Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изменение Я— психические проявления, возникающие в результате дейст­вия защитных механизмов в борьбе с конфликтами и характеризующие­ся искажением, нарушением функций Я. 1 страница




527

523

5*9


ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ

Райх В. Характероанализ. Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков. М., 1999.

Ранк О. Истина и реальность. История человеческой воли//Ранк О. Трав­ма рождения. СПб., 2004.

Ранк О. Миф о рождении героя. М.; Киев, 1997. Ранк О. Травма рождения. М., 2004.

Ранк О., Захс X. Значение психоанализа в науках о духе//Ранк О. Миф о рождении героя. М.; Киев, 1997.

Ризенберг Р. Творчество Мелани Кляйн//Энциклопедия глубинной психо­логии. Т. III. Последователи Фрейда. М., 2002.

Русская нить. Беседа о Жаке Лакане//Психоаналитический вестник. № 1 (7). 1999.

Руткевич А. М. От Фрейда к Хайдеггеру. М., 1995.

Салливан ЕС. Интерперсональная теория в психиатрии. М.; СПб., 1999.

Сартр Ж. П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии. М., 2000.

Сартр Ж. П. Очерк теории эмоций//Психология эмоций. Тексты/Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтера. М., 1984.

Сартр Ж. П. Фрейд. М., 1992.

Сидоренко Е. В. Комплекс «неполноценности» и анализ ранних воспомина­ний в концепции Альфреда Адлера. СПб., 1993.

Сидоренко Е. В. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру. СПб., 2002.

Соколов Э.В. Введение в психоанализ. СПб., 1999.

Солмс-Рёдельгейм В. Психоанализ в Австрии//Энциклопедия глубинной психологии. Т.П. Новые направления в психоанализе. Психоанализ общества. Психоаналитическое движение. Психоанализ в Восточной Европе. М., 2001.

Столороу Р., Брандшафт Б., Атвуд Дж. Клинический психоанализ. Интер­субъективный подход. М., 1999.

Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург, 1998.

Тиллих П. Мужество быть//Тиллих П. Избранное: Теология культуры. М., 1995.

Тихонравов Ю.В. Экзистенциальная психология. М., 1999.

Томэ X., Кэхеле X. Современный психоанализ. Т. 1. Теория. М., 1996.

Томэ X., Кэхеле X. Современный психоанализ. Т. 2. Практика. М., 1996.

52О


ЛИТЕРАТУРА

Ференци Ш. Алкоголь и неврозы//Ференци Ш. Теория и практика психо­анализа. М., 2000.

Ференци Ш. Дальнейшее построение «активной техники» в психоанали-зе//Ференци Ш. Теория и практика психоанализа. М., 2000.

Ференци Ш. Интроекция и перенесение //Ференци Ш. Теория и практика психоанализа. М., 2000.

Ференци Ш. Интроекция и перенесение//Ш. Ференци. Теория и практи­ка психоанализа. М., 2000.

Ференци Ш. К вопросу о психоаналитической технике //Ференци Ш. Тео­рия и практика психоанализа. М., 2000.

Ференци Ш. К вопросу об организации психоаналитического движе-ния//Ференци Ш. Теория и практика психоанализа. М., 2000.

Ференци Ш. К критике «Техники психоанализа» Ранка//Ференци Ш. Тео­рия и практика психоанализа. М., 2000.

Ференци Ш. К нозологии мужской гомосексуальности//Ференци Ш. Тео­рия и практика психоанализа. М., 2000. Ференци Ш. К определению понятия интроекции//Ференци Ш. Теория

и практика психоанализа. М., 2000.

Ференци Ш. Маленький петушатник//Психоанализ детской сексуально­сти. СПб., 1997.

Ференци Ш. Опыт на основе теории гениталий//Ференци Ш. Тело и под­сознание. Снятие запретов с сексуальности. М., 2003.

Ференци Ш. Приветствие к 70-летию Зигмунда Фрейда//Ференци Ш. Тело и подсознание. Снятие запретов. М., 2003.

Ференци Ш. Противопоказания к активной психоаналитической техни-ке//Ференци Ш. Теория и практика психоанализа. М., 2000.

