Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Том VIII 1 страница. Переписка святителя Игнатия Брянчанинова с друзьями и знакомыми




Паломник, Москва 2007 год

Ред. Golden-Ship, 2010

 

 

Содержание

Переписка святителя Игнатия Брянчанинова с друзьями и знакомыми

Степан Дмитриевич Нечаев

Переписка святителя Игнатия с С. Д. Нечаевым

Переписка святителя Игнатия с графом Д. Н. Шереметевым

Федор Петрович Опочинин

Письма святителя Игнатия к Федору Петровичу Опочинину.

Переписка святителя Игнатия с графом Павлом Матвеевичем Толстым- Голенищевым- Кутузовым и письма к его матери и сестрам

Письмо святителя Игнатия к П. П. Яковлеву

Письмо П. П. Яковлева к святителю Игнатию

Письмо святителя Игнатия к Алексею Александровичу Волоцкому

Письма святителя Игнатия к Плещеевым

I К Александру Александровичу Плещееву

II.К Анне Павловне Плещеевой, супруге А. А. Плещеева

III К дочери А. П. и А. А. Плещеевых Лидии

Письма святителя Игнатия к Софии Павловне Титовой

Письмо С. П. Титовой к святителю Игнатию

Татьяна Борисовна Потемкина

Письмо святителя Игнатия к Татьяне Борисовне Потемкиной

Письма Татьяны Борисовны Потемкиной к святителю Игнатию

Письма святителя Игнатия к даме — приятельнице Т. Б. Потемкиной

Письма святителя Игнатия к Павлу Васильевичу и Софье Григорьевне Энгельгардт

Письмо святителя Игнатия к статс-даме Параскеве Ивановне Мятлевой

Письмо святителя Игнатия к Николаю Николаевичу Анненскому

Письмо святителя Игнатия к А. А. Кавелину

Письмо святителя Игнатия к А. М Горчакову

Письмо святителя Игнатия к Н. В. Голоушевой

Письмо святителя Игнатия к К. В. Г

Письмо святителя Игнатия к Д. А. Мельникову

Письмо святителя Игнатия к Н. Н. Хемшиеву

Письма святителя Игнатия к Ивану Ильичу Глазунову

Письма святителя Игнатия к К. С. Сербиновичу

Письмо К. С. Сербиновича к святителю Игнатию

Письмо святителя Игнатия к Д. А. Милютину

Черновик ответа Д. А. Милютина

Письмо святителя Игнатия к князю М. Д. Волконскому

Письмо Н. Д. Зубова к святителю Игнатию

Письмо святителя Игнатия к Н. Д. Зубову

Письмо святителя Игнатия к В. И. Анненковой

Письмо святителя Игнатия к штабс-капитану С. И. Феодорову

Письмо святителя Игнатия к Д. В. Брюзгину

Письмо святителя Игнатия к девице Анне Дементьевне

Письма святителя Игнатия в ответ соблазняющимся на «Слово о Смерти»

Письма святителя Игнатия без указания адресата

I.Письма из Николо-Бабаевского монастыря

II.Другие письма

Письма разных лиц к святителю Игнатию

Письмо Петра Чичерина

Письмо Алексея Олсуфьева

Письма П. Соколова

Письмо К. Михайлова

Письмо неизвестной

Письмо мещанина М. И. Парамонова

Письмо Н. Апрелевой

Письмо А. Брюзгалова

Александр Нахимов. Два письма

Письмо святителя Игнатия к Павлу Степановичу Нахимову

Ответ П. С. Нахимова святителю Игнатию

Елена Аксененко. Елизавета Никитична Шахова

Автобиографический очерк писательницы Елизаветы Шаховой - монахини Марии (1822-1899)

Деловая переписка святителя Игнатия Брянчанинова

Переписка святителя Игнатия с Министром Двора Его Императорского Величества князем П. М. Волконским.

Письмо митрополита Серафима к князю П. М. Волконскому

Письмо князя П. М. Волконского к митрополиту Серафиму....»

