Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономико-географическое положение городов




Понятие «географическое положение» является ключевым для всей системы географических наук. Н.Н. Баранский обращал внимание на то, что ЭГП - это «отношение какого-либо места, района или города к вне его лежащим данностям, имеющим то или иное экономическое значение, - все равно, будут ли эти данности природного порядка или созданные в процессе истории... Для экономической географии чрезвычайно важно положение данной страны (или района, города или вообще исследуемого ареала) по отношению к путям, рынкам, крупным центрам (промышленным, торговым, административным, культурным)».

При оценке ЭГП города обязательно учитываются пространственный и временной аспекты. В связи с тем, что на карте объекты изображаются как точечные, линейные или площадные, оценка ЭГП города производится с учетом взаиморасположения:

а) точка относительно другой точки: Москва относительно Санкт-Петербурга;

б) точка относительно линии (и обратное): Саратов на Волге;

в) точка относительно ареала: столица в государстве.

Для определения взаиморасположения объектов указывают расстояние между ними и направление (к северу, юго-востоку). Для определения положения точки, линии, меньшего ареала в составе более крупного используют термины: центральное, глубинное, периферийное, окраинное, пограничное положение.

Если рассматривать структуру ЭГП под углом зрения положения данного объекта по отношению к элементам общественного производства, то нужно указывать следующие главные его компоненты:

1) транспортно-географическое положение, т.е. положение по отношению к транспортной сети (с учетом ее мощности, провозной способности путей сообщения, степени загруженности, скорости и стоимости перевозок). Особо выделяется приморское положение, которое во все времена было существенным фактором экономического развития;

2) промышленно-географическое — положение относительно источников энергии, центров обрабатывающей промышленности и научно-технических баз;

3) агрогеографическое — положение относительно продовольственных баз и основных центров потребления сельскохозяйственной продукции;

4) рыночное (или сбыто-географическое) - положение относительно рынков сбыта продукции (как средство производства, так и предмет потребления). Оно является важнейшим фактором, влияющим на размещение производства, и во многих отраслях промышленности играет первостепенную роль;

5) демографическое (или демогеографическое) - положение относительно сгустков концентрации населения, трудовых ресурсов и научно-технических кадров;

6) рекреационно-географическое положение относительно мест отдыха и туризма.

Экономико-географическое положение есть категория историческая, и она каждый раз должна определяться в координатах времени. ЭГП города меняется со временем, в зависимости от характера социально-экономического развития города и его окружения. В отечественных работах по геоурбанистике описано немало примеров изменения ЭГП городов, например, улучшение ЭГП Берлина, произошедшее после обретения им столичного статуса и соответственно строительства транспортной инфраструктуры.

Синтезированной схемой оценки ЭГП служит схема И.М. Маергойза, позволяющая достаточно полно провести оценку ЭГП города (табл. 2).

 

Таблица 2

Принципиальная схема ЭГП города

 

Класс отношений Подкласс отношений Вид ЭГП Подвил ЭГП. Положение относительно
А. Основные территориальные отношения I. Отношение к элементам общественного производства 1. Промышленно-географическое а) источников энергии (топливно-географическое, энерго-географическое); б) источников основных видов громоздкого сырья и материалов (например, металло-географическое, лесо-географическое); в) сгустков обрабатывающей индустрии.
2. Аграрно-географическое а) продовольственных баз (продовольственно-географическое); б) баз сельскохозяйственного сырья.
3. Транспортно-географическое а) морских путей (приморское); б) других магистральных путей (магистральное); в) транспортных узлов (узловое).
4. Сбыто-географическое а) рынков сбыта товаров производственного назначения (особенно зон реализации угля, черных металлов, т.д., зональное положение); б) рынков сбыта потребительских товаров.
5. Демо-географическое а) трудовых ресурсов; б) научно-технических кадров.
II. Отношение к ареалам 1. Внутри- (интра-) ареальное: а) центральное; б) эксцентричное; в) периферийное; г) глубинное. 2. Меж- (интер-) ареальное а) административных ареалов (административный район, область, край, республика); б) интегральных экономических ареалов; в) прочих ареалов (угольных и железорудных бассейнов, ареалов сельскохозяйственной специализации, расселения определенной национальности, трудовых ресурсов, экономической освоенности и т.д.).
Б. Производные территориальные отношения I. Отношение к линиям и фокусам 1. На грузопотоках а) внутрирайонных связей; б) межрайонных связей; в) внешнеэкономических связей.
2. На пассажиропотоках преимущественно внутренних
3. Взаиморасположение а) своей локальной системы городов (в т.ч. в пригородной зоне); б) своей территориальной системы городов; в) городов других территориальных систем (особенно столиц)
В. Интегральные территориальные отношения (отношения отношений) I. Отношение к территориям различного масштаба (с учетом интенсивности связей с ними) 1. Микроположение а) одного или нескольких административных районов (или части области, края, республики); б) планировочного микрорайона
2. Мезоположение крупного экономического района
3. Макроположение экономического региона (нескольких экономических районов)
4. Сверхмакро-положение группы экономических регионов, государства, континента

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.