Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности французского абсолютизма 2 страница




Колумб снялся с якоря 3 августа 1492 г. и взял курс на Канарские о-ва. На 33 день плавания от Канар, 12 октября вахтенный увидел землю. Это был один из Багамских о-вов Сан-Сальвадор (Святой Спаситель, теперь - Ватлинг)[5]. Двигаясь от одного острова к другому. Однако из слов туземцев путешественники поняли, что существует большой и богатый о.Куба. Они поплыли туда, но были разочарованы. Решив, что это Китай, Колумб высадился, но, к своему удивлению, не увидел ни богатых городов, ни монархов, ни золота, ни пряностей. Испанцы впервые увидели употребление табака и вывезли его на родину[6]. Кроме этого, Колумб захватил с собой незнакомые образцы других растений, получивших в Европе большое распространение: сахарный тростник, картофель, подсолнух, маис (кукурузу)[7]. От кубинцев Колумб узнал, что в других землях есть много золота и среди экипажа началась золотая лихорадка, приведшая к крушению одного из кораблей – в день Рождества он наскочил на мель и разбился. Другое судно мореходы потеряли раньше и Колумбу ничего не оставалось, как на оставшейся каравелле вернуться в Испанию. Но 39 моряков добровольно согласились остаться на ближайшем острове, названным Колумбом Эспаньолой (Маленькой Испанией). Они соорудили форт и укрепили его пушками, снятыми с потерпевшего крушение судна. 15 марта 1493 г., то есть спустя 8 месяцев с начала плаваний, Колумб вернулся в Испанию. Он привез счастливую весть об открытых им на западе землях, а также немного золота и несколько захваченных на островах туземцев. В Испании их стали называть индейцами. Так это и закрепилось. Цель экспедиции – разведка и торговля – была выполнена. О колониях перед Колумбом вопрос не ставился.

Весть об открытиях Колумба встревожила Португалию. Она опасалась, что Испания с другой стороны проникнет в Индию. Спор между двумя христианскими королевствами за будущие владения принял такой острый характер, что за посредничеством обратились к папе Римскому. Понтифик сумел убедить спорящие стороны поделить весь мир между собой. В Тордесильясе в 1494 г. был подписан договор, по которому раздел производился по меридиану, проходящему в 2 тыс. км западнее о-вов Зеленого Мыса, вблизи открытых Колумбом земель, примерно по 50° западной долготы. На все земли, располагавшиеся к западу от линии раздела, получала права Испания, к востоку – Португалия. Позднее, после открытия Тихого океана, этот раздел распространился и на восточное полушарие. Так, по воле папы, произошел первый колониальный раздел мира. Поскольку на местности проведенные линии точно найти не умели, частыми стали территориальные споры. Тогдашний французский король Франциск I, естественно, несогласный с договором, попросил королей Испании и Португалии разъяснить, где и когда Адам это завещал. Именно непризнание этого договора дало Англии и Франции моральное и юридическое право развернуть впоследствии пиратство в Атлантике.

Незадолго до подписания Тордесильясского договора Колумб, обличенный титулом адмирала, вице-короля и правителя открытых островов и материка, на 17 судах с экипажем более 1500 человек 25 сентября 1493 г. вновь отправился на запад. На этот раз он захватил с собой лошадей, свиней и коров, которых не обнаружил на открытых им землях. Тогда же испанцы завезли в новые земли кошку, считая, что они, особенно черные, приносят счастье. От завезенных животных пошли те десятки миллионов голов скота, которым теперь славится Америка. Были также завезены семена различных европейских сельскохозяйственных культур.

С Колумбом оправилась искать счастья в новых местах и небольшая группа придворных, несколько сот гордых, но, фактически, нищих идальго, а также чиновники, монахи и священники. Колумб не забыл также захватить огромных собак, специально обученных для охоты на людей. При помощи таких собак португальцы уже ловили негров в Африке и продавали их на невольничьих рынках. Колумб, как видно, был истинным сыном своего жестокого времени.

В ходе нового плавания Колумб прибыл к островам, жители которых называли себя каранбами. У испанцев получилось – каннибалы. В хижинах у них нашли человеческие кости и испанцы сочли их людоедами. С тех пор слово каннибал и стало синонимом людоеда.