Ференци Ш. Психоанализ детей применительно к взрослым//Ферен-ци Ш. Тело и подсознание. Снятие запретов с сексуальности. М., 2003.

Ференци Ш. Психоанализ и воспитание/ZRussian Imago 2000. Исследова­ния по психоанализу культуры. СПб., 2001.

Ференци Ш. Эластичность техники психоанализа//Ференци Ш. Тело и под­сознание. Снятие запретов с сексуальности. М., 2003.

Флем Л. Повседневная жизнь Фрейда и его пациентов. М., 2003.

Франкл В. Воля к смыслу. М., 2000.

Франкл В. Доктор и душа. СПб., 1997.

Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. СПб., 2000.


ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ

Франкл В. Психотерапия на практике. СПб., 2001. Франкл В. Теория и терапия неврозов. СПб., 2001. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Французская психоаналитическая школа/Под ред. А.Жибо, А. В. Россохи-на. СПб., 2005.

Фрейд А. Введение в технику детского анализа//Фрейд А. Теория и прак­тика детского психоанализа. T.I. M., 1999.

Фрейд А. К проблеме агрессии//Фрейд А. Теория и практика детского пси­хоанализа. Т.П. М., 1999.

Фрейд А. Норма и патология детского развития//Фрейд А., Фрейд 3. Дет­ская сексуальность и психоанализ детских неврозов. СПб., 1997.

Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993.

Фрейд А. Связь агрессии и эмоционального развития: норма и патология// Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. Т. П. М., 1999.

Фрейд А. Толкования агрессии//Фрейд А. Теория и практика детского пси­хоанализа. Т.П. М., 1999.

Фрейд 3. «Культурная» сексуальная мораль и современная нервозность//Зиг­мунд Фрейд и психоанализ в России: Фрейд 3. Работы по психоанализу; Лейбин В.М. Фрейд и Россия. М., 2000.

Фрейд 3. «Я» и «Оно»//Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Кн. 1. Тби­лиси, 1991.

Фрейд 3. Анализ фобии пятилетнего мальчика//Фрейд 3. Психология бес­сознательного. СПб., 2002.

Фрейд 3. Будущность одной иллюзии. М.; Л., 1930. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1995.

Фрейд 3. Воспоминание Леонардо да Винчи о раннем детстве//Фрейд 3. Художник и фантазирование. М., 1995.

Фрейд 3. Жуткое//Фрейд 3. Художник и фантазирование. М., 1995.

Фрейд 3. Из истории одного детского невроза//Человек-волк и Зигмунд Фрейд. Киев, 1996.

Фрейд 3. К истории психоаналитического движения//Фрейд 3. По ту сто­рону принципа удовольствия. М., 1992.

Фрейд 3. Конечный и бесконечный анализ//«Конечный и бесконечный анализ» Зигмунда Фрейда. М., 1998.

Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого Я//Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1992.


ЛИТЕРАТУРА

Фрейд 3. Недовольство культурой//Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Куль­тура. М., 1992.

Фрейд 3. О нарциссизме//Фрейд 3. Либидо. М., 1996. Фрейд 3. Об унижении любовной жизни//Фрейд 3. Либидо. М., 1996. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия//Фрейд 3. По ту сторону

принципа удовольствия. М., 1992.

Фрейд 3. Проблема дилетантского анализа//Фрейд 3. Избранное. Рос­тов-на-Дону, 1998.

Фрейд 3. Психоанализ и телепатия//Фрейд 3. К непознанным психиче­ским силам. М., 1993.

Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни//Фрейд 3. Психология бес­сознательного. СПб., 2002.

Фрейд 3. Семейный роман невротиков//Фрейд 3. Художник и фантазиро­вание. М., 1995. Фрейд 3. Скорбь и меланхолия//Фрейд 3. Художник и фантазирование.

М., 1995. Фрейд 3. Сновидения и телепатия//Russian Imago 2002. Исследования

по психоанализу культуры. СПб., 2004.

Фрейд 3. Страх//Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательно­му. Страх. Тотем и табу. Минск, 1998.

Фрейд 3. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и рели­гии//Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному. Страх. Тотем и табу. Минск, 1998. Фрейд 3. Формулировка двух принципов психического процесса//Зигмунд

Фрейд и психоанализ в России. М., 2000. Фрейд 3. Характер и анальная эротика//3игмунд Фрейд и психоанализ

в России. М., 2000.

