Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дополнительные способы исследования зрительного гнозиса




 

 

«Разрезные картинки».

Даются два одинаковых изображения: целое ( образец) и разрезанное на несколько частей: на две (по горизонтали, вертикали), на четыре, шесть, девять; на части в виде полос, квадратов или любой неправильной формы. Ребенок складывает разрезанное изображение сначала по образцу, затем без него. Количество фрагментов должно соответствовать актуальным возможностям ребенка. Постепенно оно увеличивается, а элементы усложняются по конфигурации.

 

«Выбор недостающего фрагмента изображения».

Предлагается картинка (предметный рисунок, сюжетная картинка, геометрический рисунок, орнамент и т. д.) с отсутствующими фрагментами и набор недостающих кусочков. Необходимо подобрать нужный фрагмент. В изображении может не хватать как одного, так и нескольких фрагментов. Можно попросить ребенка дорисовать недостающую часть.


 

 

«Чего здесь не хватает?».

Внимательно посмотрев на изображение предмета с недостающими деталями, ребенку надо найти и исправить (дорисовать) « ошибки художника ». При затруднениях ему показывают правильное изображение предмета и проводят сравнение.

 

«Дорисуй предмет до целого».

Дается изображение с неполным количеством элементов. Надо дорисовать отсутствующие элементы в заданном рисунке и назвать их. Предмет может быть не дорисован по оси (справа или слева), могут отсутствовать некоторые его части.

 

«Загадочные рисунки».

Нужно разглядеть, раскрасить и сосчитать изображенные на рисунке предметы.

 

 

 

 

«Что здесь изображено?».

Узнавание «зашумленных» (наложенных, перечеркнутых и т. п.) геометрических фигур; различных предметов, букв, цифр, одинаковых и различных по величине, форме и цвету. Варианты этого задания легко придумать в зависимости от возраста и возможностей ребенка.

« Что перепутал художник? ». В изображениях любых предметов, животных, лиц, целых сюжетов и т. п. ребенок должен найти не свойственные им детали, объяснить, как исправить ошибки.

 

«Фигура и фон».

Нарисуйте или подберите стимульный материал, где основу составляет фон (более или менее часто расставленные точки или значки любой конфигурации; различные пересекающиеся линии, переплетающиеся листья


 

и т. п.). Ребенку предлагается различить на таком фоне фигуры, т. е. найти, показать и назвать все « замаскированные » в этом « шуме » изображения (предметы, буквы, цифры и т. д.).

 

«Лабиринт».

Ребенку предлагаются разного рода « лабиринты » в виде перепутанных нитей от воздушных шариков, тропинок, коридорчиков. К каждой картинке дается соответствующее задание (« У кого какой шарик? », « Помоги выйти » и т. п.). Примеры таких заданий легко придумать или выбрать из имеющейся литературы.

Задание целесообразно выполнять следующим образом: сначала сконструировать лабиринт на полу с помощью подручных средств (стульев, скамеек и т. п.), специальных геометрических форм и предложить ребенку пройти по нему. Потом, на бумаге дать задание ребенку провести по лабиринту пальцем, затем карандашом, и лишь потом проследить путь исключительно глазами.

 

«Найди букву».

Предложите ребенку рисунок с буквами, цифрами, написанными разным шрифтом, стилем и по-разному повернутыми. Он должен ответить, что за буквы нарисованы.

 

«Допиши букву».

Покажите ребенку недорисованную (в различных вариантах) букву (цифру, слово). Попросите его определить, что за буква (слово) j не дорисована, и дописать ее.

 

«На что похожа буква?».


 

Спросите, на что похожа та или иная буква. Попросите дорисовать ее до этого предмета.

В другом варианте ребенок сам придумывает, во что превратить эту букву, дорисовав ее. То же с цифрами.

 

«Письмо в воздухе».

Психолог рисует в воздухе перед ребенком различные фигуры, буквы, цифры и т. д., которые он должен опознать и назвать.

 

Исследование пространственного гнозиса (Семенович А.В., 2002) (приложение «Альбом»)

 

Проба «Зеркальные буквы» (рис. 27).

И .: « Покажи, какая из букв написана правильно ». Более сложным вариантом является нахождение « неправильных » цифр и букв в слогах и словах.

 

Проба «Слепые часы» (рис. 7).

Эксп. закрывает эталонный циферблат и просит ребенка сказать, сколько времени показывают стрелки на « слепых часах ». При выраженных затруднениях эталон открывается для сравнения.

