Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История возникновения декоративно-прикладного искусства




Введение.

Весь мир – это предмет искусства, который является, специфической формой труда и как выразился исследователь декоративного искусства А.Б. Салтыков, “одним из видов проявления человеческого творчества”.

Красота вещи заключается в художественной выразительности формы и полной согласованности этого характера с назначением самой вещи. Главной особенностью декоративного искусства является декоративность, как особая форма выражения красоты.

Красота свойственна самой природе человека. Ею человек стремится наполнить окружающий мир, наделить орудия труда и предметы сопутствующие ему в повседневной жизни. Эта область материальной культуры называется декоративно-прикладным искусством. Составным компонентом художественного оформления окружающих нас вещей является орнамент.

Мысль Джавахарла́ла Неру (политический деятель Индии) о том, что, изучая декоративно-прикладное искусство, можно написать историю цивилизации, подтверждается практикой изучения орнаментов.

Цель работы: изучение древних орнаментов в современном декоративном искусстве.

Задачи работы: 1. Изучить историю появления орнаментов кускар и пейсли.

2. Изучить применение этих орнаментов в искусстве и предметах быта.

3. Освоить технику выполнения орнаментов в технике точечной росписи.

4. Изготовить роспись предметов быта древними орнаментами в современной технике точечной росписи контуром по стеклу.

Гипотеза: мы предполагаем, что древние орнаменты актуальны в современном декоративно-прикладном творчестве и продолжают свою жизнь в предметах современных авторов.

Объект работы: интерпретация древних орнаментов.

Предмет изучения: орнаменты кускар и пейсли.

Используемые методы:

Ø Описание;

Ø Сбор информации;

Ø Наблюдение;

Ø Анализ;

Ø Практическая работа в технике точечной росписи контуром по стеклу.

Практическое применение результатов данной работы мы видим в 3эстетическом восприятии полученных предметов быта, видение древних орнаментов как связующей нити между древним и современным декоративно-прикладным искусством человека.

 

Глава 1. Декоративно-прикладное искусство.

Декоративно-прикладное искусство никогда не существовало отдельно от других видов деятельности человека. Оно было вплетено в них, существовало как составная часть охоты, рыболовства, земледелия, других видов хозяйственной деятельности человека. И сейчас декоративно-прикладное продолжает оставаться составной частью многих видов деятельности. Особенно таких, где требуется ручной труд. Например, труд гончаров, стеклодувов, ювелиров, сапожников, портных, столяров-краснодеревщиков.

Истоки декоративно-прикладного искусства уходят вглубь веков. В произведениях декоративно-прикладного искусства воплотились особенности мировосприятия народа, их понимание прекрасного. Ткачество, вышивка, художественно-декоративная обработка дерева, металла и кожи, особенности украшения одежды и жилища дают нам прекрасные образцы орнамента.

1.2. Орнамент – как вид декоративно-прикладного искусства

Происхождение орнамента и его древнее значение связаны с религиозным мировоззрением людей, стремившихся украшением одежды, предметов быта умилостивить злых духов, сберечься от них или придать себе силу. Многие элементы встречаются у разных народов.

В переводе с латинского «орнамент» означает «украшение, узор».

Орнамент составляет обязательный компонент художественного оформления вещей. Исследователи орнамента считают, что он возник уже в верхнепалеолитическую эпоху (15—10 тыс. лет до н. э.). Основанный на неизобразительной символике, орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «елочный» орнамент, плетеночный («веревочный») узор. Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например, круг — солнце, квадрат — земля, треугольник — горы, свастика — движение солнца, спираль — развитие, движение и т. д., но они, по всей вероятности, еще не обладали для предметов декоративными качествами (часто покрывались орнаментом скрытые от глаз человека части предметов — днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов и др.). Постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться только как эстетическая ценность. Цель орнамента определилась — украшать. Но справедливо будет отметить, что из орнаментальных мотивов появилась пиктография, ранний этап письменности.

Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. В те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И все-таки в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил.

Виды узоров

Современные виды узоров можно условно разделить на две группы

• изобразительные орнаменты, в основу которых положены объекты реального мира – растения, животные (зооморфные мотивы), пейзажи, изображения человека (антропоморфный мотив), различные предметы;

• геометрические элементы, абстрактные и психоделические изображения, которые первоначально могли иметь реальный прототип, но изменились до неузнаваемости.

Более древними являются геометрические виды узоров на тканях - это такие известные мотивы орнаментов, как полоска, зигзаг, клетка, ромб, горошек, треугольник и др.