Фрейд 3. Человек Моисей и монотеистическая религия//Фрейд 3. Психо­анализ. Религия. Культура. М., 1992.

Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражне­ния. СПб., 2002.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995. Фромм Э. Дзен-буддизм и психоанализ//Фромм Э. Кризис психоанализа.

Дзен-буддизм и психоанализ. М., 2004.

Фромм Э. Душа человека. Его способность к добру и злу//Фромм Э. Душа человека. М., 1992.


ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ

Фромм Э. Забытый язык. Введение в науку понимания снов, сказок и мифов//Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

Фромм Э. Здоровое общество//Психоанализ и культура. Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М., 1995.

Фромм Э. Из плена иллюзий. Как я столкнулся с Марксом и Фрейдом// Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.

Фромм Э. Искусство любить//Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

Фромм Э. Кризис психоанализа. Очерки о Фрейде, Марксе и социальной психологии. СПб., 2000.

Фромм Э. Миссия Зигмунда Фрейда. Анализ его личности и влияния. М., 1996.

Фромм Э. Психоанализ и религия//Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990. Фромм Э. Революция надежды//Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993.

Фромм Э. Человек для себя. Исследование психологических проблем этики. Минск, 1992.

Фромм Э. Эдипов комплекс: комментарий к истории болезни маленького

Ганса//Фромм Э. Кризис психоанализа. СПб., 2000. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1976. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991.

Хан М. Творчество Д. В.Винникотта//Энциклопедия глубинной психоло­гии. Т. III. Последователи Фрейда. М., 2002.

Харитонов А. Н. Восприятие идей 3. Фрейда психоаналитиками в Советской

России в 20-е годы//Психоаналитический вестник. №2. 1992. Хартманн X. Эго-психология и проблема адаптации. М., 2002.

Хорни К. Наши внутренние конфликты//Хорни К. Собр. соч. В 3 т. Т. 3. М., 1997.

Хорни К. Невроз и развитие личности//Хорни К. Собр. соч. В 3 т. Т. 3. М., 1997.

Хорни К. Невротическая личность нашего времени//Хорни К. Собр. соч. ВЗт. Т. 1.М., 1997.

Хорни К. Новые пути в психоанализе//Хорни К. Собр. соч. В 3 т. Т. 2. М., 1997.

Хорни К. Отрицание вагины//Хорни К. Собр. соч. В 3 т. Т. 1. М., 1997. Хорни К. Переоценка любви//Хорни К. Собр. соч. В 3 т. Т. 1. М., 1997.


ЛИТЕРАТУРА

Хорни К. Проблемы брака//Хорни К. Собр. соч. В 3 т. Т. 1. М., 1997. Хорни К. Самоанализ//Хорни К. Собр. соч. В 3 т. Т. 2. М., 1997. Хорни К. Уход от женственности//Хорни К. Собр. соч. В 3 т. Т. 1. М., 1997.

Хофмайстер М. Вклад Микаэла Балинта в теорию и метод психоанали­за//Энциклопедия глубинной психологии. Т. III. Последователи Фрей­да. М., 2002.

Хржановски Г. Психоаналитические теории Карен Хорни, Гарри Стека Сал-ливана и Эриха Фромма//Энциклопедия глубинной психологии. Т. III. Последователи Фрейда. М., 2002.

Христиан Р. Юнг и его время. Даты жизни и творчества. Духовные источни­ки научного творчества Юнга//Энциклопедия глубинной психологии. Т. IV. Индивидуальная психология. Аналитическая психология. М., 2004.

Шпиц Р. Психоанализ раннего детского возраста. М., 2001.

Штекель В. Выбор профессии и преступность//Психотерапия. №2. 1913.

Штекель В. Исходы психоаналитического лечения//Психотерапия. № 3.1914.

Штекель В. Исходы психоаналитического лечения//Трансформация и суб­лимация сексуальной энергии. Психоаналитические очерки. М., 1996.

Штекель В. Причины нервности. Новые взгляды на ее возникновение и пре­дупреждение. М., 1912.

Штекель В. Что на душе таится... Одесса, 1912.

Элленбергер Г. Открытие бессознательного. История и эволюция динами­ческой психиатрии. Т.П. СПб., 2004.