Письмо святителя Игнатия к Министру Двора Ее Императорского Величества

Письма святителя Игнатия к Министру Двора Его Императорского Величества графу В. Ф. Адлербергу

Письмо святителя Игнатия к Обер-прокурору Святейшего Синода графу Н. А. Протасову

Письма святителя Игнатия к Обер-прокурору Святейшего Синода графу А. П. Толстому

Письмо графа А. П. Толстого к князю Г. Д. Орбелиани

Письма святителя Игнатия к Директору Департамента Государственных имущество Н. П. Дубенскому

Письма к святителю Игнатию от секретаря Митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Серафима А. И. Суслова

Письма святителя Игнатия к Управляющему делами Комитета Министров Ф. П. Корнилову

Письмо к святителю Игнатию от Статс-секретаря князя А. Н. Голицына

Письмо к святителю Игнатию от Духовника Николая Музовского

Письмо святителя Игнатия к графу Петру Андреевичу Клейнмихелю

Письмо святителя Игнатия к некоему высокопоставленному лицу

Размышления святителя Игнатия Брянчанинова о живописи церковной

О картоне Б—и

О картоне Р-а

Поэтические опыты святителя Игнатия Брянчанинова

Стихи

Убили сердце

Жалоба

Совет душе моей

К земному страннику

Ольга Шафраново. Родители, братья и сестры

I.Родители святителя Игнатия Брянчанинова

Письма святителя Игнатия к родителям — Софье Афанасьевне и Александру Семеновичу
Брянчаниновым

II.Брат святителя Игнатия — Петр Александрович Брянчанинов

Письма святителя Игнатия к брату Петру Александровичу Брянчанинову

Письма Петра Александровича Брянчанинова к Николаю Николаевичу Муравьеву-Карскому

Письма игумений Усть-Медведицкого Преображенского монастыря Арсении (Себряковой) к Петру Александровичу Брянчанинову

Письмо Алексея Петровича Брянчанинова к Николаю Николаевичу Селифонтову

III.Братья святителя Игнатия: Михаил, Александр, Семен Александровичи.

Письмо Михаила Александровича Брянчанинова к святителю Игнатию

Письмо Семена Александровича Брянчанинова к святителю Игнатию

IV.Сестры святителя Игнатия

Письма святителя Игнатия к сестре Александре Александровне Жандр

Письма святителя Игнатия к племяннице своей, дочери А. А. Жандр, Александре Васильевне Жандр

Письмо святителя Игнатия к сестре Софии Александровне Боборыкиной

Письма святителя Игнатия к сестре Елизавете Александровне и ее мужу Димитрию Тихоновичу Паренсовым

Письма Елизаветы Александровны Паренсовой к святителю Игнатию

Письма святителя Игнатия к сестре Марии Александровне и ее мужу Николаю Филипповичу Купреяновым

Письма святителя Игнатия к Александру Александровичу Сухареву

Письма святителя Игнатия к родным (без указания кому именно)

Варвара Каширина. Новонаиденные ранние письма святителя Игнатия Брянчанинова

Письмо иеросхимонаха Льва к Дмитрию А<лександрови>чу <Брянчанинову>

Письмо послушника Димитрия < Александровича Брянчанинова> к собрату М.Т.

Письмо послушника Д<имитрия Александровича Брянчанинова> к о. Иоанникию (Бочарову)

Письма преподобного оптинского старца Льва к игумену Иларию

ПРИЛОЖЕНИЕ

Святитель Игнатий Брянчанинов.

Житие схимонаха феодора (ранняя редакция)

