Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Строй внутренней жизни 1 страница




1) Исходное начало жизни – ревность.

133. Будь ревностен о стяжании добродетелей, чтоб иначе не привлечь к себе нерадения [2, 15].

134. Бойся охлаждения любви божественной [2, 11].

135. От добрых дел, к которым приступил ты, не возвращайся вспять [2, 10].

136. Не возвращайся вспять с пути уединения твоего [2, 13].

137. Не оставляй трудов, которые несешь ты ради добродетели, – чтоб не сделаться ленивым и нерадивым, и не погрешить в последний час; но люби Господа до самого конца, и получишь милость [2, 97].

138. Как развалины вне города служат всем для смрадных нечистот, так душа того, кто лениво и вяло проходит уединенническую жизнь, бывает вместилищем всех страстей и нечистот греховных [1, 69].

2) Правило жизни – воля Божия в заповедях.

139. Если ты предал себя Богу, соблюдай все Его заповеди, и что тебе повелевается, делай то тщательно, ничего не опуская, потому что, если думаешь опускать что, то не отпустятся тебе прежние грехи твои, если же твердо положишь исполнять все (до положения живота), то будь уверен, что прежние грехи твои уже прощены [3, 17].

140. Мысли твои постоянно должны быть заняты Божественными заповедями, которые старайся и исполнять всеми силами, не оставляя ни одной, чтоб иначе душа твоя не сделалась вместилищем всех нечистот [3, 63].

141. Если приступаешь к какому делу и не видишь на то воли Божией, ни за что не делай того [2, 58].

3) Цель – слава Божия.

142. Всевозможно старайся о том, чтоб славился (через тебя) Отец твой, Иже есть на небесах (Мф. 5, 16) [1, 50].

4) Памятования – возбудители, и поддержатели ревности.

а) об обете и первом жаре.

143. Ради тленных вещей не отступай от Бога; но помни, что обещал ты, когда пламенел в тебе жар стремления твоего к богоугождению [2, 98].

144. Старайся не забывать значения одежды твоей, которой облечен ты был вначале; помни и о слезах покаяния твоего, кои пролиты были тобой тогда, – и поспешно отскочи от подкрадывающихся тайно помышлений (недобрых), чтоб не быть увлеченным ими и на явные дела [2, 99].

145. Постоянное и искреннее приноси покаяние – и ни на одну минуту не предашься нерадению и лености [3, 46].

б) о примерных ревнителях.

146. Не бери пример с того, кто слабее тебя, но с того - кто совершеннее тебя [2, 3].

147. Да будут тебе в образец и пример те, которые возлюбили Господа от всего сердца своего и постоянно прилежат добрым делам; не стыдись просить у них себе уроков жизни, потому что они совершенны в добродетелях [2, 19].

148. Не подражай тем, кои заботятся о прохлаждениях мирских, иначе ни в чем не будешь иметь успеха, но соревнуй тем, которые ради Господа скитались (и скитаются) в горах и пустынях (Евр. 11, 38), да придет на тебя сила свыше [2, 20].

в) о благих обетованных.

149. Если будешь исполнять все (заповеданное), то получишь наследие, которого око не видало, о котором ухо не слыхало и сердце человеческое не помышляло (1 Кор. 2, 9) [2, 16].

150. Употреби свет ведения на то, чтобы сподобиться быть в роде праведных, пока есть время [2, 19].

г) о смерти и суде.

151. Помни, что юность твоя прошла (силы истощились), а немощи возросли, и близко уже время исхода твоего, когда имеешь ты дать отчет во всех делах своих, и знай, что там ни брат не искупит брата, ни отец не избавит сына [2, 75].

152. Всегда поминай об исходе из тела и не выпускай из мысли вечного осуждения; если будешь так поступать, во веки не согрешишь [2, 81].

153. Думай сам в себе и говори: "Я не пробуду в этом мире больше нынешнего дня", – и никогда не согрешишь перед Богом [1, 66].

