Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторические предпосылки возникновения музеев




Процесс становления музея как социокультурного института начинается в одну из величайших эпох европейской истории - в эпоху Возрождения.

С приходом Возрождения стали возникать первые учреждения, которые в дальнейшем послужили возникновению музея как социокультурного института. Этому способствовало возвращение к жизни классической древности в качестве культурной ценности; освобождение человеческой мысли от богословского догматизма; развитие светской гуманистической культуры, науки и искусства; познание мира природы и человека.

Одним из следствий стремления образованных людей к постижению окружающего мира стал расцвет коллекционирования. В отличие от бессистемного собирательства средневековья оно приобрело целенаправленность.

Коллекционеры обращали внимание, прежде всего, на античное наследие как на первоисточник знаний. Они пытались восстановить утраченные в средние века связи с культурными традициями античности, поэтому собирали любые материальные предметы греко-римской цивилизации - рукописи, фрагменты архитектуры, геммы, монеты, надписи на камне и металле, скульптуру. Одним из первых обладателем античных монет и медалей был Петрарка, а гуманист Браччолини коллекционировал древние надписи и античные монеты. Свою коллекцию из бюстов и архитектурных форм имел художник Скварчоне.

Интерес гуманистов к античному искусству изменил эстетические ценности эпохи. Собирать и хранить его наследие появилось у светских правителей и римских пап, состоятельных бюргеров и кардиналов. В эти коллекции вкладывались и произведения современных художников и скульпторов. Отсюда начинается расцвет светского заказа и меценатства. Появилось “искусство ради искусства”, которое оценивали на основе эстетических критериев. К тому же к началу XVI в. достойными коллекционирования стали считать не только законченные шедевры, но и эскизы, этюды, наброски.

В эпоху Возрождения история заняла важное место среди других областей знаний. Особенно осмыслялась деятельность великих личностей прошлого. В результате появился интерес к мемориальным предметам и изображениям выдающихся людей, к их коллекционированию. Так, в коллекции историка Паоло Джовио были собраны портреты великих людей прошлого и современников. Каждый портрет сопровождался “Похвальным словом” - латинским текстом, содержащим краткое жизнеописание изображенной личности

Мощный импульс развитию коллекционирования дали Великие географические открытия XV - XVI вв., благодаря которым взорам европейцев предстали неведомые прежде далекие миры Америки, Африки, Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. Экзотические одежда и оружие, посуда и домашняя утварь стали оседать в собраниях коллекционеров сначала через посредничество мореплавателей, а затем и специальных агентов. Не меньшим спросом, чем творения неведомых народов, пользовались образцы экзотической флоры и фауны, прежде всего те, что поражали глаз своей окраской, формой или размерами. Многие представители династии Габсбургов, начиная с австрийского эрцгерцога Максимилиана I (император в 1493 - 1519 гг.),большого знатока и любителя искусств, были увлеченными и неистовыми коллекционерами. Собранные ими сокровища впоследствии составили основу ряда европейских музеев, в числе которых - Музей Прадо в Мадриде и Художественно-исторический музей в Вене. В XVI в. в развитии коллекционирования произошли важные качественные изменения. Владельцы ряда собраний стали демонстрировать отобранные ими предметы в соответствии с определенной концепцией и с учетом восприятия создаваемых экспозиций сторонним зрителем. К работе над этими экспозициями часто привлекались гуманисты, художники, выдающиеся архитекторы. Так, на базе частных коллекций светской и духовной власти стали создаваться особые социокультурные институты - первые дворцовые музеи, степень доступности которых зависела исключительно от воли владельцев. Одни открывали двери только для титулованных особ и придворных художников, другие же считали возможным показывать свои экспозиции более широкому кругу лиц.

Родиной подобного коллекционирования стала Италия, где художественными сокровищами наполнялись дворцы богатейших флорентийских семей.

Так, род Медичи стал символом художественного меценатства, а также развитых форм коллекционирования. Собранные его представителями на протяжении XV - XVII вв. коллекции составили ядро крупных художественных собраний Европы. Их опыт организации собраний, методов хранения, описания, экспонирования, накопленный при создании и существовании первого дворцового музея, широко использовался в последствии во многих европейских странах. Самой уникальной галереей, основанной Медичи во Флоренции стала Уффици, в которой имелись: “Галерея статуй” со скульптурами Донателло, Микеланджело, залы с древним и современным оружием, помещение для научных приборов, зал Трибуна, где экспонировались самые ценные экземпляры коллекции Медичи - драгоценности, медали, природные редкости, геммы, парадное оружие.