К публикации ранней редакции «Житие схимонаха Феодора» святителя Игнатия

Житие схимонаха Феодора


По благословению

архиепископа Тернопольского и Кременецкого

СЕРГИЯ

Составление О. И. Шафранова

Общая редакция А. Н. Стрижев

Седьмой и восьмой тома Полного собрания творений святителя Иг­натия Брянчанинова, завершающие Настоящее издание, содержат не­сколько сот писем великого подвижника Божия к известным деятелям Русской православной церкви, а также к историческим деятелям на­шего Отечества, к родным и близким. Многие письма Святителя печа­таются впервые по автографам, хранящимся в архивах страны. Вновь публикуемые письма будут способствовать значительному пополнению имеющихся сведений о жизни и деятельности святителя Игнатия и позволят существенно обогатить его жизнеописания. Наши публика­ции серьезно прокомментированы авторитетными историками, фило­логами и архивистами. Каждому корпусу писем предпослано обшир­ное вступление, в котором дается справка об адресатах и раскрывается характер их духовного общения со святителем. Письма святителя Иг­натия Брянчанинова принадлежат к нетленным сокровищам право­славной мысли, и ценность их век от века только повышается. Потому что написаны они великим мыслителем, духоносцем и любящим Рос­сию гражданином.

ISBN 5-88060-110-2

© «Паломникъ», 2006

© Оформление, Е. Б. Калинина, 2006


Переписка святителя Игнатия Брянчанинова с друзьями и знакомыми

Степан Дмитриевич Нечаев

Давно не видимся друг с другом,

не беседуем лицом к лицу,

пишем друг другу не часто,

а сближаемся более и более.

Святитель Игнатий

Степана Дмитриевича Нечаева (1792-1860) по праву также можно включить в число замечательных личностей, находивших­ся в дружеских отношениях со святителем Игнатием. Он проис­ходил из богатой дворянской семьи, в молодости увлекался по­этическим творчеством, опубликовал множество стихов на слу­чай, мадригалов, романсов; был знаком с А. С. Пушкиным и другими литераторами; в 1820 г. был избран в действительные члены Общества любителей Русской словесности. Помимо сти­хотворства, серьезно занимался историей и археологией — в чис­ле его статей наиболее известны «Описание вещей, найденных на Куликовом поле»- и «Некоторые замечания о месте Мамаева по­боища»-. В 1812 г., не имея возможности из-за болезни участво­вать в военных действиях, занимался организацией ополчений во Владимире и Арзамасе. Позже входил в круг декабристов, яв­лялся членом «Союза благоденствия», но не сошелся с ними по политическим убеждениям. В 1827 г. был причислен к собствен­ной Его Императорского Величества канцелярии, в 1828 г. — оп­ределен в Синод за обер-прокурорский стол и в 1833 г. — назна­чен Обер-прокурором Святейшего Синода.

В этом же году состоялось знакомство Степана Дмитриевича Нечаева с игуменом Игнатием Брянчаниновым, прибывшим в Петербург по Высочайшему повелению.

В «Жизнеописании святителя Игнатия» рассказывается, что, прибыв в Петербург, игумен Игнатий остановился у Митропо­лита Московского Филарета на Троицком подворье. В назна­ченный день и час он представился Государю Николаю Павло­вичу, который вызвал к себе Обер-прокурора Святейшего Си­нода С. Д. Нечаева и объявил ему о своем решении передать отцу Игнатию Сергиеву пустынь. Обер-прокурор довел до сведения Святейшего Синода Высочайшую волю, и 1 января 1834 г. игу­мен Игнатий был возведен в сан архимандрита. Вероятно, для беседы о предстоящем событии и приглашал С. Д. Нечаев к себе игумена Игнатия запиской от 22 декабря 1833 г., с которой на­чинается их переписка[1]

В период службы С. Д. Нечаева Обер-прокурором, он и архи­мандрит Сергиевой пустыни, конечно, часто общались лично по служебным делам и могли хорошо узнать друг друга. Их пере­писка ограничивалась короткими записками по разным случа­ям. Исключение составляет лишь письмо архимандрита Игна­тия от 30 мая 1835 г., в котором он сообщает свое мнение о ««ду­ховных началах» В. Ф. Яна. Василий Федорович Ян, в то время коллежский асессор, архивариус Комиссии духовных училищ. Вероятно, он говорил С. Д. Нечаеву о своем желании издавать •«Житницу духовную, или плоды Креста» — собрание избран­ных статей из журнала -«Христианское чтение», и Нечаев напра­вил его к архимандриту Игнатию, так как Ян имел ««особенную нужду в духовном внимании опытных людей».

