Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная политика, направленная на регулирование этнонациональных отношений

ТЕМА 13

 

1. Социальная политика как фактор формирования экономических основ для стабильного этнонационального развития

Важным направлением социальной политики является регулирования этнонациональных отношений, разнообразных процессов этносоциального развития. В основе социальной политики, направленной на регулирование этнонациональных отношений, лежит соблюдение прав, свобод и равенства граждан Украины всех национальностей перед законом, обеспечение участия их во всех сферах общественной жизни, оптимальный учет интересов, создание благоприятных условий для развития каждой наций, реализация этнонационального потенциала, этнической индивидуальности, свободное развитие всех народов, формирование межэтнического единства общества, недопущение любых привилегий или ограничений по этнонациональным признаками, разжигание межэтнической вражды и пропаганды национального преимущества.

К факторам, которые предопределяют особенности реализации социальной политики, направленной на развитие этнонациональных отношений в Украине, принадлежат отсутствие четкой научно обоснованной системы осуществления этнонациональной политики, которое обусловилось отсутствием собственного опыта решения проблем, разногласий в сфере этнонационального бытия (этнонациональна политика на протяжении десятилетий формировалась не в Украине); неопределенность концептуальных основ, методологических принципов этнонациональной политики; стойкость в обществе догм этнополитического мышления, отрицательных этнодуховных, этноидеологических стереотипов и т.п., что противоречат цивилизационным, гуманистическим основам этнонационального развития общества.

Среди составных процесса регулирования этнонациональных отношений его приоритетом являются формирования материальных, экономических основ для динамического и стабильного этнонационального развития общества. Экономические, прежде всего производственные, отношения, которые основываются на экономической свободе людей - представителей разных этнонациональных общностей, объективно предоставляют широкие возможности для укрепления материальной основы полиэтнического общества, расширение этносоциального поля межнационального сотрудничества, этносоциального творчества индивидуальности.

В современных условиях общественного развития важным фактором усиления динамизма процессов этнонационального развития, преодоление взаимного отчуждения народов, связующим звеном межэтнического единства общества есть последовательное углубление радикальных экономических преобразований на рыночных началах. Переход к рыночным отношениям означает утверждение новых форм этнонационального развития, глубокий переворот в производственных связях народов, который ведет к качественно другой динамике социально-экономического прогресса общества, высокого уровня саморегуляции его этносоциального потенциала. Переход к рынку, который сопровождается демонтажем командно-административной системы, заменой прямого управления на систему планомерного регулирования (что не поднимает природы механизмов саморегулирования), предусматривает выход на новый уровень этнонационального развития, отношений между народами, суверенными государствами как равноправными субъектами, переход от вертикальных до многогранных горизонтальных межэтнических связей. Рыночные отношения предусматривают формирование на новой основе интеграционных процессов и их укрепление, создание единой рыночной структуры. Их утверждение и полноценное функционирование несовместимые с экономической самоизоляцией и сепаратизмом, разрывом по этнонациональным и региональными признаками, развитием автаркии независимых государств.

В основу этот процесс положен переход от сверхцентрализованной монополистической государственной (формально общенародной) собственности, которая утверждает равенство в бедности, к разнообразным формам ее реализации на началах взаимовыгоды, человеческого и межнационального сотрудничества, крепких и стабильных региональных экономических связей, самостоятельности и независимости производителей, равенства возможностей владения собственностью для представителей каждой национальности. Свободное функционирование разных форм собственности - важный фактор разнообразной и свободной индивидуальности производителей, материальная основа развития самобытных черт жизни разных этнонациональных общностей, которые обеспечивают каждому из них экономические преимущества. Важно создать на практике реальные условия для экономического и политического равенства, для существования разнообразных форм собственности, их интеграции и свободного соперничества, преобразование государственной собственности из казенно-бюрократической (собственности всех) в собственность трудящихся (собственность каждого), перемещение центра тяжести на естественно-исторический процесс ее развития. Важным условием реализации указанного является создания условий для того, чтобы в социальной сфере деятельности каждой этнонациональной общности формировалась, утверждалась как экономическая, так и этносоциальная культура людей всех национальностей.

