Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Слово 4




Что должно соблюдать в дороге

1. Если, когда идете в дороге, будет кто между вами немощен, оставьте его идти впереди, чтоб он, когда ни захочет, мог сесть.

2. Если когда вы оба из младших, надо будет садиться за стол, или протягивать руку к блюду, то первенство в сем пусть будет у вас по очереди, чтоб не было замешательства. Нынче один пусть сядет первым, в другой раз — другой.

3. Если спрашиваешь старца о помыслах своих, то удостоверясь, что он верит в хранение того, что ты ему сказываешь, свободно открывай перед ним душу свою.

4. Если услышишь о грехе брата твоего, никому не сообщай о том; ибо в этом смерть твоя.

5. Если иные будут говорить о помыслах, кои и тебя борют, не старайся их слушать, чтоб не возбудилась в тебе брань.

6. Часто прилежи молитве; ибо молитва есть свет души твоей.

7. Поминай каждодневно в молитве о том, в чем погрешил; ибо если будешь молиться о грехах своих, то Бог простит тебе их.

8. Если кто пред тобою станет говорить что на брата своего, смотри, не смолчи из-за стыда, или не согласись с ним, чтоб не согрешить перед Богом, но скажи со смирением: прости, брат, мне бедному; то, что говоришь ты, я не могу понести.

9. Если оскорбит тебя брат, и кто-нибудь станет говорить о нем худо перед тобою, храни сердце свое, чтоб не возобновилась в нем злость; но о своих грехах вспомни пред лицом Бога, чтоб Он простил тебе их.

10. Не воздавай злом за зло ближнему своему (см. Рим. 12,17).

11. Если совершаешь путь с братьями, тебе неизвестными и младшими тебя, почитай их как старших. Если зайдешь с ними к другу твоему, во всем предпочитай их себе: пусть первые садятся за трапезу и прежде тебя простирают руки к пище, чтоб не казалось им, что они приняты тебя ради, но напротив, почитая их, показывай, что ты ради них получаешь милость.

12. Если когда пойдешь с братом в путь, тебе надо будет посетить друга своего, скажи о том брату и попроси его немного посидеть. Но если друг твой упросит тебя принять пищи, ничто да не войдет в уста твои прежде, чем позовешь брата твоего, чтоб вместе и он отдохнул и подкрепился. Когда случится тебе совершать путешествие с братиями в большом количестве, и стыд будет удерживать тебя завести всех их к другу твоему, потому что их много, смотри, не презри их, и тайком оставив их, не зайди один (к другу) и не вкуси там: но лучше самих их спроси, как тебе поступить, и как они тебе скажут, так и сделай.

13. В дороге не жалей сам себя и не отказывайся от прислуживания другим.

14. Если, совершая путешествие, зайдешь к какому брату, и он не примет тебя, после же того, сам он, или в дороге встретится с тобою, или к тебе зайдет, прими его поблагосклоннее и обойдись с ним почеловечнее.

15. Если дойдет до сведения твоего, что кто-нибудь тебя злословил, и вы сойдетесь в каком-либо месте, или он зайдет к тебе, по силам покажи ему радостный и благосклонный вид, и о том, что слышал, не поминай и не спрашивай, почему он так говорил: ибо, как в притчах написано, тот не прав, кто помнит обиды (см. Притч. 12,16).

16. Если вы, братие, находясь в пути, зайдете к брату бедному, не обременяйте его требованием нужного: лучше свое все предложите, чтоб и на его долю достало; от него же удовольствуйтесь тем, что нашли, гостеприимством и кровом.

17. Если посетишь старцев каких-либо, тебе известных, и с тобою будут другие, старцам неизвестные, не говори ты со старцами прежде их, но дай им свободу говорить.

18. Если с тобою (как старшим) живут братия, имей об них тщательное попечение, зная, что ты за них отдашь отчет Богу.

19. Если Бога ради ты удалишься в какое-либо место, не входи в сделки с жителями того места, и не заводи с ними речей; ибо иначе лучше может быть было бы для тебя оставаться с теми, кои соединены с тобою кровью.