При отъезде В. Ф. Яна обратно в Петербург архимандрит Игнатий переслал с ним написанное им «Житие святого Вла­димира». Об этом «Житии» он упоминал и в письмах другим своим корреспондентам. История создания этого «Жития» из­вестна: С. Д. Нечаев, представляя Государю в марте 1835 г. эк­земпляр «Христианского чтения», довел до его сведения, что Святейший Синод предполагает издавать «в пользу простолю­динов, между коими грамотность год от году умножается, от­дельные жития святых, заимствуя их из «Минеи-Четьи», так как для этих людей такие повествования и любимее, и понятнее, и полезнее всякого другого рода сочинений. Государь при­знал эту мысль полезною». Святейший Синод возложил состав­ление житий на архимандрита Игнатия, и «Житие святого Вла­димира» явилось его первым опытом[2]. Однако, возможно из-за ухода С. Д. Нечаева с поста Обер-прокурора, издание это оста­лось неосуществленным.

В 1836 г. в феврале С. Д. Нечаев, взяв четырехмесячный от­пуск, уехал в Крым к смертельно больной жене, но в живых ее не застал. В июне этого года он получил чин тайного советника и назначен сенатором. В Петербург он больше не вернулся. Из пе­реписки видно, что его отпуск из-за болезни растянулся на че­тыре года. В1839 г. он переместился в Москву и занялся делами благотворительности. До конца своих дней он оставался Прези­дентом Московского комитета по разбору и призрению прося­щих милостыню, состоял членом Совета человеколюбивого об­щества, принимал активное участие в работе Московского по­печительного совета заведений общественного призрения, являлся одним из членов-учредителей Московского совета дет­ских приютов. Деятельность его находила признание: с 1856 г. он — действительный тайный советник, был награжден рядом орденов.

С этого же 1839 г. возобновилась переписка Степана Дмит­риевича с архимандритом Игнатием, и, судя по содержанию пи­сем, их отношения становились все более дружественными.

В письме от 29 апреля 1840 г. архимандрит Игнатий упоми­нает Мальцевых. Несомненно, что с этой семьей Святителя по­знакомил С. Д. Нечаев, который был женат на Софье Сергеевне Мальцевой. Архимандрит Игнатий близко сошелся с членами этой семьи. В 1847 г., когда по пути в Бабайки он провел некото­рое время в Москве, он останавливался у Мальцевых. «В Моск­ву прибыл я в среду вечером, — писал он своему наместнику 21 июля, — остановился в доме Мальцева, где меня приняли ра­душно и успокоивают». Митрополит Московский Филарет на­вещал архимандрита Игнатия в доме Мальцевых.

К характеристике С. Д. Нечаева можно добавить, что он и де­тей своих воспитал в духе милосердия и добросердечия. Его сын, Юрий Степанович Нечаев-Мальцев, унаследовал по материнс­кой линии Мальцевых, владельцев крупных промышленных центров металлургии, машиностроения, стекольного и текстиль­ного производства, миллионное состояние. Как благотворитель он оставил след в Москве, построив в память об отце живопис­ное, напоминающее сказочный терем, трехэтажное здание (на­ходится близ станции метро «Шаболовская») для богадельни, в которую принимались престарелые нетрудоспособные дворяне. Много помогал также богадельням, основанным его отцом. Ог­ромный вклад в русскую культуру внес Юрий Степанович Не­чаев-Мальцев своим активным участием в строительстве и уком­плектовании экспонатами Музея изящных искусств в Москве (ныне Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), потратив на это около двух с половиной миллионов.

Всего за десять лет (с 1839 по 1849 — дата последнего пись­ма святителя Игнатия — 22 декабря 1849 г.) сохранилось пи­сем и записок святителя Игнатия двадцать пять и С. Д. Нечае­ва — четырнадцать. Письма пространные и содержательные, так как в них обсуждались вопросы истории христианства и про­исхождения монашества в связи с изданием Московским ко­митетом призрения просящих милостыню книжиц в пользу ма­лоимущих.