Важная материальная основа развития многогранных, качественно новых форм этнонациональных отношений и адекватных форм культуры межэтнического общения, экономической культуры - формирование единого экономического просторную как непременного условия утверждения стабильных рыночных отношений, многогранных экономических связей на базе взаимовыгодных этнонациональных интересов. Основой таких взаимосвязей являются укрепления и расширение всесторонних интеграционных процессов на уровне первичного звена производства - предприятий как суверенных и свободных ассоциаций товаропроизводителей. Лишь глубокие, всесторонние экономические интересы регионов, государств, других национально-территориальных образований способные эффективно утверждать взаимовыгодные рыночные отношения как надежную материальную основу, которая сделает возможным объединение людей разных национальностей, создание крепкого экономического пространства, стойких тенденций саморегуляции процесса формирования и развития этносоциального бытие.

Существенным фактором социальной политики, направленной на развитие этнонациональных отношений, есть усовершенствования законодательно нормативно-правовых основ развития экономики всех регионов Украины, которая являются неоднородными относительно этнонациональной структуры. Важно ввести механизмы стимулирования социально-экономического развития депрессивных регионов, передать им значительную часть управленческих функций развития экономических и социальных вопросов, решить финансовые проблемы, развивать продуктивные силы на региональном уровне, воссоздать трудовой потенциал регионов, создать условия для формирования регионального социального бюджета. Важно ввести единые минимальные социальные стандарты социальной защиты населения независимо от экономических, финансовых возможностей региона, его етнрсоциальной структуры.

Существенной составной процесса регулирования этнонациональных отношений есть создания условий для формирования и реализации национальных интересов, объединение национальных интересов человека, этнической индивидуальности и общества, государства, национальных и всечеловеческих интересов, этнического и социального в национальном.

Формирование и реализация национальных интересов, которые отражают интересы всех людей независимо от их этнонациональных признаков (в отличие от интересов наций), - это сложный процесс выявления и решение разногласий во всех сферах этнообщественного бытия, которые непосредственно или опосредованно влияют на становление и выражение этого интереса, объединение разных его видов и форм проявления - одинаковых, разных, противоположных и т.п.. В формировании и реализации этнонациональных интересов особенно важной есть деятельность, направленная на объединение внутренних и внешних, стратегических, долгосрочных и оперативных, тактических национальных интересов, национальных интересов человека и общества, этнической индивидуальности и государства, национальных и классовых, национальных и всечеловеческих интересов.

При условиях расширения экономического, социального, этнонационального, духовного поля, формирование и реализации интересов человека и общества особенно важным в регулировании этнонациональных отношений есть создания условий для органического объединения национальных и всечеловеческих интересов. Развитие этих интересов означает сложный процесс их формирования, сближение, объединение, а также столкновенье, соперничества и противостояние. Абсолютизация интересов национальных (при всей их важности для каждого другого народа) всечеловеческих ли (как обобщенное выражение интересов всего народа) неизбежно приводит к обеднению общественной основы их формирования и реализации, столкновению и противостоянию. Суживают общественную основу формирования и реализации национальных и всечеловеческих интересов попытки их иерархизации, субординации, обоснование приоритетности. Продуктивнее является поиск эффективных путей их органического объединения, учет. Такой подход открывает широкие возможности для достижения баланса национальных и всечеловеческих интересов, их гармонизации.

Процесс развития социального, этносоциального бытия, связанный с динамизацией социально-классовых и этнонациональных отношений, существенно актуализирует необходимость объединения в процессе осуществления социальной политики национальных и классовых интересов. Важная задача регулятивной деятельности субъектов социальной политики - преодолеть в сознании многих людей представления (которое продолжительное время насаждалось в общественное сознание) о приоритете классовых интересов над национальными. Национальные интересы, которые являются интегральным выражением, обобщением интересов всех граждан и предусматривают объединение интересов человека и общества, шире классовых интересов, имеют приоритет над ними. А потому взвешенная социальная политика регулирования социальных отношений заключается в том, чтобы не допустить абсолютизации любым классом своих интересов, положить конец попыткам выдавать свои классовые интересы за национальные.

