САМОСТИ X. КОХУТА

носов, связанных с активизацией в терапевтическом процессе идеализи­рованного образа родителей и грандиозной Самости. Первый вид нар-циссических переносов он назвал идеализирующим переносом, второй — зер­кальным переносом.

Представление об идеализирующем переносе соотносилось X. Коху-том с идеализацией, имеющей место у ребенка на стадии своего архаи­ческого и последующих этапов развития. Соответствующая идеализация может быть направлена на смутно воспринимаемую ребенком архаиче­скую мать-грудь, на эдипова родителя, на приобретенные ребенком цен­ности и стандарты, воплощенные в интернализованную психическую инстанцию, названную З.Фрейдом Сверх-Я. При оптимальных условиях развития ребенок переживает постепенное разочарование в идеализи­рованном объекте, его инфантильная оценка этого объекта становится более реалистичной.

Но если взаимоотношения ребенка с идеализированным объектом серьезно нарушены, то у него не происходит формирования устойчивой психической структуры, его психика фиксируется на архаическом образе объекта, а в процессе последующего развития личность будет находиться в поиске иных объектов, замещающих собой недостающие сегменты внут­ренней структуры. В результате ранних нарушений взаимоотношений с идеализированным объектом возникают структурные дефекты, приво­дящие к патологии личности.

В аналитическом процессе у пациентов с нарциссическим расстрой­ством личности может проявиться такой перенос, при котором они будут направлять свои потребности и запросы на идеализированного аналити­ка. Подобный идеализирующий перенос возникает в результате наруше­ния равновесия инстинктов, которые пытается сохранить тот или иной пациент. В ходе анализа может наблюдаться смещение психической энер­гии к архаической стадии идеализированного образа родителей. Стало быть, психоаналитику приходится иметь дело с идеализирующим пере­носом, представляющим собой, согласно X. Кохуту, «терапевтическое восстановление раннего состояния, в котором психика сохраняет часть потерянного опыта глобального нарциссического совершенства, объе­диняя его с архаическим (переходным) объектом — идеализированным родительским имаго» [12, с.410].

Идеализация связана с нарциссическим контекстом. При идеализи­рующем переносе пациент будет находиться в ожидании эмпатическо-го понимания его ценностей и целей. Если он почувствует одобрение со стороны аналитика, то обретет недостающее ему чувство самооценки. Если аналитик не выразит эмпатического понимания запросов пациента, то ценности и цели последнего окажутся для него лишенными смысла.


ИДЕАЛИЗИРУЮЩИЙ ПЕРЕНОС

Присутствие аналитика придает пациенту уверенность в себе. Утра­та идеализированного аналитика ведет к ощущению пациентом чувства беспомощности и бесполезности, в результате чего он может обратиться к архаическим предшественникам идеализированного образа родителей или осуществить дальнейшую регрессию к архаической стадии грандиоз­ной Самости.

Специфическая регрессия пациента в рамках терапии ведет к тому, что он становится зависимым от аналитика и от аналитической процедуры. Пациент восстанавливает ранее существовавшую потребность в архаич­ном, нарциссически воспринимаемом объекте Самости. Подобный объ­ект предшествовал формированию психической структуры в определен­ном сегменте психического аппарата. Теперь же, т. е. в аналитическом процессе, пациент ожидает от аналитика (объекта Самости) исполнения тех базисных функций в области нарциссического равновесия, которые не способна осуществить его собственная психика.

Спонтанно возникающий в процессе анализа идеализированный пере­нос относится к тому моменту в развитии идеализированного родитель­ского образа, когда нормальное развитие в сфере идеализированного объекта оказалось серьезно нарушенным или прерванным. Вместе с тем следует иметь в виду, что терапевтическое оживление некоторых стадий формирования этого образа, скажем, доэдипово или эдипово разочаро­вание сына в своем отце, может основываться, по мнению X. Кохута, «на гораздо более раннем, невыразимом разочаровании в идеализированной матери, которое может быть обусловлено ненадежностью ее эмпатии и ее депрессивными настроениями или может быть связано с ее физическими заболеваниями, ее отсутствием или смертью» [13, с. 71].