Вернувшись к острову, на котором остались добровольцы из первой экспедиции, испанцы, однако, никого из них не нашли. Как оказалось, после отплытия Колумба испанцы разбрелись по острову в поисках золота. Они стали грабить туземцев и обзавелись гаремами, одалживая жен у местных жителей. Все это возмутило последних и они перебили непрошеных гостей. В дальнейшем и сам Колумб активно участвовал в порабощении туземцев. В послании королю он предлагал устраивать массовые облавы на них с целью обращения в рабов. Собственно, эта экспедиция и была ориентирована на колонизацию, ибо выяснилось, что у индейцев покупать нечего. Не находя золота, Колумб надеялся соблазнить своих покровителей человеческим товаром. Организовав завоевание открытых земель, получив заранее оговоренную долю от награбленного, Колумб вернулся в Испанию.

Но в конце мая 1498 г. он отправился в свое третье плавание через Атлантику. На этот раз у него было всего 6 кораблей и 300 человек экипажа. На этот раз, в третьей экспедиции, Колумб поплыл южнее и скоро увидел землю, которую принял за большой остров. Он и не подозревал, что, наконец, открыл южноамериканский материк. Земля оказалась густо заселенной и богатой.

В марте 1502 г. со своим братом Бартоломео он поплыл с намерением пробиться за острова и достичь, наконец, свою мечту. Разумеется, искомой Индии он не нашел и в ноябре 1504 г. на одном корабле, больной, всеми забытый, вернулся в Испанию. Растратив в последней экспедиции все свое состояние, он оказался в нищете и вскоре, в 1506 г. умер близ Мадрида, в Вальядолиде.

Назван же материк Америкой по имени другого итальянского исследователя – Америго Веспуччи. В начале ХVI в. он становится главным картографом Испании. В качестве кормчего (штурмана) он несколько раз пересекает Атлантику под испанским (в 1499-1500 гг.) и португальским (в 1500-1502 гг.) флагами. В 1503 г. Веспуччи даже планировал западным путем через Атлантику достичь Малакки. Он обследовал 6700 миль южноамерикаснкого побережья и в письмах своему бывшему хозяину и другу Пьетро Медичи дал описание этих мест, которые он не считал окраиной Азии и предложил назвать Новым Светом. В 1507 г. провинциальный, но известный в Германии географ из Лотарингии Мартин Вальдземюллер издал карту мира и глобус, в которых новую часть света назвал Землей Америго в честь того, кто ее впервые подробно описал. Сам Америго, кстати, умер в 1512 г. не подозревая, что дал имя новому континенту. Конечно, не он открыл Америку. Но он назвал ее Новым светом, а не доказывал, как Колумб, что Куба – это Китай, а Гаити – Япония. В 1538 г. фламандский картограф Герард Меркатор (Кремер) использовал название Вальдземюллера и в своей карте мира Северную и Южную части континента назвал просто Америкой.

Обедневший испанский идальго Васко Нуньес де Бальбоа в качестве солдата отправился в Новый Свет. В Панаме, в колонии Дарьен, ему удалось захватить власть. С отрядом в 190 человек за 23 дня он прошел сквозь заболоченные, вызывавшие лихорадку джунгли и с оставшимися 67 спутниками 23 сентября 1513 г. поднялся, наконец, на гору, с которой был виден новый океан - Тихий. За это открытие Бальбоа был позднее прощен испанским правительством.

Португалец по происхождению, Фернан Магеллан с помощью испанского короля Карл V снарядил экспедицию из 5 судов водоизмещением 182 – 200 т, 2–3-мачтовых, длиной 20-30 м и шириной 7-10 м. Среди команды оказался чудак-идеалист Антонио Пигафетта из Виченцы. Он стал первым автором словаря индейских слов. 20 сентября 1519 г. эскадра вышла из испанского порта Сан-Лукар и взяла курс на юго-запад, планируя обогнуть Южную Америку. Но лишь в ноябре 1520 г. был найден, наконец, пролив (Магелланов). К этому времени в экспедиции осталось всего 3 судна. 3 месяца и 20 дней плыли мореходы по океану, названному ими Тихим, ибо все это время стояла спокойная солнечная погода. Наконец, в марте 1521 г. экспедиция подошла к нынешним Филиппинам, получившим, кстати, свое название в честь наследника Карла V. В отличие от большинства других подобных экспедиций, Магеллан сумел установить с местными жителями дружеские отношения и даже мирно присоединить острова к Испании. Открытые земли были полны золота. Но помогая подавить мятеж местному вождю, Магелан погиб. Наконец, после 6 месяцев блужданий между островами испанцы прибывают на Молукки. Там моряки закупают пряности и отправляются обратно через индийский океан. В сентябре 1522 г. 18 человек (из 265 отправившихся в плавание) вернулись домой.