Этнонациональная стабильность общества, динамизм его развития в значительной мере обусловленные деятельностью субъектов социальной политики, направленной на учет и объединение разнообразных видов и групп интересов, которые формируются и реализуются в процессе освоения этносоциального бытия. Роль и значения органического и гармонического объединения разнообразных интересов, особенно национальных и всечеловеческих, национальных и межнациональных, национальных и классовых, все более будут усиливаться. Противоречивая практика этносоциального развития свидетельствует: связь, органическое единство указанных интересов и в дальнейшем будут сопровождаться возникновением новых разногласий в сфере их формирования и реализации, а своевременное их выявление и решение будет оказывать содействие обогащению этнонационального бытия, социума вообще. Поэтому процесс оптимизации регулятивной деятельности в сфере этнонациональных отношений всегда будет связан с социальной политикой, направленной на формирование и выражение многогранности интересов, национальностей народов, усиление единства таких интересов, которые реализуются политикой, направленной на удовлетворение каждого из интересов в процессе их динамического развития, перехода от одномерных к многомерным, множественным социальным интересам субъектов этнонационального бытия.

 

 

2. Этнонациональная политика как фактор утверждения консолидирующих ценностей национальной идеи

Важным направлением осуществления этнонациональной политики является создание условий для развития и обогащения духовных основ этнонациональной жизни. Процесс развития и обогащения этнонациональных отношений предусматривает глубокое переосмысление идеолого-гуманистических основ в развитии общества. Ныне оно нуждается в формировании таких идейно-гуманистических основ, которые сделали возможным бы объединение людей разных национальностей, которые придерживаются разных социальных, политических, духовных и религиозных ориентаций. Осуществить это невозможно без формирования новой идеологической парадигмы создания государства, духовной, моральной квинтэссенции национального самосознания, которое бы исключало этнонациональную, классовую конфронтацию, обеспечивала широкие взаимосвязи народов в постижении глубинных менталитетов техногенной цивилизации, ее культурной матрицы, выходила из приоритетов гуманизма, демократизма, плюрализма и толерантности, свободы и многогранности самореализации каждой личности.

Духовной первоосновой, идеологической доминантой, идейно-гуманистическим ядром и источником этнонационального развития общества, основой стратегии этнонациональной политики является национальная идея. Именно национальная идея, которая основывается на высоких национальных и всечеловеческих ценностях (а не на абстрактных утопиях), способна стать консолидирующим, интегрирующим и гармонизирующим фактором этнонационального прогресса, квинтэссенцией общественного развития. Такая идея является источником государственносозидающей энергии народа, этнонациональной общности, этнической индивидуальности человека, ее жизнеспособности, идеологией государственного строительства (но не государственной идеологией). Национальная идея - это внутренняя основа наций, ее имманентная сила, развитие и обогащения которой представляет смысл ее жизнедеятельности. Поэтому создание условий для воплощения в жизнь национальной идеи является важной задачей и целью осуществления регулятивной деятельности, направленной на развитие этнонациональных отношений.

Осуществляя этнонациональную политику, нужно исходить из того, что национальная идея не является этнической. Она не означает смещения акцентов на национальную исключительность, противоречит абсолютизации этнических аспектов жизнедеятельности украинского народа, не является идеей украинского мессианства. Национальная идея предусматривает органическое единство собственное национального и общечеловеческого. Как противоположности они находятся в беспрерывном движении, развития, постоянном взаимопроникновении, переходя одно в одно. Диалектика их взаимосвязи заключается в том, что прогрессивное развитие национального оказывает содействие обогащению и усилению общечеловеческого и, наоборот, углубление и расширение общечеловеческих основ существенным образом влияет на национальные процессы.

Ныне в украинском обществе четко не определено и не сформировано этнодуховные ценности, которые тормозит процесс его этнонациональной и социальной консолидации. Именно национальная идея, цель которой заключается в построении гражданского общества, которое базируется на единстве национального и общечеловеческого, этнического и социального в национальному, способна интегрировать, объединить и консолидировать украинское общество на основе уважения к личности и правам человека, стать стимулятором освобождения конструктивных, творческих сил лица, этнической индивидуальности, самореализации ее сущностных сил. Поэтому в осуществимые этнонациональной политики чрезвычайно важно акцентировать внимание на указанных аспектах национальной идеи. Такая политика должна создавать условия для того, чтобы функции национальной идеи, которые объединяют, интегрируют общество, были воспринятые и осознанные по возможности большим количеством граждан страны с целью единства и целостности государства.

