Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бхактивинода Тхакур 2 страница




Святой бабаджи сказал: «Враджанатх, ты выслушал «Даша‑мулу» до восьмого стиха. Прошу тебя, выбери время ирасскажи обо всем услышанном своему святому дяде. Мое сердце трепещет от радости, когда я вижу его. А теперь послушайте девятый стих «Даша‑мулы»:

 

«Слушание повествований о Господе, воспевание Его славы, памятование о Нем, служение Его лотосным стопам, поклонение Ему, предложение Ему поклонов, служение Ему в качестве слуги, размышления о Нем как о друге и вручение себя Ему – эти методы считаются девятью составляющими преданного служения. Верующий человек, который поклоняется Господу, совершая все вышеперечисленные действия, достигает чистой любви к Нему».

 

Когда святое имя Господа Кришны, а также описание Его тела, качеств и развлечений достигают слуха, это зовется шраванам (слушание). Слушание подразделяется на два вида. Даже не обладая верой в Господа, человек может услышать о нем из уст святого преданного. Это одна разновидность слушания. Благодаря такому слушанию можно обрести веру. Когда человек обретает веру, у него появляется сильное стремление слушать повествования о Господе. Затем он приступает к слушанию о святом имени икачествах Господа Кришны из уст духовного учителя‑вайшнава. Это другая разновидность слушания. Слушание является составной частью чистого преданного служения. Практикуя садхану‑бхакти, человек слушает о Кришне из уст духовного учителя‑вайшнава. Слушание является одной из основных составляющих преданного служения.

Когда святое имя Господа Кришны и описания Его тела, качеств и развлечений касаются языка, это называется киртанам (воспевание). Беседы о Господе, воспевание Его святого имени, привлечение других к слушанию путем чтения вслух текстов писаний, вознесение молитв, обращенных к Нему, провозглашение Его славы перед другими – все эти действия относятся к категории воспевания. Считается, что из всех составляющих преданного служения воспевание является наиболее важным. Особенно актуально воспевание в Кали‑югу. Об этом твердят все священные писания. К примеру, в «Падма‑пуране» («Уттара‑кханда». 72.25) сказано:

 

«То, что в Сатья‑югу достигается посредством медитации, в Трета‑югу – посредством совершения яджн и в Двапара‑югу – посредством пышного храмового поклонения, в век Кали достигается простым воспеванием и прославлением Господа Кешавы».

 

Нет иного метода, который очищал бы сердце так действенно, как хари‑киртана (воспевание славы Господа Хари). Когда вместе поют много преданных, это зовется санкиртаной.

Памятование об имени, форме, качествах и играх Господа Кришны называется смаранам (воспоминание). Памятование бывает пяти видов: если человек что‑то ищет, это называется смарана; если он отвлекает ум от всего прочего и концентрирует его на одном предмете, это называется дхарана; когда человек медитирует на какую‑либо определенную форму, это называется дхьяна; когда медитация на Господа становится непрерывной, словно поток нектара, это называется дхруванусмрити; когда в сердце остается лишь высший объект медитации и ничего более, это называется самадхи. Шраванам (слушание), киртанам (воспевание) и смаранам (памятование) считаются тремя важнейшими аспектами преданного служения, поскольку они включают в себя все остальные составляющие. А из этих трех составляющих – слушания, воспевания и памятования – самым важным считается воспевание, поскольку оно включает в себя и слушание, и памятование.

В «Шримад‑Бхагаватам» (7.5.23) сказано, что пада‑сева (служение стопам) или паричарья (служение) является четвертым аспектом преданного служения. Служение стопам Господа должно происходить наряду со слушанием, воспеванием и памятованием. Служа лотосным стопам Господа, следует считать себя никчемным и недостойным такого служения, а объект своего служения следует мыслить как вечную, исполненную знания и блаженства личность. Очень важно думать именно так. Служа стопам Господа, следует думать о том, что видишь прекрасное лицо Господа, касаешься Его, обходишь вокруг Него, следуешь за Ним, созерцаешь Его храм, а также Гангу, Джаганнатха Пури, Двараку, Матхуру, Навадвипу и другие священные места. Шрила Рупа Госвами исчерпывающе описал шестьдесят четыре составляющих преданного служения. Служение туласи и служение преданным Господа считается служением стопам Господа.