Эткинд А. Эрос невозможного. История психоанализа в России. СПб., 1993.

Эткинд A.M. Лев Троцкий и психоанализ//Нева. №4. 1991.

Юнг К. Г. AION. Исследование феноменологии Самости//Юнг К. Г. Избран­ное. Минск, 1998.

Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Киев, 1994.

Юнг К. Г. Дух Меркурий//Юнг К. Г. Дух Меркурий. М., 1996.

Юнг К. Г. Значение аналитической психологии для воспитания//Юнг К. Г. Конфликты детской души. М., 1995.

Юнг К. Г. Использование анализа сновидений//Юнг К. Г. Психология пере­носа. М.; Киев, 1998.

Юнг К. Г. Йога и Запад//Юнг К.Г. Йога и Запад. Львов; Киев, 1994.


ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ

Юнг К. Г. К вопросу об изучении психологических типов//Юнг К. Г. Пси­хологические типы. СПб.; М., 1995.

Юнг К. Г. К психологии и патологии так называемых оккультных феноме-нов//Юнг К. Г. Конфликты детской души. М., 1995.

Юнг К. Г. Комментарий к «Тайне Золотого Цветка»//Юнг К. Г. О психоло­гии восточных религий и философий. М., 1994.

Юнг К. Г. Либидо, его метаморфозы и символы. СПб., 1994.

Юнг К. Г. Личное и сверхличное, или коллективное бессознатель-ное//Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуации. М., 1966.

Юнг К. Г. Некоторые аспекты современной психотерапии//Практика пси­хотерапии. М.; СПб., 1998.

Юнг К. Г. О синхронистичности//Юнг К. Г. Синхронистичность. М.; Киев, 1997.

Юнг К. Г. О становлении личности//Юнг К. Г. Конфликты детской души. М., 1995.

Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного//Юнг К. Г. Архе­тип и символ. М., 1991.

Юнг К. Г. Общие аспекты психоанализа//Юнг К. Г. Критика психоанали­за. СПб., 2000.

Юнг К. Г. Ответы на вопросы о Фрейде//Критика психоанализа. СПб., 2000.

Юнг К. Г. Отношение между Я и бессознательным//Юнг К. Г. Психология бессознательного. М., 1994.

Юнг К. Г. Понятие коллективного бессознательного//Юнг К. Г. Аналити­ческая психология: прошлое и настоящее. М., 1995.

Юнг К. Г. Проблемы современной психотерапии//Юнг К. Г. Практика и психотерапия. М.; СПб., 1998.

Юнг К. Г. Противоречия Фрейда и Юнга//Юнг К. Г. Проблемы души наше­го времени. М., 1994.

Юнг К. Г. Психологические аспекты архетипа матери//Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуации. М., 1996.

Юнг К. Г. Психологический комментарий к «Тибетской книге великого осво-бождения»//Юнг К. Г. О психологии восточных религий и философий. М., 1994.

Юнг К. Г. Психология и алхимия. М.; Киев, 2003.

Юнг К. Г. Психология и религия//Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.


ЛИТЕРАТУРА

Юнг К. Г. Синтетический или коллективный метод//Юнг К. Г. Структура

психики и процесс индивидуации. М., 1996. Юнг К. Г. Синхронистичность: аказуальный объединяющий прин-

цип//ЮнгК.Г. Синхронистичность. М.; Киев, 1997.

Юнг К. Г. Сознание, бессознательное и индивидуация//Юнг К. Г. Структу­ра психики и процесс индивидуации. М., 1996. Юнг К. Г. Теория психоанализа//Юнг К. Г. Критика психоанализа. СПб.,

2000. Юнг К. Г. Трансцендентальная функция//Юнг К. Г. Избранное. Минск,

1998. Юнг К. Г. Тэвистонские лекции. Аналитическая психология: ее теория

и практика. Киев, 1995. Юнг К. Г. Цели психотерапии//Юнг К. Г. Практика психотерапии. М.; СПб.,

1998. Юнг К. Г. Психология переноса. Интерпретация на основе алхимических

изображений//Юнг К. Г. Психология переноса. М.; Киев, 1997.

Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М., 2000. Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997.

Bacal H., Newman К. Theories of Object Relations. Bridges to Self Psychology.