В системе духовных ценностных ориентаций украинского общества, которые представляют сущность национальной идеи и должны наиболее полно отображаться в этнонациональной политике государства, важно создать условия для обогащения национального самосознания человека, ее внутренней самоидентификации. Самоосознание народа, уровень самосознания личности, способность постигнуть свое "я", внутренняя осознанная целенаправленная деятельность человека для самовыражения, определение ею смысловых ориентиров обогащения своей творческой энергии и всего народа - чрезвычайно важные доминанты его жизнедеятельности. В этой связи первоочередная задача этнонациональной политики - создать условия для ускорения процесса формирования как индивидуального самоосознания личности, этнической индивидуальности, так и национально-государственной идентичности, государственного самоосознания всего народа, его государственносозидающего самопостижения. В основе процесса развития и повышение самосознания, самоосознание народа и самоидентификации наций лежит утверждение в системе ценностных ориентаций человека и общества морально-этических норм и базовых духовных ценностей как национальной культуры, так и всечеловеческих духовных, моральных ценностей, их органическое единство.

Социальная, этнонациональная, гуманитарная политика направленная на утверждение в украинском обществе национальной идеи и должны исходить из того, что не только идеологические, культурные доминанты, парадигмы и т.п. должны быть положены в основу национальной идеи (при всей их важности для духовного развития), в ней должны органически объединяться этническое и социальное, этнонациональные и общечеловеческое, ее содержание должно быть наполненный такими социально-культурными составными деятельности человека и общества, которые оказывают содействие формированию, утверждению в нем базовых ценностей - государственности, национальной безопасности и прежде всего благосостояния. Именно стабильный, высокий уровень благосостояния, которое повышается, способен наполнить национальную идею жизнеспособным содержанием, превратить в деятельностную, имманентную природе человека сущность. Однако это не означает унижения значения в национальной идее ее духовной, идейной, гуманистической сущности.

Одним из основных направлений этнонациональной политики является создание условий для свободного развития культуры и традиций всех этносов Украины и национальной культуры. Такая политика должна быть направлена на формирование целостной, универсальной структуры культуры, которая бы предусматривала воспитание бережливого отношения к национальному культурному наследству, оказывала содействие как воспроизведению и сохранению исторических этнонациональных культурных достояний, так и развития и обогащению современных культурных ценностей. Нужно предоставить развитию культур всех этносов и национальной культуры не отраслевого, а универсального общегосударственного значения, которое должны обусловить образование единого культурного пространства в стране.

Этнонациональная политика в сфере развития национальной культуры должна быть направлена на гуманизацию социокультурного пространства развития национального культурного бытия, возвращение на культурную авансцену человека с ее многогранными духовными запросами, культурной неповторимостью, национальной самобытностью. Важная цель такой политики - решить разногласия в сфере развития национальной культуры, национального социокультурного бытия, которые сформировались как в предыдущие десятилетия, так и возникли последними годами. Решение этих разногласий должны направляться на обогащение социодуховного поля, развитие национальной культуры личности и общества, создание условий для расширения свободы свободного индивидуального выбора личностью, этнической индивидуальностью форм и способов самореализации, самоосуществление своего духовного потенциала, собственной смыслосоздающей культурной жизненной программы.

Этнонациональная политика должны исходить из того, что ценности национальной культуры является диалектическим единством национального и общечеловеческого, общенационального и этноспецифичного, регионального, индивидуально-местного, территориального. Это означает, что осуществлять эту политику невозможно как без ценностей конкретной национальной, региональной культуры, так и без общецивилизационных ценностей, сформированных человечеством. Ценностное содержание национальной культуры может быть движущей силой общественного прогресса лишь тогда, когда творческий потенциал такой культуры основывается на общей системе ценностей, сформированных этнонациональной общностью, нациями, народом, человечеством вдоль своей истории. Так, ценности национальной культуры, которые формируются в Украине в современных условиях, которые должны стать нормой практически повседневной деятельной ориентации ее граждан, элементом самоценности каждой этнической индивидуальности, составной этногуманистического творчества ее народа, является результатом продолжительного развития Украины, ее регионов, территорий, этногеографических районов. У каждого региона, этногеографического района Украины особая судьба, которая предопределяется всем их развитием. Через это национальная культура как составная процессов этнообщественного, регионального бытия обусловленная многогранными факторами как общечеловеческого, так и национально-особого, местного, регионального, специфического лишь для этой территории Украины, для ее народа, этнокультуры, традиций, менталитета, т.е. для ее индивидуальности. В такой индивидуальности Украины воплощенный дух ее народа, его национальное самосознание, самобытность и неповторимость собственного сложного, противоречивого, яркого и трагического этносоциального опыта.

