Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностические критерии рисунка семьи




Семья животных.

Нарисуй семью, состоящую из животных, так, чтобы все члены семьи были разными животными.

- Обратить внимание на отношение к заданию. В случае неудовлетворенности семейной ситуацией у малыша может появиться защитная реакция (хочу рисовать другое, я не умею и т.д.).

- Записывать все речевые высказывания во время рисования.

- Обращать внимание на эмоции ребенка в процессе рисования и их связь с изображаемым содержанием.

- На паузы более 15 секунд.

- Фиксировать последовательность изображения фигур членов семьи.

- С какой силой нажимает карандаш во время рисования фигур.

- Какие цвета выбирает и в какой последовательности.

- Были ли сомнения кого изобразить первым.

- Никаких комментариев во время рисования ребенка (нарисуй папу, где твой брат и т.д.). На вопросы ребенка: “Кого рисовать?” - Как хочешь.

- Ни в коем случае нельзя заострять внимание ребенка на ненарисованных частях тела вопросами типа: “А что же ты руки не нарисовал?” и др.

- Уточнить у воспитателя или в процессе беседы с ребенком состав семьи, социальную обстановку и др.

- Нельзя о психологических проблемах судить только по рисунку семьи – должна быть обязательно дополнительная диагностика.

После выполнения задания надо постараться получить максимум дополнительной информации в процессе беседы.

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают?

4. Кто это придумал?

5. Им весело или скучно?

6. Почему?

7. Кто из нарисованных людей самый счастливый?

8. Почему?

9. Кто из них самый несчастный?

10. Почему?

Если на последние вопросы ребенок отвечает формально, не следует настаивать на ответе.

В протоколе отмечают:

· темп выполнения заданий, паузы и перерывы в работе;

· последовательность, в которой делались разные части изображения;

· вопросы и высказывания обследуемого;

· краткое содержание последующей беседы.

 

При опросе следует пытаться выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к отдельным членам семьи; почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи; что значат для ребенка отдельные детали рисунка. При этом, по возможности, избегать прямых вопросов, не настаивать на ответах, так как это может вызвать тревогу и защитные реакции.

 

 

Интерпретация рисунка условно подразделяется на три части: анализ структуры рисунка, интерпретация особенностей графической презентации членов семьи, анализ процесса рисования.

- Изображение себя. Ребенок может не изобразить себя или рисует только себя. В обоих случаях он как бы не включает себя в состав семьи. Это может свидетельствовать о некотором эгоизме ребенка, отсутствии у него чувства общности с другими членами семьи. Отсутствие себя наблюдается в рисунках детей с чувством неполноценности или отсутствием вовлеченности. Родительское недовольство, чрезмерная критика, предпочтение брата или сестры склонны поощрять низкую самооценку, подавлять инициативу и желание достижения. В изображении этой проблемы ребенок может нарисовать себя в самом конце ряда членов семьи не из - за скромности, а выражая свое низкое положение. Это приобретает еще большее значение, когда все остальные расположены в хронологическом порядке и ребенок не самый младший.

- Важно обратить внимание среди кого изобразил себя ребенок, к кому ближе (кого он изобразил ближе к себе, тот для него наиболее желаем в общении), кто изображен далеко от ребенка. Если же малыш нарисовал себя отдельно от основной группы фигур, это говорит об испытываемом им чувстве отчужденности.

- Ребенок, которого наказывают физически, угнетают нравственно – изображает себя маленьким, а родителей с оскалом зубов, длинными руками или, наоборот, без рук, он как бы стремиться вытеснить их из своего сознания.

- Если ребенок рисует себя с поднятыми вверх руками, длинными пальцами, то это часто бывает связано с его агрессивными желаниями и устремлениями. Если автор такого рисунка - слабовольный ребенок – это говорит о стремлении компенсировать свою слабость.

- Иногда все члены семьи изображаются с руками, а себе художник “забывает” их нарисовать. Если при этом он рисует себя еще и непропорционально маленьким, то, скорее всего, страдает от ощущения собственного бессилия, незначимости в семье.

- Когда дети старше пяти лет (нормального интеллекта) в рисунке пропускают части лица (глаза, рот), это указывает на серьезные нарушения в сфере общения (речевые затруднения, скованность, застенчивость).

- Если ребенок нарисовал себя с очень длинными ногами – это может означать потребность в независимости. Большие, выделенные ноги подразумевают потребность в безопасности. Фигура без ног означает нестабильность, отсутствие ощущения основы, стойкое чувство тревоги.

- Изображение себя похожим на другого члена семьи – подчеркивание значимости фигуры (тот человек, который ему ближе, больше нравится, раскрашивается в те же цвета, что и он сам. Мальчики, как правило, раскрашивают себя в тот же цвет, что и папу, девочки стараются сделать себя похожими на маму).

- Искажение реального состава семьи. Отсутствие кого –либо из членов семьи на рисунке указывает на то, что “забытый” автору рисунка неприятен или же совсем недавно его обидел. Не рисуя их, ребенок как бы разряжает неприемлемую эмоциональную атмосферу семьи, избегает негативных реакций, связанных с определенными людьми.

- Часто на рисунке отсутствуют братья или сестры (или нарисованы схематично, без лица, очень мелко), это говорит о ревности, конкуренции за мамино, папино тепло и внимание. Пример.

