Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вектор как единое, фундаментальное понятие в физике и математике




Информационный текст

Вектора

При изучении школьных курсов физики и математики встречаются с различными трактовками понятия век­тора, например такими:

вектор как направленный отрезок;

вектор как класс эквивалентных направленных отрезков;

вектор как параллельный перенос [2; 14].

Во всех этих подходах уделяется внимание лишь геометрическому подходу к векторному исчислению, рассматриваются действия над "геометрическими" векторами, что приводит к не правильному пониманию существа понятия вектора.

Рассматривается возможность формирова­ния общего понятия вектора с тем, чтобы содержание этого по­нятия включало в явном виде те физические и математические его интерпретации, с которыми придется иметь дело при дальнейшем образовании.

Для формирования такого общего представления мы ис­пользовали понятие вектора как элемента векторного пространства. Понятие векторного пространства является одним из фун­даментальных понятий современных математики и физики. На­пример, трехмерное векторное пространство является объектом изучения аналитической геометрии, векторное пространство произвольной размерности изучается в линейной алгебре. По­нятие бесконечномерного векторного пространства играет фун­даментальную роль в современном анализе, а конечномерные векторные пространства широко используются в теории функ­ций многих переменных.

Векторный аппарат широко используется в физике. Он применяется, в классической и релятивистской механике, теории поля. Понятие бесконечномерного векторного пространства иг­рает фундаментальную роль в квантовой механике. Вводя не­евклидову метрику, то есть существование таких векторов, квадрат которых меньше нуля, приходим к понятию псевдоевклидова пространства Минковского, которое применяется в спе­циальной теории относительности Эйнштейна. Если рассматривать ненулевой вектор, квадрат которого равен нулю, то придём к понятию полуевклидова пространства, которое связано с клас­сической механикой Ньютона [123; 131].

Таким образом, понятие векторного пространства широко применяется как в математике, так и в физике. Причем в прило­жениях векторного аппарата в различных областях науки ис­пользуются различные интерпретации векторного пространства.

Целесообразно обобщить знания о различных примерах векторов, которые использова­лись в физике.

Известно, что в физике рассматриваются различные виды векторов:

Свободные - такие векторы, которые можно переносить в любую точку пространства параллельно самим себе. Приме­рами таких векторов являются; вектор скорости поступательно­го движения тела, вектор ускорения, вектор момента силы, век­тор магнитной индукции постоянного магнитного поля.

Скользящие – такие векторы, которые можно переносить только по линии их действия. Их примерами являются: вектор силы, приложенной к абсолютно твёрдому телу, вектор углово­го ускорения.

Связанные - такие векторы, которые связаны с опреде­лённой точкой своего приложения. Например: вектор мгновен­ной скорости точки, вектор напряженности неоднородных элек­трических и магнитных полей.

Актуализируя знания учащихся о векторах скорости по­ступательного движения, ускорения, мгновенной скорости, си­лы, приложенной к абсолютно твердому телу, выделяем их общие свойства. В данном случае нас будут интересовать свойства сложения этих векторов и умножения на число. Особое внимание следует уде­лить свойствам сложения векторов: переместительному; сочета­тельному, существованию нулевого и противоположного векто­ра; и умножения вектора на число: сочетательному, двум рас­пределительным, умножению на единицу.

В процессе решения задач замечают, что все из­вестные векторы из курса физики обладают одинаковыми свойствами сложения и умножения на число. Целесообразно объединить выделенные свойства в таблицу. Рассмотрим на примере сил, приложенных к абсолютно твёрдому телу. и . Для определения равнодейст­вующей силы

1. Сложение: + = 2. Умножение на число: k = .
Переместительное свойство: + = + . Псиное распределительное свойст­во: (k+n) • = k• +Mi • .
Сочетательное свойство: +( + ) = ( + )+ . Второе распределительное свойст­во: k• ( + ) = k• +k• .
Существование нулевой си­лы : + = Сочетательное свойство: (к • n) • =к • (n • ).
Существование для любой силы ей противоположной + (- ) = . Умножение на единицу: 1 • = .
, , силы, приложенные к абсолютно твердому телу, к, n - числа.