154. Всякий день полагай сам в себе, что этот один день остался тебе в мире сем, – и сохранишь себя от грехов [3, 48].

155. Келлию твою преврати в темницу, содержа в мысли, что все уже для тебя кончено и вот-вот ударит час отрешения твоего от мира сего [2, 76].

156. Блюди себя, чтоб не быть отверженным в будущем веке. Горе нерадивым, ибо приблизился конец их, и нет им помощника, ни надежды спасения [2, 95].

5) Производители успеха – благодатная Божия помощь и свои усилия и подвиги.

а) помощь свыше, привлекаемая молитвой.

157. Господь наш Иисус Христос да подаст нам помощь все делать ко благоугождению Его [1, конец].

158. Прежде всего молитву непрестанную изливай, и всегда благодарение воссылай Богу, за все что ни бывает с тобой [1, 1].

159. Напрягайся непрестанные изливать молитвы со слезами, чтобы сжалился над тобой Бог и совлек с тебя ветхого человека [1, 70].

160. Не преставай проливать слезы (молитвенные), – и Бог сжалится над тобой и облегчит все твои болезнования (все, о чем болит душа твоя) [3, 69].

161. Если хочешь угодить Богу, предайся Господу Иисусу Христу, и Он избавит тебя и защитит [2, 72].

б) свои подвиги и усилия вообще.

162. Старайся проходить следующие, мной тебе предлагаемые подвиги: труд, нищету, странничество, лишения (ничего неимение) и молчание. Они сделают тебя смиренным, а смирение принесет тебе отпущение грехов. Смирение же состоит в том, чтоб человек считал себя грешником и думал, что он ничего доброго не делает перед Богом; чтоб прилежал молчанию и себя вменял ни во что; чтоб не упорствовал ни перед кем, настаивая на своем слове; чтоб отлагал свою волю, лицо опускал долу, смерть имел перед очами, остерегался лжи, пустых не произносил слов, настоятелю не возражал, терпеливо сносил обиды и нудил себя благодушно переносить всякие притрудности и прискорбности. Постарайся, брат, соблюдать сии правила, чтоб не была бесплодной жизнь твоя [1, 17].

163. Отстраним все, что доставляет покой плоти нашей, жизнь эту будем мало ценить, чтоб жить в Боге, Который в день суда потребует от нас, алкали ли мы ради Его, жаждали ли, терпели ли наготу, сокрушались ли, стенали ли из глубины сердца нашего, испытывали ли себя самих, достойны ли мы Бога. Итак, будем прилежать сокрушению и сетованию о грехах, чтоб обрести Бога; презрим плоть, чтоб спасти души наши [3, 14].

164. Избери себе труд, и он, вместе с постом, молитвой и бдениями, избавит тебя от всех скверн, потому что телесный труд приносит чистоту сердца, а чистота сердца делает то, что душа приносит плод [3, 29].

165. Люби милосердие, облекись в веру; не попускай сердцу своему замышлять злое, но понуждай его воздавать добром за зло; взыщи благостыню и мир и ревнуй о всех прекрасных делах [2, 33].

е) Настроения души, условливающие успех.

а) пребывание в Боге со страхом, бодренным вниманием и отвращением от греха и мира.

166. Душа твоя да будет с Господом во всякое время, тело же твое пусть будет на земле, как изваяние и истукан [2, 59].

167. Стой всегда перед лицем Господа с правотой [3, 8].

168. Страх Божий всегда должен быть пред очами нашими; также память о смерти и неприязненное отвращение к миру и всему мирскому [2, 13].

169. Умирай каждый день, чтобы жить; ибо кто боится Бога, тот будет жить во веки [2, 96].

170. Бодрствуй непрестанно, чтоб не впасть в леность и нерадение [2, 95].

171. Возненавидь все мирское и отдали его от себя; иначе оно само отдалит тебя от Бога [3, 70].

172. Ненавидь все, в чем есть вред для души твоей [2, 6].

б) терпение.