Невозможно создать эффективную систему этнонациональной политики, направленной на развитие национальной культуры, не обеспечив соответствующую материальную базу. Продолжительное время в украинском обществе культуру, как и другие гуманитарные сферы, считали надстройкой, финансируя ее по остаточному принципу. К сожалению, в Украине последними годами в культуре усиливаются отрицательные тенденции, вызванные прежде всего сокращением объемов финансирования как с государственного, так и из местных бюджетов, ослабляется или разрушается материально-техническая база сети учреждений социально-культурного назначения. Формирование материальной базы культуры, прежде всего национальной, связанное с созданием гибкой системы ее финансовой поддержки. В основе финансового обеспечения культурно-художественных учреждений должны быть как государственное бюджетное финансирование, которое основывается на общенациональных программах развития культуры, так и негосударственные источники финансовой поддержки культуры. В этой связи решающее значение имеет создание условий для формирования разнообразных альтернативных источников финансового обеспечения культурного развития, поддержки (а не содержание) культурно-художественных учреждений и прежде всего конкретных культурных проектов и акций. Важно создать условия для стимулирования спонсорской инициативы относительно материальной поддержки таких проектов, акций разнообразными учреждениями, фондами, отдельными физический лицами. Важным в финансовой поддержке культурно-художественных учреждений, культурных проектов и акций есть конкурсные основы выделения средств, которые бы делали невозможным иждивенчество в этой сфере общественной жизни. Внедрение способов и форм финансовой поддержки культурно-художественных проектов и акций, приобретенных мировой практикой, даст возможность сделать разнообразным материальное обеспечение развития национальной культуры, процесс ее обновления, динамического развития.

Оптимизация этнонациональной политики государства предусматривает создание предпосылок для усиления процесса этносоциодинамики духовной жизни страны, реформирование тех сфер деятельности общества, которое непосредственно или опосредованно влияют на обогащение духовно-морального потенциала человека, этнической индивидуальности. Усиление этого процесса должны оказывать содействие прежде всего окончательному освобождению личности от тех форм этнообщественных отношений, которые сковывают человека. Процесс этносоциодинамики предусматривает переход от статического ее существования к динамическому, от одномерного к многомерному.

Этносоциодинамика духовной жизни, культуры предусматривает автономию личности, переход от тотальной регламентации к свободе всех сфер жизнедеятельности индивидуальности, духовного плюрализма. Она означает переход от одномерности к многомерности, многогранности, альтернативности этнодуховных процессов, которые предопределяют развитие свободы личности, органическую самореализацию духовного потенциала этнической индивидуальности. В конце концов, этносоциодинамика духовной жизни предусматривает переход от тоталитарных или примитивных институциональных форм его организации к цивилизованным, что основываются прежде всего на самоорганизации, самореализации лицом этнонациональных, духовно-моральных ценностей, которые представляют сущность жизнедеятельности общества.

Этнонациональна политика может осуществляться на научных началах в контексте цивилизованного, мирового научно-гуманитарного опыта человечества, на основе достояний национального и общечеловеческого, прежде всего в сфере духовной жизни, культуры. Этнонациональна политика должны быть направлена на создание условий для того, чтобы человек, этнический индивидуальность, ее разнообразные духовные нужды и интересы постоянно находились в центре внимания государства и общества. Гуманизация многогранного социального, духовного просторную этнообщественного бытия, создание условий для беспрерывного процесса обогащения внутреннего мира человека, утверждение неповторимости и самобытности каждой личности является стратегической целью этнонациональной политики, а также социальной и гуманитарной политики.

 

 

3. Основные принципы оптимизации языковой политики

Важным направлением процесса оптимизации регулирования этнонациональных отношений есть повышения эффективности языковой политики. Языковая политика использует совокупность правовых, политических, культурных и других средств, направленных на удовлетворение многогранных языковых потребностей людей разных национальностей с учетом региональных особенностей, свободное развитие и равноправное использование языков, обогащение билингвизма на основе общенационального и регионального.

