Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры




КУРС ЛЕКЦИЙ

 

Мы приступаем к изучению новой учебной дисциплины – «Концепции современного естествознания». Для начала дадим комментарий к ее названию.

Первое слово — концепции. Что означает этот термин? Концепция (от лат. conceptio — понимание, система) — определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности. Иными словами, концепцию можно представить как «логический каркас» некоторой системы знаний, в данном случае – естествознания.

Второе слово — современное. Речь идет именно о современном, о сегодняшнем взгляде на проблемы естествознания. И это существенно, ибо в школе зачастую рассматриваются прошлые концепции естествознания. Так, изучаемые в старших классах начала дифференциального и интегрального исчисления в математике сформулированы в 17-18 вв. Школьный курс геометрии базируется на геометрии Евклида, созданной более 2 тыс. лет назад. В курсе химии преподаются знания, формирование которых завершено более полувека тому назад и т.д.

И, наконец, естествознание — совокупность наук о природе (естественных наук), взятых в их взаимосвязи, взаимозависимости, как целое.

Таким образом, учебный курс посвящен рассмотрению наиболее общих представлений о том, как наука понимала и понимает природу, каковы способы научного познания природы. Ясно, что эти представления изменяются во времени — одни у Аристотеля, другие — у Ньютона, третьи — у Эйнштейна. Как же могут измениться представления о мире природы в будущем? Эта проблема также является предметом размышления в нашем учебном курсе.

Задачи дисциплины «Концепции современного естествознания» состоят в том, чтобы студенты-гуманитарии

· получили сведения о современных взглядах на природу;

· увидели необходимость как рационального, так и образного отражения окружающего мира;

· определили место человека в этом мире;

· поняли различие между точным знанием, верой, догадками, недобросовестными и тенденциозными интерпретациями наблюдаемых явлений.

Отсюда вытекают основные функции дисциплины «Концепции современного естествознания».

Гносеологическая (познавательная) функция заключается в том, что студент получает приращение знаний в сфере естествознания. Такого рода приращение касается не столько конкретных фактов в этой области, сколько обобщенных концепций естествознания.

Мировоззренческая функция является важнейшей для учебной дисциплины. Концепции современного естествознания являются важной составной частью мировоззрения в целом, источником обобщенных представлений о мире и месте человека в нем.

Методологическая функция учебной дисциплины позволит обогатить методологическую культуру будущего специалиста, вооружить его пониманием тех методов, с помощью которых формируется современная естественнонаучная картина мира.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.