173. Что бы ты ни делал, делай то с терпением, и Бог поможет тебе во всех делах твоих, и во всем, что ни случится с тобой [2, 21].

174. Смотри, не малодушествуй [3, 71].

175. Будь благодушен во всем, что ни делаешь по воле Божией [2, 21].

176. Не скучай из-за помыслов, которые нападают на тебя в келлии, зная, что Господь никакого труда твоего (ради Его) не предаст забвению: это послужит тебе к преуспеянии и благодать Божия поможет тебе [2, 18].

177. Мужество есть не что иное, как твердость в истине и сопротивление врагам: когда не уступишь им, они отступят и совсем не покажутся более [2, 85].

в) сокрушение и плач.

178. День и ночь болей о грехах своих [1, 36].

179. Возжги светильник твой елеем слез [1, 38].

180. Непрестанно плачь о грехах своих, как бы ты имел мертвеца в келлии своей [1, 49]10.

181. Лицо твое всегда должно быть печально, чтобы вселился в тебя страх Божий [1, 74].

182. Не считай себя чем-либо, но предавайся плачу о грехах своих [3, 30].

г) смирение.

183. Возлюби смирение, и оно покроет все грехи твои [1, 61; 3, 36].

184. Будь смирен во все дни жизни твоей и прилежи всему прекрасному [2, 30].

185. Того, кто слабей тебя в добродетелях, считай равным себе; равного же себе в добродетелях почитай гораздо превосходящим тебя в совершенстве [2, 17].

186. Не завидуй тому, кто идет вверх, но лучше всех людей считай высшими себя, чтоб с тобой был Сам Бог [2, 9].

187. Не ходи с гордыми, но ходи со смиренными (это о подражании и содружестве) [2, 25].

188. Будь во всем смирен, – в осанке, в одежде, в сидении, в стоянии, в походке, в постели, в келлии и во всех принадлежностях ее [2, 77].

189. Если станут хвалить тебя за дела твои, не радуйся тому и не услаждайся тем - утаивай их сколько можешь; не позволяй себе кому-либо говорить об них, и всячески постарайся достигнуть того, чтоб люди не хвалили тебя [2, 79].

190. Бойся сделаться известным по какому-либо из дел твоих [2, 5].

191. Если кто укорит тебя безвинно в каком грехе, смири себя - и получишь венец [2, 43].

192. Приучи язык свой говорить: "Прости мне", - и придет к тебе смирение [1, 64].

193. Навыкни, чтоб язык твой во всех случаях, во всякое время и всякому брату говорил: "Прости мне". Ибо если будешь всегда говорить: "Прости мне", - то скоро достигнешь смирения [3, 42].

194. Будь готов при всяком слове (обличительном), которое слышишь, говорить: "Прости меня"; потому что такое смирение расстраивает все козни врага [1, 72].

195. Знай, что смирение есть не иное что, как чтоб всех людей почитать лучшими себя. Твердо содержи в уме своем, что ты виновен во многих грехах, – голову свою держи поникшей долу, а язык твой пусть будет готов сказать тому, кто нанесет тебе обиду: "Прости мне, владыко мой!" Постоянным же предметом помышления твоего да будет смерть [3, 49].

196. Люби труды, всем себя подчиняй, уста свои держи заключенными, – и достигнешь смирения; смирение же привлечет отпущение всех грехов твоих [3, 72].

197. Прежде всего не считай себя чем-либо - это породит в тебе смирение; смирение же породит науку (опытность и здравомыслие); наука же родит веру; вера же родит упование; упование же родит любовь; любовь же родит повиновение, а повиновение родит неизменное постоянство (твердость в добре) [2, 1].

7) Подвиги борьбы с грехом.

а) прежде всего с помыслами.

198. Далеко гони от себя злые помышления, предаваясь Богу, - и Он покроет тебя десницей Своей [3, 33].

199. Не всякому помыслу своему следуй [3, 7].

200. Помыслов и пожеланий своих не исполняй [3, 51].

201. Смотри, не попускай уму твоему увлекаться памятью прежних грехов, чтобы они не возобновились в тебе [1, 60].

