Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Всемогущая мать




В своей статье «Преэдипова фаза развития либидо», написанной в соавторстве с Фрейдом, Рут МакБрунсвик подчеркивала всемогущий характер первичного материнского имаго («она не только активная, фаллическая, но и всемогущая»). Она показывает, что первая активность, которой ребенок вынужден подчинять­ся, это активность собственной матери. Ведь всякий переход от пассивности к активности осуществляется через идентификацию с активностью матери. Ребе­нок в силу своей полной зависимости от «всемогущей матери, способной на все и владеющей всеми ценными атрибутами» неизбежно получает «нарциссические раны, значительно усиливающие его враждебность».

Я считаю, что в действительности ребенок самой лучшей и нежной из матерей, независимо от его пола, имеет в бессознательном внушающий ужас образ этой матери, результат проекции на мать его враждебности, обусловленной собствен­ным бессилием.

Данный образ, снабженный всеми символическими атрибутами злого всемогу­щества, не исключает все же существования имаго опекающего всемогущества (колдунья и фея); при этом одна из них берет верх над другой в соответствии со жребием развития пациента и реальными чертами объекта. Но первичное бессилие ребенка, характеристики его психофизиологических состояний, неизбежные проблемы воспитания приводят к тому, что имаго хоро­шей всемогущей матери никогда не перекрывает образа ужасающего всемогуще­ства плохой.

Я полагаю, что однажды наступает день, когда мальчик осознает, что такая все­могущая мать на самом деле не имеет пениса, и что он, ребенок, который прежде полностью подчинялся ее всемогуществу, обладает органом, которого мать ли­шена.

Мне кажется, этот момент очень важен для нарциссизма маленького мальчика.

Аналитики особо настаивают на таком чувстве, как ужас (Abscheu), которым охвачен ребенок (он впал в оцепенение), когда он начинает осознавать, что у его матери нет пениса. Это равносильно для него кастрации и могло бы служить под­тверждением подобной страшной неизбежности в реальной жизни, ужаса, из ко­торого проистекает фетишизм и некоторые формы гомосексуальности. И напро­тив, по-видимому, недостаточное внимание уделяется другим положениям Фрейда, указывающим на нарциссическое удовлетворение мальчика при мысли, что он — обладатель органа, который отсутствует у женщины.

Так, в примечании об эксгибиционизме, добавленном в 1920 году в «Трех очер­ках», Фрейд говорит: «Мы здесь вновь сталкиваемся (при эксгибиционизме) с об­новленным подтверждением целостности мужского полового органа и инфантиль­ным удовлетворением, которое мальчик испытывает при мысли, что этот орган отсутствует в генитальном аппарате женщины». В другом месте Фрейд говорит о «торжествующем презрении» маленького мальчика по отношению к противо­положному полу. Если следовать мысли Фрейда (примечание к «Коллективной психологии и анализу Я»), то мы увидим, что ощущение торжества всегда явля­ется результатом совпадения Я и Идеала Я. В данном случае речь идет именно о нар-циссическом удовлетворении, наконец-то достигнутом торжестве над всемогу­щей матерью.

В своей статье о фетишизме в 1927 году Фрейд показывает амбивалентную функцию фетиша. Призванный замаскировать ужасную кастрацию, он в то же время создает условия для ее повторения. «И это еще не все, — пишет Фрейд, — утверждать, что он (фетишист) обожает его (фетиш). Очень часто его манера об­ращаться с ним равнозначна кастрации», и Фрейд приводит здесь в качестве при­мера отрезание кос. Точно так же, говоря о китайском обычае калечить женские ноги, чтобы потом им поклоняться, — факт, который Фрейд считает аналогич­ным фетишизму — он замечает, что «китайцы, по-видимому, хотят поблагодарить женщину, подвергнув ее кастрации».

Фактически богатый клинический материал, относящийся к представителям обоего пола, показывает высокую частоту и разнообразные проявления желания кастрировать мать, лишив ее груди и фаллоса.

Если бы не существовало глубокого удовлетворения, связанного с ужасом, фантазм кастрированной матери не был бы таким устойчивым.

Не отмечает ли этот фантазм границу, за которой начинается поглощение на­учной мысли мифами? И не подвергаемся ли мы искушению (а зачастую мы по­добному искушению поддаемся) — вслед за Фрейдом говорить о «кастрирован­ном состоянии женщины», о «необходимости для женщины принять кастрацию» или вслед за Рут МакБрунсвик предполагать «реальный характер репрезентации кастрированной матери и воображаемый характер репрезентации матери фалли­ческой», вместо того чтобы рассмотреть эти два представления вместе, бок о бок, по одну сторону с принципом удовольствия?