20. Если пойдешь на гору посетить братий в монастырях, то к кому зайдешь сначала, у того и оставайся и к другому не переходи; разве прежде спроси у этого, согласен ли он на то или нет. Если не изъявит согласия, не оставляй его до тех пор, пока уйдешь оттуда.

21. Если получишь келлию для постоянного в ней жительства, не привлекай к себе многих друзей: довольно с тебя одного, немощи ради, чтоб иначе не погубить тебе плода преуспеяния твоего.

22. Когда окажешь благодеяние бедному, не зови его к себе на работу, чтоб не сгубить цены оказанного ему благодеяния.

23. Если придешь в какой неизвестный монастырь, то, где позволят тебе пребыть, там и будь, в другую келлию не ходи, разве когда позовут.

24. Если ты оставил ближних своих, чтоб Бога ради пребывать в пустыни, то не попускай уже себе увлекаться желанием их видеть и быть с ними.

25. Если, когда пребываешь в келлии (на уединении), начнет тревожить тебя желание об оставлении отца или матери, или воспоминание о брате и сестре, или любовь к детям и жене; то положи пред очами твоими последний день жизни и суда, когда никто из них помочь тебе не может, и перестанешь сожалеть о том, что оставил их.

26. Если, сидя в келлии своей, вспомнишь о том, кто причинил тебе обиду и оскорбление, встань и от всего сердца твоего помолись, чтоб Бог простил ему, и помысл мщения отбежит от тебя.

27. Когда приступаешь к причастию Святых Тайн, наблюдай за всеми своими помыслами, чтоб не принять их в суд себе.

28. Если ночью искушен будешь страстным воображением, то храни сердце свое, чтоб днем не помышляло оно, каково было то воображение, и ты не осквернился помышлением тем, и не подвиг Бога на гнев, но в прилежной молитве пади пред Ним всем сердцем твоим, и Он поможет тебе: ибо милосерд есть к немощи человеческой.

29. Если несешь какой подвиг, пусть сердце твое не опирается на нем и не обнадеживает себя им, но скажи помыслу твоему: может быть, Бог, ради озлобления плоти, услышит меня бедного.

30. Если кто оскорбит тебя бранью и поношением, не отвечай ему, но молча сам с собою рассуди, не правда ли то, что слышишь; и если правда, принеси покаяние, — и Бог умилосердится над тобою.

31. Если, совершая путешествие с братиями, встретишь между ними какого, которого полюбишь по Богу, не говори с ним с большею свободою на глазах прочих, чтоб кто из них, немощнейший, не уязвился ревностью, и ты не понес греха его, потому что подал ему повод согрешить.

32. Когда заходишь к каким, не ожидай, что будешь принят ими с радостью; но если примут тебя, благодари Бога.

33. Если, когда безмолвствуешь в келлии твоей, найдет на тебя болезнь, не падай духом, но благодари Бога. Если чувствуешь, что сердце твое унывает от того, скажи ему: ужели эта болезнь не легче для тебя геенны, в которую конечно попадешь, если не будешь терпелив и тверд? И оно успокоится.

34. Если зайдешь к братиям, и кто-нибудь из них скажет: здесь я не нахожу покоя, хочу с тобою жить; ты не позволяй ему этого, чтоб не быть в претыкание другим. Если скажет: гибнет здесь душа моя по одной сокровенной причине, — укажи ему место, куда бы он перешел; но с тобою жить все же не позволяй.

35. Если сидишь в келлии своей, храня безмолвие и молчание, в пище соблюдай некоторую меру, чтоб тело имело сколько нужно и могло послужить тебе в отправлении молитвословий. Но ничего не вкушай с услаждением, в удовлетворение прихоти вкуса, хорошее ли что будет или не совсем хорошее.

36. Если нужда заставит тебя посетить братию или киновию, телу своему не давай досыта ничего такого, что ему нравится, чтоб охотнее возвратилось в келлейцу и не предало тебя.

37. Если демоны станут внушать сердцу, чтоб ты начал какие подвиги сверх сил твоих, не слушай их: ибо они имеют обычай возбуждать человека к тому, чего выполнить он не в силах, чтоб попался он через то в руки их, и они посмеялись над ним.