202. Не обращай в уме своем грехов, некогда совершенных тобой, чтоб они опять не возобновились. Будь уверен, что они прощены тебе в то время, как ты предал себя Богу и покаянию, и ни мало в том не сомневайся [3, 40].

203. Об удовольствиях и утехах, которым предавался ты во время нерадения своего, не вспоминай и речей о том не заводи, говоря: "Я то сделал, или это нарушил", ибо это может послужить тебе в преткновение [3, 44].

204. О страстях, которым работал ты в мире, совсем не поминай, чтоб опять не возбудить похотения их, и это не послужило тебе в соблазн [3, 46].

б) с разными пожеланиями порочными.

205. Апостол Иоанн в трех вещах совмещает все человеческие похоти, говоря: все, еже въ мире, похоть плотская и похоть очима и гордость житейская (1 Ин. 2, 16).

Похоть плоти есть насыщение чрева множеством разных яств, за которыми следует нечистота блудная. Похоть очес имеет предметом своим вещественные блага, при обладании коими око или возносится, или влагает в сердце нечистые виды. Гордость есть мирская любовь в шумной славе (высокое о себе мнение, самовосхваление, и жажда хвалы от других), которая заседает в умах наших по причине суетных и преходящих внешних достоинств каких-нибудь [2, 89].

206. Бегай любоимания и непослушания, наипаче же многоядения, чтоб не опутаться тебе сетями похотей своих, ибо они изгоняют страх Божий из сердца и стыд с лица, предают любителя своего низким и срамным делам, и отчуждают от Бога [3, 58].

207. Совлекись гневливости и облекись в кротость, отбрось око развращенное и возьми себе око простое (детское, чистое) [2, 2].

208. Будь далек от гнева и от похоти береги себя, равно как и от всяких греховных пожеланий [2, 88].

в) в частности, – со сластолюбием.

209. Человек сластолюбивый (только приятного ищущий) ни на какое дело негож [2, 74].

210. Не будь сластолюбив, ибо сластолюбивых Бог не слушает [2, 74].

211. Тело и утехи его имей в ненависти, потому что они исполнены зла [3, 52].

212. Тело свое так изможди, чтоб оно было похоже на тело, лежащее на одре болезни [3, 62].

г) с гневом и порождениями его.

213. Если нападет на тебя гнев, поспешнее гони его подальше от себя - и будешь радоваться во все дни жизни твоей [2, 84].

214. Отнюдь ни на кого не сердись, и всем прощай [3, 31].

215. Если кто неправедно укорит тебя, - не разгорячайся [3, 53].

216. Будь мудр, и уста тех, кои худо говорят о тебе, заграждай молчанием [2, 86].

217. Не дивись, если кто-нибудь говорит о тебе худо, потому что это одна из хитростей злейших врагов наших, которой они полагают человеку препоны узнать истину [2, 87].

218. Не будь скор на гнев и не держи зла на того, кто подвиг тебя на гнев [3, 55].

219. Если получишь оскорбление, не имей неприязни к тому, кто нанес тебе его, но скажи: я достоин того, чтоб все братия презирали меня [2, 40].

220. Не ропщи и никому не причиняй оскорбления [2, 8].

221. Не воздавай злом за зло, ни оскорблением за оскорбление, ибо этим смиряет тебя Сам Господь, видя, что ты не смиряешься сам собою [2, 45].

222. И младшие и старшие пусть молятся, да не попущено им будет подпасть тиранству гнева [2, 84].

223. Кто подставляет другую ланиту ударившему его в одну, тот обрадован в поношении своем. Господь наш Иисус Христос никогда не оставит его, ибо Он благ и помогает душам, которые терпят ради Его, и ищут Его, подавая им силу и крепость, пока они не утвердятся в покое (от страстей). Итак, радуйся, – когда встречаются скорби и смущения, ибо за ними следуют сладкие плоды [2, 93].

224. Не бойся поношения от людей [2, 4].