Пятый аспект преданного служения – арчанам (поклонение). О качествах, которыми должен обладать поклоняющийся, и о самом поклонении можно сказать очень‑очень многое. Если человека, который занимается слушанием, воспеванием и памятованием, привлекает путь поклонения, он должен обрести прибежище у лотосных стоп компетентного духовного учителя, принять от него посвящение, мантра‑ дикшу, и только после этого приступить к практическому поклонению».

Враджанатх спросил: «А в чем заключается различие между намой (святым именем) и мантрой?»

Святой бабаджи ответил: «Святое имя Верховного Господа является жизнью и душой всех мантр. Добавив ксвятым именам Господа такие слова, как намах (поклоны) и другие подобные, мудрецы даровали нам различные мантры, прославляющие Господа. Каждая из этих мантр обладает определенной силой. Святое имя Господа не имеет ничего общего с несовершенным материальным миром. Мантры, содержащие святые имена Господа, нужны для того, чтобы отвлечь человеческий ум от постоянных размышлений о материальном теле и прочих материальных объектах. Чтобы получить возможность воспевать мантры, человек должен получить духовное посвящение (дикшу). Для воспевания мантр, посвященных Кришне, нет никакой необходимости прибегать к очистительным процедурам, называемым сиддха, садхья, сусиддха и ари. Мантры, воспевающие Кришну, приносят огромное благо живым существам. Мантры, посвященные Кришне, являются самыми могущественными мантрами во всем мире. Принимая мантру, посвященную Кришне, от компетентного духовного учителя, человек, наделенный необходимыми качествами, получает силу от Самого Господа Кришны. Затем духовный учитель открывает ученику путь арчаны (поклонения). Сейчас я не стану подробно рассказывать о нем. Вкратце можно сказать, что этот путь включает в себя почитание Шри Кришна‑джанмаштами, Карттика‑враты, Экадаши‑враты, Магха‑снаны и других священных дней. Но один аспект поклонения необходимо подчеркнуть: Господу Кришне всегда следует поклоняться вместе с Его преданными.

Шестым аспектом преданного служения является вандана (предложение поклонов). Хотя вандана включается в пада‑севу, киртану и другие составляющие преданного служения, она также считается отдельным членом. Вандана переводится как «предложение поклонов». Приносить поклоны можно по‑разному. Один наиболее известный способ называется эканга‑намаскара (поклон одной частью тела), а другой – аштанга‑намаскара (поклон восемью частями тела). Оскорбительным считается кланяться, опираясь на одну руку, полностью покрыв тело тканью, прямо напротив Господа, с Его левой стороны, со спины Господа, атакже слишком близко к Нему.

Седьмым аспектом преданного служения является дасья (служение). Дасья проходит, когда человек начинает считать себя слугой Господа Кришны. Предложение поклонов, вознесение молитв, предложение Господу всех своих действий, служение, выражение почтения, памятование, слушание о Господе и другая деятельность входят в дасью.

Восьмым аспектом преданного служения является сакхья (дружелюбие). Сакхья подразумевает дружелюбное поведение по отношению к Господу Кришне. Сакхья бывает двух видов: вайдханга (дружба в духе вайдхи‑бхакти) и раганга (дружба в духе рагануга‑бхакти). Сегодня мы упомянем только о вайдханге. Считается, что подобная дружба становится возможной, когда преданный занимается поклонением Божеству. Это называется вайдха‑сакхья.