Однако из-за трудностей практического значения исследованный маршрут не получил. Вторично кругосветное путешествие было совершено лишь в 1557 г. англичанином Фрэнсисом Дрейком на паруснике длиной около 130 м. Но для науки плавание Магеллана имело огромное значение, ибо на практике была, наконец, убедительно доказана шарообразность Земли. Кроме того, стало ясно, что все земные океаны составляют единое целое и в конце ХVIII в. француз де Флерье назвал их Мировым океаном. Было также опровергнуто мнение многих, в том числе и Колумба, что только 1 / 7 часть суши покрыта водой. В действительности соотношение суши и воды – 1: 2,43. Плавание также позволило сделать еще одно открытие: если все время двигаться на запад, одни сутки как бы теряются.

Д ля испанцев важнее было то, что в Центральной и Южной Америке было найдено много золота, а также серебра и платины[8]. На блеск золота набросились всякие авантюристы. Печальным парадоксом стало то, что испанцы буквально напоролись на единственные в Новом Свете цивилизованные государства, завоевали и уничтожили их богатую специфическую культуру, а также значительную часть населения.

Основным конкистадором (завоевателем) Мексики, где располагались индейские государства ацтеков и майя[9], стал Эрнандо Кортес. В 16 лет все же отправился на Эспаньолу. В 24 года участвовал в покорении Кубы, где, став владельцем имения, нажил огромное состояние на разведении завезенного из Европы скота. Но заскучал и оправился завоевывать страну ацтеков, узнав о ней лишь то, что она сказочно богата.

Всего его состояния хватило лишь на 110 матросов, 553 солдата, из них 32 арбалетчика и 13 артиллеристов, 14 пушек и 16 коней. Испанцев среди них было всего 200 человек. Остальные – из местных индейцев, чему способствовала женитьба Кортеса незадолго до похода на дочери одного из местных вождей. Весь отряд оправился в поход на 11 старых судах в 1519 г. Кортес оказался неплохим дипломатом и после высадки в Мексике сумел найти врагов ацтекского императора Монтесумы среди покоренных племен и получить отряд союзников в 6 тыс. человек. С этими силами он вступил в сражения в 30-50 тысячными армиями ацтеков и победил. Сказалось наличие огнестрельного оружия и коней, чего у ацтеков не только не было, но чего они никогда не видели и сочли всадника с конем единым фантастическим существом. Успеху Кортеса в завоевании ацтеков способствовала также поразительная доверчивость и безволие императора. У захваченного в плен Монтесумы конкистадоры получили одного только золота около 1 т. Когда родственники Монтесумы все же начали борьбу с захватившими императорский дворец испанцами, тем пришлось бежать, потеряв при этом бóльшую часть награбленного[10]. Среди императорских сокровищ было собрано около 600 т семян какао, из которых Монтесуме делали в день до 50 чашек особого напитка – чоколатль (горькая вода, ибо в нее добавляли еще и перец). Индейцы очень ценили эти семена, использовали их в качестве денег. В Испании Кортес широко разрекламировал новый напиток, но лишь во второй половине ХVI в. европейцы придумали свой рецепт какао с ванилью и он стал популярным.

Завоевание ацтеков совпало по времени с путешествием Магеллана – 1519-1521 гг. А с 1524 г. неугомонный Кортес начал захватывать земли майя, но окончательно этот народ был покорен лишь спустя более 100 лет. Сам же Кортес умер в 62 года от дизентерии, во многом успев создать испанскую государственную организацию в Мексике и подготовить основу христианской атлантической цивилизации в Америке[11].