38. Пищу принимай однажды в день и давай телу сколько нужно, чтоб мог ты простоять на молитвенном своем правиле.

39. Бдение продолжай с благоразумием и не отказывай телу в необходимом отдыхе; но умеренно и с рассуждением проходи сей благочестивый подвиг, чтоб чрезмерным бдением не возмутился дух и Не сбежал с поприща. Половины ночи достаточно будет для молитвенного подвига, другую же половину уступи успокоению тела. Два часа перед тем, как идти ко сну, употреби на молитву и псалмопение. После сего поспи, и когда возбудит тебя Господь, прилежи молитвам. Если видишь, что тело твое ленится, скажи ему: хочешь разве эту ничтожную малость времени покоиться и тотчас быть ввержено во тьму кромешную? Если понудишь себя немного, придут силы и крепость.

40. Не входи в дружбу с такими людьми, которые могут тебе доставить знакомство и с другими еще людьми, чтоб излишняя известность не причинила тебе вреда.

41. Если находишься в монастыре и имеешь слугу, над которым являешь власть свою, то ты через это поношение предаешь чин свой (монашеский). Если ты любишь его, как брата, то грешишь пред Богом, если не отпускаешь его на свободу. Если, получив свободу, захочет он быть монахом, как сам знает; ты однако ж не позволяй ему тогда пребывать с собою, ибо это неполезно душе твоей.

42. Если тело свое измождаешь на каком-либо видном месте, и за это люди одни чтут тебя, а другие завидуют тебе, — оставь сие место и перейди в другое, чтоб не остался тщетным труд твой.

43. Если ты победил тщеславие, то не обращай внимания на то, что говорят о тебе и делают для тебя люди, и все относи к Божией щедродательности.

44. Если ты отрекся от мира, то решительно ничего не оставляй себе.

45. Если придет тебе желание пошататься, — посильнее наляг на тело свое в рукоделии, чтоб смирно сидел ты в келлии своей и ел свой хлеб.

46. Когда придешь в город продавать изделия свои, не спорь о цене, как делают люди мирские, но продавай с простотою, чтоб не лишиться плода, приобретенного в келлейном пребывании.

47. Если нужда заставит купить что когда-либо, покупай без спора о цене. Не говори: не куплю, если не за столько-то; но дай, сколько просят, если имеешь, а если не имеешь, отойди молча.

48. Если будет тревожить тебя помысл (тем, что ты беден), скажи: вот и я стал, как все святые, кои были испытаны бедностью, пока не нашел верным их сердца Бог, и не извел их на широту.

49. Если брат положит что у тебя, и тебе понадобится то, не касайся того, не спрося прежде брата того.

50. Когда идешь куда, и брат попросит тебя купить что, то, покупая что для себя, купи и ему. Но если ты живешь с другими, то не делай сего без их согласия и ведома, чтобы не оскорбить товарищей своих.

51. Когда нужда заставит тебя отправиться на родину, береги себя от тех, кои соединены с тобою кровью, чтоб не слишком свободно с ними обращаться или вести речи.

52. Если брат ссудит тебя чем, не пренебрегай тем, но скоро возврати в целости. Если то будет орудие какое, необходимое для известного дела, то, как только кончишь дело, возврати его. Если оно сломается у тебя или повредится, поправь, или другое лучше приобрети и отдай.

53. Если ссудишь что брату твоему бедному или дашь взаймы, чего он отдать не может, не нудь его и не истязуй с жестокосердием, — деньги ли, или одежда, или другое что дано ему тобою.

54. Когда придешь в какое-либо место на жительство и, получив келлию, на устройство ее сделаешь издержки и потом оставишь ее, спустя же несколько времени, воротясь, найдешь живущим в ней брата, не изгоняй его, но поищи себе другую келлию, чтоб не согрешить пред Богом. Но если он сам по своей воле захочет выйти, ты не будешь виноват. И в таком, впрочем, случае не взыскивай с него того, что оставил ты в келлии, если он то истратил.

55. Когда переселяешься из келлии своей, не уноси с собою что нужно в ней для всегдашнего употребления, но оставь то бедному брату, и Бог, где бы ты ни жил, будет иметь попечение о тебе.