N.Y., 1990.

Boss M. Existential Foundations of Medicine and Psychology. L.; N.Y., 1979. Dean S., Thong D. Transcultural Aspects of Metapsychiatry: Focus on Shamanism

in Bali//Psychiatry and Misticism/Ed. by S. Dean. Chicago, 1975. Farrel B. The Standing of Psychoanalysis. Oxford etc., 1981. Fairbaim W.R. D. An Object-Relations Theory and the Personality. N. Y., 1954. Foucault M. Power/Knowledge. Selected Interviews and Other Writings, 1972-

1977/Ed. by G.Colin. Brighton, 1980.

Frontiers in Self Psychology/Ed. by A. Goldberg. Hillsdale; N. J, 1987. Gedo J. Advantes in Clinical Psychoanalysis. N. Y., 1981. GrinbergJ., Mitchell S. Object relations in Psychoanalytical Theory. Cambridge,

1983.

GrotsteinJ. Splittinf and Projective Identification. N.Y., 1981. Guntrip H. Schizoid Phenomena, Object Relations and the Self. N. Y, 1969. Hartmann H. Essays in Ego Psychology. N. Y, 1964.


ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ

Hughes J. Reshaping the Psychoanalytic Domain: The Works of Melanie Klein, W. R. D. Fairbairn and D.W. Winnicott. Berkeley, 1989.

Kernberg O. Object Relations Theory and Clinical Psychoanalysis. N. Y., 1976.

Minutes of the Vienna Psychoanalytic Society. Vol. 4: 1912-1918/Ed. by H. Nun-berg, EFedern. N.Y., 1975.

New Ideas in Psychoanalysis/Ed. by C.Settlage, R.Brockbank. Hillsdale; N.J., 1985.

Reflections on Self Psychology/Ed. byJ.Lichtenberg, S.Kaplan. Hillsdale; N.J., 1983.

Schneiderman S. Jacques Lacan: The Death of an Intellectual Hero. Cambridg (Mass.); L., 1983.

The Complete Letters of Sigmund Freud to Wilhelm Fliess 1887-1904. Translat­ed and edited byJ.B. Masson. Cambridge (Mass.); L., 1985. The Future of Psychoanalysis./Ed. by A. Goldberg. N. Y., 1983.


СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Абстиненция — воздержание, выступающее в классическом психоанализе в качестве одного из правил или принципов аналитической терапии.

Автономия — независимое функционирование, способствующее саморегу­ляции психических процессов.

Агрессивность — в психоанализе: отношение человека к другим людям и к самому себе, характеризующееся насилием, разрушением, унижени­ем, причинением страдания.

Агрессия — импульс или намерение, предопределяющие такое поведение чело­века, которое характеризуется разрушительностью и деструктивностью.

Адаптация — приспособление человека к реальности, осуществляемое посредством: изменений в окружающей его среде (аллопластический способ); изменений в собственной психической системе (аутопласти-ческий способ); поиска и выбора новой психосоциальной реальности, в которой приспособление осуществляется путем как внешних, так и внутренних изменений.

Активное воображение — один из методов выявления бессознательного, используемый при аналитической терапии и представляющий собой метод интроспекции, наблюдение над развертыванием внутренних образов.

Активный анализ — анализ, предполагающий проявление активности со стороны терапевта, прибегающего к отдаче приказов и введению запретов при соблюдении ситуации отказа, т.е. сформулированного З.Фрейдом правила абстиненции, предусматривающего осуществление аналитической терапии в условиях воздержания от удовлетворения жела­ний пациента.

Активный и пассивный — способы мышления и действия, направленные на реализацию влечений человека.

Актуальный невроз — разновидность невроза, обусловленного соматиче­скими причинами и связанного с сексуальным расстройством в данный момент времени. Определение «актуальный» относится к неврозу, при-

529


ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ

чины которого кроются в обстоятельствах, непосредственно воздейст­вующих на человека. Тем самым актуальный невроз отличается от пси­хоневроза, причиной возникновения которого являются прошлые пере­живания человека.

Амбивалентность — противоположность установок, чувств, импульсов и эмоций, направленных на один и тот же объект.