Во Франции Франциск I в XVI в. превратил свой замок Фонтенбло в “новый Рим” - галерею, где разместились картины и скульптуры его коллекции. Собранные сокровища неистовых коллекционеров династии Габсбургов в дальнейшем составили основу ряда европейских музеев (Прадо, художественно-исторический музей Вены). В составе их коллекций звучала идея прославления военной мощи страны и доблести короля, поэтому преобладали экспонаты, связанные с войной (оружие, портреты военачальников). Такие собрания заложили основы для появления в будущем военных музеев. В Баварии Вильгельм IV для своей резиденции приобрел картины лучших немецких художников на исторические и библейские темы. Так началась история одного из самых известных собраний живописи - Старой пинакотеки в Мюнхене. Император Рудольф II превратил Прагу в сокровищницу Европы, которая включала пинакотеку и глиптотеку, кунсткамеру с коллекцией механических приборов.

Наряду со светской аристократией большую роль в зарождении первых музеев сыграли кардиналы и папы. Они покровительствовали скульпторам и художникам, были страстными коллекционерами, устроителями первых музеев, организаторами археологических раскопок Древнего Рима и даже участвовали в реставрации памятников. Так, папа Павел II построил в Риме палаццо “Венеция”, в котором организовал музей античного и византийского искусства.

Во Франции наиболее значимыми для возникновения будущих музеев были деяния кардиналов Ришелье и Мазарини. В резиденции Ришелье находилась коллекция, которая имела множество картин (Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Рубенса), статуи, гобелены, мебель, китайскую керамику. Собирательство Мазарини положило начало формированию будущего Лувра. В его доме находилась богатейшая коллекция картин и драгоценностей, после его смерти Людовик XIV значительно пополнил ее, и по его замыслу все королевское собрание было свезено в Лувр, а в 1681 г. была открыта картинная художественная галерея117 См.: Хадсон К. Влиятельные музеи. - Новосибирск: Собирский хронограф, 2001. - С. 341.7.

Помимо дворцовых коллекций существовали и другие виды собраний, которые в дальнейшем послужили богатейшим фондом для будущих музеев: кабинеты, кунсткамеры, студило, антикварии.

Кабинет - первоначально ларец с множеством маленьких выдвижных ящичков, в которых хранили античные монеты, геммы, драгоценности, затем помещение, где размещали редкости, образцы природы, произведения небольшого формата. Существовали мюнцкабинеты - с монетами и медалями; шатцкамеры - с изделиями из драгоценных камней и металлов: вундеркамеры - кабинет редкостей природы; кунсткамеры - кабинет искусства с необычными “творениями рук человеческих” и редкостями природы. Самой богатой коллекцией обладала Пражская кунсткамера, в которой хранились: природные редкости (чучела экзотических птиц, бивни, окаменелости), “магические” предметы (корень мандрагоры), мистификации и фальсификации (рог единорога), анатомические аномалии людей и животных, произведения в миниатюре (вишневая косточка с вырезанными на ней 180 человеческих лиц), научные приборы, оптические и механические устройства (компасы, подзорные трубы, часы).

Антикварии - собрание античных ценностей, в основном скульптур, место их демонстрации. Первоначально они были бессистемны и хаотичны, но со временем превратились в упорядоченную коллекцию. Первым из них был создан на Капитолийской площади в Риме, а самым знаменитым стал - антикварий Виттельсбахов, где статуи и скульптуры богов, бюсты римских императоров экспонировались в хронологическом порядке и под каждым прикреплялась плита с информацией об изображаемой личности.

Антикварий Юлиана II имел такие шедевры, как скульптурная группа “Лаокоон” и статуя Аполлона Бельведерского. С создания его “Антиквария статуй” началась концентрация античных памятников в помещениях и садах папского дворца и оформилась база для будущих известных ватиканских музеев.

Студиоло - кабинет для занятий, в котором вместе с библиотекой располагались коллекции гемм, рукописей, скульптур и картин. Здесь вели беседы о философии или созерцали произведения искусства. Это место воспринималось современниками эпохи как возрожденная форма античного мусейона. Одной из известнейших стала студиоло герцога Франческо I Медичи, созданная архитектором Вазари. Она напоминала декоративную сокровищницу, олицетворяла “мир в миниатюре”, так как в оформлении декора лежала сложная система аллегорий и символов, призванная выразить определенную идею




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 5046; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.