56. Борющие тебя помыслы — все — не стыдись открывать старцу твоему, если желаешь найти утешительное облегчение: ибо о том человеке и радуются демоны, который скрывает свои помыслы, худые ли то или хорошие.

57. Берегись тщательно, чтоб, когда приступаешь к причащению, не иметь какого неудовольствия на брата своего, ибо так (приступая), ты сам себя обманываешь.

58. Когда, вникая в слова Писания, получишь назидательные мысли, если дать им переносный смысл, делай это. Но опасайся уничтожить и буквальный смысл, или поверить более своему разуму, нежели святому Писанию, ибо это есть признак гордости.

59. Если брат твой, прельщенный словами еретиков, по неразумию уклонится от правой веры, потом, раскаявшись, опять возвратится к ней, не презирай его; ибо он заблуждался по неведению.

60. Не говори с еретиками даже в видах защищения правой веры, чтоб речи их не влили яда в душу твою. Если найдешь книгу, которую называют еретическою, не читай ее, чтоб не исполнила она сердца твоего ядом смертоносным, но твердо пребывай в том учении, которому научился ты во святой Церкви, ничего не прибавляя и ничего не убавляя. Отвратись от лжеименного ведения, которое, как говорит апостол (см. 1 Тим. 1, 11; 6, 20), противно здравому учению.

61. Если ты молод и не привел еще в покорность (себе) тела своего, то, слыша о великих добродетелях отцов и устремляясь к ним, не думай, что можешь достигнуть их, пребывая в праздности и покое. Ибо если не будешь возделывать их (трудолюбно), то не достигнешь. Если же будешь так возделывать, то они сами собою придут к тебе.

62. Бегай сколько можешь бездействия, ибо оно губит плод монаха.

63. Когда борешься со скверными помыслами и страстями, не уступай, но повергни себя пред Богом, говоря от всего сердца своего: не могу сам собою противостоять им; Ты мне, бедному, пошли помощь Твою, Господи; и преодолеешь.

64. Если, когда пребываешь в келлии своей, в сердце твоем посеяны будут семена скверны, — всеми силами напрягись, чтоб они не возрасли и не овладели тобою. Помысли о присутствии Божием, Коего очам открыто все, что говоришь ты в сердце своем. И вот какую речь обрати к душе твоей. Если ты стыдишься подобных тебе грешников и боишься, чтоб не увидали они позора твоего, не тем ли паче должен ты стыдиться Бога, Коему все открыто? Таким помышлением возбуждается в душе страх Божий, на который если напряжешься ты, то пребудешь недвижим от помыслов худых и страстей. Ибо написано: надеющийся на Господа, яко гора Сионъ не подвижится во векъ живый во Иерусалиме (Пс. 124, 1).

65. Если в подвиге своем так противостоишь искушению,что оно начинает, по-видимому, колебаться, ослабевать и обращаться вспять, да не торжествует сердце твое и не возносится; ибо демоны, убегая, строят козни и готовят брань, опаснейшую первой. Позади града ставят они рать в засадах и приказывают, чтоб не выходили, — пока преследуя их, обратившихся в бегство, — сердце твое не вознесется. Но тогда восстают все (и бегущие, и скрытые в засаде), и бедная душа, окруженная со всех сторон, не имеет никакого убежища. Убежищем и крепостью да будет для тебя то, чтоб от всего сердца припадать к Богу и помощи от Него просить, — и Он избавит тебя от всех нападений вражеских.