Амнезия — нарушение, расстройство, потеря, провалы памяти, связанные с пробелами в воспоминаниях человека.

Амфиэротичность — понятие, использованное Ш.Ференци для описания не биологической, а психологической характеристики бисексуальности.

Анаклитическая депрессия — депрессивное состояние, возникающее у ребенка в результате устранения эмоциональных контактов с матерью.

Анализ бесконечный — процесс психоаналитической терапии, ориенти­рованный на полное исцеление пациента и самосовершенствование аналитика. Представление о бесконечном анализе вытекает из призна­ния неодолимой силы бессознательных влечений, несовершенства пси­хоанализа как техники анализа и метода лечения, невозможности бес­конфликтного существования человека, необходимости устранения тех негативных воздействий, которые могут возникать у психоаналитика в силу его профессиональной деятельности.

Анализ конечный — установление сроков завершения психоаналитиче­ской терапии в зависимости от успешного или, напротив, недостаточно успешного хода лечения пациента.

Аналитическая психология — одно из направлений глубинной психоло­гии и психотерапии, возникшее в рамках психоаналитического дви­жения и основанное швейцарским психологом и психотерапевтом К. Г. Юнгом.

Анальная фаза — стадия инфантильного развития, на которой либидоз-ное (сексуальное) влечение сосредоточено на анусе (заднем проходе). На этой стадии развития, характерной для возраста от двух до четырех лет, ребенок проявляет особый интерес к дефекации и мочеиспусканию, расширяет сферу управления собственным телом, приобщается к про­цессам социализации.

Анальный характер — разновидность невроза характера, являющаяся результатом фиксации либидозного (сексуального) влечения на аналь­ной фазе (стадии) развития или формирования соответствующих реак­ций, служащих замещением анального эротизма.

53°


СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Антилибидозное Я вытесненная часть структуры психики, вступающая в отношения с отвергающим объектом.

Апатия — психическое состояние, характеризующееся отсутствием прояв­ления эмоций и чувств.

Архаическая самость — патологические проявления ядерной Самости у зрелого человека, являющиеся нормальными в период раннего развития ребенка.

Архетип — прообраз, первоначальный образ, идея. Понятие архетипа широ­ко используется в аналитической психологии К. Г. Юнга для характери­стики всеобщих образов коллективного бессознательного.

Аутоэротизм — сексуальное поведение человека, ориентированное на раз­дражение эрогенных зон собственного тела, направленность его сексу­альных влечений на самого себя, сходные по формам своего проявления, но не тождественные по их обусловленности действия индивида.

Аффект — чувственное, эмоциональное состояние, переживаемое человеком в процессе его жизнедеятельности. Психоанализ признает физиологиче­ские составляющие аффекта, но в своей исследовательской и терапевти­ческой деятельности имеет дело с психическими проявлениями его.

Базальная тревожность — переживаемые человеком чувства собственной незначительности, беспомощности, покинутости, подверженности опас­ности, нахождения в мире, который открыт различного рода нападкам, обидам, обманам, оскорблениям, предательству, зависти.

Базальный конфликт — утрата человеком способности искренне желать что-либо в силу того, что его желания направлены в разные стороны и коренным образом расходятся между собой.

Базисное доверие (недоверие) — установка человека по отношению к себе, другим людям, миру в целом.

Базисный дефект — дефект базальной структуры личности, связанный с нарушением в психическом аппарате, своего рода изъян, шрам, некий дефицит, который должен быть восполнен.

Бегство от свободы — понятие, используемое для характеристики состоя­ния человека, испытывающего страх перед свободой и прибегающего в жизни к бессознательным механизмам защиты, позволяющим ему реа­лизовать скрытое желание, заключающееся в стремлении покончить со своей собственной свободой и избавиться от ее бремени.

Бессознательное — не попадающие в поле сознания процессы и состояния психики, система психики человека, по своему объему, содержанию и зако­номерностям функционирования отличающаяся от системы сознания.

531


ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ

Бессознательные влечения — стремления человека, которые им не осоз­наются, но которые оказывают существенное воздействие на его мыш­ление и поведение.

Биофилия — любовь к жизни, ко всему живому.

Биполярная самость — двухполюсная структура, состоящая из стремления индивида к реализации своих целей и притязаний, с одной стороны, норм и идеалов — с другой стороны.