По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга. Естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее (радовали глаз) и, главное, «защищали» от проникновения через горловину злых духов.

Тоже самое относится и к украшению одежды. Магические знаки на ней оберегали тело человека от злых сил. Поэтому не удивительно, что узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле.

Но ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии.

Так что такое орнамент? Искусство дикарей или код нации, безделица или судьба? Каждый народ имеет свой набор ритмически повторяющихся цветных узоров, который при желании можно прочесть и понять многое: от судеб этносов до характера отдельной личности. История орнамента и история народа неотделимы друг от друга. Причем все так тесно переплелось, что теперь не сразу поймешь, характер ли народа создает орнамент, или характерный орнамент, как путеводная нить, ведет свой народ через лабиринты веков в будущее. Орнамент – это «кровь» народа. Например, по составу крови южноамериканские индейцы ничего общего не имеют с индейцами североамериканскими, т.к. первые – это потомки индокитайцев, а вторые – переселенцы с севера Евразии. Поэтому жители этих двух материков разные не только на генетическом уровне, но и по своему мироощущению, которое по-разному выражается в их творчестве. Или, скажем, болгары. По крови – северные греки, фракийцы, а по языку и ментальности – славяне.

Орнамент четко дает представление об истории народа. Например, появились у народа пашенное земледелие, тягловая сила, и тут же возникла новая мода на стилизованные изображения коней, которая сразу отпечаталась в орнаментах. Наладились контакты с южными соседями – появились новые узоры с экзотическими растениями и восточным изгибом линий. Так необычайно богатый орнамент вбирал в себя лучшие и наиболее устойчивые орнаментальные традиции.

Зная истоки нации, можно многое понять в национальном искусстве. К. М. КЛИМОВ, зав. кафедрой истории искусств УдГУ, доктор искусствоведения, профессор, руководитель проекта «Славянский, финно-угорский, тюркский мир: взаимодействие культур» в своей книге «Удмуртский текстильный орнамент как диалог культур» пишет: «Одна знакомая казашка, живущая в России, как-то посетовала: «У вас здесь все пространство с углами – улицы, дом, мебель, а у нас все по-другому – юрта, степь, кони. Не могу огород по прямой копать, по кругу двигаться хочется…» И я тут же представил казахский орнамент – струящийся, плавный, перетекающий, как движения всадника, направляющего табун лошадей… Возможно, орнамент зарождается на психофизиологическом уровне».

Орнамент – это не только что-то исконное, самобытное. Это еще и следствие миграционных процессов, торгово-экономических связей, диалога культур. Например, в некоторых орнаментах прослеживается пласт иудаики, которая появилась в результате торговых отношений с Хазарским каганатом – древним иудейским государством. От хазар шел шелк-сырец, которым делались вышивки, а из наших мест – пушнина.

Не все знают, что хохломская роспись связана со старообрядцами, высланными за свои религиозные воззрения в Нижний Новгород, в Сибирь и на Алтай. Старообрядцы были переписчиками религиозных книг, в которых буквицы украшались именно в такой, как мы теперь говорим, хохломской манере. А так как книги переписывать им было нельзя, а жить как-то надо, свое умение они перенесли на домашнюю утварь, прекрасно расходившуюся на ярмарках.

Например, в удмуртских орнаментах 19-20-го веков просматривается белорусско-украинское влияние (пышные розы, крупные растительные мотивы), которое тоже исторически объяснимо. Влияние шло через земские мастерские и вошедшие в моду рисунки-трафареты.

Истоки башкирского декоративно-прикладного искусства теряются в глубине веков. Потребности кочевников в предметах вооружения и снаряжения, а земледельцев – в орудиях труда способствовали широкому развитию разных народных ремесел. Это открыло широкий путь к появлению декоративно-прикладного искусства, которое воплотилось в изделиях ткачества, вышивки, художественно-декоративной обработки дерева и метала, в оформлении национального костюма и украшений жилища. Через все это башкиры выражали свое отношение к природе и к жизни общества.

В древности все украшения декоративно-прикладного искусства играли роль талисманов и оберегов, предохраняли человека от сглаза, от воздействия злых сил и духов. С течением времени представления человека о мире менялись, менялось и назначение украшений. Они постепенно утратили свою первоначальную магическую функцию и стали просто предметами украшения.

Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, о своем роде, об окружающей жизни, природе, поэтому можно дать еще одно определение орнаменту - это символико-графический язык народа, выражающий его чувства, понятия.

