КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Безопасность личности
Выделение этой ценности связано с представлением о таком климате межличностных отношений, при котором в полной мере могут реализовываться другие ценности: открытость, исследовательское отношение к реальности и взаимопомощь. Если степень угрозы для индивида минимальна, он без страха и с чувством ответственности может пойти на рискованные поступки. При этом совершение ошибки не влечет за собой устрашающих последствий, и благодаря этому создается возможность учиться на собственных ошибках.
Безопасность – чрезвычайно важный фактор межличностного общения, одно из главнейших условий развития личности и ее творческого потенциала. Однако не все люди признают и разделяют эту ценность. Найдется немало таких, которые считают, что в некоторых ситуациях очень желательно, чтобы люди боялись, что для их же пользы нужно держать их в страхе, что таким образом можно достичь очень важных целей. Манипуляция людьми с помощью страха и угроз, даже если и приводит к желательным результатам, вызывает у людей оборонительную реакцию, требующую затрат энергии, чтобы совладать со страхом и опасениями. В лучшем случае удается добиться лишь подчинения власти того, в чьих руках находятся средства угрозы. При этом люди, с которыми так обращаются, теряют способность к творчеству, самостоятельность, ответственность за свои поступки. Они беспокоятся больше о том, чтобы не оказаться в еще более угрожающем положении, а не о том, чтобы как-то улучшить, изменить или развить то, что они делают.
Уменьшение ощущения угрозы и усиление чувства психологической безопасности может быть ценностью, разделяемой всеми членами какой-то определенной социальной группы. Например, в семье все высоко ценят любые усилия уменьшить число взаимных угроз, не манипулировать другими с помощью страха. То же самое может быть свойственно отношениям между мужчиной и женщиной, группе ровесников, классу и т.д. Реализация этой ценности нередко вызывает определенные затруднения на пути к достижению поставленных целей, поскольку порой во имя психологической безопасности приходится отказываться от простых, но менее ценных средств воздействия.
Развитие личности и самоутверждение Каждый человек независимо от возраста способен к самоизменению. Особую ценность имеет определенный вид изменений – процесс личностного развития. Это чрезвычайно важный момент для межличностного общения. Реализация этой ценности позволяет человеку полнее проявить свои возможности. Это означает рост личности в целом, осуществляющийся в разных, но не противоречащих друг другу направлениях, которые возникают из личностных возможностей, стремлений и ценностей. Это может означать развитие интересов, умений, знаний, воображения, творческих способностей, готовности совершать добрые поступки, противостоять злу и несправедливости. Утверждение и реализация личности не могут быть результатом лишь внешнего давления и требований извне. Ведь они есть следствие того, что, полностью осознавая внешние условия своей жизни, подчиняясь необходимости согласовывать свой жизненный путь с интересами других, человек сам является автором своих действий и несет за них перед собой ответственность. Это оказывается возможным благодаря тому, что человек сознательно и целенаправленно делает свой выбор. В различные моменты жизни он может выбрать решения, облегчающие ему реализацию описываемой ценности, может своими выборами способствовать развитию своей личности, а может выбрать то, что тормозит его личностное развитие.
Сознательно и целенаправленно совершая подобный выбор решений, принимая их следствия, человек делает важные и существенные шаги на пути к самореализации и развитию своей личности. Этот процесс нередко проходит болезненно и бурно, но никогда не в изоляции от других. Люди могут безразлично относиться к развитию его личности, препятствовать этому, а могут сопереживать ему и даже участвовать наряду с ним в этом процессе. Считая, что личностное развитие и самореализация являются самостоятельными ценностями, мы подразумеваем не только перемены в нас самих, но и аналогичные изменения, происходящие с другими. Тот, кто признает и реализует эту ценность в своей жизни, будет также ратовать и за личностное развитие других, будет с готовностью помогать им в этом. Это может в первую очередь касаться поиска и установления форм взаимоотношений, способствующих развитию каждого партнера.
Авторитет как право на руководство Авторитетом пользуются люди, обладающие, по мнению окружающих, особыми достоинствами, например знаниями, умениями, способностями. Такие люди ценятся очень высоко, и от них, как правило, многого ждут.
Следовательно, человек завоевывает авторитет не только благодаря каким-то выдающимся чертам личности, но и за счет того, что вокруг есть люди, которые особенно высоко оценивают эти черты и готовы признать приоритет над ними. Многие люди нуждаются в авторитетах. Эта потребность формируется в основном в детстве, в общении с родителями и воспитателями. У большинства есть свой собственный образ или модель человека, за которым они готовы признать авторитет, хотя часто этот образ полностью не осознается. В основе представлений об авторитете лежит некая концепция особых черт, которыми должен обладать авторитетный человек. Мне кажется, что далеко не всякая модель благоприятна с точки зрения межличностных отношений.