д) с другими порочными движениями сердца, подрывающими успех: осуждением.

225. Если увидишь, что какой-нибудь брат согрешил, не презирай его, не отвращайся от него, и не осуждай его; ибо иначе сам впадешь в руки врагов твоих [1, 59].

226. Не делай никому зла и никого не осуждай [2, 24].

227. Уха своего не подставляй, чтоб услышать худое (о других), но будь снисходительно жалостлив к людям - и жив будешь [2, 44].

228. Не осуждай никого, ибо в этом твое падение [2, 80].

229. Не укоряй брата своего, хотя бы ты видел его нарушителем всех заповедей, иначе и сам впадешь в руки врагов своих [3, 39].

230. Не осуждай никого из смертных, чтобы Бог не возгнушался молитвами твоими [3, 64].

231. Никому не выставляй на вид каких-либо его недостатков, ни по какой причине [1, 23].

232. Никому не ставь в укор его немощей [1, 47].

е) Тщеславием и самомнением.

233. Когда творишь милостыню, не выставляй того на вид [1, 34.

234. Если предаешься подвигам духовным, не хвались тем [1, 39].

235. О добром деле, которое ты намерен сделать, не говори никому наперед, но сделай его [1, 48].

236. Когда совершишь какие дела добродетели, не высокомудрствуй и не говори в себе: "Я то и то сделал", потому что если будешь так поступать, мудр не будешь [2, 65].

237. Не будь славолюбив и в сердце своем не держи самовосхваления, говоря: я то и то сделал, в том и том преуспел, Такие помыслы дышат тщеславием, и кто ими набит, тот стал жилищем нечистых духов [3, 59].

ж) Человекоугодием и лицемерием.

238. Не оставляй воли Божией, чтоб исполнить волю людей [2, 7].

239. Божией заповеди не нарушай из уважения к дружбе человеческой [3, 24].

240. Не будь лицемером или притворщиком, тем паче лжецом [2, 26].

241. Не пред людьми только будь праведен, но сам в себе будь мудр, кроток, благодушен, терпелив, ревностен, человеколюбив [2, 28].

з) Гордостью.

242. Не возносись делами своими, каковы бы они ни были [1, 73].

243. Не возносись в гордости и не хвались [2, 46].

244. Гордость далеко отгони от себя, ближнего же твоего и всех людей почитай лучшими себя [3, 53].

245. Нет больше нечестия, как причинить кому-либо скорбь и возноситься над другими [2, 60].

246. Не считай себя мудрым, иначе гордостью вознесется душа твоя и ты впадешь в руки врагов своих [1, 63].

247. Не считай себя всезнающим и мудрым (то есть не говори: сам знаю, сам умею делать); иначе пропадет труд твой, и корабль твой напрасно бежал доселе [3, 41].

Заключение

248. Кто не будет исполнять всего прописанного, тот подвигнет Бога на гнев. Я, Антоний, истину тебе говорю.

Итак, преклони ухо твое к словесам моим и сокрой их в сердце своем - и знай, что этими заповедями я предаю тебя Творцу. Если ты сохранишь их – будешь радоваться со всеми Ангелами, а всех злых духов поразишь скорбью. Ходи же в сих заповедях - и Бог будет с тобой и Ангелы Его будут сошествовать тебе; душа же твоя исполнится благоуханием святых и светом блаженных воссияет лицо твое, и станешь ты святилищем Богу, как и все святые; и сретишь наконец Господа с весельем и радостью и услышишь глас оный, говорящий: добре, рабе благий и верный: о мале былъ еси веренъ, надъ многими тя поставлю: вниди въ радость Господа своего (Мф. 25, 21) [3, 77].

249. Не отступай ни от одного из сих наставлений - и Господь наш Иисус Христос даст тебе покой, и совершит в мире дело, к какому приступил ты. Совершенные отцы наши, и те, которые подражали им, от исполнения их стали совершенными [2, 22].

