Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы правового положения личности 1 страница




Под конституцией (от лат. constitutio — установление) понимают основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу. Этот закон закрепляет основные принципы государственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также структуру и взаимоотношения органов государственной власти и управления (форму правления). Конституция очерчивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом.

Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов традиционно отличают следующие черты:

1) особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается;

2) учредительный, первичный характер конституционных установлений;

3) всеохватывающий характер конституционной регламентации, т.е. тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет;

4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесения поправок, специфические формы охраны и др.

Конституцию отличают и особые юридические свойства.

Они производны от перечисленных выше сущностных черт конституции и выражаются:

- в верховенстве конституции;

- в ее высшей юридической силе;

- в ее роли как ядра правовой системы государства и системы права;

- в особой охране конституции;

- в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок.

Эти юридические свойства последовательно отражены в Конституции РФ 1993 г.

1. В ней впервые в истории страны получил закрепление принцип верховенства Конституции РФ. Ни в одной из прежних конституций России такого положения не содержалось. Не закреплялось верховенство и Конституции СССР.

Установление в ч. 2 ст. 4 Конституции РФ 1993 г. принципа ее верховенства на всей территории России означает прежде всего утверждение в нашей стране конституционного строя, стремление к созданию правового государства. В признании верховенства Конституции заложена не свойственная прежним, советским конституциям идея подчинения государства конституции, праву.

Верховенство российской Конституции означает также, что с ее принципами, нормами, заложенными в ней концепциями должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни. Конституция выступает как бы доминантой всего общественного развития.

В принципе верховенства Конституции РФ отражается и федеративный характер нашего государства. Верховенство федеральной Конституции утверждается на всей территории России, в том числе в республиках, которые тоже имеют свои конституции. На принципе верховенства Конституции РФ основано положение о соответствии конституций республик Конституции России.

2. В ст. 15 Конституции РФ закрепляется, что Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Это юридическое свойство Конституции имеет иное содержание, чем принцип ее верховенства.

Высшая юридическая сила Конституции означает не только то, что законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России, но и то, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ.

Таким образом, высшая юридическая сила Конституции характеризует ее место в иерархии нормативных правовых актов, действующих в Российской Федерации.

3. Конституция 1993 г. является ядром правовой системы России. Принципы и положения Конституции играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства.

Причем определяющее значение Конституции в указанном плане проявляется как в ее содержательном воздействии на основные принципы, заложенные во всем текущем законодательстве, так и в ее роли, связанной с установлением формы права.

Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества - устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.

В самой Конституции названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с ней. Принятие новой Конституции вызывает обычно значительное изменение и обновление текущего законодательства.

4. К юридическим свойствам Конституции РФ относится ее особая охрана, в которой задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.

Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент России является ее гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации (ст. 82).

Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания могут инициировать процедуру разрешения дел в Конституционном Суде России о соответствии Конституции нормативных актов, указанных в ст. 125 Конституции.

Конституционный Суд играет важную роль в охране Конституции. Он рассматривает дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и субъектов Федерации. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции РФ международный договор не подлежит введению в действие и применению.

5. Конституцию РФ отличает и особый, усложненный порядок ее пересмотра и внесения в нее поправок, который будет изложен в специальном параграфе.

Рассмотрев основные признаки понятия конституции, можно сделать общий вывод: конституция представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Этим признакам общего понятия конституции отвечает и действующая Конституция РФ.

Как и всякое другое, данное определение отражает типичные, сущностные признаки конституции, которые свойственны не всем ее видам. Например, не только в прошлом, но и в настоящее время в некоторых странах мира действуют так называемые октроированные конституции, т.е. дарованные народу королем, монархом, а не провозглашаемые от имени народа.

Различают также конституции гибкие и жесткие - в зависимости от установленного в этих конституциях порядка их изменения. Конституции, которые могут быть изменены в таком же порядке, в каком принимаются обычные законы, называются гибкими. Те конституции, для изменения которых устанавливается сложная процедура, именуются жесткими.

Конституции, как правило, представляют собой единый писаный акт. Однако роль конституции государства может выполнять, как, например, в Англии, система правовых актов, а также обычаев и судебных прецедентов. В связи с этим различают писаные и неписаные конституции.