В письме от 11 апреля 1841 г. архимандрит Игнатий написал: •«Провожу время по обыкновению: занимаюсь монашескими книгами Святых Отцов, из коих Бог помог окончить перевод с латинского книги святого Исайи Отшельника». Об этом пере­воде он писал и другим. Из последующих писем видно, что из­дать этот труд ему в то время не удалось, и таким образом впер­вые он был опубликован лишь в 1870 г. в составе созданного им «Отечника».

•«Многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Небес­ное», — начал архимандрит Игнатий свое письмо от 19 января 1846 г., узнав о тяжелой болезни Степана Дмитриевича. Возмож­но, что усиливавшаяся болезнь и отход С. Д. Нечаева от актив­ной общественной деятельности явились причиной того, что переписка их постепенно прекратилась.

Ольга Шафранова


Переписка святителя Игнатия с С. Д. Нечаевым[3]

№1

Мне нужно видеться с вашим преподобием. Не позволите ли мне прислать теперь за вами мою карету? — Если здоровье ваше не совсем еще поправилось, то я с удовольствием сам заеду к вам, часов в одиннадцать, перед заседанием Святейшего Синода. Ваш усердный слуга

С. Нечаев. 22 декабря 1833 года

№2

Ваше Превосходительство, Милостивейший Государь

Стефан Дмитриевич!

Вчерашнего дня очень желалось мне быть у Вас, дабы про­ститься с Вами и с семейством Вашим; но лихорадка, довольно упрямая, не позволяет мне выходить из комнаты. Сделайте одол­жение, известите меня, когда Вы намерены отправиться из Пе­тербурга и когда могу к Вам явиться, не помешав сборам и не умножив суетливости, со сборами неразлучной.

Моего доброхота покорнейший слуга и богомолец

Архимандрит Игнатий. 2 июня [1834 года]

№3

Ежели получу разрешение Государя в Понедельник, то, веро­ятно, мы отправимся во Вторник. Посещение Ваше, почтенней­ший Отец Архимандрит, будет не помехой, а подспорьем в наших сборах, ибо при таком предприятии нужнее собираться духом, нежели чем другим. Сегодня Вы жалуетесь на свое нездоровье. Завтра много будет у Вас гостей. Так не пожалуете ли благосло­вить нас на путь в Понедельник? Мы приготовим скоромную иноческую трапезу и Вас будем ожидать часу в четвертом. Доб­ро пожаловать.

Вашего Высокопреподобия преданнейший слуга

С. Нечаев. 2 июня 1834 года

№4

Ваше Превосходительство, Милостивейший Государь

Стефан Дмитриевич!

Ждали мы Вас в столицу, — дождались неприятной вести о Вашей болезни. Таков обычай верховного Царя царей: Он, их же любит, наказуем, биет же всякого сына, его же приемлет [4].

Теснясь в пределах человеческого суждения, помышлял я, что Вы здесь очень нужны; но ин суд Божий и ин человеческий. Хоте­лось бы мне Вас видеть опять в Вашем доме, окруженного се­мейством, радостного, довольного, но Господь, утверждающий нашу к Нему любовь злоключениями, попустил рассыпаться Вам в разные стороны, как зернам пшеницы.

Вспомните, почтеннейший мой благодетель, что Законоположник наш претерпел крест, и последователям и слугам Своим предвозвестил: в мире скорбны будете\Отчего же скорбны? Оттого, что мир вас возненавидит, и Самый Отец Мой всякую лозу, творящую плод, отребит ю, да множайший плод принесет. Итак, благодушествуйте посреди волнения, предайте себя воле Божией, с радостию и благодарением переносите болезнь, ве­дая, что телесными болезнями исцеляется душа. Повторяйте почаще сию молитву: Господи, буди воля Твоя! Она кратка, но заключает в себе обширный смысл и весьма сильно действует к успокоению человека, находящегося в печали. Сие узнал я отча­сти на собственном опыте. Но зачем ссылаюсь на ничтожный опыт, когда Сам Спаситель мира произносил сию священную молитву в вертограде, и сею молитвою преграждал прошения, исторгаемые немощию человечества.