Любая исключительная репрезентация женщины, как некой нехватки, дыры, раны, с моей точки зрения, ведет в большинстве случаев к отрицанию имаго пер­вичной матери, причем у обоих полов: добавлю, что у женщины идентификация с этими имаго связана к тому же с чувством вины.

Опекающее имаго хорошей всемогущей матери и внушающее ужас имаго пло­хой всемогущей матери, фактически противоположны упомянутой репрезента­ции кастрированной матери.

Эта щедрая грудь, эта оплодотворяющая утроба, нежность, тепло, полнота, изоби­лие, мягкость, Земля, Мать...

Эта фрустрация, захват, вторжение, зло, болезнь, Смерть, Мать...

Упадок «кастрированной» матери перед Величием первичной матери пред­ставляется мне, несмотря на то, что в некоторых случаях он является причиной конфликтов, результатом глубинного желания освободиться от захвата.

Торжество маленького мальчика над всемогущей матерью будет иметь боль­шое значение для последующего развития его отношения к женщине. Берглер заметил, что мужчина пытается инвертировать инфантильную ситуацию, кото­рую он переживал с матерью, и активно пережить то, чему он пассивно подвер­гался, превращая ее, в конце концов, в ребенка, которым был сам. Эта его мысль, по-моему, находит подтверждение в исследованиях некоторых аспектов состоя­ния женщины, которые приводит ряд других авторов. Но мы можем проследить также на индивидуальном уровне у пациентов мужского пола влияние осознания отсутствия пениса у матери на нарциссизм.

Пока маленький мальчик не был еще травмирован всемогущей матерью, пока мать не занимала по отношению к сыну слишком стесняющую его позицию гос­подства и несвоевременного вторжения, он будет чувствовать достаточную уве­ренность от обладания пенисом, не испытывая потребности в постоянном повто­рении однажды пережитого торжества. Потребность инвертировать инфантильную ситуацию будет выражаться в естественной склонности занимать по отношению к женщине протекционистскую пяозицию (которая необязательно превратит­ся в реактивное образование, но может помочь ему связать его потребность господства с любовью). Но если ребенок представлял для матери парциаль­ный фекальный объект, при помощи которого она удовлетворяла свои потребности в манипуляции и овладении, последующее объектное отношение ребенка к жен­щине окажется этим серьезно нарушено.

Вообще-то, мы не встречаем в анализе мужчин, у которых свободно проявля­ются разъединенные садистически-анальные влечения, и тем более не встреча­ем в анализе матерей, которые удовлетворяли бы при помощи детей свои первер-тные потребности. Напротив, мы часто наблюдаем больных мужчин, у которых сексуальные расстройства и расстройства отношений присутствуют одновре­менно и связаны с потребностью в особой нарциссической сверхкомпенсации и которые, как мы считаем, совершали регресс к нарциссически-фаллической фазе.

Мне кажется, что приведенное Джонсом описание второй фаллической фазы у мальчиков (сопровождающееся нарциссической переоценкой пениса, отводом объектного либидо, недостаточностью желаний проникновения, а также черта­ми преждевременной эякуляции, о которых пишет Абрахам) применимо также к нарциссически-фаллическим пациентам-мужчинам, расстройства которых возникли в раннем отношении с матерью. Таким пациентам недостает веры в нар-циссическую ценность своего пениса, и они вынуждены постоянно доказывать ее себе, для них характерен комплекс «маленького пениса», что придает их сек­суальным приключениям характер нарциссической поддержки, а не объектного обмена.

Мать была объектом агрессивных желаний маленького мальчика. Осуществ­ление матерью воспитательных и запрещающих функций привело к тому, что она стала доминировать над ребенком и его фрустрировать. Мальчик желает проник­нуть в мать, но унижен оттого, что чувствует себя по сравнению с ней маленьким и слабым и неспособным проникнуть в нее. Тогда он вновь живо ощущает нар-циссическую рану, и она вызывает глубокое чувство своей приниженности и в то же время сильные агрессивные желания реванша, которые, объединяясь с агрес­сивными желаниями, обусловленными первыми фрустрациями, проецируются на мать и на ее вагину.