В 1532-1535 гг. другой испанский завоеватель, бывший свинопас Франсиско Писарро завоевал страну Биру (Перу), где находилось государство инков. В свою экспедицию Писарро сумел снарядить 3 корабля со 180 солдатами и 27 лошадьми. У инков было до 200 тыс. воинов. Но сказалось все то же неумение воевать с европейцами, которое проявили ацтеки, доверчивость индейцев, а также оторванность правителей от широких народных масс, проявивших полное равнодушие к судьбе государства. Верховного инку Атауальпу заманили в засаду, изрубив 6-тысячную свиту. У верховного инки конкистадоры добыли около 5,5 т золота и примерно 12 т серебра. Однако Атауальпу не отпустили, но, поскольку он уже успел принять христианство, не сожгли, а удавили.

Затем были завоеваны и другие земли в Америке. В 1539 г. испанский лейтенант Франсиско де Орельяна выступил из г.Кито (в Перу) и после перехода через Анды открыл полноводную реку, где его отряду пришлось столкнуться с женщинами, которые дрались, как мужчины. Поэтому и появилось название Река амазонок, или просто – Амазонка. Орельяна проплыл все 6 тыс. км этой реки, от истоков до устья.

Испанские завоевания и нещадная эксплуатация местного населения привели к существенному изменению в Америке демографической ситуации, точнее к катастрофе для индейцев. К приходу испанцев население континента составляло около 30 млн. человек (из них 1 млн. – в Северной Америке). С 1500 до 1700 гг. коренное население там уменьшилось примерно в 4 раза. На Гаити до появления Колумба жило 1,5 – 2 млн. индейцев, а к середине XVI в. они все вымерли. В Перу из 11 – 12 млн. коренных жителей до прихода испанцев через 40 лет их хозяйничания осталось 8 млн. К середине XVII в. коренное население Мексики сократилось в 3 – 3,5 раза. Депопуляция индейцев остановилась лишь во второй половине XVII в.

Но уже к 1550 г. в Новом Свете находилось до 15 тыс. испанских колонистов, а за XVII в. только в Северную Америку переселилось до 500 тыс. человек. Местное же население подвергалось закрепощению, а непокорные безжалостно истреблялись.

Такое обращение с местным населением, вызвавшее нехватку людей, которая стала решаться тоже не менее жестоким способом – работорговлей африканцами, объясняется составом конкистадоров, их политикой в колониях и отношением к приобретенным землям в метрополии. Первые колонисты – мелкопоместные дворяне, купцы, духовенство, придворная знать. Преобладали дворяне, которые на родине так быстро размножались, что оказались необеспечены средствами существования. Уже к 20-м годам ХVI в. в Испании многие сельские старосты, кузнецы, даже свинопасы могли поспорить древностью своих родов с королями. Уменье воевать, жажду славы и добычи, что порождало жестокость, они и приносили в колонии. Крестьяне, несмотря на ухудшение своего положения в ХVI в., не стремились покидать землю своих предков и менять привычный уклад жизни. Эмиграцию трудовых масс не поощряли и власти метрополии, опасаясь утечки рабочей силы.

Многие, обогатившись, возвращались домой. Естественно, такие "гастролеры" тоже не были заинтересованы в грамотном освоении территорий. Таким образом, в колониях скапливалось население, жадное до богатств, но неспособное к систематическому труду.

Осваивая завоеванные земли, конкистадоры создавали привычную для них систему хозяйства и эксплуатации местного населения – поместья. Рабство не распространилось. Оно не поощрялось властями, боявшимися потери контроля над местным населением и церковью, исходившей как из христианской догматики, так и из нежелания терять доходы от христианизации индейцев.

Индейцы, жившие в образованных поместьях, имели известную хозяйственную самостоятельность. Но огромные оброки, барщины, другие поборы и повинности разоряли их и, не создавая условия для воспроизводства, вели к указанной выше массовой смертности. Например, в Чили барщина в ХVII в. составляла 160 дней в году, а в более северных землях в ХVIII в. – 300 дней.