66. Если будешь просить Бога, чтоб Он избавил тебя от искушения, и не будешь услышан, не падай духом; ибо Он лучше тебя знает, что тебе полезно. И когда молишься, не говори: подай мне это, а то возьми от меня, но так молись: Господи Иисусе Христе, помоги мне и не дай мне согрешить против Тебя. Уклонился я от правого пути, не попусти мне следовать воле своей; не допусти меня погибнуть во грехах моих; помилуй создание Твое и не презри меня, яко немощен есмь; не оставь меня, яко къ Тебе прибегохъ (Пс. 142, 9); исцели душу мою, яко согрешихъ Ти (Пс. 40, S); предъ Тобою вcu оскорбляющии мя (Пс. 68,20). Не к кому мне прибегнуть, кроме Тебя, Господи! Спаси мя, молюся Тебе, Господи, по милости Твоей. Да постыдятся и посрамятся вкупе ищущие душу мою изъяти ю (Пс. 39.15). Ты, Господи, все можешь и через Тебя слава Богу Отцу и Святому Духу во веки веков, аминь. Тогда совесть твоя явно заговорит в сердце твоем и откроет причину, по которой не услышал тебя Бог. Твое уже дело будет затем не понерадеть, но тщательно исполнить то, что она скажет. Ибо быть не может, чтоб, когда человек слушает Бога, Бог не услышал человека. Ибо Он недалеко от человека. Но наши, противные Ему, желания препятствуют Ему слышать нас. Никто да не прельстит тебя. Ибо как поле без семени и воды само из себя (если не возделано) не может принести плода; так не может принести плода (добродетели) и человек, без скорби и смирения.

67. Будем пребывать в страхе Божием, братие дражайшие, и возделывая добродетели, не будем давать никакого претыкания совести нашей, но себе самим будем внимать в страхе Божием, пока и сама она (совесть) вместе с нами свободною станет и так соединенною (с вами), что будет потом для нас стражем, показывая, чего должны мы остерегаться. Если не захотим повиноваться ей, то она оставит нас и бросит, и мы впадем в руки врагов наших, которые никакой не будут иметь к нам жалости; как показал то нам Господь, говоря: буди, увещеваяся съ соперникомъ твоимъ скоро, дондеже ecu на пути съ нимъ, да не предастъ тебе соперникъ судии и судия тя предастъ слузе, и въ темницу вверженъ будеши. Аминь глаголю тебе: не изыдеши оттуду, дондеже воздаси последний кодрантъ (Мф. 5, 25-26). Соперником здесь названа совесть, потому что она сопротивляется человеку, когда он хочет творить волю плоти. Но эта соперница, когда человек с нею не согласуется, предает его врагам его. Почему Осия, сожалея об Ефреме, говорил: притеснил соперника своего и попрал суд. Искал Египта и силою отведен к Ассирианам (по-слав. не так, см. Ос. 7, 11). Египта ищет, кто хочет творить волю плоти. Силою же ведется к Ассирианам таковой, когда, хотя и не хотя, служит врагам. Употребим же, дражайшие братие, все старание, чтоб не впасть в руки воли нашей плотской, чтоб она не свела нас пленниками в Ассирию. Будем внимательно слушать следующие страшные слова: пришел царь Ассирийский в землю Израилеву, и пленными отвел Ефрема и Израиля к ассирианам; и поселил их близ Елеа и Енамора — рек Хузамских: и суть они там до настоящего дня. Тогда послал царь Ассирийский некоторых из народов своих, чтоб обитали на земле Израильской, и всякий себе сделал свое изваяние и поклонялся ему, и вот там они суть до нынешнего дня (см. 4 Цар. 17,6, 24, 25, 29). Вот что постигло Ефрема за то, что он притеснил соперника своего и попрал суд.