На самом деле такие пациенты не могут быть вполне уверены в своем торже­стве над женщиной, равно как и в том, что у нее нет пениса, опасаясь всякий раз обнаружить его внутри вагины, что заставляет их эякулировать «ante portas» или слишком быстро, с целью избежать опасной встречи.

Этот пенис представляется не только пенисом отца, как полагал Джонс, но и анальным разрушительным пенисом всемогущей матери.

Один из моих пациентов страдал преждевременной эякуляцией, и у него имело ме­сто улучшение в плане его симптома. Во время своих первых сексуальных опытов в возрасте 22 лет он три раза подряд довольствовался внешним контактом, посколь­ку не «знал» о существовании вагины. Фантазмы и галлюцинаторные представле­ния подтверждали и дополняли это его незнание, причем помимо этого он был человек образованный, обладавший живым умом и любознательностью. В действи­тельности женский орган представлялся ему наполненным угрожающим фекальным содержанием (гротами, заполненными грязью, оползнями, коровьей клоакой с наво­зом, «твердым, как гранит», трупами в спальнях, попавшими в аварию машинами на обледенелой дороге и т. Д.).; Я

По этой причине проникновение казалось ему опасным, и поэтому, чтобы избежать его, он был вынужден засыпать вагинальное отверстие толченым стеклом, заливать туда цемент; использовал его в качестве ночного горшка, заполняя его до краев, или представлял его как унитаз, у которого откидывают крышку перед тем, как помо­читься в него, и, ко всему прочему, он вынужден был прилагать усилия по извлече­нию из него содержимого. В период полового созревания пациент подолгу играл, выдавливая содержимое брюшка мух. В своей излюбленной фантазии он воображал себя обладателем гарема, полного женщин разного возраста, которых он избивал плет­кой. Он ввел очень строгое правило: женщины обязаны были по очереди испраж­няться, и во время этого за ними велось строгое наблюдение. Можно ли лучше выра­зить инверсию детской ситуации сфинктерной выучки и удачнее добиться победы над анальным пенисом вторгающейся матери? (У этого пациента был также фан­тазм отрезания клитора).

Мужчина боится могущества матери и, в частности, анального пениса. Впоследствии он будет пытаться помешать женщине в использовании каких-то ее анальных черт. Поскольку женщина по отношению к отцу испытывает чувство вины за свое аналь­ное влечение, она становится соучастницей защит мужчины. Из подобной связи об­разуется особое торможение женской анальности, которое проявляется на уровне нравов. Оно также проявляется в том, что женщина не судит, не плюется, не упот­ребляет спиртных напитков или тяжелую пищу, а также до недавнего времени долж­на была воздерживаться от разговоров о деньгах или о делах. Одновременно жен­ская грация и обаяние могут рассматриваться то как сублимация, то как реактивное образование, связанное с анальностью (противоположное грубости).

В то же время, у женщин отсутствует логика, они не пунктуальны, менее способны к точным наукам, к механике и т. д., — все это признаки торможения анального ком­понента.

Анальное влечение, через навязанное ему вытеснение, может приобрести налет не­которой «едкости». Более слабая мускулатура женщины также должна благоприят­ствовать этому «едкому» аспекту женской агрессивности, поскольку она препят­ствует адекватной моторной разрядке. Считается, что женщины царапаются, кусаются, отравляют, в то время как мужчины бьют и валят. На самом деле, у мужчины по­требность в достижении победы над всемогущей матерью иногда смещается на всех женщин. Девушка, напротив, часто делает исключения, вероятно, по той причине, что она всегда оказывается в ситуации зависимости. Отец будет проецировать на нее идеализированный образ, который противодействует «длительному* и «нормально­му пренебрежению* (Фрейд, Рут МакБрунсвик, Хелен Дойч), которое он чувствует по отношению к другим женщинам. Дочь зачастую представляет лучшую часть его самого и хорошего первичного объекта. Она будет воплощать нежность, чистоту, невинность, грацию, составляющие для ее отца особое, по большей части ускользаю­щее от амбивалентности отношение.

Разумеется, подобное отношение не является правилом, и у некоторых мужчин ма­теринский конфликт распространяется на дочь, например, один из моих пациентов, страдавший обсессивным неврозом и преждевременной эякуляцией, говорил о сво­ей 6-летней дочери, которая хорошо училась в школе, чтобы обратить на себя его внимание (он отлично сознавал это), следующее: «Я отталкиваю ее, но как истинная маленькая женщина, она упорно продолжает». Такое отношение присутствует слиш­ком часто, чтобы его можно было считать отдельным фактом. Трое моих пациентов, проходящие в настоящее время анализ, начали проходить его исходя из сознатель­ного убеждения «Я делаю это ради моей дочери».