Не могу и я похвастать своим здоровьем. Пред отъездом Ва­шим захворал, по отъезде очень расхворался, был болен в про­должение всего лета, и теперь дохварываю.

Надеюсь на милость Божию, ожидаю того приятного часа, в который Вас увижу лицом к лицу. Господь да возвратит Вам доброе здоровье, дабы, обилуя и телесными силами, и всяким довольством, преизобиловали во всякое дело благое о Христе Иисусе Господе нашем, — и вообще для Церкви, и в частности, для истинных Ея членов.

С искренним почтением и преданностию честь имею быть Вашего Превосходительства покорнейший слуга и богомолец

Архимандрит Игнатий. 1834 год октября 17 дня

№5

Высокопреподобнейший отец Архимандрит

Милостивый Государь!

Душевно скорблю о продолжающихся страданиях Ваших, ко­торые для души Вашей, конечно, не в потере, но меня лишают особенного утешения — с вами побеседовать в нынешней моей потере. Господу угодно было пресечь земную жизнь моей матери.

Ныне я мог бы устроить для Вас ночлег удобнее прежнего, но собственно для свидания со мной прошу не предпринимать пу­тешествия, для состояния Вашего небезопасного.

О Вологодском монахе завтра же отправлю письмо к Преос­вященному Стефану. Надеюсь, что отказа не последует без при­чин существенно законных.

С чувством совершенного уважения и преданности имею честь быть Вашего Высокопреподобия преданнейший слуга

С. Нечаев.

10 Генваря 1835 года

СПб.

Жена моя просит себе и детям Вашего благословения. Ей, благодаря Бога, лучше.

№6

Почтеннейший и многолюбезнейший Отец Архимандрит!

Примите с Христианскою любовию доброго моего приятеля Василия Федоровича Яна, имеющего особенную нужду в духов­ном внимании опытных людей. Ежели не будет для Вас обреме­нительно, дайте ему на несколько дней приют в вашей обители и часть братской трапезы. Человек этот достоин особенного вни­мания и попечения.

Вам, я думаю, уже известно, что Митрополит Филарет давно уже в Петербурге.

С искренним желанием Вам всегдашней о Господе радости, а себе всегдашней о грехах моих скорби, прошу меня заочно бла­гословить и принять от жены чувства почтительной дружбы и усердного уважения.

Вашего Высокопреподобия преданнейший слуга

С. Нечаев.

23 мая 1835 года

СПб.

№7

Прошу усерднейше Ваше Высокопреподобие пожаловать на освящение Церкви в новом Синодском здании. Оно совершено будет в день Сошествия Святого Духа, 27-го сего Майя; начнет­ся в половине одиннадцатого часа.

Ваш преданнейший слуга

С. Нечаев. 25 Майя 1835 года

№8

Аще Господь восхощет и жив буду, постараюсь явиться к Вам 27 числа.

Архимандрит Игнатий. 26 мая

№9

Ваше Превосходительство!

В понедельник не смел уже я беспокоить Вас, предполагая, что Вы довольно утомились от понесенных трудов утром. Гостит у меня Василий Федорович Ян — но мыслями мы весьма с ним не сходимся. По всему видно, что он занимается внутреннею молит­вою. Оная молитва есть высочайший, труднейший и многоскорб-нейший подвиг, требующий полного самоотвержения и правиль­ных мыслей. В противном случае — отец лжи, приемлющий вид ангела светлого, приближается к сердцу с притворным услажде­нием, которое ощутив, человек, и почитая оное благодатию боже­ственною, утверждается в своей прелести и начинает показывать ее плоды с некоторыми признаками как бы сумасшествия. Для такового, говорит святой Иоанн Лествичник, крайне нужна Божия помощь: ибо человеками таковой не излечим. И подлинно, согласится ли принять духовный совет от ближнего тот, кто ду­мает (если и не говорит сего), что благодать его наставница? Натурально ли, чтоб сознался в невежестве, в прелести тот, кто думает, что он все видит ясно и здраво и в душе своей ощущает горнее утешение? Нахожу я положение г. Яна крайне опасным, ибо он жнет уже плоды своего подвига неправильного: видна в нем задумчивость и часто трет свои ребра с болезненным выра­жением на лице. Те части, к коим прикасается враг, когда чело­век привлекает его к себе, суть ребра; благодатное действие ощу­щается в горних частях персей. Чтение г. Яна составляют Фома Кемпийский, Арнт (за коих он стоит горою), а о писателях свя­тых вовсе и понятия не имеет. Чтобы ему оказать помощь, не­пременно нужно его перевести от первых кладезей ко вторым. Я вижу, что мои хлопоты будут безуспешны; он очень противустоит, и мое состояние находит весьма опасным, что справедливо по моей грешной жизни, а не по мыслям, заимствованным от святых Отцов.

