Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Травматический невроз и еврейский монотеизм




В одном из разделов настоящей работы, посвященной психоаналитическому пониманию неврозов, эта пробле­матика нашла свое отражение, Й тем не менее придется кое-что повторить, чтобы имелось лучшее представление о том, насколько содержательно Фрейд осветил психоана­литические взгляды на невроз и как он использовал их применительно к прикладному исследованию Моисея и еврейского монотеизма.

В изложении основателя психоанализа суть этих взгля­дов сводится к следующему.


Благодаря исследовательской и терапевтической дея­тельности было выявлено, что симптомы невроза являют­ся следствием определенных переживаний и впечатлений, признаваемых в психоанализе за этиологические травмы. Все эти травмы относятся к раннему детству и имеют мес­то в возрасте до пяти лет. Травмами являются пережива­ния или впечатления ребенка — переживания, связанные с его собственным телом, впечатления, обусловленные чувственным восприятием от увиденного и услышанного им. В плане важности понимания истоков возникновения невроза особое значение имеют детские впечатления, от­носящиеся к возрасту ребенка в период от двух до четырех лет. Соответствующие переживания за редким исключе­нием полностью забываются, оказываются недоступными для сознания. Они относятся к периоду инфантильной ам­незии. Иногда на поверхность сознания всплывают раз­розненные фрагменты воспоминаний,"но они являются скорее «маскирующими», нежели реальными воспомина­ниями. Переживания восходят к впечатлениям сексуаль­ного и агрессивного характера, включая ранние нарцисси-ческие обиды, нанесенные детскому Я.

Психоаналитические исследования и клинические разработки свидетельствуют о преобладании сексуально­сти в детском развитии. В самом раннем возрасте у ребен­ка наблюдается период «раннего цветения» сексуально­сти, затем примерно с пяти лет и до наступления половой зрелости наступает латентный период, в течение которого не только приостанавливается дальнейшее сексуальное развитие, но и утрачивается кое-что из достигнутого. Та­кое развитие сексуальности не характерно для животного мира. Похоже, что человек является единственным живым существом с подобным периодом латентности и сексуальным запаздыванием. Период инфантильной амнезии у него совпадает с ранним развитием сексуальности. В этом об­стоятельстве можно видеть действительное условие воз­можности возникновения неврозов, являющихся, по-ви­димому, привилегией человека.

Говоря об особенностях неврозов, следует иметь в виду, что бывают двоякого рода последствия травмы, а именно, положительные и отрицательные. Положитель­ные последствия связаны с усилиями возвратить травме ее былое значение, то есть вспомнить забытое переживание или сделать его реальным, снова пережить его повторение


 




и дать ему возвратиться, но по отношению к другому лицу. Речь идет о фиксации на травме и навязчивом повторении. Отрицательные последствия обусловлены противополож­ной целью, то есть отсутствием желания иметь какие-либо воспоминания и повторения забытой травмы. Речь идет о защитных реакциях, основное выражение которых заклю­чается в избегании всего того, что связанно с неприятным прошлым. Такое избегание способно привести к фобиям. Невротические симптомы представляют собой комп­ромиссные образования, содержащие оба вида реакций на травму или фиксацию на травме с противоположными тенденциями, доминирующее выражение которых может иметь то одну, то другую направленность. В результате противонаправленное™ реакций как раз и возникают - внутрипсихические конфликты, чаще всего не способные придти к своему завершению.

При большой своей интенсивности симптомы и огра­ничения Я становятся независимыми от других психиче­ских процессов, подчиняющихся законам логического мышления. Они не соотносятся ни с внешней реально­стью, ни с ее психическим представительством. Результа­том этого оказывается то, что внутренняя психическая ре­альность начинает господствовать над реальностью внеш­него мира, тем самым открывая путь к психозу.

Инфантильная травма может сопровождаться детским неврозом, когда усиливаются защитные механизмы и фор­мируются симптомы. Детский невроз может вызывать бро­сающиеся в глаза нарушения или протекать латентно, оста­ваясь незамеченным. Редко бывает так, что он без перерыва переходит в невроз взрослого. Чаще детский невроз сменя­ется периодом физиологической латентности. Лишь по прошествии времени начинаются изменения, в процессе которых обнаруживается невроз как запоздалое последст­вие травмы. Позднейшие вспышки заболевания отделены от первых реакций на травму скрытым периодом, свидете­льствующим о латентности невроза. Это — типичное явле­ние, характерное для развития человека. Латентность не­вроза является своеобразной попыткой исцеления, свиде­тельствующей о стремлении примирить отделившиеся под влиянием травмы психические процессы от остальных, со­ставляющих единое целое в человеческом Я. Но подобная попытка чаще всего оказывается безуспешной. Она завер­шается опустошением Я, его расколом или рабством, ког-


да отделившиеся под влиянием травмы процессы приоб­ретают власть над человеком. Все это впоследствии дает знать о себе путем возвращения вытесненного из сознания материала. Поэтому, как подчеркивал основатель психоа­нализа, все феномены образования симптомов «могут быть с полным обоснованием описаны под рубрикой «воз­вращение вытесненного» [48. С. 247].