68. Рассудите, дражайшие, что будет с теми, кои поблажают пожеланиям своим злым и попирают свою совесть. Не будем соревновать им, возлюбленнеишие, но паче будем подражать святым, кои даже до смерти стояли против греха, повинуясь своей святой совести, и получили наследие Царства Небесного. Каждый из них в свое время совершен был в любви. И имен их никогда не поглотит забвение. Возьмем пример с достойного любви Иакова, который во всем повиновался родителям своим по Богу. Получив благословение, он восхотел отправиться в Месопотамию, чтоб там народить себе сынов. Ибо не хотел он иметь детей от дщерей хананейских, которых род ссорился с родителями его. Взяв палку и сосуд елея, пошел он и пришедши в Вефиль, что означает дом Божий, остановился там на ночлег и заснул, и видит ночью во сне образ лествицы, от неба доходящей до земли, Ангелов Божиих восходящих и нисходящих по ней; Господь же утверждался на лествице. Сей образ показывает, что тому, кто начинает работать Богу, в самом начале воображается в сознании лик добродетелей, которые, если не станет он тщательно возделывать и возращать в себе, то до Бога дойти не может. Встал же Иаков и заключил завет с Богом, чтоб быть Ему рабом, и Бог утвердил его, говоря: Я буду съ тобою и сохраню тебя (Быт. 28,1 -15). Пришедши потом в Месопотамию, чтоб там взять себе жену, и увидев Рахиль, дочь дяди своего, полюбил ее и семь годов служил за нее, хотя она отдана была ему не прежде, как он взял в жену себе Лию. Рахиль была бесплодна. Месопотамия (междуречье) имя свое получила от того, что лежит между двумя реками — Тигром и Евфратом, из коих первый исходит из Ассирийской страны, а второй начала не имеет, но называется текущим широко. Тигр есть рассуждение, а Евфрат — смирение. Лия представляет собою телесные подвиги, а Рахиль — истинное созерцание. Человеку, пребывающему еще в Месопотамии, необходимо с рассуждением воспринимать телесные подвиги, чтоб победить врагов Ассирийских, и со смирением достигнуть истинного созерцания.

69. Впрочем, Рахиль не родила детей, прежде чем не народила их Лия, и Иаков сам довольно не потрудился в служении. Из сего уразумеваем, что человек, если прежде не подымет трудов в возращении добродетелей, не может достигнуть свободы истинного совершенства. Обе сии были жены Иакова, но он любил более Рахиль, нежели Лию; потому что очи Лиины были болезненны; Рахиль же бе добра видомъ и красна взоромъ зело (Быт. 29,17). Болезненные очи первой жены показывают, что пока человек занят телесными подвигами, дотоле не зрит истинным созерцанием. Когда Лия перестала рождать, тогда Бог вспомнил о Рахили. Так, когда телесные подвиги укротят чувства и освободят человека от волнений и тревог плоти, тогда истинное созерцание открывает сердцу славу (Божию, или духовное царство). Хотя дети Лиины были помощниками Иакову, но более всех любил он Иосифа. То есть, хотя труды телесные защищают человека от врага, но истинное созерцание соединяет его с Богом. Как только увидел Иаков Иосифа, захотел возвратиться на родину свою; ибо увидел, что уже родился у него тот, кто имел быть царем между братьями своими.

70. Когда Иаков, приказав всем своим перейти поток и перевезти все имущество, сам остался на той стороне один и сподобился радости благословения, тогда, по слову Господа: не прозовется ктому имя твое Иаковъ, но Израиль будетъ имя твое (Быт. 32,28), (сим последним именем) стал именоваться Иаков, потому что боролся и успел — окреп в борьбе, и соделался через то достойным благословения, сохранив чувства свои, кои были в руке врага. И так, после того, как стали свободными чувства, он назван Израиль, то есть, умъ, зрящий Бога: но когда ум достигнет того, чтоб зреть славу Божества, тогда страшится его враг. Почему хотя Исав и вышел на встречу с жестокостью, но смирение Иакова погасило его злобу, и не встречало более сопротивления от него. Так пусть еще свирепствует враг, но он не может уже стоять пред лицом Бога и бежит. Хотя и видит он великую славу, какую тот получил, но не может насиловать его: ибо он имеет Бога помощником, как написано: возвратись въ землю отца твоего... и буду съ тобою (Быт. 31,3). После того пришел Иаков в Салем, купил себе поле и поставил жертвенник Богу. Салем есть мир. Ибо когда человек минует борьбу, в коей защищал его Бог, тогда приходит в состояние мира, и устроив олтарь из 12 камней, приносит на нем жертвы от трудов рабства, в каком работал в Месопотамии (приносить) во владении, какое стяжал в земле обетования.