- Считается нормальным, если ребенок не изображает на рисунке брата, сестру, которые живут отдельно, имеют свою семью и лишь изредка приходят в гости.

- Информативным является увеличение состава семьи. Как правило, это связано с неудовлетворенными психологическими потребностями в семье. Примерами могут служить рисунки единственных детей - они относительно чаще включают в рисунок семьи посторонних людей. Дополнительно к родителям (или вместо них) нарисованные, не связанные с семьей взрослые указывают на восприятие неинтегративности семьи, на поиск человека, способного удовлетворить потребности ребенка в близких, эмоциональных контактах.

- Изображение зверушек. Здесь необходимо уточнить, с кем он их идентифицирует. Часто так изображаются братья и сестры, чье значение в семье ребенок хочет преуменьшить (ревность к родителям).

- Если же на рисунке вместо людей изображены животные, значит, маленький художник испытывает недостаток эмоционального общения, у него преобладает ощущение собственной отверженности.

- Если ребенок рисует животных первыми, выше других ростом, рядом с собой и т.д. – ребенку не хватает эмоционального тепла в семье.

- Расположение и размеры фигур. Указывают на психологические особенности семейных взаимоотношений, как их себе представляет ребенок.

- Существует точка зрения, что чем крупнее фигура, тем более эмоционально значим для ребенка тот или иной член семьи (кто на рисунке выше ростом, тот, по мнению ребенка, главенствует в семье).

- Однако, это может быть как положительная эмоциональная значимость (любовь, привязанность), так и отрицательная – (настороженность, страх) (если ребенок рисует одного из родителей больше по размеру, чем остальных членов семьи, игнорируя реальные физические данные, то, вероятно, он представляет его как деспотичного, подавляющего, агрессивного, пугающего человека (рисунки, на которых один из родителей возвышается над другим, в реальности превышающем его по росту и весу)). Чтобы проанализировать знак эмоциональной значимости, необходимо проанализировать другие параметры рисунка (например, украшения или одинаковое прорисовывание с собой).

- Если фигура, напротив, очень маленькая, не учитывая реальность, малыш как бы стремится приуменьшить значение данного члена семьи в собственной жизни.

- Часто у детей есть чувство соперничества за расположение кого-либо из членов семьи – это выносится на рисунок в виде близкого расположения с любимой фигурой самого себя и отдаления, например, брата или сестры от отца или матери (если есть чувство ревности).

- Группировка членов семьи в рисунке иногда помогает выделить психологические микроструктуры семьи, коалиции.

- Обращать внимание какие фигуры были стерты и где они изображались. Пример.

- Ограничение пространства рисунка. Маленький дом, комната, близкое расположение персонажей на рисунке указывает на попытку ребенка объединить, сплотить семью. Часто характеризует рисунки детей, переживающих развод родителей или потерю одного из членов семьи. Пример.

- Прорисовка деталей. Украшения цветами, бантиками, сердечками и т.п. - свидетельствуют о хороших отношениях в семье.

- Подробное прорисовывание отдельной фигуры на рисунке (сережки, узоры, длинные волосы, которые не существуют в реальности, превращение в принцесс) свидетельствует об эмоционально положительном отношении ребенка к данному члену семьи, привязанности к нему. Чем более приятен ребенку член семьи, тем больше сил он тратит на его изображение, используя различные цвета. Пример.

- Барьеры, штрихи между людьми – см. ниже.

- Схематичное изображение фигуры. Плохие отношения в семье – рисунок отличается большой схематичностью, незаконченностью. Схематичное изображение какой – либо фигуры, “нечаянный” пропуск основных частей тела при рисовании, например, рук, рта, глаз, зачастую указывает на несложившиеся отношения между ребенком и этим членом семьи, на негативные эмоции ребенка, связанные с данным членом семьи. Пример.

- Показатели агрессии.

- Выделенный, заштрихованный рот (обычно такие члены семьи легко переходят на крик или используют в общении с детьми нелестные эпитеты).

- Длинные пальцы или ногти на руках (показателем агрессии это будет в том случае, если при рисовании других людей этот признак не наблюдается, т.е. длинные пальцы не являются своего рода стереотипом рисования при изображении человека).

- Взлохмаченные волосы

- Угрожающая поза фигуры и др. Пример.

- Наличие дополнительных изображений. Преобладание на рисунке предметов мебели, неодушевленных предметов, среди которых затерялись фигуры членов семьи свидетельствует о негативных эмоциях, переживаемых ребенком. Это значение усиливается, если ребенок начал свой рисунок с изображения именно предметов, а не членов семьи. Тем самым ребенок оттягивает момент рисования членов семьи.

- Каракули или барьеры между родителями – может свидетельствовать о переживании ребенком развода родителей или желание прекратить конфликты хотя – бы на рисунке семьи. Пример.

- Различные стены между членами семьи, барьеры в виде мебели символизируют сложности общения между членами семьи или отсутствие общения в принципе. Пример.

- Низко висящие большие яркие лампы на цепях указывают на огромные нарушения внутри семьи, а также наводят на мысль о том, что большая часть этих нарушений обладает сексуальными обертонами.

- Изображение света, огня, каминов рядом с членами семьи, символизирующими тепло для ребенка.

- Изображение лампочек в центре рисунка может сигнализировать о нехватке ребенку тепла и нежности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 773; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.