Конституции могут реально отражать действительность, адекватно реализовываться в системе общественных отношений. В таком случае они являются реальными.

Нередко положения конституции представляют собой лишь декларативные установления, принципы и нормы которых не находят отражения в жизни. Такие конституции именуются фиктивными. В значительной мере таковыми являлись советские конституции, особенно те их положения, которые утверждали народовластие, полновластие Советов, демократические основы строя и статуса личности.

Понятие, сущность, юридические свойства и функции конституции.

Конституции — важнейший институт демократии. В современном значении они возникли в конце ХV в. Первая конституция, действующая до настоящего времени, появилась в 1787 г. в США. В 90-е гг. того же столетия были приняты конституции во Франции (1791 и 1793 г.) и Польше (1793 г.). В настоящее время во всех странах мира, а их число приближается к 200, имеются конституции.

Конституции играют огромную роль в жизни каждого государства, что определяется их особым местом в правовой системе страны.

В самом общем виде конституцию можно определить как правовой акт (или совокупность правовых актов), обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы организации государства и взаимоотношений государства и гражданина.

В современном демократическом государстве носителем суверенитета и единственным источником власти является народ. Только он обладает учредительной властью. Именно поэтому конституции принимаются народом или от имени народа. Особенность субъекта, принимающего конституцию, обусловливает важнейшую черту ее понятия: она носит учредительный характер. Конституция учреждает основы государственного и общественного строя, механизм осуществления государственной власти. Она носит учредительный характер и потому, что все ее предписания являются первичными и им не могут противоречить другие, издаваемые государственными органами акты.

Конституцию, занимающую особое место в правовой системе каждой страны, отличают от других правовых актов и такие ее черты и свойства, как легитимность, стабильность, реальность, верховенство.

Конституция считается легитимной тогда, когда она принята законным путем, т.е. в том порядке, который предусмотрен в действовавшей до этого конституции. Конституции, навязанные военными хунтами и другими диктаторскими режимами вместо принятых ранее законным путем, не могут считаться легитимными.

Такое свойство как реальность характеризует конституцию тогда, когда ее предписания исполнимы и гарантированы в условиях режима законности и правопорядка. Реальна такая конституция, которая предусматривает и гарантирует народовластие, права и свободы человека и гражданина. Конституции, не отвечающие этим требованиям, являются фиктивными. Они декларативны, наполнены социальной демагогией и реально не гарантируют элементарных гражданских прав. Фиктивные конституции характерны для стран с авторитарными и тоталитарными политическими режимами. Так, Конституция СССР 1977 г. содержала немало демократических положений, которые, однако, не были и не могли быть реализованы в условиях коммунистической диктатуры.

Стабильность конституции проявляется в незыблемости ее предписаний, в сохранении высокой степени устойчивости и неподверженности воздействию политических сил, меняющихся у власти. Стабильность и жесткость конституции не только не исключает возможности ее изменения, но и предполагает приведение ее в соответствие с новыми условиями социальной действительности. Поскольку конституция оказывает глубокое воздействие на весь общественный и правовой порядок, неопределенность хотя бы отдельных ее норм может привести к нестабильности в обществе.

Определяя верховенство конституции в правовой системе, важно отметить, что она не просто основной закон, но такой закон, который обладает особой юридической силой по сравнению с другими законами. При этом конституция является актом наивысшей юридической силы и это особое свойство выражается в следующем: ее нормы являются основополагающим источником не только конституционного права, но и других отраслей права — гражданского, административного и др.; текущие законы и другие нормативные акты должны приниматься только указанными в конституции государственными органами и соответствовать конституции; государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать конституцию. Конституция как основной закон республики, говорится в Конституции Италии, должна соблюдаться с верностью всеми гражданами и органами государства.

Верховенство конституции в правовой системе обеспечивается эффективным механизмом ее реализации и охраны. Вопросами обеспечения конституционности законов и других нормативно-правовых актов занимаются органы конституционного контроля (надзора, суда). Им нередко принадлежит и право толкования конституционных положений.

Структура и система Конституции Российской Федерации.