Бисексуальность — двойственность сексуальной ориентации человека, наличие в нем мужской и женской предрасположенности, маскулинных и феминных установок.

Близнецовый перенос — олицетворение архаической форме, в которой пациент предполагает, что аналитик похож на него или что психология аналитика сходна с его собственной психологией.

Вегетотерапия — терапия, основанная на анализе характера в сфере био­психического функционирования индивида.

Виртуальная самость — образ возникающей Самости, имеющий место в представлениях родителей.

Влечение — общая направленность движения живого организма, бессозна­тельное стремление субъекта к удовлетворению своих потребностей.

Внимание, свободно парящее — одно из технических правил психоанали­за, предполагающее такую психическую установку аналитика в процессе работы с пациентом, при которой он слушает больного без стремления что-либо выделить, отметить, записать.

Внутренний диверсант (саботажник) — отщепленная, вытесненная часть Я, связанная с отвергающим объектом специфическими внутренними отношениями.

Волевая терапия — терапия, нацеленная на трансформацию «негатив­ной» воли человека, выступающей в качестве силы, сопротивляющейся любым видам принуждения, в его «позитивную» волю, связанную с выс­шим уровнем интеграции человеческого духа.

Воображаемое — одно из понятий, дающее, наряду с реальным и символи­ческим, представление о психоаналитическом понимании субъекта дея­тельности.

Выбор объекта — деятельность человека, связанная с выбором лица, вос­принимаемого в качестве объекта любви.


СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Вытеснение — процесс отстранения от сознания и удержания вне его пси­хических содержаний, один из механизмов защиты человека от конфлик­тов, разыгрывающихся в глубинах его психики.

Генитальный характер — совокупность свойств и черт человека, образующих типичную структуру, предопределяющую его мышление, поведение и образ действия, связанные с естественным проявлением сексуальной жизни.

Гомосексуальность — одна из форм проявления сексуальности человека, характеризующаяся сексуальным влечением к лицам того же пола.

Гомоэротичность — понятие, использованное Ш.Ференци для рассмотре­ния психологической, а не биологической составляющей гомосексуаль­ного влечения человека.

Грандиозная Самость — архаический образ самого себя, связанный с пер­воначальным эксгибиционистским опытом ребенка, характеризующим­ся преобладанием всеобъемлющего нарциссизма.

Грудь — в психоанализе: первый внешний объект, по-разному восприни­маемый ребенком и оказывающий соответствующее воздействие на его психическое состояние.

Гуманистический психоанализ — название, предложенное немецко-амери-канским психоаналитиком Э. Фроммом для обозначения учения, в осно­ву которого положены идеи гуманистической этики, рассматривающей человека как деятельное и любящее существо.

Дазайн (Dasein) — понятие, введенное немецким философом М.Хайдегге-ром и используемое в экзистенциальном психоанализе для понимания того, что сущность тут-бытия или присутствия заключена в его экзистен­ции, т. е. в его существовании.

Дедовский комплекс — определяющее влияние деда на ребенка, следст­вием чего может стать развитие у него геронтофилии, т.е. склонности к людям преклонного возраста, когда молодые девушки выходят замуж за пожилых мужчин (не по материальным соображениям), а юноши испы­тывают влечение к пожилым женщинам.

Деперсонализация — состояние, характеризующееся расстройством само­сознания личности, отчуждением некоторых или всех психических про­цессов, собственным ощущением нереальности.

Депрессивная позиция — понятие, используемое в психоанализе для опи­сания одного из ранних этапов развития ребенка и изменений, проис­ходящих в его психической организации.


ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ

Депрессия — психическое состояние, характеризующееся подавленностью, снижением умственной и психосоматической деятельности, затормо­женностью мыслей и действий, обострением чувств страдания и вины.

Дерефлексия — специальная терапевтическая техника, метод или прием, используемые в логотерапии при лечении невротических заболеваний. Метод дерефлексии предназначен для того, чтобы нейтрализовать нев­ротическую склонность к самонаблюдению. Посредством его пациент научается игнорировать свои невротические симптомы.

Деструктивность — разрушение, исходящее от человека и направленное вовне, на внешние объекты или вовнутрь, на самого себя.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 684; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.105 сек.