71. Таков был и возлюбленный Богу Моисей, когда, изведши народ из Египта и освободив его от руки фараоновой, перешел Чермное море, и видел смерть всех врагов своих. Он послал Иисуса истребить Амалика; а сам оставался на вершине горы, и руки его поддерживаемы были Аароном и Ором, чтоб не переставали иметь вид креста, в котором были расположены, и возвратился Иисус с радостью, истребив Амалика. Тогда устроил он на горе олтарь из 12 камней, и дал имя горе: Господь прибежище мое (Исх. 17, 15), потому что тайною рукою Бог поборол Амалика. Амалик означает уныние. Ибо когда начнет человек отбегать от своих пожеланий и прибегать к Богу, во-первых, нападает на него уныние и старается возвратить его на прежние грехи: но его отгоняет непрестанное к Богу обращение в молитве, предшествуемое и сопровождаемое воздержанием и всяким тела озлоблением. Сими способами освобождается Израиль. И тогда человек благодарит Бога, говоря: немощен я и слаб, но Ты Помощник мой из рода в род.

72. Таков был и великий пророк Илия, который всех скверных пророков, ему противившихся, истребить мог не прежде, как устроил олтарь из 12 камней, налил воды на сложенные дрова, возложил священную жертву, и как огонь божественный пожрал жертвенник и что было положено на жертвеннике. Тогда восприял он дерзновение против врагов своих и, заклав их, возблагодарил Бога, говоря: Ты во всех сих еси. Написано, что он положил лицо свое между колен. Ибо если ум не будет со всем тщанием установлен над чувствами своими и не будет трезвенно и чисто бодрствовать над ними непрестанно, то и не достигнет вечного блаженства и соединенной с ним вечной славы. И если отрочищ Илиин воззрит и увидит, что ни одна из семи порочных страстей не восстанет, тогда возможет узреть малое облако, на подобие следа ноги человека, возносящее воду из моря; что означает Святого Духа, в душе нашей упокоевающегося. В том наше благо, чтоб наши попечения и труды о добродетели пребыли твердыми и непрерывными, и чтоб мы не возвращались к тем делам, в которых испросили прощение. Если труды и попечения наши будут угодны Богу, то враги наши не могут стоять против нас. Как только увидят они, что мы не покоряемся воле их, тотчас разбегутся сами собою. И да призовете, говорит Илия, имена боговъ вашихъ, и азъ призову имя Господа Бога моего, и будетъ Богъ, иже аще послушаетъ огнемъ той есть Богъ (3 Цар. 18, 24). Хотя демоны приносят душам нашим искушения, но без нашего соизволения произвести их в дело не могут. Пусть все свои силы собирают они против человека Божия, но он не слушает их, потому что ими гнушается сердце его, упокоевающееся в воле Божией. Призовите, говорит, имена боговъ вашихъ, и азъ призову имя Бога моего. Призывали, — но тщетен был труд их.

73. Все сие написано в наше назидание, да последуем стопам тех, кои достигли блаженства ревнованием о добродетелях. Они прибегали к помощи Божией и в Боге полагали все свои надежды, нимало не доверяя своим силам. И божественный покров был для них градом ограждения. Знали они, что без помощи Божией ничего не могут, и со смирением повторяли слова Давида: аще не Господь созиждетъ домъ, всуе трудишася зиждущии; аще не Господь сохранитъ градъ, всуе бде стрегий (Пс. 126, 1). Если Бог увидит, что сердце Ему совершенно предано и ни на кого другого надежды не имеет, то укрепляет его, говоря: не бойся, сын Мой Иаков, отрок Израиль, не бойся, яко избавихъ тя, прозвахъ тя именемъ твоимъ: Мой ecu ты. И аще преходиши сквозе воду, съ тобою есмь, и реки не покрыютъ тебе: и аще сквозе огнь пройдеши, не сожжешися, и пламень не опалитъ тебе, яко Азъ Господь Богъ твой, Святый Израилевъ, спасаяй тя (Ис. 43, 1-3). Услышав сей глас, душа дерзновение приемлет против врагов своих, говоря: кто пряйся со мною?.. да приближится ко мне. Се Господь, Господь поможетъ ми: кто озлобитъ мя? Се ecu вы, яко риза обетшаете, и яко молие изъястъ вы (Ис. 50, 8-9). О, когда бы и нам пред Богом обрестись подобными тем, кои облечены смирением и сохраняются через него невредимыми от всех стрел врага, по благодати Бога, Коего сила и слава и держава во веки веков. Аминь.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.