Структура российских конституций на разных этапах ее развития менялась. Она зависела не только от предмета регулирования, но и от господствовавшей в нашей стране идеологии. Кроме того, Конституция России должна была полностью воспроизводить структуру союзной конституции. Естественно, что на первом месте в структуре советских конституций были нормы, отражавшие идеологические установки об общественном строе, диктатуре пролетариата, а разделы о правах и свободах в первых советских конституциях вообще отсутствовали. Лишь в Конституции РСФСР 1938 г. права и свободы значились в одной из последних глав.

По структуре Конституция Российской Федерации 1993 г. состоит из Преамбулы, 137 статей, объединенных в первом разделе и состоящем из 9 глав, и «Заключительных и переходных положений», являющихся вторым разделом.

Понятие и признаки (элементы) правового положения личности.

Правовым статусом личности называют систему прав, свобод и обязанностей индивидуума, закрепленных за ним государством в Конституции и иных нормативно-правовых актах. В широком смысле понятие «права человека» есть категория, прежде всего философская, нравственная, политическая и только затем — правовая. Понятие прав человека — одно из самых дискуссионных в юридической науке. Наиболее общее его определение исходит из естественно-правовой теории. Согласно ей права человека — это права, присущие самой природе человека, без которых он не может существовать как биосоциодуховное существо. Права человека принадлежат ему от рождения, в силу законов природы, и не зависят от признания их государством. Их нельзя передать, отобрать или ликвидировать. Государство может лишь закрепить, гарантировать эти права или их ограничить.

В противовес естественно-правовой теории сторонники позитивистской концепции прав человека полагают, что права и свободы установлены волей государства и производны от него. Именно государство определяет перечень и содержание прав, которые оно дарует своим гражданам. Поэтому права человека можно определить как формально-определенную, юридически гарантированную меру возможного поведения человека в государственно-организованном обществе.

Свободами человека называют те сферы, области его деятельности, в которые государство не должно вмешиваться и в которых индивидуум может действовать по своему усмотрению (не выходя, разумеется, за дозволенные законодательством пределы). Если права человека определяют его конкретные действия (например, право избирать и быть избранным), то свободы закрепляют за индивидуумом возможность самостоятельного выбора варианта своего поведения, не очерчивая при этом его конкретного результата.

Необходимым условием реализации прав и свобод человека является исполнение им юридических обязанностей.

Юридические обязанности — это установленные и гарантированные государством требования к поведению человека, официальная мера его должного поведения.

Являясь элементами правового статуса личности, права, свободы и обязанности личности объективно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Их единство достигается, во-первых, посредством согласования прав и свобод человека с его обязанностями, и, во-вторых, путем гарантии прав одних людей обязанностями других.

Правовой статус лица, находящегося на территории государства, различается в зависимости от того, является ли он гражданином данного государства, иностранным гражданином либо лицом без гражданства (апатридом).

Наличие у индивидуума гражданства государства является юридической предпосылкой возможности пользоваться теми правами и свободами, которые данное государство предоставляет своим гражданам, а также нести установленные его законом обязанности. Иными словами, гражданство есть основание правового статуса гражданина.

Совокупность прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, закрепленных в конституции государства, составляет конституционный статус личности. Конституционный статус личности в государстве является основным, базовым. Все остальные статусы производны от него и имеют своей целью его дополнение.

Конституционный статус личности в Российской Федерации строится на следующих принципах:

1) свобода личности;

2) принадлежность человеку основных прав и свобод от рождения, их всеобщность и неотчуждаемость;

3) юридическое равенство всех граждан перед законом и судом, равноправие мужчины и женщины;

4) непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина;

5) гарантированность конституционного статуса личности, ее прав и свобод.

Закрепленные в конституции права, свободы и обязанности характеризуются следующими признаками:

1) они являются основными;

2) составляют юридическую базу для всей системы прав, свобод и обязанностей;

3) обладают высшей юридической силой;

4) подлежат повышенной защите.

Классификация прав человека и гражданина.

Наиболее распространенной классификацией прав и свобод человека в науке конституционного права является разделение их в соответствии со сферами общественных отношений на личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные.

Личные (гражданские) права — это права, принадлежащие человеку как биосоциальному существу. Они призваны обеспечивать свободу и автономию индивидуума как члена гражданского общества, ограждать его от любого незаконного внешнего вмешательства в частную жизнь.