Ваше к нему расположение может быть подействует сильнее: ибо он опытами убежден, что Вы ищете его пользы. А мне лучше не входить с ним ни в какие суждения, в кои вошел я единствен­но по приверженности моей к Вам. Довольно, предовольно, если буду взирать на грехи свои, стремиться к покаянию и плачу, и на сию спасительную ниву изгонять вверенное мне стадо жезлом примера и учения. Вот мое видение, вот мое наслаждение, — на­следство праотца моего Адама, поискавшего наслаждения в плаче после утраты сладостей райских. Если удел наш в сей жизни болезновать о себе, и тем более утешаться, чем в большей мере сия болезнь, то едва ли останется время соболезновать. И не оста­лось бы, говорит святой Макарий, если бы милосердый Бог не выводил нас из внутренней клети нашей для пользы ближнего.

Простите, что худо писал: глаза очень слабы. Желаю Вам всех благ от руки Создателевой и всему Вашему семейству благосло­вения.

С искреннейшею преданностию и почтением честь имею быть Вашего Превосходительства покорнейшим слугою и бо­гомольцем

Архимандрит Игнатий. 1835 года 30 майя


№ 10

Все, что Вы сделали для г. Яна, почтеннейший Отец Архи­мандрит, приемлю я как бы вы сделали это для меня. Зная давно примерную жизнь его, не могу не принимать в нем близкого уча­стия. Отпустите его с миром. Может быть, Господь устроит ина­че путь его, не желая никому погибели, а всем спасение. Если не будет обременительно, не откажите г. Яну в способах сюда воз­вратиться: я разумею здесь какой-нибудь экипаж, ибо нанять у вас нечего.

Преданнейший слуга С. Н.

30 мая

№ 11

С. Д. Нечаеву, пересылая с В. Ф. Яном «Житие св. Влади­мира»:

...Изготовляя оное, имел я в виду единственно изготовить по Вашей цели. Другие предлагали мне другое. Почему прошу Вас взглянуть на оное. За Вашим ответом явлюсь, Бог даст, лично сам, и если Вы утвердите порядок и образ составления, то не замедлю предоставлять точно так же и прочие в сем виде заго­товленные жизнеописания.

Василию Федоровичу понравилось, кажется, монастырское жительство. Ваша искренняя любовь и христианское попечение могут убедить его, дабы он некоторые свои идеи, возвышающие­ся на Разум Христов, преклонил пред оным Разумом необъемле-мым. Что касается до внешних предметов, то беседу его нахожу весьма приятною: видно, что он проводил внимательнейшую жизнь и накопил много опытности. Но духовные начала у нас со­вершенно различные. Сия разница не могла произвести духа еди­нения, единения уст, единения сердца, но не помешала мне весь­ма полюбить его, как кроткого и благоразумного человека....

1 июня 1835 года

№ 12

Ваше Превосходительство!

