Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объект и субъект науки. Система научных методов




 

 

Субъект — носитель сознательной целенаправленной деятельности. Субъектами науки являются ученые и специалисты — научные работники, коллективы исследователей. В предельно общем выражении субъектом науки выступает человечество как всеобщий носитель познавательной потребности и пользователь научных результатов.

Объект науки — это все состояния бытия окружающего мира, общества и самого человека, которые становятся сферой приложения активности субъекта науки.

В поле активности ученого зачастую попадают теоретические конструкции, которым нет непосредственного аналога в природном окружении: математические точки, линии, «абсолютно черное тело», «идеальный газ» и т.д.

Предмет научного исследования – конкретная часть объекта науки. Так, объектом биологии в целом выступает живое вещество, а предметом раздела биологии – физиологии высшей нервной деятельности – выступают процессы центральной нервной системы.

Цели науки многообразны: объяснение, предсказание, истолкование тех процессов и явлений, которые стали объектом ее познания, реализация научных результатов в управлении, производстве и других сферах общественной жизни, в улучшении качества жизни.

Средства — это способы действия и орудия для осуществления научной деятельности. К средствам науки относят в первую очередь методы исследования. Помимо методов значительную часть средств составляет активная и пассивная техника — система научных приборов, устройств, зданий и сооружений, в которых осуществляется научная деятельность.

Научный метод – это способ исследования, совокупность приемов или операций, направленных на получение и обоснование научного знания, создания научной теории. Задача научного метода – обеспечить наиболее эффективный путь, способ получения объективных знаний о той области действительности, которая исследуется.

Методы исследования, используемые в естествознании, могут быть подразделены на группы:

· Всеобщие философские методы, касающиеся всего естествознания, любой науки; чаще всего здесь выделяют диалектический и метафизический методы.

· Общенаучные методы имеют междисциплинарную область применения, используются во всех либо в большинстве наук.

· Частнонаучные методы – это методы, действующие в пределах отдельной отрасли естествознания; как правило, это конкретизация общенаучного метода применительно к нуждам данной науки, например, спектральный анализ для физика и химика – это конкретизация общенаучного метода анализа.

Использование конкретного метода существенно зависит от того, на каком уровне исследования он применяется.

Эмпирический уровень научного познания – это непосредственное исследование чувственно воспринимаемых объектов.

Теоретический уровень научного исследования – это раскрытие сущности явлений, выявление законов на рациональной (логической) ступени познания.

Преимущественно на эмпирическом уровне исследования применяются такие методы как наблюдение, эксперимент, измерение, описание.

Преимущественно на теоретическом уровне используются такие методы как анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, дедукция, индукция и аналогия, историческое и логическое, моделирование, математизация и кибернетизация, а также такие исследовательские подходы, как системный, структурно-функциональный и др.

Студентам следует обратить особое внимание на взаимодополнительный характер многих теоретических методов. Такая их природа обусловлена объективной противоречивостью окружающего мира, которая может быть адекватно раскрыта лишь с помощью взаимно дополняющих друг друга методов. Поэтому зачастую говорят, к примеру, о едином аналитико-синтетическом методе. Более подробно о сущности каждого из методов можно прочитать в рекомендованной литературе.

Результаты науки также многообразны. Но смысл ее — получение научного знания. Это знание отличается следующими показателями: объективная истинность (наибольшая степень соответствия свойствам объекта, отсечение пристрастий, оценок самого ученого), систематизированность, логическая обоснованность, полнота для данного уровня познания, открытость для компетентной критики, интерсубъективность (т.е. знание есть результат деятельности не одиночки ученого, а целостного процесса развития науки, поэтому открытия одних ученых проверяют другие), практическая применимость.

Формами научного знания выступают: научные факты, проблемы, гипотезы, доказательство или опровержение гипотез, законы, теории, концепции, научные картины мира.

Вопросы для самоконтроля

1. Какое место занимает наука в системе культуры?

2. Что такое научный метод?

3. Чем отличается эмпирическое исследование от теоретического познания?

4. Кратко охарактеризуйте основные формы эмпирических исследований.

5. Покажите основные формы научного знания.

6. Какую роль играют гипотезы в науке?

7. Покажите связь дифференциации и интеграции в развитии научного знания.

Литература

Обязательная:

1. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. Курс лекций. - М.: Гардарики, 2006. Гл. 1.

2. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С.9 – 41; 42 – 58.

3. Современная философия науки. Хрестоматия. / Сост. А.А. Печенкин. – М.: Наука, 1996.

Дополнительная:

7. Вригт Г. Логико-философские исследования. М., 1986.

8. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2002. Гл. 1.

9. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса - М., Прогресс, 1986. С.127-150.

10.Рузавин Г. И. Методология научного исследования. М.: ЮНИТИ, 2005. С. 4-37.

11.Степин В.С., Философия науки: Общие проблемы. М.: Гардарики, 2006.

12. Сноу П. Две культуры. М., 1973.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 5738; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.