Среди других причин массовой смертности индейцев были эпидемии от завезенных европейцами болезней, от которых они не имели иммунитета. Например, уже к 1519 г. на Эспаньоле все туземцы умерли от оспы. Она же, а также тиф, помогли завоевать ацтеков и инков. Впрочем, и индейцы кое-чем "наградили" европейцев. Возможно, именно из Нового Света в Европу была принесена в ХVI в. эпидемия сифилиса. Традиционная индейская кухня также не была рассчитана на тот ритм труда и на те тяжелые работы в рудниках, которые были навязаны колонизаторами. Не хватало выносливости, а в условиях колонизации увеличение калорийности рациона было, естественно, невозможным. Нельзя забывать о массовых казнях при подавлении сопротивления, рассчитанных именно на устрашение. По сути, индейцев эксплуатировали так же, как в древней Греции спартиаты илотов[12].

Наконец, в метрополии на колонии смотрели как на "дойные коровы", из которых выкачивались драгоценные металлы. В хозяйственном освоении земель заинтересованности не было. Тем более, что среди колонистов преобладали далекие от хозяйственных интересов дворяне. Поэтому, когда возникла угроза нехватки подневольной рабочей силы и на рудниках, и в поместьях, власти прибегли к чисто силовому методу – организовали завоз рабов из Африки. В ХVI-ХIХ вв. их было завезено 15-20 млн. Причем на одного выжившего приходилось 5-6 умерших при длительной (до 10 недель) перевозке через Атлантику. Африка же потеряла около 65-75 млн. человек[13]. Для роста населения поощрялись смешанные браки. В итоге в испанских колониях сложился этнический конгломерат из креолов (чистокровных испанцев), метисов (от испанцев и индианок), мулатов (от испанцев и негров), близких к ним по общественному положению падро (от белых и мулатов) и самбо (от индейцев и негров).

Методы португальских колонизаторов не отличались от испанских. Но из-за меньших ресурсов португальцы обычно не захватывали целые страны, как это делали испанцы, а основывали в колонизуемых землях, обычно на морском побережье, небольшие опорные пункты – фактории и оттуда старались контролировать окрестные территории, занимаясь грабежами и захватом людей в рабство.

И испанцы, и португальцы активно занимались и миссионерской деятельностью, стараясь привлечь в лоно католичества как можно больше туземцев. Но при этом, несмотря на отдельные протесты, церковь сквозь пальцы смотрела на жестокости колонизаторов, что отчасти объясняется психологией того времени. После сделанных открытий европейцы вдруг узнали, сколь мал их христианский мир, окруженный обширными пространствами, населенными неверными – обиталищем дьявола. С этой точки зрения главным было не столько спасти отдельные души, сколько ослабить врага – сатану. К тому же испанцы и португальцы, воспитанные семью столетиями войн с сарацинами, воспринимали свои завоевания как продолжение Реконкисты.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВЕЛИКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ были весьма значительны и для Европы.

Во-первых, изменилось направление торговых путей и расширился мировой рынок. Основные торговые маршруты переместились из Средиземного моря на Атлантическое побережье и в Северное море. Италия пришла в упадок. Ее место заняли Испания, Португалия, Нидерланды, Англия. Особенно выдвинулись Нидерланды. Ее порт Антверпен превратился в центр мировой торговли. В него стекались колониальные заморские товары и уже оттуда растекались по всей Европе. Скоро с Антверпеном стал соперничать голландский порт Амстердам. Третьим по значению мировым торговым центром с ХVII в. становится Лондон. Следует лишь заметить, что вплоть до промышленной революции в Европе в ХVIII в. номенклатура торговли с Востоком не изменилась. Европейские товары пока Восток не интересовали и в обмен на пряности и предметы роскоши европейцы продолжали выводить туда сырье, рабов, и ставшие менее дефицитными драгоценные металлы.

Во-вторых, вследствие Великих географических открытий и последовавших за ними колониальных захватов в Западной Европе произошла так называемая революция цен. Страны, страдавшие от недостатка драгоценных металлов, получили их с избытком. Поток золота и серебра из Америки и Индии удешевил их стоимость, привел к росту денежной массы и к вздорожанию цен на товары. Этот стремительный рост цен, особенно на продукты питания, так поразил воображение европейцев во второй половине ХVI в., что для обозначение возникшего шока во второй половине ХVIII в. экономисты стали применять такое страшное тогда слово, как "революция". За ХVI в. средний уровень цен в Европе вырос на 300-400%, а цены на зерно – на 500%, тогда как в ХV в. было отмечено даже падение некоторых цен. В Нидерландах, где товарное хозяйство было наиболее развито, в течение ХVI в. цена на золото сократилась на 70%[14]:

Более других стран от "революции цен" пострадала Испания, в которую более всего было ввезено золота и серебра. Это позволило испанскому экономисту ХVI в. Томасу Меркадо заявить, что испанцы первыми получили наглядный урок того, что золото и серебро вовсе не являются синонимами богатства.