250. Если к сказанному захочешь прибавить какое-нибудь из добрых дел, прибавь; и непрестанное воссылай благодарение Господу нашему Иисусу Христу [3, 22].

251. Каждую ночь слезами своими обливай ложе свое и смачивай постель твою, и смиряй себя перед Христом Господом, да изгладит Он грехи твои и тебя паки обновит, да подаст тебе помощь к совершению дел благих, и дарует в наследие Царство Свое вечное. Ему буди хвала, честь, слава и поклонение, со всеблагим Отцом и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь [2, 100].

1. В т. 40 Patrologia graecae Migne, на стр. 1065, помещены Praecepta Antonii в 80 пунктах. За ними стят еще его же Spiritualia documenta regulis adjunkta и Admonitiones et documenta varia, то и другое, очевидно, как дополнение к предыдущему правилу. Как все изречения, содержащиеся под сими заглавиями, одного суть рода и по содержанию и по образу ручи, то они сводятся здесь воедино и размещаются под особыми рубриками, слудуя естественному ходу отшельнической жизни. В конце каждого правила указывается, где найти его в подлиннике. Первые цифры означают: 1 - правило в 80 пунктах; 2 - первое прибавление - spiritualia documenta; 3 - второе прибавление - admonitiones. Цифры вторые указывают пункт каждого собрания правил. Эти вторые в подлиннике есть только в первой статье 80 правил; номерация пунктов для двух прибавлений делается по своему счету, что всякий может сделать, ибо все изречения идут особыми пунктам. Их в первом прибавлении 100, а во втором 73. Конец на стр. 1082.

2. У других заключение сего изречения такое: в "Достопамятных сказаниях" - "одно только у него искушение - искушение в сердце"; в "Алфавитном патерике" - "к единому точию имать очи сердечному вниманию".

3. Дотоле работа под навесом, или в сенях, кои назывались иногда внешней келлией.

4. В монастыре св. Саввы за час до утрени дают колокол, и все по келлиям кладут положенные поклоны 1500 поясных и 150 земных с молитвой Иисусовой.

5. Т.е. когда кто-нибудь собирал всех отшельников и угощал их при церкви.

6. Это не в келлии, а на общих трапезах. Вино, обычно, виноградное, домашнего изделия, небольшой крепости.

7. Этим внушается жить так, как обязывает одежда.

8. Уединенники жили рассеянно по пустыни, посреди пространства, келлиями их занимаемого, была церковь, куда собирались на общую молитву. Церковь поверялась избранному, одному или нескольким. Макарий Великий, однажды воротившись в Скит после посещения св. Антония, сказал братиям, на вопрос их о том, что им заповедует великий авва: не хорошо, говорит, что у нас нет приношения, т.е. Литургии. Тогда поспешили устроить церковь. Это образчик того, как устраивал жизнь уединенников св. Антоний.

9. Уединенники жили каждый особо от других, но все селение их раздробленное было нечто единое, и имело одного главу, как были например: оба Макария (Великий и Александрийский), Аммон (Нитрийский), в скиту, келлиях и в Нитрии.

10. У другого: как плачет тот, у кого в доме есть мертвец.

 

 

4. Изречения св. Антония Великого и сказания о нем 1

1. Об отречении от мира

1. Кто хочет с успехом совершать подвиг иночества, тому надобно совсем рассчитаться с миром, и блага его все оставить и делом из него выйти и всякое пристрастие к вещам его отсечь. Эту истину впечатлительно внушил св. Антоний одному брату, который, отказавшись от мира и раздав бедным все, что имел, удержал при себе малость некую на случай нужды какой, и пришел к св. Антонию. Старец, посмотревши на него, узнал, что в нем, и сказал ему: "Если хочешь быть монахом, поди в такое-то селение, купи мяса, разрежь его на тонкие куски, и, скинув одеяние, развесь на плечи и на руки – и так приди сюда". Брат сделал, как велел ему старец; и тут собаки, птицы и шершни окружили его и ранами покрыли все тело его. Когда пришел он опять к старцу, сей спросил его, сделал ли он, что ему было приказано; он, жалуясь, показал раны свои. Тогда св. Антоний сказал ему: "Так бывает с тем, кто, оставляя мир, хоть малость какую из имения удерживает при себе: ранами покроют его демоны, и истерзанный падет он в бранях (Дост. сказ., 20; Patr. Graec. t. 40, p. 1099).