Но, как правило, обладание пенисом для мальчика является достаточным нар-

циссическим выходом из первичного отношения к матери.

Напротив, девочка, как и мальчик, нарциссически раненная всемогуществом

матери, а может, даже более серьезно, поскольку мать не инвестирует ее ак, как

мальчика, — не в состоянии освободиться от материнского всемогущества, не имея ничего, что можно противопоставить матери, никакой собственной, осо­бенной нарциссической ценности, которой бы не обладала ее мать. Она не смо­жет «показать превосходство», выражение, в котором, по-моему, содержится намек на фаллический эксгибиционизм. Из-за этого девочка станет завидовать пенису мальчика и скажет о мальчике: «он может делать все». Мне представляет­ся, что зависть к пенису — это не «мужское требование», рассматриваемое как самоцель, а скорее мятеж против всемогущей матери, ведь это она могла бы сто­ять у истоков нарциссической раны.

В клинической практике мы часто имеем дело с завистью к пенису, и она тем сильнее и резистентнее, чем серьезней травма девочки, нанесенная стесняющей матерью, Нарциссическая рана и зависть к пенису накрепко связаны отношением зависимости.

Мысль о том, что обладание пенисом дает возможность восполнить нарцис-сическую рану, нанесенную всемогущей матерью, в какой-то степени учитывает значение пениса в бессознательном, — идет ли речь о ценности, силе, целостно­сти, полноте или автономности.

В этом органе сгущаются все признаки, на всех уровнях связанные с всемо­гуществом; всемогущество становится достоянием мужчины, который свергает всемогущество матери. Теперь все обстоит так, что женщина не только лишена этого, но к тому же ее зависть отныне обращена к настоящему обладателю пени­са. Зависть, коренящаяся в ее конфликте с матерью, должна получить удовлет­ворение (и оно будет пережито) в агрессии, направленной на объект ее любви — отца. Именно поэтому всякое достижение, которое принесет ей нарциссическое удовлетворение, будет переживаться как узурпация отцовского всемогущества и станет источником многочисленных торможений, о которых я ранее здесь го­ворила. В действительности часто может образовываться порочная связь меж­ду интенсивностью зависти к пенису и торможением ее удовлетворения, если мы будем и дальше следовать предложенной нами в начале статьи схеме, по­скольку зависть к пенису зависит от конфликтов с матерью, а эти последние, в свою очередь, стоят у истоков идеализации второго объекта, который следует сохранить.

Я также полагаю, что эквивалентность нарциссической раны и нехватки пени­са, рассмотренная в таком ключе, свидетельствует о существовании страха каст­рации у женщины. По поводу этого страха Фрейд, однако, утверждал, что у де­вочки нет для него оснований, поскольку она (кастрация) уже и так произошла, что заставило его в работе «Торможение, симптом, страх» внести поправки в ут­верждение, согласно которому всякий страх является страхом кастрации, заме­нив его для женщин страхом потери любви.

Джонс по поводу страха кастрации заметил, что женщины имеют, по меньшей мере, столько же проецируемых на будущее страхов, сколько и мужчины, и выде­лял страхи, связанные с возможностью интегрировать внутренние органы. На са­мом деле, создается впечатление, что страхи пациентов обоего пола в основном аналогичны (страх слепоты, страх паралича, страх сойти с ума, страх заболеть ра­ком, страх стать жертвой несчастного случая, страх провала и т. д.).

Если мы допускаем, что в бессознательном любая нарциссическая рана на всех уровнях равноценна кастрации по причине нарциссической ценности пениса для обоих полов, может возникнуть впечатление, что у женщин, как и у мужчин, страх перед кастрацией никогда не бывает исчерпан, так как женщины могут потерять какую-то вещь, сохраняющую фаллическое значение, даже если они уже «потеря­ли» пенис; а у мужчин, так же как и у женщин, непреодолима зависть к пенису, поскольку любая попытка восполнить нехватку несет в себе бессознательное зна­чение фаллического приобретения.

Внушающая страх кастрация является материнским фактором, поскольку именно от матери девочка хочет вырваться, сома себя наделяя при этом пенисом и поворачиваясь к отцу.