О совершенно особом месте орнамента в культуре традиционного общества можно судить по активности его использования. Им украшались одежда (будничная, праздничная, ритуальная), женские украшения, различные предметы (домашняя утварь и предметы культа), жилище, его убранство, вооружение и доспехи, сбруя коня.

Орнамент является одной из древних форм изобразительной деятельности со времен палеолита. Первоначальные изображения были бесхитростны: веточка, осколок ракушки, проведенные по сырой глине, или вдавленные в нее семена растений. Со временем реальные семена были заменены на их изображения. Уже в эпоху неолита орнамент керамики представляет собой не случайный набор штрихов, полосок, черточек, а продуманный, композиционно выверенный, наполненный символическим содержанием рисунок. Любой орнамент читаем, как книга, потому что в нем есть свой «алфавит», мысли, сюжеты, история, отношение к миру. И языком символов, линий, цвета, ритма он говорит о своем народе: какой он, какой у него темперамент, характер, судьба.

 

1.3. Кускар – как форма изобразительного творчества народа.

Орнамент для башкирского народа был единственной формой художественно-изобразительного творчества. Почти полное отсутствие в башкирском народном искусстве реалистических изображений животных, людей и пейзажей обусловлено было влиянием мусульманской культуры, а именно - запрет ислама изображать живое. Ислам не только исключил из искусства все прочие изображения, кроме орнамента, но и определил крайнюю стилизованность его формы, распространение геометрического орнамента. Тем не менее, северные области мусульманского мира знали широкое применение изображений животных в орнаменте, чаще стилизованные, а иногда даже сравнительно реалистического характера.

Язычество с его магическими, тотемистическими и анимистическими представлениями оказало значительное влияние на орнамент, его содержание и форму. Принятие и распространение ислама привело к разрушению единой системы языческих представлений и верований. Однако языческие мотивы, связанные с народными мифами, еще долго и прочно жили в декоративно-прикладном искусстве.

Тамга, как оберег, встречалась на одежде, головном уборе, обуви, резной деревянной утвари, ковшах ижау, боевом оружии. Каждый род имел свой родовой знак - тамгу. Для каждого рода тамга имела свои очертания, которые отражали вид деятельности, род занятий в семье. И если девушка выходила замуж, то рисунок ее родовой тамги изменялся, дополнялся, обогащаясь элементами семейной тамги жениха. Повторение тотемического элемента вело к возникновению орнамента. Таким образом, орнамент является продуктом долгого исторического развития. В нем сохраняются наслоения различных периодов культурного развития, следы сложных взаимодействий и взаимовлияний между племенами и народами.

Башкиры издавна многообразным, ярким и красочным орнаментом украшали упряжь коня, хозяйственную утварь, одежду, обувь, жилище. Это узор, который образуется сочетанием геометрических, зооморфных и растительных фигур и элементов.

У башкир древнейший орнаментальный комплекс представляет собой сочетание простейших геометрических фигур: треугольники, зигзаги, параллельные косые линии, круги, вихревые розетки. Больше всего этот комплекс был распространен в горной части.

· Кускар – бараньи рога – символ скотоводства, трав, плодородия символ производительной деятельности человека, плодородия.

· Сердечко – гостеприимство

· Солярный знак – солнце

· Ромб – символ земледелия

· S-образный орнамент

· Гусиная лапка

Кускар - символ кочевого народа, занимающегося скотоводством, символ гостеприимства башкирского народа. Кускар относится к элементам растительного орнамента. Импровизация этого символа за счет дополнительных спиралевидных завитков привела к образованию различных узоров орнамента и многие другие варианты.

В цветном отношении башкирский орнамент яркий, многоцветный, строится на контрастных, сильных и чистых цветов преобладает:

• красный – цвет тепла и огня

• желтый – цвет изобилия и богатства

• черный – цвет земли и плодородия

• зеленый – цвет вечной зелени,

• белый - чистота помыслов, миролюбие

• синий – цвет свободолюбия,

• коричневый – цвет старости увядания.

Башкирский орнамент имеет свои специфические черты, которые отличают его от орнамента даже ближайших по культурному и этническому родству народов. Несмотря на множество мотивов, характерных для других народов, башкирский орнамент представляет образование уникальное. Некоторые его элементы, наиболее древние, известны. У других народов, отдаленных на тысячи километров на запад и на восток. Встречаются элементы, характерные для искусства большинства народов Евразии. Это свидетельствует о том, что культура башкирского народа зарождалась в едином русле развития мировой культуры, в процессе активных контактов с племенами тюркского Востока и финно-угорским населением. В этом - причина сложности, многогранности изобразительного языка башкирского народа, повествующего об истории развития его культуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 15816; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.