Из того, что говорилось выше, следует, что концепция авторитета, основанная главным образом на представлении о доминирующей позиции, о праве властвовать и манипулировать другими с помощью угроз и силы, не может быть ценной в плане повышения качества межличностных контактов. Эта концепция предполагает также, что обычные люди не способны сами контролировать свои действия и, поэтому нуждаются в специальных руководителях, которые будут контролировать их и направлять в жизни. В общем и целом это не соответствует действительности, такое представление – чрезмерное обобщение того, что можно наблюдать в конкретных ситуациях при определенных условиях.
С точки зрения того подхода к людям, который мне хочется продемонстрировать в данной книге, концепция авторитета должна опираться на три принципиальных постулата.
Так в предельно сокращенном виде выглядит набросок такой концепции авторитета, которая может стать одной из важных ценностей в установлении контактов между людьми.
НАВЫКИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ Общение с другими – деятельность, состоящая из цепи непрерывных "действий", таких, как говорение, слушание, восприятие партнера, участие в разговоре, размышление и прочее. Все эти действия направлены на достижение какой-то цели. Можно поэтому попытаться определить, достигнута ли намеченная цель, а если не достигнута, то в какой мере к ней удалось приблизиться. Если я внимательно слушаю, что говорит мой коллега, слежу за тем, что он делает, размышляю о том, что вижу и слышу, то в результате я чувствую, что понимаю его. Если я осознаю, что моя цель не достигнута (то есть я не понимаю этого человека), я постараюсь что-то изменить в своих действиях, попробую внимательнее взглянуть на него, задам ему какие-то вопросы, постараюсь увидеть мысленным взором нечто, что раньше ускользнуло от меня.
Порой ощущение понимания оказывается обманчивым, и спустя некоторое время какие-то непредвиденные и неожиданные поступки коллеги побудят меня к коррекции моих способов взаимоотношений с ним. Таким импульсом может быть также неудовлетворенность характером отношений. Нетрудно заметить, что человек учится различным действиям, облегчающим ему общение с другими. Иногда его действия весьма успешны, а порой – менее. Следовательно, мы можем говорить о существовании навыков, играющих важную роль в формировании характера межличностных отношений. Я уверен, что каждый человек может развивать и совершенствовать свои навыки к межличностному взаимодействию; и хотя многие люди однозначно считают их очень важными, не менее важными, чем, например, вождение автомобиля или знание иностранного языка, мало кто, как мне кажется, систематически и целенаправленно старается эти навыки усовершенствовать.
Рассуждая на эту тему, чаще всего говорят о чертах характера, а не о приобретенных навыках. Однако мне кажется, что понятия "черта" и "характер" скрывают за собой такое размытое и разнообразное содержание, что не могут служить точными определениями, позволяющими лучше познать и понять другого человека. Принято считать, что хорошие отношения устанавливаются между людьми с хорошими характерами, а плохие контакты потому и плохи, что их устанавливают люди с дурными характерами или вообще бесхарактерные. Такое объяснение хороших или плохих отношений значительно искажает реальное положение дел.
Пытаясь объяснить диалектическое явление с помощью формально-логических понятий, мы не сможем увидеть, что же изменяется в интересующем нас явлении, и не сможем понять, возможны ли вообще какие-нибудь изменения. Понятие "черта" ассоциируется с чем-то стабильным и неизменным, более того, с тем, что предопределено в человеке генетически. Это убеждает нас в том, что вероятность улучшения отношений очень мала, поскольку качество контактов зависит от "природы" человека, от "подбора и селекции людей с желательными чертами".
Природа человека формируется под влиянием обстоятельств его жизни. И природу и обстоятельства можно изменить. Естественно, что способ взаимодействия субъекта с окружающими определяется не только его навыками межличностного общения. Большое значение имеет также общая установка индивида по отношению к миру, другим людям и самому себе. Однако и эти устойчивые модели поведения, стереотипы мышления и эмоциональных переживаний, сформированные под влиянием различных обстоятельств и ситуаций межличностного общения, могут в соответствующих условиях претерпевать изменения. Создавать такие условия могут люди, заинтересованные в самоизменении.
Возможность самоизменения в значительной мере зависит от степени развития навыков межличностного общения, от того, насколько человек сумеет понять, что именно происходит в процессе его контактов с другими, от того, удастся ли ему найти с ними общий язык и совместно решить общие проблемы.
Говоря о развитии навыков межличностного общения, следует обратить внимание на некоторые возможные недопонимания. Понятие "навык", "умение", как правило, ассоциируется с успешным и блестящим выполнением каких-то действий, с гарантией достижения желанных результатов. Однако общение с людьми нельзя уподобить манипулированию с предметами или работе с техническими приборами. Никакая степень развития соответствующих навыков не может быть гарантией достижения намеченных целей и установления полного контроля над состоянием контактов.