2. Того же предмета касается и следующее сказание, сохраненное Кассианом (Coll. 24, гл. 11. 10). Пришел к св. Антонию брат, думавший, что нет никакой необходимости уходить из мира, и начал говорить: "Больше цены имеет тот, кто подвизается в городе или селении, исполняя все, что требуется для достижения совершенства духовного". Св. Антоний спросил его: "Да ты где и как живешь?" Тот отвечал: "Живу в доме родителей, которые доставляют мне все нужное. Это избавляет меня от всех забот и попечений, и я непрестанно занят только чтением и молитвой, без всякого развлечения духа чем-либо сторонним". Св. Антоний спросил его опять: "Скажи мне, сын мой, скорбишь ли ты вместе с ними в горестях их, и сорадуешься ли радостям их?" Тот признался, что испытывает то и другое. Тогда старец сказал ему: "Знай же, что и в будущем веке будешь ты разделять участь с теми, с кем в сей жизни делишь ты радость и горе. И не тем только вреден для тебя избранный тобой образ жизни, что по причине каждодневной почти перемены житейских случайностей, погружает ум твой в непрестанные помышления о земном, - но и тем, что лишает тебя того плода, который получил бы ты, если бы сам, трудами рук своих, добывал себе пропитание, по примеру Ап. Павла, который и среди трудов проповедания Евангелия, руками своими добывал нужное и себе и тем, кои были с ним, – как говорил он сие Ефесеянам: сами весте, яко требованию моему и сущихъ со мною послужисте руце мои сии (Деян. 20, 34). Делал же это он в наше назидание, чтобы дать нам пример, как писал он к Солунянам: не безчинствовахомъ у васъ, ниже туне хлебъ ядохомъ у кого, но въ труде и подвизе, нощь и день делающе, да не отягчимъ никого же отъ васъ, не яко не имамы власти, но да себе образъ дамы вамъ, во еже уподобитися намъ (2 Фес. 3, 7-9). Вот почему и мы, имея возможность пользоваться пособием родных, предпочитаем лучше добывать себе содержание в поте лица, нежели обеспечивать себя доставкой его от родных. Охотно избрали бы мы последнее, если бы могли считать его более полезным. К тому же знай, что если будучи здоров, ты живешь на чужой счет, то поядаешь достояние бедных и немощных".

2. Общие ответы на вопрос: что же делать?

Оставивший мир, вступает в совершенно новую область жизни, которая хотя, конечно, не совсем безызвестной бывает для него, много, однако ж, представляет сторон, которые невольно вызывают вопрос: что же делать и как жить должно? К св. Антонию не раз обращались с таким вопросом, и вот его ответы:

3. Спрашивал его о сем авва Памво, и он ответил ему: "Не уповай на свою праведность; истинно кайся о прошедших грехах; обуздывай язык, сердце и чрево" (Patr. Graec. t. 40, p. 1093. Дост. сказ., 6).

4. Вот что сказал он по сему же вопросу авве Пимену: "Дело, славнейшее из всех дел, какие может совершать человек, есть – исповедывать грехи свои перед Богом и своими старцами, осуждать самого себя, и быть готовым встретить каждое искушение, до последнего издыхания" (Patr. иb. 1084: Дост. сказ., 4).

5. Иной некто спрашивал его: "Что мне делать, чтобы угодить Богу?" Св. Антоний отвечал: "Куда бы ты ни пошел, всегда имей Бога перед своими очами, чтобы ты ни делал, имей на то свидетельство в Писании, и в каком бы месте ты ни жил, не скоро уходи оттуда. Соблюдай сии три заповеди - и спасешься" (Дост. сказ, 3; Patr. иb. 1083).