В-третьих, " революция цен" сыграла большую роль в первоначальном накоплении. От повышения цен на товары выиграли промышленники, торговцы, а также зажиточные крестьяне, связанные с рынком, ибо соответственно увеличились и цены на продукты. Проиграли не только неимущие, наемные рабочие, но также феодалы и все, получавшие фиксированную ренту.

То есть выгоды получили те, кто занимался предпринимательской деятельностью – носители нового, капиталистического способа производства. И, наоборот, ускорилось разорение феодалов, а также малоимущих слоев, что привело и к ослаблению феодального сословия и дало предпринимателям дешевую рабочую силу.


Тема 2. Возникновение капиталистического уклада в Западной Европе (2 часа).

1. Процесс «первоначального накопления капитала».

2. Формы капиталистического производства.

3. Социально-политические и идеологические последствия генезиса капитализма.

4. Новая форма государства. Дискуссия в науке о типологии абсолютизма

Литература:

1. Барг М.А. О так называемом кризисе феодализма в XIV-XV вв. // Вопросы истории. - 1966. - № 8.

2. Бродель Ф. Игры обмена. М.: 1988. -С. 221-459

3. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. - М.: 1990

4. Зомбарт В. Современный капитализм. Т. 1 (генезис). М.: 1905

5. История мировой экономики / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.: 1999

6. Люблинская А.Д. О некоторых особенностях мануфактурного этапа в развитии капитализма // Средние века. Вып. 27. - М.: 1965

7. Маркс К. Капитал. Т. 1. Гл. 24. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23 / или любое издание.

8. Маркс К. Формы предшествующие капиталистическому производству // К. Маркс Ф.Энгельс. Соч. Т. 46. Ч. 1.

9. Чистозвонов А.Н. Генезис капитализма: проблемы методологии. М.: 1988.- С. 6-87, 287-299.

10. Чистозвонов А.Н. Некоторые итоги рассмотрения проблемы генезиса капитализма // Средние века. Вып. 34. - М.: 1971

11. Чистозвонов А.Н. Историческое место XVI века в процессе генезиса капитализма в Европе // Средние века. Вып. 38. - М.: 1975

12. 13. Энгельс Ф. О разложении феодализма и возникновении национальных государств // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21.

14. Ястребицкая А.Л. Материальная культура и образ жизни в Европе на исходе средневековья // История Европы. Т. 3 - М.: 1993.

Западная научная традиция начинает биографию капитала с XIII в. Советская историография вслед за К.Марксом говорила о XVI в. Понятие «капитал» появляется в Италии в XII в. употребляется в значении «деньги, приносящие проценты». В XVII в. европейцы говорят о капиталистах как обладателях денежных состояний. В науку это понятие ввел немецкий ученый В. Зомбарт в конце XIX в., но общепринятого значения оно так и не получило.

Марксистское направление в исторической науке полагает, что капитализм это общественно-экономическая формация, закономерная ступень исторического развития.

М. Вебер считал капитализм явлением исключительно европейской истории, а рождение его в этой части света рассматривал как случайное явление. В XVI в. здесь появились свободные деньги и свободные рабочие руки, которые объединила Реформация.

Ф.Бродель и его последователи полагают, что капитализм это надгосударственная система контроля и монополии в сфере обращения товаров.

Проблема первоначального накопления капитала имеет две стороны: собственно накопление денег и иных ценностей в руках отдельных лиц и появление свободных рабочих рук, т.е. отделение крестьян и ремесленников от средств производства.