"Описывая генезис невроза, восходящий к ранним впе­чатлениям детства, Фрейд обратил особое внимание на ла­тентный период (латентность невроза) и способность воз­вращения вытесненного. И то, и другое входит в формулу, предложенную им для описания развития невроза: «ран­няя травма — защита — латентность — наступление невро­тического заболевания — частичное возвращение вытес­ненного». И то, и другое оказывается существенным для понимания истории религии вообще и истории иудаизма в частности, поскольку, с его точки зрения, имеется некое соответствие между травматическим неврозом и еврейским монотеизмом.

В представлении Фрейда это соответствие обусловле­но сходством, наблюдаемым между жизнью человека и жизнью человеческого рода. В жизни человечества также имели место «события сексуально-агрессивного содержа-ния, оставившие по себе стойкие следы, но большей ча­стью они были вытеснены из сознания, забыты, позднее же, после долгого латентного периода, оказали свое воз­действие и вызвали к жизни феномены, аналогичные по структуре и тенденции невротическим симптомам» [49. С. 205]. Речь идет о событиях, описанных основателем пси­хоанализа в гипотетической форме в работе «Тотем и табу», то есть об отцеубийстве в первобытной орде, тоте­мизме с его почитанием заменителя отца, табу на инцест и появлении религии в истории человечества, имеющей из­начальную связь с социальными образованиями и нравст­венными обязательствами.

Размышляя о последующем развитии религии, Фрейд заметил, что в религиозных учениях и ритуалах наблюда­ется фиксированность на старом родовом предании, на его пережитках и возобновление прошлого, возвращение забытого спустя значительные промежутки времени. Так, ритуал христианского причастия, когда верующие символи­чески поглощают кровь и тело своего Бога, по сути дела, вос­производит смысл и содержание древней тотемистической


 




трапезы. Убийство Моисея еврейским народом оказывает­ся необходимым связующим звеном между забытым собы­тием прадревности и позднейшим возвращением вытес­ненного в форме монотеистической религии. Если Мои­сей стал первым мессией, то Христос — его заместителем и приемником. Поэтому и в воскресении Христа «есть час­тица исторической правды, ибо он был возвратившимся праотцом первобытной орды, преображенным и в качест­ве сына взошедшим на место отца» [50. С. 214}.

Фрейд обратил внимание на то, что всякий, имеющий отношение к пережитому, возвращающийся из забвения фрагмент прошлого неожиданно может оказывать такое сильное воздействие на людей, в результате которого ло­гика отступает перед притязаниями его на истинность. Это, необъяснимое на первый взгляд, обстоятельство ста­новится понятным, стоит лишь обратиться к бредовой ма­нии психотиков. В бредовой идее имеется фрагмент забытой истины, которая искажается в процессе своего возвращения в сознание. Сопровождающая бредовую идею навязчивая убедительность покоится на этой части истины. Нечто аналогичное имеет место и в религиозной вере, убеждения которой несут на себе черты психотических симптомов, но в своих основаниях восходят к тому, что основатель психоана­лиза назвал исторической истиной.

Проводя аналогию между развитием человека и чело­вечества, невротическими процессами и религиозными явлениями, а также отдавая себе отчет в том, что подобная аналогия не может быть целиком и полностью исчерпыва­ющей, Фрейд тем не менее исходил из того, что по крайней мере в одном пункте она почти полная. Речь идет о впечат­лениях прошлого, сохраняющихся в бессознательных остаточных воспоминаниях человека и человечества.

У человека сохраняется память о событиях, вызвавших ранние переживания, хотя в силу работы механизма вы­теснения соответствующее знание забывается. Это забы­тое не стирается из памяти, а только вытесняется и через определенный промежуток времени может снова возвра­титься, всплыть на поверхность сознания. Однако его воз­вращение сопровождается искажениями, свидетельству­ющими о глубинной работе сопротивления. Ранее вытес­ненное претерпевает видоизменение. Причем, как пола­гал Фрейд, речь может идти о возвращении вытесненного, не только обусловленного личными переживаниями, но и свя-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.