В момент смены объекта девочка, сохраняя в бессознательном имаго фалли­ческой матери, тем не менее, вполне отчетливо сознает, что единственным реаль­ным обладателем пениса является ее отец. Смена объекта, а значит, И эдипова ситуация имеют место, лишь когда имаго фаллической матери становится имаго матери, отобравшей у отца пенис. Именно с такой целью девочка, желая заполу­чить пенис, обратится к отцу, как делала ее мать, и этому неизбежно будет сопут­ствовать чувство вины, которое мы здесь уже описали, а девочка столкнется с обо­ими родителями, и в том числе с родителем—объектом любви.

В данном случае она, в полном согласии с концепцией Фрейда, чтобы завла­деть пенисом, повернется именно к отцу, однако страхи в связи с разъединением (по меньшей мере, временным) между собой либидинозных и агрессивных инвес­тиций, в момент смены объекта связываются с матерью, а чувство вины, главным образом, связывается с отцом.

Я думаю, что именно на описанном здесь уровне имаго фаллической матери, обладательницы отцовского пениса (Мелани Кляйн) приобретает всё свое значе­ние по отношению к имаго фаллической матери, имеющей свой собственный фал­лос, который, даже продолжая существовать в бессознательном, теперь уже не будет превалирующим (однако и пенис отца, удерживаемый матерью, теряет свои генитальные, позитивные качества, приобретая те же анальные, интрузивные и ис­кажающие свойства, что личный фаллос фаллической матери, получая те же ин­вестиции, что и его обладательница).

Если фаллическая мать продолжает превалировать в переживании как облада­тельница собственного пениса, возникает угроза постоянства гомосексуальной ситуации, и напротив, имаго матери—обладательницы отцовского пениса, будет прообразом ситуации триангулярной. Для Фрейда девочка отворачивается от матери, чтобы иметь пенис, и также, чтобы иметь пенис, она обращается к отцу, входя, таким образом, в фазу позитив­ного Эдипова комплекса.

Если считать, как и я, что зависть к пенису происходит от желания освободить­ся от матери, потребуется немного изменить порядок элементов эпизода: девоч­ка могла бы одновременно иметь зависть к пенису и повернуться к отцу, опираясь в этом на поддержку со стороны своих фундаментальных женских желаний, что­бы отвернуться от матери. Зависть к пенису и эротическое желание пениса не противоречили бы друг другу, а могли бы быть на глубинном уровне дополняю­щими друг друга, то есть символическое удовлетворение первого стало бы шагом к интеграции второго.

В своей статье «Комплекс кастрации женщины» Абрахам пишет, что женщина, имеющая профессиональные устремления, подобным образом выражает зависть к пенису.

Это мнение находит свое клиническое подтверждение, однако, по моему мне­нию, желание реализовать себя в какой бы то ни было области — в частности, про­фессиональной — и зависть к пенису связаны с нарциссической раной, которую они пытаются восполнить.

Фрейд в своем «Введении в нарциссизм» пишет, что один из нарциссических вкладов, который мы все же получаем по выходе за пределы первичного нарцис­сизма, создается нашими личными достижениями; с терапевтической точки зрения важно принимать это в расчет. В конце концов, если каждый раз, когда мы имеем дело с желанием достижения женщины, за которым всегда стоит зависть к пенису, как мы постарались это показать, и с учетом точки зрения Абрахама на профессио­нальную деятельность, мы интерпретируем подобное желание как выражение не­коего «мужского требования», без учета глубинного значения зависти к пенису, и рискуем оживить чувство вины у пациенток. По-моему, если мы распознаем бо­лезненную нарциссическую рану, лежащую в основе подобной зависти, то можем не только немного успокоить эту рану, но и обеспечить доступ к Эдипу. Сексуаль­ность как таковая часто переживается как достояние мужчин, и на самом деле, на каком-то уровне нормальной женской сексуальности обладание вагиной, полнос­тью выполняющей свою функцию, будет пережито как обладание пенисом, благо­даря тому, что мы уже сказали об ассимиляции пениса в его полноте, то же самое будет верно и в отношении оргазма. Мы уже видели, как некоторые аналитики пы­таются таким образом обосновать свое утверждение, что женщина не может иметь оргазм. Это означало бы двигаться в направлении, заданном виновностью пациен­ток, и может привести только лишь к кастрации, объектом которой станет не толь­ко пенис, но и вагина, пенис и женственность в целом.

Зависть к пенису, в сущности, является всего лишь символическим выражени­ем другого желания. Женщина не хочет быть мужчиной, но хочет освободиться от собственной матери и стать полноценной, самостоятельной женщиной.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 891; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.