Пути ПНК:

1. Обогощение через колонии. С момента оживления европейских городов наилучшие возможности для накопления имели горожане: купцы и ростовщики. В эпоху ВГО эти возможности многократно возросли. Купцы встали между колониями и метрополиями, монополизировали колониальную торговлю и извлекли из нее максимальную пользу. Важнейшим источником первоначального накопления капитала стала торговля на дальние расстояния.

2. Создание денежных накоплений – система государственных долгов, государственные финансы, откупщики государственных налогов повсюду, но особенно во Франции, имели успех в этом деле.

3. Важным источником накопления были монополии, т.е. сговор групп купцов по поводу цен. Монополисты XVI в.- Фуггеры, Вельзеры, Хёхштеттеры. Революция цен.

4. Рычагом первоначального накопления была политика протекционизма и меркантилизм, проводимая монархами в XV-XVI в., позволявшая избавиться от конкуренции и поддерживать высокие цены на товары.

Отделение работников от средств производства легче проходило в городах, где в XV в цехи замкнулись и выбросили подмастерьев из своей среды.

В деревне деньги встретились с общиной, церковью, сеньором. Сеньоров соблазнили высокими ценами на шерсть, и они начали сгон крестьян с земли, реформаторы провели секуляризацию церковных земель, и крестьяне на этих землях лишились защиты, огораживания разрушали общину. Между тем промышленность еще не была развита настолько, чтобы поглотить свободные рабочие руки, что привело к массовой люмпенизации и пауперизму.

Как правило, мануфактуры открывались под давлением государства и под его гарантии. Живой труд нуждался в оплате, что снижало доходы. Положение изменится только во время промышленной революции, когда машина сделает производство выгодным. Капиталист XVI-XVII в. это крупный купец, спекулянт, финансист.

ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ НАКОПЛЕНИЕ КАПИТАЛА состояло в том, что накопление и концентрация определенных материальных и денежных ресурсов у части производителей порождало разорение основной их массы и происходило за их счет. Мелкие, ранее экономически самостоятельные хозяева – крестьяне и ремесленники – разоряются, лишаются средств производства, а значит – и существования и вынуждены продавать свой труд владельцам средств производства (орудий труда, помещений, сырья) – капиталистам-предпринимателям и становиться наемными рабочими.

Среди современных исследователей распространена точка зрения о том, что К.Маркс, тщательно изучивший процесс первоначального накопления, переоценил роль экспроприации, насилия в становлении капитализма и недооценил роль торгового и банковского капитала[15]. Ибо неквалифицированная рабочая сила, нужная для мануфактур, была в Западной Европе в избытке уже с ХlV в. А вот оптовая торговля, банковско-ростовщическая деятельность начала активно развиваться именно с ХVl в. Но жестокости и разорение низов в переходный период тоже чрезвычайно возросли.

Отчего же прогрессивная смена одного способа производства и жизненного уклада другим была произведена, по словам Маркса, "языком меча и огня"? Этого бы не случилось, если бы владельцы капиталов пустили все накопленные средства на развитие производства, что смогло бы быстро обеспечить всех экспроприированных работой. Это привело бы к быстрому и неслыханному прогрессу капитализма.

Но в реальной жизни было далеко не так. Многие капиталы продолжали оставаться в виде сокровищ, использовались для развлечений и т.п. Богатеющие буржуа имели в качестве образца лишь дворянский образ жизни. Новому социальному слою нужна была и новая этика. Но ее становлению долго мешала средневековая идеология, которую еще в lVв. выразил Св. Иероним: "богатый человек либо вор, либо сын вора". Лишь Реформация в ХVl в. отнесла этот тезис к богатствам клира, но она же дала людям религиозную санкцию на пользование каждому плодами собственных трудов. Не случайно капиталистическая экономика развивалась прежде всего в протестантских странах[16]. То есть капиталистические элементы до ХVl в. упирались в традиции, средневековую корпоративность, экономическую монополию цехов, в феодальное сельское хозяйство.

Поэтому на долю процесса первоначального накопления выпала, главным образом, разрушительная работа по насильственной ломке веками сложившихся отношений. Безжалостно, "по живому", этот процесс разрезал сросшийся в одно целое труд и средства производства мелких товаропроизводителей, разорял их, изгонял из домов своих предков на большую дорогу. Он лишал экспроприируемых средств существования, заложенных в различных феодальных институтах и привел в движение все слои общества[17].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.