Девятым аспектом преданного служения является атма‑ниведана (вручение себя Господу). Полное предание себя Господу называется атма‑ниведана. Особым отличием атма‑ниведаны считается желание действовать в интересах Господа, а не в своих собственных. Проданная кому‑нибудь корова не совершает усилий ради собственной защиты или содержания, подобно этому предавшаяся душа действует в полном согласии с желаниями Господа Кришны. Она желает только того, чего желает Господь Кришна. Действия, характерные для атма‑ниведаны, описаны в следующих словах «Шримад‑Бхагаватам» (9.4.1820):

 

«Махарадж Амбариша всегда занимал свои мысли медитацией на лотосные стопы Кришны, руки – уборкой храма Господа, уши – слушанием слов, посвященных Кришне. Свои глаза он занимал созерцанием Божества Кришны, храмов Кришны и священных мест, напоминающих о Кришне – таких, как Матхура или Вриндаван, чувство осязания он занимал, прикасаясь к телам преданных, чувство обоняния – вдыханием аромата предложенных Господу листьев туласи, а свой язык – ощущением вкуса пищи, предложенной Господу. Ногами он ходил в храмы Господа, голову склонял в поклонах перед Господом, а все свои желания подчинял желаниям Господа. В таком состоянии он находился двадцать четыре часа в сутки. Воистину, Махарадж Амбариша никогда ничего не желал для себя. Он вовлек все свои чувства в преданное служение. Таким путем можно взращивать привязанность к Господу и полностью избавиться от всех материальных желаний».

 

Выслушав святого бабаджи, Враджанатх и Виджая‑кумар исполнились блаженства; они поклонились праведному бабаджи и сказали: «О учитель, по всей видимости, ты близкий спутник Самого Верховного Господа. Встреча с тобой – самая большая удача нашей жизни. Мы упрямо и беспочвенно гордились своей кастой и ученостью. Но благодаря благочестивым деяниям, совершенным нами в прошлых воплощениях, мы обрели прибежище у твоих стоп». Виджая‑кумар сказал: «О лучший из преданных Господа, Шри Вриндаван дас Тхакур велел мне посетить Йога‑питху в Шри Майяпуре. Благодаря его милости, я получил возможность узреть и трансцендентную обитель Господа, и личного спутника Господа. Пожалуйста, будь милостив кнам, позволь завтра вновь навестить тебя».

Услышав имя Вриндавана даса Тхакура, пожилой бабаджи тотчас же принес поклоны святому вайшнаву. Он сказал: «Я вновь и вновь приношу свои почтительные поклоны Вриндавану дасу Тхакуру, который является самим Вьясадевой. Он пришел в этот мир, чтобы увековечить игры Господа Чайтаньи».

Было уже поздно, и Враджанатх с Виджая‑кумаром, простившись со святым бабаджи, отправились домой, в Билва‑пушкарини.

 

20. Вечная религия и три истины: самбандха, абхидея, прайоджана (абхидея: вайдха‑садхана‑бхакти)

 

Враджанатх и Виджая‑кумар вернулись домой только после полудня. Мать Враджанатха стала заботливо угощать своего брата вкусным обедом. С аппетитом пообедав, дядя иплемянник продолжили свой задушевный разговор. Враджанатх пересказал своему дяде все, что услышал ранее от святого бабаджи. Слушая Враджанатха, Виджая‑кумар погрузился вокеан духовного блаженства. Он сказал племяннику: «Тебе очень повезло! Ты выслушал рассказы о духовной истине от великого святого. Слушать повествования оГосподе полезно в любой ситуации, но когда эти слова исходят из уст святого, они очень скоро приносят желанный результат. Баба, ты учен и великолепно знаешь все священные писания. В области толкования ньяя‑шастр тебе вообще нет равных. Ты родился в семье вайдика‑брахманов. Ктому же, ты состоятельный человек. Теперь, когда ты нашел прибежище у стоп вайшнава и наслаждаешься его рассказами о Господе, все эти преимущества лишь украшают тебя».

Сидя в домашнем храме, построенном в честь богини Чанди, дядя и племянник неспешно беседовали о духовной жизни. В это время мать Враджанатха вызвала Виджая‑кумара в боковые покои и сказала ему: «Брат, наконец ты навестил нас. Я хочу попросить тебя о помощи. Пожалуйста, постарайся убедить своего племянника в том, что каждый мужчина должен пройти через ашрам домохозяина. Признаюсь, меня пугает поведение Враджанатха. Боюсь, он так никогда и не женится. Многие обращались к нам с заманчивыми брачными предложениями, но ты же знаешь, Враджанатх очень упрям. Он наотрез отказывается жениться. Моя свекровь пыталась его женить, но и ей не удалось его переубедить». Выслушав сестру, Виджая‑кумар ответил: «Яостанусь у вас на десять‑пятнадцать дней. Так и быть, я подумаю и скажу тебе, что можно сделать. Теперь иди, пожалуйста, в свои покои». Когда мать Враджанатха вернулась к себе, Виджая‑кумар и Враджанатх продолжили свою беседу. Они провели весь день, обсуждая волнующие их вопросы. На следующий день Виджая‑кумар сказал Враджанатху: «Сегодня вечером мы обязательно пойдем во двор Шривасы. Святой Бабаджи обещал поведать о том, как Шрила Рупа Госвами описывает шестьдесят четыре аспекта преданного служения. Враджанатх, если бы не ты, я так никогда и не услышал бы этих нектарных поучений. Помнишь, святой бабаджи сказал, что путь садхана‑бхакти состоит из двух частей: вайдха‑марга (преданное служение, заключенное в рамки правил и предписаний) и рага‑марга (спонтанное преданное служение). В данный момент мы с тобой способны следовать по пути вайдха‑марга. Позже мы узнаем все и о рага‑марге, но сначала мы должны пройти ступень вайдха‑марга. Слушая, как святой бабаджи описывает девять методов преданного служения, я не мог понять, с чего следует начинать. Сегодня я обязательно спрошу его об этом». Тем временем солнце, окруженное ореолом своих лучей, стало клониться к западу. Виджая‑кумар и Враджанатх с радостным сердцем вошли во двор Шривасы, принесли почтительные поклоны собравшимся вайшнавам и направились в хижину пожилого бабаджи. Увидев своих друзей, жаждавших услышать духовные истины, святой бабаджи радостно обнял их и усадил на подстилки из банановых листьев. Дядя и племянник поклонились ему, сели, и после непродолжительного обмена новостями, стали задавать святому мудрецу интересующие их вопросы.

Собравшись с мыслями, Виджая‑кумар сказал: «О учитель, мы приносим тебе столько беспокойств. Однако ты кротко сносишь все эти неудобства, потому что очень добр к преданным. Сегодня мы хотели бы услышать, как Шрила Рупа Госвами описывает шестьдесят четыре аспекта преданного служения. Если тебе не трудно, расскажи нам, как проще всего достичь высот преданного служения».

Улыбаясь, святой бабаджи ответил: «Я с удовольствием расскажу вам о шестидесяти четырех аспектах преданного служения, которые великий ученый‑вайшнав, Шрила Рупа Госвами, описывает в своей книге. Первые десять из них таковы:

1) следует обрести прибежище у стоп компетентного духовного учителя;

2) следует получить посвящение у духовного учителя иобучаться у него преданному служению;

3) необходимо с верой и преданностью подчиняться указаниям духовного учителя;

4) необходимо следовать по стопам великих ачарьев (учителей) под руководством духовного учителя;

5) нужно спрашивать у духовного учителя о том, как совершенствоваться в сознании Кришны;

6) следует быть готовым отказаться от всего материального ради удовлетворения Верховной Личности Бога, Шри Кришны (это означает, что, занимаясь преданным служением Кришне, мы должны быть готовы и отказаться от того, что нам нравится, и принять то, что нам совершенно не нравится);

7) следует жить в священном месте паломничества – к примеру, в Двараке или Вриндаване;

8) нужно иметь лишь то, что необходимо для поддержания тела, и вступать в отношения с материальным миром лишь в той степени, в какой это необходимо;

9) следует неукоснительно соблюдать пост в день экадаши;

10) необходимо поклоняться священным деревьям – таким, как баньян.

Следующие десять аспектов преданного служения – это запреты, которых не следует нарушать. Они таковы:

11) следует безоговорочно оставить общество греховных людей;

12) не следует наставлять человека, который не стремится к преданному служению;

13) не следует слишком увлекаться строительством дорогостоящих храмов или монастырей;

14) не следует читать слишком много книг или зарабатывать себе на жизнь профессиональным чтением «Шримад‑Бхагаватам» и «Бхагавад‑гиты», а также чтением лекцийоних;

15) не следует пренебрежительно относиться к повседневным делам;

16) не следует радоваться, обретая что‑либо, и печалиться, теряя что‑либо;

17) не следует пренебрежительно относиться к полубогам;

18) не следует без необходимости беспокоить ни одно живое существо;

19) не следует допускать оскорбления, воспевая святое имя Господа или поклоняясь Божеству в храме;

20) не следует терпимо относиться к сквернословию вадрес Верховной Личности Бога, Кришны, или Его преданных.

Эти двадцать аспектов являются воротами в преданное служение. Наиболее значимыми из них являются первые три. Следующие же правила таковы: 21) следует украшать свое тело тилакой – отличительным знаком вайшнавов; 22) нанося тилаку, можно написать на теле Харе Кришна; 23)следует принимать как милость цветы и гирлянды, предложенные Божеству и духовному учителю, и украшать ими свое тело; 24) нужно научиться танцевать перед Божеством; 25) следует немедленно кланяться при виде Божества или духовного учителя; 26) следует встать с паланкина, прибыв в храм Господа Кришны; 27) когда Божество выносят для прогулки по улице, преданный должен последовать за процессией; 28) преданный должен посещать храм Вишну по меньшей мере два раза в день – утром и вечером; 29) следует обходить храм по кругу по меньшей мере три раза; 30) следует поклоняться Божеству в храмев соответствии с регулирующими принципами; 31) следует выполнять какое‑либо личное служение Божествам; 32) следует петь перед Божествами; 33) необходимо участвовать в санкиртане; 34) следует читать мантры на четках; 35) следует всегда возносить молитвы; 36) следует почаще повторять известные молитвы; 37) следует с благоговением вкушать маха‑прасад (пищу с подноса, которая была предложена Божествам); 38) следует пить чаранамриту (воду, которой омывали Божества и которая по традиции предлагается гостям храма); 39) следует вдыхать запах благовоний и цветов, предложенных Божествам; 40) следует почтительно касаться лотосных стоп Божества; 41) следует взирать на Божество с великой преданностью; 42) следует предлагать арати вположенное время; 43) следует слушать описания Господа и Его игр, приведенные в «Шримад‑Бхагаватам», «Бхагавад‑гите» и других священных книгах; 44) следует молить Божество о Его милости; 45) следует почаще вспоминать Божество; 46) следует медитировать на Божество; 47) следует выполнять какое‑либо добровольное служение; 48)следует думать о Господе как о своем друге; 49) следует предлагать Господу все, что имеешь сам; 50) следует предлагать Ему какой‑либо любимый предмет (к примеру, блюдо или одеяние); 51) необходимо брать на себя всевозможный риск иприлагать любые усилия для удовольствия Кришны; 52)влюбой ситуации следует оставаться душой, преданной Господу; 53) следует поливать водой дерево туласи; 54) необходимо регулярно слушать «Шримад‑Бхагаватам» и другую рекомендуемую литературу; 55) следует жить в священном месте, таком как Матхура, Вриндаван или Дварака; 56) следует с любовью служить вайшнавам; 57) следует заниматься преданным служением в меру своих возможностей; 58) в месяц карттика (октябрь‑ноябрь) следует совершать особое служение; 59) в день Джанмаштами (день явления Кришны в этом мире) следует совершать особое служение; 60) следует служить Божеству с великим почтением и преданностью; 61) следует наслаждаться чтением «Бхагаватам» среди преданных, а не среди ученых‑атеистов; 62) необходимо общаться с преданными, которые считаются более возвышенными; 63) следует неустанно воспевать святое имя Господа; 64) рекомендуется жить в районе Матхуры.

Последние пять пунктов уже были перечислены ранее, но они упоминаются вновь потому, что имеют особое значение. Знайте, все эти пункты объясняют, как правильно поклоняться Господу Кришне, вовлекая в служение Ему свое тело, чувства и ум. Правила с двадцать первого по сорок девятое включительно регламентируют посвящение в процесс поклонения Господу Кришне».

Выслушав мудрого бабаджи, Виджая‑кумар сказал: «Оучитель, пожалуйста, объясни нам первый пункт. Как следует понимать выражение «обрести прибежище у лотосных стоп компетентного духовного учителя?»

Бабаджи ответил: «Чтобы заниматься чистым преданным служением, человек должен обладать необходимыми для этого качествами. Желая познать науку о Кришне, преданный должен обрести прибежище у стоп духовного учителя. Заниматься преданным служением достоин каждый, кто обладает верой. Когда после многих жизней, посвященных благочестивой деятельности, человеку дается шанс услышать повествования о Господе из уст святого преданного, и если благодаря этому слушанию у него появляется вера в Господа, эту веру называют шраддха. Шраддха (вера) порождает шаранагатти (преданность). Вера и преданность – почти одно и то же. В материальном, как, впрочем, и в духовном мире нет ничего более ценного, чем преданность Господу Кришне. Человеку, который желает стать преданным, следует думать так: «Я буду делать все, что благоприятствует преданному служению. Я буду избегать всего, что неблагоприятно для преданного служения. Господь Кришна – мой единственный защитник. Я уверен, что Господь Кришна защитит меня от всех напастей. Я жалок ибесполезен. Нехорошо, что я так стремлюсь быть независимым. Мне следует делать только то, что пожелает Господь Кришна». Человек, который думает так, обладает верой. Он достоин заниматься преданным служением. Чтобы постичь науку преданного служения, человек обращается ккомпетентному духовному учителю. Веды («Мундака‑упанишада». 1.2.12) провозглашают:

 

«Желающий изучить трансцендентные предметы должен обратиться к духовному учителю. Направляясь к нему, следует захватить с собой дрова для огненных жертвоприношений. Признаком истинного духовного учителя является то, что он познал смысл священных писаний и поэтому занимается служением Верховной Личности Бога».

 

В «Чхандогья‑упанишаде» (6.14.2) сказано:

 

«Тот, кто обращается к опытному духовному учителю, может понять все о духовном самоосознании».

 

Качества компетентного духовного учителя и достойного ученика подробно описаны в «Шри Хари‑бхакти‑виласе». Вкратце это описание можно изложить следующим образом: каждый, кто обладает верой и прямотой характера, достоин стать учеником истинного духовного учителя. А тот, кто занимается чистым преданным служением, кто знаком с наукой преданного служения, кто обладает качествами святого, честностью, прямотой и искренностью, кто свободен от жадности и питает отвращение к имперсонализму, кто неуклонно исполняет свои духовные обязанности, достоин быть духовным учителем. Брахман, обладающий этими качествами и справедливо почитаемый всеми, может стать духовным учителем для представителей других каст. Если такой брахман отсутствует, кто угодно может стать духовным учителем, при условии, что он превосходит своего ученика в духовных познаниях. Но основной смысл всех этих правил таков: духовным учителем может стать каждый человек, знающий науку о Кришне, независимо от своего положения в социальной системе варнашрамы. Брахманы, которые гордятся своим высоким социальным положением, могут предпочесть духовного учителя из сословия брахманов, но истина такова, что быть духовным учителем достоин каждый чистый преданный Господа. Шастры рекомендуют и ученику, и учителю пройти испытательный срок – период, когда духовный учитель и ученик проверяют друг друга. Испытательный срок нужен для того, чтобы духовный учитель мог выяснить, действительно ли искренен кандидат в ученики, и чтобы кандидат в ученики мог убедиться в том, действительно ли выбранный им духовный учитель является чистым преданным Господа. Когда у ученика появляется вера в духовного учителя, духовный учитель дарует свою милость ученику.

Духовные учителя могут быть двух категорий: дикша‑гуру (духовный учитель, дающий духовное посвящение, или инициацию) и шикша‑гуру (духовный учитель, дающий наставления). Дикша‑гуру дает ученику посвящение и обучает его поклоняться Господу. Ученик может иметь только одного дикша‑гуру, но шикша‑гуру может быть и не один. Дикша‑гуру может выполнять обязанности шикша‑гуру».

Виджая‑кумар сказал: «Ученику не позволено отвергать своего дикша‑гуру. Но как быть в том случае, если дикша‑гуру не обладает необходимыми для духовного учителя качествами?»