 

Проиллюстрировать сложение векторов и умножение век­тора на число можно на следующих физических примерах.

Пример 1. Тело движется по наклонной плоскости под действием силы тяжести, трение отсутствует (рис.1). Результирующая сил m и , действующих на тело, равна = m + . Направление ускорения совпадает с направлением силы .

Пример 2. В физике различают умножение вектора на чис­ло и скалярную величину. В первом случае получается вектор того же смысла, во втором - новый вектор. Например, в случае умножения вектора скорости , на число 4 получаем вектор ско­рости 4 . В случае умножения вектора скорости на скаляр­ную величину массу m, получаем новую физическую векторную величину - импульс .

Пример 3. К телу в точке А при­ложена сила . Требуется найти мо­мент данной силы , вращающей тело относительно данной точки О.

Решение. Модуль момента силы равен произведению модуля силы на длину плеча: | | = | | h, где h - кратчайшее расстояние от центра вращения до линии действия силы, т.е. модуль этого вектора | | равен удвоенной площади треугольника ОАВ или произведению модуля силы на расстояние h от центра О до линии действия силы, т. е. | | = Fh.

Расстояние h называют также плечом силы.

Из рисунка непосредственно видно, что h = | |sin .

Следовательно, | | = | || |sin .

Поэтому = ,

Поэтому в механике принято понятие момента силы относительного центра следующим образом. Если сила (рис.) приложена к материальной точке А, то моментом силы относительно центра О называется вектор, приложенный к центру О, определяемый формулой

= ,

где = — радиус-вектор точки приложения силы .

Если сила измеряется в кГ, а плечо в м, то размер­ность вектора будет кГ• м, т. е. момент силы измеряет­ся в килограммометрах.

Полученная формула одновременно с величиной момента силы позволяет укатать направление оси вращения и направле­ние вращения самого тела. В этом ещё раз проявляется необхо­димость введения математического понятия векторного произ­ведения в курсе физики.

Ещё одним примером использования векторного произве­дения в физике является определение вектора момента импульса тела относительно точки, в частности, момента импульса планеты.

Пример 4. Возможны два случая: шар катится ни часовой стрелке и против часовой стрелки.

В первом случае, определяя направление угловых скоро­стей по правилу правого винтa, имеем: , где

вектор полной угловой скорости.

Во втором случае аналогично: .

Следовательно, , так как в обоих случаях векторы перпендикулярны. =3,75с , = 2с , = 4,75с , Угол наклона полной угловой скорости к горизонту в первом и во втором случае одинаков и находится из векторного треугольника (рис.7 и рис.8). sin = = 0.471, 72 .

На наш взгляд, рассмотрение векторного пространства, как общего понятия физики и математики целесообразно закон­чить рассмотрением понятия векторного или силового поля, как физической интерпретации математического понятия векторно­го пространства. При таком подходе с каждой точкой поля свя­зывается вектор силы соответствующей природы. При попада­нии материальной точки в определенную точку поля дей­ствует данная сила.

В школьном курсе примеры векторных полей, например гравитационное и электростатическое, изучаются в разных классах и разных разделах, поэтому у учащихся не формируется понятие родственности данных полей. В связи с этим целесообразно рассмотреть все сило­вые поля, изученные к данному моменту на уроках физики (гравитационное, электростатическое, магнитное, электромаг­нитное), в едином блоке силовых полей, что позволит глубже раскрыть свойства из этих полей.

Сначала сравниваются гравитационное и электростатическое поля. Результат сопоставления основных харак­теристик и свойств этих полей оформляется в виде таблицы

Основные характеристики Гравитационное поле Электростатическое поле
Носители Материальные тела Заряженные тела
Сила = G = k
Напряженность = =
Потенциал = =

 

Интересно рассмотреть с учащимися связь напряженности и потенциала как однородного поля (напряженность одинакова во всех точках), и неоднородного.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1120; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.