Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

XIII. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕИМУЩЕСТВЕННОЙ ЛАТЕРАЛИЗАЦИИ МОЗГОВОГО ПОРАЖЕНИЯ

Читайте также:
  1. I. Оптические методы анализа
  2. I. Специальные методы.
  3. II. О причинах поражения контрреволюции
  4. III. Методы определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров
  5. IV. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ (ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ) МЕТОДЫ АНАЛИЗА
  6. IV. Методы.
  7. V1: Топологические параметры и методы расчета электрических цепей.
  8. VIII. Малоформализованные методы психодиагностики.
  9. VIII. Малоформализованные методы психодиагностики.
  10. VIII. ПРИКРЫТИЕ ПОРАЖЕНИЯ
  11. XIII. Корабли



В практике нейропсихологического исследования нередко возникают затруднения при оценке преимущественной латера- лизации мозгового поражения, особенно при отсутствии отчет- ливых неврологических симптомов и нарушений речи (у прав- шей). Например, при закрытой черепно-мозговой травме, ког- да требуется уточнить наличие и специфику очаговых нарушений на фоне общемозговой функциональной недоста- точности, имея в виду механизмы «удара» и «контрудара», при парциальных (фокальных) эпилептических пароксизмах, в ча- стности височного типа, с формированием, так называемых, «зеркальных» очагов, при атеросклеротическом (стенозирую- щем) поражении магистральных сосудов шеи, нейроинфекци- ях и других формах патологии головного мозга.

В связи с этим специальные задачи по оценке сохранных и нарушенных высших психических функций и познаватель- ных процессов приходится решать в детской психоневрологи- ческой и дефектологической практике, например, при квали- фикации особенностей дизонтогенеза, определении структуры дефекта и степени сохранности интактного (условно) полуша- рия у детей, страдающих детским церебральным параличом и т. п. В этих случаях, как показывает специальная глава книги, особенно важно учитывать возрастной аспект формирования ВПФ, особенно при оценке прогноза школьной успеваемости и педагогической коррекции нарушений.

Все сказанное позволяет утверждать, что данные традици- онных клинических, аппаратурных и нейропсихологических

 

методов исследования необходимо дополнить результатами эксперимента с использованием сенсибилизированных ней- ропсихологических методик для уточнения функционального преобладания одного из полушарий головного мозга.

В качестве примера ниже приводятся специально разрабо- танные и апробированные методические приемы оценки сте- пени сохранности некоторых высших зрительных функций как дополнительные к основному набору нейропсихологических методик. Использован подход, основанный на современных представлениях о функциональной специализации полушарий и интегративной деятельности мозга, в частности, в процессах переработки зрительной информации (Меерсон Я. А., 1986; Меерсон Я. А., Зальцман А. Г., 1989 и др.).

Как уже говорилось, в соответствии с этими представлени- ями височные, теменные и, главным образом, затылочные структуры больших полушарий неравноценны по своему вкла- ду в организацию высших зрительных функций. Эта неравно- мерность, рассматриваемая в общем контексте функциональ- ной асимметрии полушарий, проявляется прежде всего в ме- ханизмах переработки зрительной информации, стратегии зрительного узнавания или идентификации зрительных обра- зов, свойственных для правого и левого полушарий.



Как уже говорилось, можно считать вполне установленным, что в правом полушарии осуществляются операции по точной оценке элементов формы и их пространственного взаимодей- ствия. Анализу подвергаются все детали изображения, незави- симо от степени их значимости для узнавания изображений. Отсюда следует, что правое полушарие играет преимуществен- ную роль в идентификации незнакомых, сложных, трудновер- бализуемых изображений, например, незнакомых лиц, невер- бализуемых геометрических фигур, изображений на фоне ма- скирующего «шума» и т. п. (что представлено в основном наборе стимульного материала методики).

Специфика стратегии зрительного опознания, присущая лево- му полушарию, основана на системе речевых связей, она форми- руется в онтогенезе в процессе зрительного обучения и предмет- ной деятельности. Эга стратегия связана с выделением и оценкой наиболее существенных, информативных для узнавания признаков изображений и тем самым определяет ведущую роль левого пол- ушария в процессах классификации (категоризации), связанных, как известно, с операциями мышления и вербализации.

Предлагаются задания, направ

ленные преимущественно на способность испытуемого к обобщению (аналитическая стра- тегия с выделением существенных признаков), т. е. связанные

 

с деятельностью левого полушария (у праворуких), и пробы, отражающие способность испытуемых оценивать наглядно- конкретные свойства изображения и принимать решения на основе их поэлементного анализа, что связано с деятельностью правого полушария .

Проба 1. Мысленное сложение фигур из частей Испытуемому предъявляются последовательно элементы формы, которые должны быть им мысленно сложены в цело- стные фигуры (рис. 26-Б и А). Здоровые испытуемые выпол- няют эти задания, допуская лишь единичные ошибочные от- веты. Наибольшие затруднения возникают у больных с пора- жением задних отделов левогополушария — они допускают 2 и более ошибочных ответов на 6 предъявлений.

Проба 2. Узнавание изображений с неполным силуэтом Каждое из 3 изображений (рис. 27-А, Б, В) предъявляется для опознания испытуемому вначале в реализации, содержащей 5% элементов силуэта, затем, если оно не опознается, предъявляются реализации, включающие 10% или 20%элементов силуэта. Здоро- вые испытуемые в 10-15% случаев опознают изображения с 5% элементов контура и в 75% и более — изображения на основе ана- лиза 10% элементов силуэта. Рисунки с 20% элементов силуэта опознаются практически безошибочно. Наибольшие затруднения испьггывают больные с поражением задних отделов правогопол- ушария. Такие больные способны опознать лишь 1 — 2 изображе- ния при шестикратном предъявлении каждого из 3-х рисунков с 10% элементов силуэтов. Кроме того, каждое третье изображение не может бьггь опознано и при 20% элементов силуэтов. Больные с поражением левой гемисферы (при отсутствии элементов пред- метной зрительной агнозии) в 50% случаев опознают изображе- ния с 10% и в 80% и более — 20% элементов силуэта. Здесь надо отметить, что при поражении левой височной доли могут отме- чаться нарушения называния, которые надо отличать от рас- стройств узнавания. Больные в этом случае достаточно уверенно показывают полноценные аналоги на соответствующих рисунках.





Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 152; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.161.3.96
Генерация страницы за: 0.02 сек.