6. Еще одному ученику внушал он: "Отвращение возымей к чреву своему, к требованиям века сего, к похоти злой и чести людской: живи так, как бы тебя не было в мире сем, и обретешь покой" (Patr. Lat. t. 73, р. 1049).

7. Вот что, как пишет св. Афанасий, говорил авва Антоний к братьям, приходившим к нему: "Всегда имейте страх пред очами своими; помните Того, Кто мертвит и живит (1 Цар. 2, 6). Возненавидьте мир и все, что в нем; возненавидьте всякое плотское успокоение; отрекитесь сей жизни, дабы жить для Бога; помните то, что вы обещали Богу: ибо Он взыщет сего от вас в день суда. Алкайте, жаждайте, наготуйте, бдение совершайте, плачьте, рыдайте, воздыхайте в сердце своем; испытывайте себя, достойны ли вы Бога; презирайте плоть, чтобы спасти вам души свои" (Дост. сказ., 33 и в житии).

8. Подобное сему подробное указание того, что должно делать монаху, приводит св. Кассиан. "Издавна, – говорит он, – ходит дивное наставление блаж. Антония, что монах, стремясь к высшему совершенству, не должен ограничиваться подражанием одному какому-либо из преуспевших отцов; потому что ни в ком нельзя найти все роды добродетелей в совершенстве. Но один украшается ведением; другой силен здравым рассуждением; третий тверд непоколебимым терпением; иной отличается смирением; иной - воздержанием, иной - благодатной простотой сердца; тот превосходит других великодушием, а этот милосердием, тот бдением, а этот – молчанием, или трудолюбием. Почему монах, желающий составлять духовные соты, должен, подобно мудрой пчеле, всякую добродетель заимствовать у того, кто наиболее освоен с нею, и слагать ее в сосуде сердца своего, не обращая внимания на то, чего нет у кого, но к той добродетели присматриваясь, и ту себе усвоить ревнуя, какой кто отличается" (Inst., c. V. 1. 4).

3. Сила, движущая на подвиги и поддерживающая в них

Если сделать перечень всего указанного, окажется довольно просторное поприще для подвигов. Спрашивается, какая сила движет на них труженика и поддерживает его в трудах? Сила эта есть ревность о спасении, славы ради имени Божия, готовая на все. Есть эта ревность - у инока все подвиги в ходу. Нет ее – все стало.

9. Почему, когда однажды брат, у которого недоставало этой ревности, пришедши к св. Антонию, просил его помолиться о нем, великий старец ответил ему: "Ни я, ни Бог не сжалится над тобой, если ты не будешь заботиться сам о себе, и молиться Богу" (Дост. сказ., 16).

10. По сей же причине советовал он держать себя в постоянном внимании к Богу и в бодренности, хваля как великую добродетель, если кто во все время жизни своей работает неослабно Господу, и до последнего издыхания стоит на страже против козней искусителя (Patr. Graec. t. 40, p. 1083).

11. Потому убеждал не послаблять себе ни в чем, но с терпением хранить всегда тот же дух ревности, говоря: "Монах, который несколько дней подвизается, и потом послабляет себе, потом опять подвизается и опять нерадит, - такой монах все равно что ничего не делает, и никогда не достигнет он совершенства жизни, за недостатком постоянства ревности и терпения" (Patr. lat. t. 73, p. 1049).

12. Почему ищущего льгот называл он непонимающим своего чина и своих целей, и весь неуспех у иноков производил от недостатка усердия к трудничеству. "Потому, - говорил он, - мы не преуспеваем, что не знаем своего чина, и не понимаем, чего требует дело, к которому приступаем, но хотим достигнуть добродетели без труда. Оттого, коль скоро встретим искушение в своем месте, переходим на другое, думая, что есть где-нибудь место, в котором нет диавола. Но кто познал, что есть брань, тот не дает себе ослабы, но постоянно воинствует, с Божией помощью" (Patr. graec., t. 40, р. 1093).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.099 сек.