Здесь следует очень внимательно отнестись к тому, упрочено ли в опыте ребенка определение часов именно в таком варианте.

 

Проба Бентона (с. 33). Ребенку показывают один из верхних образцов, затем закрывают его и просят показать этот образец на нижнем эталоне. В случае затруднений образец не закрывается и остается открытым для сравнения.

 

Самостоятельный рисунок

Ребенку предлагается неограниченный выбор цветных карандашей (фломастеров), простой карандаш, ручка. Цветовые предпочтения в ходе интерпретации приближают следующие ниже тесты к тесту Люшера. Кроме того, анализируются топологические, конструктивные и стилистические особенности рисунка правой и левой рукой.

Ребенку предлагается (и правой, и левой рукой) нарисовать: цветок, дерево, дом, велосипед.

Проба « Коврики ». Перед ребенком кладется лист бумаги, сложенный

вдвое, на котором изображен большой прямоугольник.

И .: « Представь себе, что это коврик. Разрисуй его, пожалуйста ».

По завершении раскрашивания одной рукой лист поворачивается и аналогичная процедура проводится другой рукой.

Вариантом этой пробы является предоставление ребенку листа бумаги без рамки.


 

Проба «Мандата».

Перед ребенком кладется стандартный лист бумаги (формат А4) с нарисованной в центре окружностью диаметром 10 см.

И .: « Разукрась (раскрась, разрисуй) это, пожалуйста ». На любые вопросы ребенка дается ответ: «Делай, как тебе нравится ».

По завершении раскрашивания аналогичный тест проводится другой рукой.

 

Проба «Гомункулус»

Выполняется ведущей рукой на стандартном (А4) листе бумаги. Перед ребенком кладется образец

И .: « Разукрась (раскрась, разрисуй) это, пожалуйста ». На любые вопросы

ребенка дается ответ: «Делай, как тебе нравится ».

 

 

 

 

По окончании раскрашивания ему предлагаются следующие вопросы: Кого ты нарисовал? Как зовут? Сколько лет? Что сейчас делает?

Чем вообще занимается? Любимое и нелюбимое занятие?

Боится ли он чего-нибудь? Где живет? С кем живет? Кого больше всех любит? С кем дружит (играет, гуляет)? Какое у него настроение? Его самое заветное желание?

Если бы у него был выбор, чем бы он защищался от врагов? Какое у него здоровье? Что и как часто у него болит?

Что в нем хорошего, плохого? Кого он тебе напоминает?

 

Проба «Рисунок человека».

Выполняется ведущей рукой.

И .: « Нарисуй, пожалуйста, человека ».

По окончании предлагаются вопросы, что и в пробе «гомункулус».


 

Копирование

1. Тест Денманна. Перед ребенком кладется « Альбом » (рис. 32) и чистый лист бумаги. И .: « Нарисуй эти фигурки ».

Копирование выполняется сначала одной рукой, затем (на новом листе бумаги) другой. Тест весьма эффективен для исследования процессов копирования до 5-б лет.

 

2. Тесты Тейлора и Рея-Остеррица. Тесты применимы с 6 лет.

Перед ребенком кладется (рис. 30) фигура Тейлора и (ниже) чистый лист. И .: « Нарисуй такую же фигуру ».

Для фиксации стратегии копирования ребенку предлагается набор цветных карандашей, которые в процессе копирования Эксп. меняет (по порядку цветов радуги). Никаких разворотов « Альбома » не допускается;

манипуляции с собственным листом бумаги строго фиксируются. На всем протяжении эксперимента психолог воздерживается от любых замечаний. Полезно отмечать время копирования.

По окончании копирования фигуры Тейлора ребенку предлагается так же скопировать фигуру Рея-Остеррица (рис. 31) другой рукой.

 

3.Копирование проекционных изображений. Ребенку предлагается правой и левой рукой скопировать « куб » и « дом » (рис. 33).

 

4. Копирование изображений с поворотом на 180°. Эксп. и ребенок сидят друг напротив друга, между ними лист бумаги. Эксп. рисует обращенного к себе схематического « человечка » (рис 33).

И. « Нарисуй себе такого же человечка, но так, чтобы ты видел свой

рисунок, как я вижу свой ». После того как ребенок выполнил первый этап задания, дается

И .: « А теперь у своего я рисую руку; где будет рука у твоего? ». Если ребенок выполняет задание неверно, ему объясняются его ошибки. После полного понимания для копирования предлагается сложный треугольник (рис. 33).

И .: « Переверни к себе эту фигурку ».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.