Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Слово 13




К тем, кои приемлются в новоначалие и стремятся к совершенству

1. Вот знамения, которые совершил Господь Иисус, прежде чем взошел на крест. Шедши, говорит Он, возвестита Иоанну, яже видеста и слышаста: яко слепии прозираютъ, хромии ходятъ, прокажении очищаются, глусии слышатъ, мертвии востаютъ, нищии благовествуютъ: и блаженъ есть иже не соблазнится о Мне (Лк. 7, 22). Кто все упование свое имеет в мире сем, тот слеп; но если он, отбросив это упование, устремит душу свою к тому, что чается в другой жизни, то прозревает. Хром тот, кто любит век сей; но если он, презрев его, Бога возлюбит, плоть же возненавидит, то станет право ходить. Глух тот, кто, увлекаясь суетными заботами, не внимает божественным словам, но если он, оставя все, заповедям Божиим себя предаст, то, значит, начал слышать. Кто гневом или ненавистью, или завистью, или злословием преследует ближнего своего, тот прокажен; но если эти пороки отбросит, то станет чист. Итак, слова: слепой прозревает, хромой ходит, глухой слышит, прокаженный очищается, — значат, что человек во время нерадения своего и беспечности бывший мертвым в этих пороках, возвращается к жизни и становится новым человеком, — и потом благовествует, тогда как прежде был беден чувствами и лишен богатства добродетелей. Этого сподобляется он, когда отрицается от любимых пороков пред Тем, Кем крещается.

2. Крещение (духовно) есть сокрушение со смирением и безмолвием. Ибо Иоанн, как написано, имел одежду из верблюжьих волос, ременный пояс был вокруг чресл его и жил он в пустыне (см. Мф. 3, 4). Все это есть знак сокрушения, которое очищает человека и делает его таким, что он способен бывает взойти на крест; крест же есть показание будущего бессмертия. Но нужно прежде зажать уста фарисеям и саддукеям. Саддукеи суть представители неверия и ожесточенного упорства; а фарисеи — злохитрости, притворства и тщеславия. И написано: ниже смеяше кто отъ того дне вопрошати его ктому (Мф. 22, 46). После того послал (Господь Иисус) Петра и Иоанна, чтоб они приготовили Пасху (см. Лк. 22, 8). Ибо когда ум увидит, что не связан более никакими страстями, то готовится к приятию бессмертия (или ко вступлению в него) и чувства свои туда направляет и с собою соединенными имеет. Иисус же молился, говоря: Отче Мой, аще возможно есть, да мимо идетъ Мене чаша сия (Мф. 26, 39). Это служит нам показанием, что когда ум хочет взойти на крест, много прилежит молитве и слезам, и падши ниц, простирается пред лицом Бога, испрашивая у благостыни Его помощи, да укрепляет и охраняет его, пока не восстанет в святом и непобедимом обновлении (жизни). Ибо во время креста великая настоит опасность. Когда же молится, должен брать себе в сотоварищи Петра, Иакова и Иоанна, то есть непорочную веру, твердую надежду и пламенную любовь.

3. Вот что совершил и что претерпел за нас Господь и Бог наш Иисус Христос! И во всем этом был Он для нас образцом, как сказал апостол: яко разумети Его, и силу воскресения Его и сообщение страстей Его, сообразуяся смерти Его, аще како достигну въ воскресение мертвыхъ (Флп. 3, 10-11). Желчи вкусил Он за нас, чтоб мы отбросили всякое недоброе пожелание и уста свои заключили, не позволяя ему изыти из них (в слове) и совершиться делом. Вкусил Он за нас оцта, чтоб мы подавляли всякое высокомерие и погашали всякую раздражительность. Приял Он за нас оплевание, чтоб мы презирали мирские хвалы и человеческую славу. Терновым венцом уязвлена была за нас глава Его, чтоб мы, венцом смирения увенчавшись, попрали гордыню врага. А что биению подвергнут был Иисус, прежде чем повели Его на крест, это служит для нас указанием на то, что мы должны благодушно сносить все поношения и напраслины от людей. Что одежды Его разделили между собою (распинатели), метнув жребия, этим внушается нам, чтоб мы ни во что вменяли потерю тленных вещей, когда обымаем крест, с радостью приемля, как говорит Павел, разграбление имений вашихъ, ведяще имети себе имение на небесехъ пребывающее и лучшее (Евр. 10, 34).

4. Все это должен человек исполнить по силам своим, иначе не взойдет он на крест с Господом. Далее, если Он в шестой час с таким жестокосердием был распят для спасения нашего; то и мы должны отложить всякое нерадение и всякий страх (стоя до крови в добре), пока не исчезнет грех. Что в час девятый воззвал Иисус гласом велиим: Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя ecu оставилъ? (Мф. 27, 46). Это показывает, что нам должно после того, как победим страсти, нас крайне мучащие, со смирением взывая к Богу, восприять упование. Что Господь по затмении солнца испустил дух, из сего разумей, что тогда в тебе мертвым становится грех, когда престанет в душе твоей всякая надежда на вещи, зримые в мире сем. И завеса церковная раздрася на двое съ вышняго края до нижняго (Мф. 27, 51): это значит, что когда ум получает свободу (через умерщвление страстей), тогда падает средостение, которое находилось между ним и Богом. Камение распадеся, и гроби отверзошася (Мф. 27, 51-52); потому что через смерть ту, нами подъятую (нравственно, духовно), всякая тягота и слепота и все, что угнетало душу нашу, сокрушается, и чувства, приносившие плод смерти, оздравевают и воскресают непобедимыми. Плащаницею чистою с ароматами обвит Он был, чтоб мы, по причастии смерти Его, пребывали в святости, упокоеваясь в надежде бессмертия. И положили Его в новом гробе, въ которомъ еще никто не былъ положенъ (Ин. 19, 41), и привалили камень великий очень к дверям гроба (см. Мф. 27, 60). Когда ум, освободившись от всякой мятежности века сего, субботствует, то он в новом гробе; и помышляет о вещах новых и нетленных. Идеже трупъ, тамо соберутся и орли (Лк. 17, 37). Он воскрес во славе Отца Своего и вознесшись на небеса, седит одесную величествия на высоких (Мк. 16, 19). Итак, если мы воскресли со Христом, то нам должно, как говорит апостол, вышнихъ искать, идеже есть Христосъ одесную Бога седя; горняя мудрствовать, а не земная; ибо мы умерли со Христомъ (Кол. 3, 1-3), Который ради имени Своего святого сотворит с нами милость. Он немощи наши подъял, чтоб отъять грехи наши и включить нас в сонм святых Своих, Он — живый и царствуяй во веки веков. Аминь.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 246; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.