Иначе говоря, идеализированный перенос может попеременно фоку­сироваться как на архаичной, так и на эдиповой стадии идеализирован­ного объекта, хотя психология Самости имеет дело прежде всего с арха­ичными объектами.

Идеализированный перенос основан на феномене идеализации. Но идеа­лизация аналитика имеет место и при неврозе переноса. В таком случае воз­никает вопрос: характеризуется ли идеализированный перенос своей спе­цификой или он тождественен идеализации при неврозе переноса?

X. Кохут придерживался мнения, в соответствии с которым хотя воз­никающие при анализе нарциссических нарушений идеализации внешне напоминают собой идеализации при неврозе переноса, тем не менее они отличаются друг от друга.

Так, идеализация при нарциссических нарушениях является результа­том активации архаичных или относительно зрелых стадий развития идеа­лизированного родительского образа. Идеализация же при неврозе пере-

7,16-3550


ПСИХОЛОГИЯ САМОСТИ X. КОХУТА

носа связана с психологическими структурами, приобретенными в конце эдиповой и последующих стадий психологического развития. Идеализи­рующий перенос приводится в действие идеализированным родительским образом. Идеализация аналитика при неврозе переноса обусловлена вре­менным принятием его пациентом вместо собственного Сверх-Я. Таким образом, клиническое значение идеализирующего переноса отличается от роли, которую играет идеализация при неврозе переноса.

В понимании X. Кохута терапевтический процесс при идеализирую­щем переносе предполагает использование следующей техники. Сперва осуществляется проработка, направленная на осознание пациентом его вытесненных нарциссических стремлений, вызывающих потребность в архаическом объекте. Значительная часть проработки предполагает выявление переживаний, связанных с потерей нарциссически воспри­нимаемого объекта.

Если интерпретации значения отделения от аналитика на уровне идеа­лизирующего нарциссического либидо осуществляются с должной эмпа-тией к чувствам пациента, то у последнего могут возникнуть важные вос­поминания, связанные с ощущением фрагментации и одиночества при отделении от идеализированного родителя. Проработка соответствующе­го материала способна привести к тому, что автоматические в прошлом реакции пациента приобретут заторможенный по цели характер и он станет более спокойным как к случаям отсутствия аналитика, так и к воз­можным неудачам его эмпатического понимания. В конечном счете пси­хическая организация пациента окажется способной к выполнению таких функций, которые ранее выполнял его идеализированный объект.

Воскрешенные в памяти детские переживания пациента и более глу­бокое понимание им возникших при идеализированном переносе пере­живаний объединяются между собой и оказывают ему поддержку. Пере­работка идеализированного переноса приводит к укреплению психиче­ской структуры пациента и ведет к возрастанию его сублимационной способности, а также к усилению процесса преобразующей интернализа-ции (травматически прерванной в детстве), следствием чего становится способность человека выполнять некоторые функции, ранее осуществ­ляемые аналитиком.

Проработка идеализированного переноса является важным шагом на пути выздоровления пациентов, страдающих нарциссическим рас­стройством личности. Однако, как предупреждал X. Кохут, работа с идеа­лизированным переносом может оказаться крайне трудной, а подчас и невозможной для аналитика, если последний не находит общего языка со своей грандиозной Самостью. В подобном случае реакция аналитика на идеализацию со стороны пациента может вызвать у него возникнове-


ЗЕРКАЛЬНЫЙ ПЕРЕНОС

ние бессознательных грандиозных фантазий, а также усиление защит, препятствующих восприятию им идеализированного переноса пациен­та. При хроническом характере защитных позиций аналитика эффектив­ный идеализирующий перенос может оказаться проблематичным и даже невозможным, что способно привести не только к осложнению протека­ния терапевтического процесса, но и к тупику лечения как такового.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2227; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.