КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Идеализирующий перенос
В классическом психоанализе не уделялось достаточное внимание исследованию и лечению нарциссических неврозов, поскольку считалось, что работа с нарциссическими пациентами крайне затруднена в силу их ограниченной способности переносить свои чувства и переживания на аналитика и, следовательно, невозможности проработки явного переноса, как это имело место в случае с истериками или людьми, страдающими неврозом навязчивых состояний. В психологии Самости, напротив, придавалось важное значение исследованию и лечению нарциссических расстройств личности и поэтому вопрос о нарциссических переносах рассматривался в качестве основной и существенной составляющей терапевтического процесса. X. Кохут сосредоточил свои исследовательские и терапевтические разработки на осмыслении природы нарциссических переносов и техники работы с ними. В частности, он выделил два типа нарциссических пере- ПСИХОЛОГИЯ САМОСТИ X. КОХУТА носов, связанных с активизацией в терапевтическом процессе идеализированного образа родителей и грандиозной Самости. Первый вид нар-циссических переносов он назвал идеализирующим переносом, второй — зеркальным переносом. Представление об идеализирующем переносе соотносилось X. Коху-том с идеализацией, имеющей место у ребенка на стадии своего архаического и последующих этапов развития. Соответствующая идеализация может быть направлена на смутно воспринимаемую ребенком архаическую мать-грудь, на эдипова родителя, на приобретенные ребенком ценности и стандарты, воплощенные в интернализованную психическую инстанцию, названную З.Фрейдом Сверх-Я. При оптимальных условиях развития ребенок переживает постепенное разочарование в идеализированном объекте, его инфантильная оценка этого объекта становится более реалистичной.
Но если взаимоотношения ребенка с идеализированным объектом серьезно нарушены, то у него не происходит формирования устойчивой психической структуры, его психика фиксируется на архаическом образе объекта, а в процессе последующего развития личность будет находиться в поиске иных объектов, замещающих собой недостающие сегменты внутренней структуры. В результате ранних нарушений взаимоотношений с идеализированным объектом возникают структурные дефекты, приводящие к патологии личности. В аналитическом процессе у пациентов с нарциссическим расстройством личности может проявиться такой перенос, при котором они будут направлять свои потребности и запросы на идеализированного аналитика. Подобный идеализирующий перенос возникает в результате нарушения равновесия инстинктов, которые пытается сохранить тот или иной пациент. В ходе анализа может наблюдаться смещение психической энергии к архаической стадии идеализированного образа родителей. Стало быть, психоаналитику приходится иметь дело с идеализирующим переносом, представляющим собой, согласно X. Кохуту, «терапевтическое восстановление раннего состояния, в котором психика сохраняет часть потерянного опыта глобального нарциссического совершенства, объединяя его с архаическим (переходным) объектом — идеализированным родительским имаго» [12, с.410]. Идеализация связана с нарциссическим контекстом. При идеализирующем переносе пациент будет находиться в ожидании эмпатическо-го понимания его ценностей и целей. Если он почувствует одобрение со стороны аналитика, то обретет недостающее ему чувство самооценки. Если аналитик не выразит эмпатического понимания запросов пациента, то ценности и цели последнего окажутся для него лишенными смысла.