Основная цель языковой политики, которая должны определяться Конституцией Украины и ее национальными интересами как суверенного государства, заключается в развитии украинского языка и утверждении ее государственности, в удовлетворении языковых нужд национальных меньшинств. Фактором оптимизации языковой политики есть создания всесторонних условий для усиления в обществе роли и значение государственного, украинского языка, решение разногласий между сущностью национальной культуры и языковыми средствами ее реализации.

Реализация этой задачи в сфере языковой политики, которая может осуществляться на основе нового закона о развитии и применении языков в Украине, предусматривает создание комплексной программы развития украинского языка, определение правовых основ русской и других языков национальных меньшинств Украины, формирование механизмов ответственности за нарушение законодательства Украины о развитии и применении языков. Субъекты, которые реализуют языковую политику, имеют на основе последовательного осуществления языкового законодательства неуклонно внедрять украинский язык как государственную во все сферы общественной жизни всех регионов страны. Важно, чтобы она была введена в делопроизводство, стала обязательным языковым основанием функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, объединений граждан, учреждений, организаций, а также предприятий независимо от форм собственности. Важно, чтобы государственный язык стал основанием деятельности разных прослоек населения. В этой связи принадлежит создать новые учебники государственным языком, разработать и ввести украинскую терминологию в учебных дисциплинах (к сожалению, этот процесс замедляет через ненадлежащее финансирование издания учебной литературы, справочников, собеседников на украинском языке), полнее применять украинский язык в воспитательном процессе. Так же важным в языковой политике есть создания условий для функционирования украинского языка в учреждениях культуры, в частности в театрах, национальном кинематографе, работе библиотек, концертной деятельности. Приоритетным направлением языковой политики относительно внедрения государственного языка есть также создания благоприятных условий для издания печатной продукции на украинском языке, увеличение количества украиноязычных изданий среди средств массовой информации, усиление роли украиноязычной книги на книжном рынке.

Осуществление языковой политики в украинском обществе обусловлено рядом объективных и субъективных факторов. Основные из них - особое место русского языка в культурном развитии Украины, прежде всего восточного и южного регионов, особенности языкового развития Закарпатского региона. Значительная часть населения нерусской национальности, прежде всего украинцев Крыма и Донбассу, считают родным языком русскую, хотя во всех областях Востока и Юга (за исключением Крыма) большинство населения представляют украинцы. Это свидетельствует о том, что этнонациональные и языковые особенности указанных регионов не совпадают. Политика утверждения украинско-русского двуязычия в этих регионах многими воспринимается как насильническая украинизация, которая приводит к вытеснению русского языка, который будто бы противоречит интересам русскоязычных граждан. Указанное удостоверяет: языковая проблема есть чрезвычайно важным фактором подогревания сепаратистских расположений духа, усиление противостояния между Востоком и Западом Украины, высокой политизации общества.

Фактором повышения эффективности, действенности языковой политики, оптимизации сложной иерархии языковых отношений в обществе как условия развития этнонациональных отношений есть регулирования языкового развития. Важно создать конституционные гарантии равноправного и свободного использования русского языка и будто других национальных меньшинств, удовлетворять разнообразные языковые нужды этносов. Правовое обеспечение равноправия языков должны базироваться на объективных реальностях языкового процесса, быть направлено на уменьшение, а в перспективе - и на полную ликвидацию языковой неровности, недопущение гегемонизма одного языка относительно другой. Неотделимая составная процессу, направленного на утверждение равенства языков, - создание гарантий, которые бы не допускали принятия недемократических решений в сфере языковой политики. Важным условием этого являются принятия государственных актов на базе прогнозирования процессов в этой области, научного анализа духовной жизни разных этносов как субъектов языковых отношений.