Таким образом, целью развития навыков межличностного общения должно быть не совершенствование способности манипулировать другими, а развитие способности создавать самому или совместно с партнерами таких условий и атмосферы взаимоотношений, которые бы благоприятствовали психологическому росту человека, раскрытию его конструктивных возможностей.
Навыки межличностного общения, о которых идет речь в этой главе, неразрывно связаны с несколькими принципиально важными моментами, проявляющимися в отношениях между людьми: это взаимное познание и понимание друг друга; взаимное влияние и взаимопомощь; совместное разрешение проблем и конфликтов, а также то, что составляет обязательное условие любых контактов, – коммуникация или взаимный обмен информацией.
Навыки и умения, связанные с этими моментами, не являются систематически воспитанными и организованными в специальную систему. Степень их развития у данного конкретного индивида определяется скорее случайным результатом всего хода предшествующих контактов с людьми. Умение понимать людей и их взаимоотношения
Умение понимать все, что происходит между людьми и в самих людях, постигать смысл их поступков, переживаний, мыслей, стремлений, осознавать внутренний смысл целых ситуаций, возникающих в результате поступков нескольких людей, – это способность, значение которой трудно переоценить. Особенно важно уметь осознавать не только то, что касается других, но и собственное поведение, свои реакции в конкретных ситуациях межличностного общения. Эта способность не формируется на основе выработки в себе навыка быстро и однозначно выносить суждения о людях и о себе самом. Склонность быстро и бесповоротно судить о людях мешает по-настоящему глубоко их понимать.
Напротив, умение видеть связи между собственным поведением и реакциями других, между поступками окружающих и своим поведением помогает адекватно понимать людей. Эта двусторонняя связь поведения одного человека и внутренних реакций другого является ключом к пониманию того, чтó на самом деле происходит между людьми. Чтобы понять эту связь, следует идти навстречу друг другу, облегчая взаимопонимание. А для этого необходимы открытость и доверие, развитое самосознание и согласие с самим собой.
Для глубокого познания друг друга требуется достаточно высокий уровень доверия. Необходимы также открытость и готовность делиться своими мыслями, откровенность в суждениях относительно того, что происходит в процессе общения. А готовность быть открытым в значительной степени зависит от того, насколько партнеры осознают и принимают самих себя. Человеку, не очень хорошо понимающему, что с ним происходит, не осознающему свои мысли и намерения, не удастся передать свои переживания партнеру, и тому придется довольствоваться только собственными фантазиями относительно того, что там "внутри" у его собеседника. Человек, не принимающий себя таким, какой он есть, постарается скрыть от других свой внутренний мир или же навязать окружающим превратное представление о себе.
Пытаясь понять других, мы обычно ищем однозначный ответ на вопрос: "Каким в действительности является X?" Если нам удается найти ответ, мы создаем себе какой-то образ этого человека. Руководствуясь этим образом, мы планируем свое поведение по отношению к нему, пытаемся предсказать его поступки. Однако очень часто созданный нами образ мешает разносторонне оценить живую изменчивую личность, понять действия и внутренние переживания человека. Ведь мы стараемся объяснить конкретные поступки, стремления и чувства этого человека, исходя из ранее сформированного представления о нем. Бывает даже так, что мы не замечаем каких-то особенностей человека, которые не укладываются в его образ. Поэтому тем, кто хотел бы улучшить свои контакты с другими, важно обладать умением воспринимать "на лету*, "здесь и теперь" изменяющиеся чувства, поступки и мысли человека. Благодаря этому становятся возможными глубокий и полный контакт с другим человеком, а также ориентирование в актуальном состоянии отношений с ним.
Обсуждая в этой главе самые разные моменты, мы постоянно возвращались к вопросу о познании "внутреннего мира" другого. Умение видеть то, что "внутри", – это нечто гораздо более ценное, нежели просто умение непосредственно наблюдать за поведением человека. Эта способность часто называется эмпатией, она основана в первую очередь на создании адекватных образов того, чего не видно на поверхности, что составляет скрытый, внутренний план поведения человека. Для нее необходимы развитое воображение и фантазия, без которых мы не почувствуем, что переживает данный субъект, к чему он стремится, как оценивает мир и самого себя. Для этого надо уметь взглянуть на людей и различные события глазами человека, которого мы хотим понять. И притом необходимо постоянно сверяться, соответствует ли наше представление истинному положению дел. Потому что только человек, являющийся объектом нашей познавательной деятельности, может вынести окончательное суждение о том, правильно ли мы его понимаем.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |