Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Евагрия монаха—Изречения




1. Авва Евагрий сказал: избегай беседы о мирском, чтоб ум твой не возмущался и правило безмолвия твоего не было нарушено.

2. Говорил также: много значит молиться без развлечения, а еще более петь (псалмы) без развлечения.

3. Еще говорил: помни всегда об исходе твоем, не забывай вечнаго суда, и сохранишь душу твою от всякаго греха.

4. Еще говорил: не будь искушений, никто бы не спасся.

5. Сказал авва Евагрий: начало спасения—самоукорение.

6. Он же сказал: если впадешь в малодушие, молись; но молись со страхом и трепетом, молись усердно, бодренно и трезвенно.

7. В начале своего монашескаго жительства авва Евагрий пришел к некоторому старцу, и сказал ему: авва! преподай мне душеспасительное слово. Старец сказал ему: если хочешь спастись, то к кому бы ты ни пришел, не говори прежде нежели он спросит тебя.

8. Однажды по какому-то делу было собрание в келлиях, и авва Евагрий говорил тут. Пресвитер говорит ему: мы знаем, авва, что еслибы ты был на своей стороне, уже давно бы мог быть епископом и начальствовать над многими; а теперь ты сидишь здесь как странник. Авва Евагрий, хотя был тронут сим, но не смутился и кивнув головою сказал: точно так, отец, но единою глаголах,—второе не приложу (Иов. 39, 35).

9. Евагрий в своем Гностике говорит: мы научились у праведнаго Григория, что главных добродетелей четыре: разумность (φρονησις), мужество, целомудрие и справедливость. Дело разумности, говорил он, состоит в том, чтоб созерцать умныя святыя силы; дело мужества—стоять в истине, и, хотя бы встретилось противоборство, не уклоняться к несущему; приняв семена от перваго земледельца,—отвращаться от всевателя (врага), свойственно, по его мнению, целомудрию. А дело справедливости—воздавать каждому по достоинству.

10. Там же говорит он: столп истины,—Василий Каппадокийский говорит: знание, происходящее от людей, усовершается постоянным занятием и упражнением; а, происходящее от благодати—правдою, кротостию и милосердием: первое могут приобретать и люди страстные; а последнее в состоянии принимать только безстрастные, которые во время молитвы зрят свет, осиявающий их ум.

11. Еще говорил он там: Ангел Тмуитской церкви Серапион сказал, что ум очищается, упоеваясь духовным ведением, любовь врачует гнев, воздержание обуздывает похоть и пожелание.

12. Еще: Дидим говорил: непрестанно беседуй сам с собою о Промысле и о суде, и предметы их старайся содержать в памяти. Промысл особенно виден в возведении нас от греха и неведения к добродетели и ведению.

 

 

КОНЕЦ


[1] Дотоле работа под навесом, или в сенях, кои назывались иногда внешнею келлиею.

[2] В монастыре св. Саввы за час до утрени дают колокол, и все по келлиям кладут положенные поклоны 1500 поясных и 150 земных с молитвою Иисусовою.

[3] Т.-е. когда кто-нибудь собирал всех отшельников и угощал их при церкви.

[4] Это не в келлии, а на общих трапезах. Вино, обычно, виноградное, домашняго изделия, небольшой крепости.

[5] Этим внушается жить так, как обязывает одежда.

[6] Уединенники жили разсеянно по пустыни; посреди пространства, келлиями их занимаемаго, была церковь, куда собирались на общую молитву. Церковь поверялась избранному, одному или нескольким. Макарий Великий, однажды воротившись в скит после посещения св. Антония, сказал братиям, на вопрос их о том, что им заповедует великий Авва: не хорошо, говорит, что у вас нет приношения, т.-е. Литургии. Тогда поспешили устроить церковь. Это образчик того, как устроял жизнь уединенников св. Антоний.

[7] Уединенники жили каждый особо от других, но все сселение их раздробленное было нечто единое, и имело одного главу, как напр.: оба Макария, Амон, в скиту келлиях и в Нитрии.

[8] У другаго: как плачет тот, у кого в доме есть мертвец.

[9] Верно, изречений или правил вообще... Книга указываемая не дошла до нас.

[10] У Паисия: об устроении.

[11] Обычай доселе на востоке взять кусок за столом и вложить его в уста другаго, в знак особаго расположения.

[12] У Паисия: им

[13] Или так: когда сделаешь рукоделие свое, не небреги, но попекись о нем, чтоб не пропало даром,—и проч.

[14] У Паисия: в немже претыкаемся.

[15] κταται εχθραν. — У св. Исаии εχθρα означает вражью силу, — толпы бесов. Приобретать их есть — наживать, — привлекать.

[16] Не толкают, — может быть, в двери милости Божией, чтоб плод был от молитвы.

[17] Μηλωταριον — милоть — монашеская одежда (пояс), по правилу св. Пахомия — из козлиной кожи.

[18] Изображенное в слове сем приемлет Иоанн, яко крестивший Господа Иисуса; ибо крещаемый должен исповедать (крестившему), что делает.

 

[19] У Паисия — на полях против закона написано: "страх", — как и требуется содержанием следующих слов.

[20] *) У Паисия здесь стоит: «еже не считати себе, творит тя упразднитися плакати». В греч. рук. сего нет. В Лат. стоит: «кому ненавистны собственныя страсти, тот пребывает в плаче в слезах».

[21] У Паисия: «воздушных».

[22] *) У Паисия здесь стоит такое положение: "Два бо вещества суть содержащая душу": — Два предмета занимают душу, или две заботы.

[23] На слане — на морозе. Мех на морозе сжимается и делается жестким и твердым.

[24] Здесь разумеются не человеческия добрыя дела, а блага от Бога.

[25] Столп на Востоке — не груда камней, а высокое жилое здание, для безопасности от злых людей.

[26] Μονολογιστος — однословный, одним словом — решительный. Старцы многие, когда встречалось недоумение, молились и получали разрешение.

[27] Разумеется самоотверженная решительность.

[28] Сам ли кто себя томит без толку, или духовным отцем разим бывает, сердце только раны принимает: бьют его — и больно, а пользы нет. Подобно тому, когда больному дают не то лекарство.

[29] Раствор — смешение разных стихий, напр., воды, вина. Три сказанныя добродетели должны быть всегда во взаимно-проникновении. Любоимание разстраивает их союз.

[30] Тогда хватится, что дурно делал нерадя.

[31] Не немилосердное, а вообще окамененное, нечувствием страждущее. Здесь духовно толкуется отверзтие заключенных врат пред св. Петром. Злострадание есть самоозлобление внешними лишениями, а сокрушение — стертие — умное биение сердца представлениями истин сокрушительных. Два эти отваливают камень от сердца.

[32] Здесь разумеется какое-либо действительное событие, в роде того, что зовется: "нечаянная радость".

[33] 71-я гл. в Савв. рукописи и в изд. Migne — такая: Безсовестно (без цели и порядка) трудящийся во всем беден, а текущий с надеждою вдвойне богат.

[34] Может быть та только мысль, что из двоих тот выше, кто разумеет сие.

[35] Павел Препростый.

[36] Перифраз, по причине сжатости фразы греческой.

[37] Это похоже на слово старца, при вопросе: впускать ли помыслы? Впусти, говорил, и потом борись и гони.

[38] Противополагается сему не вера, а расположения сердца, служащия источником дел.

[39] Греч. слово дает мысль: как засматриваются в зеркале на свою нарядность.

[40] Ослов не погоняют кнутом, а колят в бедра шилом, воткнутым в палку.

[41] Кассиан пишет, что рукава у них простирались лишь до локтей.

[42] Чтоб преодолевая огорчения, не притупили мы раздражения и гневливости, живя среди других

[43] Разумеет св. Григория Нисскаго.

[44] Может быть после того, как все демоны прогнаны и поражены — становится на трупах их пораженных и пр.

[45] В Дост. Сказ.: теряем память о Боге.

[46] По Палладию, — самому Евагрию. Но Евагрий здесь приводит изречения прежних старцев, а не свои.

[47] Давать и брать фраза — фраза выражающая все сделки житейския, и все сношения с другими. В даянии и приятии тоже, что в твоих сношениях и сделках с другими.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.