Особое значение для роста национального самосознания, укрепление этносоциальной культуры имеет обеспечение правовых гарантий развития национальных языков для национальных меньшинств. Диапазон государственным языком. При этом создание возможностей для изучения представителями тех или других народов (особенно национальных меньшинств) собственных языков должно быть не кратковременной кампанией, а важным элементом языковой политики, которая имеет целью удовлетворения духовных нужд всех народов, развитие их самосознания. Каждый язык является уникальным достижением цивилизации; это душа народа, и ее потеря означает, что часть духовной культуры человечество утеряно. Чтобы стабилизировать и гармонизировать региональные отношения, сформировать этносоциальную культуру людей разных национальностей, общество и государство должны больше проявлять заботу о сохранении и развитии языков, оказывать содействие развитию языковой самобытности, свободному использованию родного языка представителями всех национальностей. При этом нужно избегать любых форм насилия над личностью и ограничение ее языковой свободы. Важной задачам субъектов этнонациональной, гуманитарной политики, в частности органов государственной власти, средств массовой информации, является широкое разъяснение содержания, принципов языковой политики, правовых и организационных основ развития и применение государственного, украинского языка и языков национальных меньшинств, основных составных языковой политики.

 

 

4. Правовые основы этнонациональной политики

Непременным условием оптимизации процесса регулирования этнонациональных отношений есть его законодательное обеспечение, укрепление правовых основ развития этнонационального бытие. Правовые основы этнонациональной политики отображают особенности функционирования национальной правовой системы, направленной на юридическое закрепление правового статуса суверенных государств, территорий, последовательное воплощение у жизнь конституционного принципа равноправия граждан независимо от расовой и этнонациональной принадлежности, свободное самоопределение человека любой национальности.

Обязательным условием закрепления правовых основ этнонациональной политики есть восстановления в полном объеме законных прав и интересов всех народов, относительно которых была выявлена несправедливость, естественной и социальной среды их проживания. Добиться этого невозможно без создания четкого правового механизма, который обеспечивал бы соблюдение прав всех людей, которые живут в тому или другому национально-территориальному образовании, не допускал нарушений относительно учета интересов каждой из этнических групп независимо от их численности. Создание и приведение в действие механизма правовой защиты всех народов предусматривает утверждение государством самоценности этнонациональных форм общественной жизни, признание права каждого этноса, каждого человека на самоутверждение. Кроме того, фактором создания механизма обеспечения правового статуса и этноса, и народа, и каждого человека как фактора повышения эффективности регулирования этнонациональных процессов, есть создания условий, которые бы исключали любую дискриминацию за национально-этническими признаками. Особое значение в этом вопросе имеет закрепление конституционно-правовой, демократической основы этнонациональных процессов и межнациональных отношений.

Важным фактором оптимизации этнонациональной политики является укрепления и усовершенствование механизма обеспечения законности, который бы в одинаковой мере защищал права и интересы граждан всех национальностей. Основными направлениями формирования такого механизма есть создания надежной правовой системы, которая бы обеспечивала полнейшее соблюдение конституционной законности в обществе и была способна определять и объявлять незаконность постановлений, решений, инструкций, актов государственных органов местной власти неконституционного характера, которые противоречат интересам и правам граждан разных национальностей, в частности тех, которые живут за пределами своих национально-территориальных образований; законное обеспечение судебно-правовой защиты чести и достоинства людей разных национальностей, их национальных чувств и национальной гордости (в этой связи необходимо использовать в практике судопроизводства соответствующие статьи уголовного кодекса, которые предусматривают наказание за оскорбление национального достоинства и чести, которая, удостоверяя низкую политическую культуру части людей, деформирует межэтническое общение и усложняет процесс формирования этносоциальной культуры); более полное отображение в новом (в частности, криминальном) законодательстве принципа равенства представителей всех национальностей перед законом; недопущение в судебной практике случаев, когда с целью упрощения судебной процедуры игнорируется такой важный конституционный принцип, как ведение судопроизводства с учетом национального языка; усовершенствование законодательства с целью повышения политического, социального, воспитательного значения закона, усиление его роли как важного фактора укрепления межэтнического единства общества, правовой, этносоциальной культуры; развитие системы прав и свобод людей разных национальностей, усиление гарантий, обогащение социального содержания последних, создание благоприятных условий для их расширения, постоянное повышение значения правовой формы их реализации; коренное изменение места и роли суда как средства цивилизованного решения противоречивых проблем, связанных с этнонациональными и межнациональными отношениями; выполнение работы, направленной на правовое воспитание население, формирование у людей этносоциальной, правовой культуры.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальная помощь | Рассмотрим гидравлические потери
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.