ИДЕАЛИЗИРУЮЩИЙ ПЕРЕНОС Присутствие аналитика придает пациенту уверенность в себе. Утрата идеализированного аналитика ведет к ощущению пациентом чувства беспомощности и бесполезности, в результате чего он может обратиться к архаическим предшественникам идеализированного образа родителей или осуществить дальнейшую регрессию к архаической стадии грандиозной Самости. Специфическая регрессия пациента в рамках терапии ведет к тому, что он становится зависимым от аналитика и от аналитической процедуры. Пациент восстанавливает ранее существовавшую потребность в архаичном, нарциссически воспринимаемом объекте Самости. Подобный объект предшествовал формированию психической структуры в определенном сегменте психического аппарата. Теперь же, т. е. в аналитическом процессе, пациент ожидает от аналитика (объекта Самости) исполнения тех базисных функций в области нарциссического равновесия, которые не способна осуществить его собственная психика. Спонтанно возникающий в процессе анализа идеализированный перенос относится к тому моменту в развитии идеализированного родительского образа, когда нормальное развитие в сфере идеализированного объекта оказалось серьезно нарушенным или прерванным. Вместе с тем следует иметь в виду, что терапевтическое оживление некоторых стадий формирования этого образа, скажем, доэдипово или эдипово разочарование сына в своем отце, может основываться, по мнению X. Кохута, «на гораздо более раннем, невыразимом разочаровании в идеализированной матери, которое может быть обусловлено ненадежностью ее эмпатии и ее депрессивными настроениями или может быть связано с ее физическими заболеваниями, ее отсутствием или смертью» [13, с. 71]. Иначе говоря, идеализированный перенос может попеременно фокусироваться как на архаичной, так и на эдиповой стадии идеализированного объекта, хотя психология Самости имеет дело прежде всего с архаичными объектами. Идеализированный перенос основан на феномене идеализации. Но идеализация аналитика имеет место и при неврозе переноса. В таком случае возникает вопрос: характеризуется ли идеализированный перенос своей спецификой или он тождественен идеализации при неврозе переноса?
X. Кохут придерживался мнения, в соответствии с которым хотя возникающие при анализе нарциссических нарушений идеализации внешне напоминают собой идеализации при неврозе переноса, тем не менее они отличаются друг от друга. Так, идеализация при нарциссических нарушениях является результатом активации архаичных или относительно зрелых стадий развития идеализированного родительского образа. Идеализация же при неврозе пере- 7,16-3550 ПСИХОЛОГИЯ САМОСТИ X. КОХУТА носа связана с психологическими структурами, приобретенными в конце эдиповой и последующих стадий психологического развития. Идеализирующий перенос приводится в действие идеализированным родительским образом. Идеализация аналитика при неврозе переноса обусловлена временным принятием его пациентом вместо собственного Сверх-Я. Таким образом, клиническое значение идеализирующего переноса отличается от роли, которую играет идеализация при неврозе переноса. В понимании X. Кохута терапевтический процесс при идеализирующем переносе предполагает использование следующей техники. Сперва осуществляется проработка, направленная на осознание пациентом его вытесненных нарциссических стремлений, вызывающих потребность в архаическом объекте. Значительная часть проработки предполагает выявление переживаний, связанных с потерей нарциссически воспринимаемого объекта. Если интерпретации значения отделения от аналитика на уровне идеализирующего нарциссического либидо осуществляются с должной эмпа-тией к чувствам пациента, то у последнего могут возникнуть важные воспоминания, связанные с ощущением фрагментации и одиночества при отделении от идеализированного родителя. Проработка соответствующего материала способна привести к тому, что автоматические в прошлом реакции пациента приобретут заторможенный по цели характер и он станет более спокойным как к случаям отсутствия аналитика, так и к возможным неудачам его эмпатического понимания. В конечном счете психическая организация пациента окажется способной к выполнению таких функций, которые ранее выполнял его идеализированный объект.
Воскрешенные в памяти детские переживания пациента и более глубокое понимание им возникших при идеализированном переносе переживаний объединяются между собой и оказывают ему поддержку. Переработка идеализированного переноса приводит к укреплению психической структуры пациента и ведет к возрастанию его сублимационной способности, а также к усилению процесса преобразующей интернализа-ции (травматически прерванной в детстве), следствием чего становится способность человека выполнять некоторые функции, ранее осуществляемые аналитиком. Проработка идеализированного переноса является важным шагом на пути выздоровления пациентов, страдающих нарциссическим расстройством личности. Однако, как предупреждал X. Кохут, работа с идеализированным переносом может оказаться крайне трудной, а подчас и невозможной для аналитика, если последний не находит общего языка со своей грандиозной Самостью. В подобном случае реакция аналитика на идеализацию со стороны пациента может вызвать у него возникнове- ЗЕРКАЛЬНЫЙ ПЕРЕНОС ние бессознательных грандиозных фантазий, а также усиление защит, препятствующих восприятию им идеализированного переноса пациента. При хроническом характере защитных позиций аналитика эффективный идеализирующий перенос может оказаться проблематичным и даже невозможным, что способно привести не только к осложнению протекания терапевтического процесса, но и к тупику лечения как такового.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2227; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |