Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации. Тема 30. Методика расследования убийств




Тема 30. Методика расследования убийств

Занятие 30 − семинар Время − 2 часа

П Л А Н

1. Криминалистическая характеристика убийств.

2. Особенности возбуждения уголовного дела и обстоятельства, подлежащие установлению.

3. Типичные следственные ситуации первоначального этапа расследования убийств и программа действий следователя.

4. Тактика первоначальных следственных действий по делам об убийствах.

5. Тактика последующих следственных действий.

 

В ответе на первый вопрос необходимо определить структурные элементы криминалистической характеристики убийств. После этого необходимо раскрыть каждый из элементов криминалистической характеристики, уделив особое внимание типичным способам умышленного причинения смерти другому лицу и механизму следообразования, личности жертвы и преступника. Кроме того, необходимо осветить и нетипичные виды убийств, например, детоубийство. Курсантам надо самостоятельно проанализировать подобную ситуацию и попытаться определить виды образуемых следов, на основании чего сделать выводы о способе совершения данного преступления.

По второму вопросу необходимо определить поводы к возбуждению уголовного дела об убийстве. В этой же связи курсанты должны обосновать последовательность проведения проверочных действий по сообщению об убийстве. Здесь необходимо учитывать, что, например, уголовное дело возбуждается сразу же после обнаружения трупа с явными признаками насильственной смерти. Кроме того, необходимо разъяснить вопросы возбуждения уголовного дела об убийстве при безвестном исчезновении лица, подробнее остановившись на тактике проверки сообщения об без вести пропавшем человеке. Затем курсанты определяют содержание обстоятельств, подлежащих установления.

В третьем вопросе курсантами освещаются три вида типичных следственных ситуаций по делам об убийствах с обоснованием каждой точки зрения. В зависимости от типичной следственной ситуации курсантами обоснованно излагается программа действий следователя на первоначальном этапе расследования по разрешению этих ситуаций. Далее необходимо подчеркнуть, что приводимая последовательность является примерной, она может корректироваться в зависимости от развития следственной ситуации. Здесь же необходимо привести примеры изменения предлагаемой последовательности проводимых следственных действий.

Раскрытие четвёртого вопроса необходимо начинать с тактики производства осмотра места происшествия, например, при обнаружении трупа с явными признаками насильственной смерти. В данном случае, курсантам необходимо восстановить в памяти знания по тактике проведения данного следственного действия, обратившись к соответствующей теме изученной криминалистической тактики. Внимание должно быть сосредоточено на выделении особенностей осмотра места происшествия, тактике применения технико-криминалистических средств и методов, и, особенно, роли специалистов в обнаружении, фиксации и изъятии доказательств, выдвижении версий. После этого, курсанты рассматривают тактику производства других следственных действий (задержание, обыск, освидетельствование и т.д.) в соответствии с предложенной предыдущим отвечающим последовательностью (программой) следственных действий. Здесь же необходимо подробнее остановиться на возможностях судебных экспертиз в оказании помощи в расследовании с перечислением типичных вопросов, которые ставятся на разрешение эксперта.

В рассмотрении пятого вопроса особое внимание следует уделить производству следственных действий с участием подозреваемого (обвиняемого), таких как проверка показаний на месте, очные ставки и т.д. Также необходимо осветить возможности проводимых на данном этапе судебных экспертиз, особенно традиционных криминалистических, а также судебно-медицинских и других видов судебных экспертиз. В данном случае нелишним будет рассмотрение вопроса о возможностях экспертов в выдвижении версий по делу. Здесь же необходимо рассмотреть возможности криминалистических учётов в раскрытии и расследовании убийств.

В дальнейшем рассмотрение вопросов последующих тем необходимо строить по предлагаемой схеме, а рекомендации по подготовке будут содержать лишь особенности того или иного элемента частной методики расследования, на которые, по мнению кафедры криминалистики, следует обратить особое внимание при ответе.

Занятие 30.1 − практическое. Время − 2 часа

Основная цель занятия − решение вводной, предлагаемой преподавателем по теме. Указанная цель достигается посредством решения ряда задач: уяснение следственной ситуации, складывающееся на конкретный момент расследования; выдвижение конкретных версий; составление обоснованного плана неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по проверке версий; определение тактики проведения отдельных следственных действий (например, составление перечня вопросов, подлежащих выяснению при допросе какого-либо лица); определение перечня судебных экспертиз и примерного перечня вопросов, выносимых на разрешение эксперта и т.д. В завершении занятия курсанты сдают преподавателю на проверку письменное решение вводной.

 

Занятие 30.2 − практическое Время − 2 часа

Продолжение решения вводной. Преподаватель объявляет об установлении обстоятельств, которые влияют на изменение следственной ситуации по делу. Курсантам следует проанализировать складывающуюся следственную ситуацию, отвергнуть некоторые версии и выдвинуть новые, в связи с чем скорректировать письменный план расследования. Затем по указанию преподавателя необходимо составить план проведения отдельных следственных действий; определиться с назначением судебных экспертиз, характерных для данной следственной ситуации, составить перечень вопросов, необходимых для разрешения судебной экспертизой. Письменное решение курсанты сдают преподавателю на проверку, после чего подводятся итоги изучения темы.

В дальнейшем курсантам необходимо строить работу по разрешению вводных по предлагаемой схеме, которая корректируется в зависимости от вида изучаемой методики расследования и времени, отводимого для изучения. Задания, предлагаемые для письменного решения, могут изменяться в зависимости от поступающих вводных.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.