К политическим правам относятся права, обеспечивающие возможность участия граждан в политической жизни страны и осуществлении государственной власти. Политические права признаются лишь за гражданами государства, поскольку непременным условием их обладания является наличие гражданства.

Под экономическими правами понимаются узаконенные возможности свободного распоряжения средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, т.е. основными факторами хозяйственной деятельности.

Социальные права граждан — это права на благосостояние и достойный уровень жизни. Объем и степень реализации данных прав во многом зависят от состояния экономики государства.

Культурные права человека — это права, с помощью которых обеспечиваются духовное развитие и самореализация личности.

Личные (гражданские) права и свободы.

Личные права и свободы закреплены в статьях 20—28 Конституции Российской Федерации. Данная группа конституционных прав и свобод включает в себя: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, право определять и указывать свою национальную принадлежность, право на пользование родным языком, право на свободу передвижения и выбор мест пребывания и жительства, право на свободу совести.

Право на жизнь. Право на жизнь — основное, фундаментальное право человека. Это право является первичным по отношению к остальным правам, поскольку в случае гибели человека последние утрачивают свое значение.

Право на жизнь обычно рассматривается в двух аспектах:

· как право человека на свободу от любых незаконных посягательств на его жизнь со стороны как государства, так и частных лиц;

· как право человека свободно распоряжаться своей жизнью.

Право на жизнь, прежде всего, означает, что никто не может быть произвольно лишен жизни. В соответствии с частью 2 статьи 20 Конституции РФ смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни. К числу особо тяжких преступлений действующий Уголовный кодекс относит: умышленное убийство (статья 105), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (статья 277), посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (статья 295), посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (статья 317) и геноцид, т. е. действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы путем убийства либо иным путем (статья 357). Ни за какие иные преступления смертная казнь не может быть назначена. Однако лицо, виновное в терроризме, захвате заложников, бандитизме или другом опасном преступлении, может быть приговорено к смертной казни, если его действия сопровождались умышленным убийством пострадавших. Обвиняемому, которому грозит смертная казнь, в соответствии с частью 2 статьи 20 Конституции РФ должно быть предоставлено право на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей.

Конституция РФ предусматривает, что в перспективе смертная казнь в России будет отменена. В 1996 г. при вступлении в Совет Европы Российская Федерация взяла на себя обязательство законодательно отменить смертную казнь в течение трех лет, а до этого — ввести мораторий на исполнение смертных приговоров. В настоящее время в России не только вынесенные смертные приговоры в исполнение не приводятся, но и суды не выносят такого решения. Однако, вопрос о сметной казни по сегодняшний день до конца законодательством не урегулирован.

Однако содержание права на жизнь не ограничивается запретом на применение смертной казни или иных способов насильственного лишения человека жизни. Оно предполагает также и возможность обращения человека к государству за защитой в случае любого незаконного или неоправданного в медицинском отношении вмешательства в его организм, которое может нанести вред его здоровью или представлять собой угрозу человеческой жизни. Часть 2 статьи 21 Конституции РФ устанавливает, что никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Право на свободу и личную неприкосновенность. Данное право закреплено в статье 22 Конституции РФ и состоит из двух элементов.

Первым является свобода личности располагать собой и своим временем по собственному усмотрению. Закрепление данной свободы означает признание государством существования таких сфер общественных отношений, в которых индивидуумы действуют самостоятельно и которые не могут быть объектом государственного вмешательства.

Второй элемент — это неприкосновенность личности. Различают неприкосновенность физическую, нравственную и психическую. Право на личную неприкосновенность предполагает недопустимость любого вмешательства извне в сферу индивидуальной жизнедеятельности личности, недопущение актов физического или психического насилия по отношению к личности.

Ограничение права на свободу и личную неприкосновенность допускается только в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступления, и только на основании закона. Решение об аресте, заключении под стражу лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, принимается судом. Незаконное лишение человека свободы квалифицируется как акт насилия и влечет за собой уголовную ответственность.

Право на неприкосновенность частной жизни. Частной жизнью человека называют ту физическую и духовную сферу, которая контролируется самим человеком и свободна от любого незаконного внешнего воздействия.