Бабаджи ответил: «Когда кандидат в ученики выбирает духовного учителя, он должен убедиться, достиг ли выбранный им духовный учитель дальнего берега океана науки оВерховном Господе. Ученику не разрешается отвергать своего дикша‑гуру. Но существуют два обстоятельства, которые дают ученику право отвергнуть своего дикша‑гуру. Если вмомент выбора духовного учителя ученик не проверил своего избранника и не убедился в том, что тот является вайшнавом и сведущ в духовной науке, то в будущем ученик может отказаться от духовного учителя. Или же, если с течением времени выясняется, что духовный учитель совершает поступки, которые не соответствуют его возвышенному духовному положению, ученик также может отвергнуть духовного учителя. Об этом говорят тексты священных писаний. К примеру, в «Нарада‑панчаратре» (цитата из нее приводится в «Хари‑бхакти‑виласе» (1.101)) сказано:

 

«Духовный учитель, слова которого ложны и лишены логики, и ученик, который слушает такие ложные слова ипренебрегает логикой – оба они отправляются в ад, на мучения, которые кажутся бесконечными».

 

Кроме того, в священных писаниях сказано («Махабхарата», «Удйога‑парва», «Ашвопакхьяна». 179.25):

 

«Следует отказаться от духовного учителя, если он корыстен, если он следует по неверному пути и не знает, что следует делать, а чего – не следует».

 

Помимо этого, известно следующее утверждение (цитата из «Хари‑бхакти‑виласы» (4.144)):

 

«Человек, который получает посвящение не от вайшнава, отправляется в ад. Человек, который принял подобное посвящение, должен обязательно получить другое посвящение, но на этот раз от духовного учителя – вайшнава».

 

Второе обстоятельство, которое может быть причиной отказа от духовного учителя, таково: если в момент выбора духовный учитель был вайшнавом, сведущим в духовной науке, но затем стал имперсоналистом и врагом вайшнавов, такого духовного учителя следует отвергнуть. Если человек принимает духовного учителя, который не является ни имперсоналистом, ни врагом вайшнавов, ни закоренелым грешником, однако считается недостаточно ученым, такого духовного учителя отвергать не следует. Подобный духовный учитель заслуживает почтения. Однако с его разрешения следует обратиться к другому вайшнаву, служить ему и обучаться духовной науке у него».

Виджая‑кумар спросил: «А что означает пункт второй – «получить посвящение (кришна‑дикшу) от духовного учителя и принимать его наставления (кришна‑шикшу) относительно того, как следует нести преданное служение?»

Бабаджи ответил: «У духовного учителя нужно учиться, как следовать по пути преданного служения Господу и как правильно понимать науку о Господе. Используя это знание надлежащим образом, человек должен искренне служить Господу Кришне и взращивать в своем сердце любовь к нему. Он должен обучаться различным аспектам поклонения Господу. У стоп духовного учителя следует постичь самбандху (взаимоотношения души с Господом Кришной), абхидхею (преданное служение Господу Кришне) и прайоджану (любовь к Господу Кришне)».

Виджая‑кумар сказал: «Теперь объясни, что означает пункт третий – «с верой и преданностью подчиняться указаниям духовного учителя?»

Святой бабаджи пояснил: «Не следует считать своего духовного учителя обычным человеком. Ученик должен знать, что духовный учитель – воплощение всех полубогов. Ни вкоем случае не следует относиться к нему непочтительно. Следует помнить, что духовный учитель – обитатель духовного мира».

Виджая‑кумар спросил: «А что означает пункт четвертый – «следовать по стопам великих ачарьев (учителей), действуя под руководством духовного учителя?»

Бабаджи ответил: «К садхана‑бхакти можно отнести все, что помогает человеку думать о Кришне. Но все же следует идти по проторенному пути, который уже прошли великие преданные. На таком пути никогда не встретишь препятствий или страданий, и он обязательно приведет квысшему благу. В «Сканда‑пуране» сказано:

 

«Следует идти по пути, проложенному великими преданными, поскольку на таком пути ты не встретишь ни препятствий, ни страданий».

 

Неискушенный человек не может решить, какой путь является для него наилучшим. Поэтому следует идти по пути преданности, который уже прошли великие преданные. В «Брахма‑ямале» сказано:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.