Когда был я у Вас, то много мы беседовали о Кресте Господ­нем, который поистине есть иго благое и бремя легкое. Приехав в обитель, я получил подарок: 14-го числа, пред утренею, видел сон: как будто хочу подать нищим милостыню и для сего вынимаю из своего кармана кошелек, из коего вдруг выскочил мне на ладонь ярко светящийся золотой крест. В тот же день я занемог, а 16-го слег в постель; приключилась горячка; седмь дней не при­нимал никакой пищи; теперь хотя и получше, но очень слаб. С того времени, как я в Петербурге, не проводил я дней моих с та­кою приятности ю, как сии дни болезни. Точно Крест Господень есть иго благое и бремя легкое, а со Иисусом и на Голгофе рай.

Представил я житие великого князя Владимира Было ли оно в Синоде? Одобрено ли? Можно ли по сему образцу предста­вить и некоторые другие жития, уже приготовленные? — По­трудитесь сообщить мне наставление Ваше по сему предмету чрез о. Михаила.

Простите! Дай, Господи, Вам всего доброго.

Архимандрит Игнатий. 26 августа 1835 года

№13

С. Д. Нечаеву — в связи с его сборами в отпуск в Москву:

...Один приезжий мой родственник подарил мне две бутылки водки домашней, очень хорошей. Я вспомнил о своем путеше­ственнике, которому в дороге, при сырой погоде, они очень мо­гут пригодиться. Почему, к Вам присылая, усердно прошу во здравие кушать и вспоминать — того, кто их прислал.

Архимандрит Игнатий. 25 февраля 1836 года

№14

Высокопреподобный отец Архимандрит, Милостивый Госу­дарь!

От служителя Олтаря Господу угодно было привести меня к служению тем, коих Сам соизволил назвать меньшою Своею братиею. Поздравьте меня, почтеннейший друг, с таким повы­шением и помолитесь по христианской любви своей, чтоб Отец милосердия и щедрот сподобил меня достойно совершать но­вое, труднейшее поприще. Оно так униженно, что нельзя прохо­дить его, не пригнув долу своей надменности. Прямое училище смирения, коего сладость познали Вы на самом опыте. Не забыл я этого назидательного примера Помню не только беседы Ваши, но и самый голос и черты ваши. Желал бы сердечно опять увидеть и послушать Вас; но надежды не имею на такое утешение. Доставьте мне по крайней мере другое — если это Вас не затруд­нит: пришлите мне хотя маленькое изображение любезного для меня облика Вашего. Оно будет безмолвно беседовать со мною о многом полезном для души моей, нелестно к вам привержен­ной. Во всяком случае извините Бога ради такую просьбу, мо­жет быть, весьма нескромную, но весьма естественную для от­сутствующих друзей.

Господь да пребудет всегда посреди нас. Вашего Высокопреподобия преданнейший слуга

С. Нечаев. Москва 20 сентября 1839 года

№15

Ваше Превосходительство, Милостивейший Государь!

Какое живое, вместе тихое, духовное утешение пролилось в моё сердце, когда принял я в руки поданный пакет с надписью Вашей руки, — тем более, когда начал я чтение слов, дышащих любовию. Точно, — любовь николиже отпадает.

Вот1 Вы попечитель нищих, часто богатых верою и переходя­щих с гноища на лоно Авраамово. В лице сей меньшей братии Христовой, Сам Христос приемлет Ваши попечения и Ваше слу­жение, точно так, как принял бы Он и в лице служителей цер­ковных. Наружность не так блестящая, сущность та же. О! сколь­ко есть служений славных, приманивающих честолюбие, зани­мающих и воспламеняющих воображение: но конец венчает дело. Приходит смерть, призывает к жизни без призраков; на это при­глашение, как бы оно горько ни было, никто не может сделать отказа Идут цари, не свершив огромных предположенных пла­нов, от исполнения которых могли бы благоденствовать милли­оны народа; идут гении, покинув начатое для удивления потом­ства; идут законодатели, не достроив законодательных сводов; в одно мгновение отлагаются знаки отличия и громкие титулы, на приобретение коих употреблена вся жизнь. Богатые верою, напротив, становятся еще богаче: ибо смертию вступают в суще­ственное обладание тем, чем до смерти обладали только верою. Вам, так как и себе, почтеннейший Стефан Дмитриевич, желаю в Бога богатеть.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 233; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.114 сек.