Право на неприкосновенность частной жизни состоит из нескольких прав:

1) права на личную и семейную тайну;

2) права на защиту своей чести и доброго имени;

3) права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;

4) права на неприкосновенность жилища.

Законодательством установлено, что государственные органы и должностные лица не имеют права разглашать сведения о частной жизни человека помимо его воли. Личные тайны, доверенные представителям ряда профессий для защиты прав и законных интересов граждан, рассматриваются как тайны профессиональные (к ним относятся медицинская, адвокатская, нотариальная и другие тайны). Субъекты профессиональных тайн несут юридическую ответственность за их разглашение.

Конституция РФ гарантирует каждому человеку защиту чести и доброго имени при распространении помимо его воли сведений, касающихся его частной жизни, если последние могут подорвать его репутацию в обществе. Распространение подобных сведений влечет за собой различные виды ответственности — от уголовной и административной до гражданско-правовой (в форме возмещения морального вреда).

Сохранение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений предполагает предоставление каждому члену общества гарантированную государством возможность контролировать сбор и обработку информации о его частной жизни, препятствовать разглашению сведений личного характера. Сбор, хранение, использование и распространение без согласия лица сведений о его частной жизни недопустимы. Наложение ареста на корреспонденцию и выемка ее в почтово-телеграфных учреждениях, а также иные ограничения права на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений граждан могут производиться только на основании судебного решения и в порядке, установленном законом. За нарушение тайны переписки устанавливается уголовная ответственность, которой подлежат не только должностные лица, но и граждане.

Право на неприкосновенность жилища означает, что никто не может без законного на то основания войти в жилище против воли проживающих в нем лиц. Нарушение неприкосновенности жилища (незаконный обыск, незаконное вселение, выселение, переселение и т. п.) влечет за собой уголовную или административную ответственность.

Право определять и указывать свою национальную принадлежность. Согласно статье 26 Конституции РФ каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Данное право фактически является правом личности на свободное этническое самоопределение. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Определение человеком своей национальной принадлежности не влечет никаких правовых последствий и не может являться основанием для дискриминации лица либо, напротив, предоставления ему каких-либо особых привилегий.

Право на пользование родным языком. В соответствии с частью 1 статьи 68 Конституции РФ государственным языком на всей территории Российской Федерации признан русский язык. Государственным языком называется определяемый Конституцией или иными законодательными актами язык той или иной нации, которому официально придается правовой статус в определенных сферах языкового общения. Русский язык является языком большинства населения российского государства, на нем государственная власть общается с населением, публикуются нормативно-правовые акты, ведется делопроизводство в государственных органах, а также обучение в большинстве образовательных учреждений.

Однако провозглашение русского языка государственным ни в коей мере не препятствует существованию иных языков в субъектах РФ. Часть 2 статьи 68 Конституции РФ закрепляет право республик в составе РФ устанавливать свои государственные языки, но при этом не должны ущемляться права иных наций и народностей, проживающих на территории республики, в употреблении ими своих языков. Часть 2 статьи 26 Конституции РФ закрепляет положение о том, что каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Право на свободу совести. В широком смысле право на свободу совести понимается как право человека Думать и поступать в соответствии со своими убеждениями; в узком — как свобода исповедовать выбранную им религию или не исповедовать никакой. Статья 28 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Одновременно Конституция РФ закрепляет светский характер государства и положение о том, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Все религиозные объединения в РФ отделены от государства и равны перед законом.

Политические права и свободы

Политические права и свободы закреплены в статьях 29—33 Конституции РФ. Данная группа прав и свобод включает в себя: свободу мысли и слова, свободу информации, право на создание общественных объединений, право на проведение публичных мероприятий, право на участие в управлении делами государства, право на обращение.

Свобода мысли и слова. В соответствии со статьей 29 Конституции

РФ каждому гарантируется свобода мысли и слова, т.е. возможность беспрепятственно выражать свои идеи, мнения, убеждения по различным вопросам. При этом, однако, никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

Как и иные права и свободы, свобода мысли и слова не носит абсолютного характера и может быть ограничена законодательством в целях обеспечения уважения прав и законных интересов других лиц, а также в целях охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения. Ряд таких ограничений содержится в самом тексте статьи 29 Конституций РФ, которая устанавливает, что не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, и запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.301 сек.