Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Том VIII 15 страница. В святых Отцах Восточной Церкви отнюдь не видно разгоря­ченного состояния крови




В святых Отцах Восточной Церкви отнюдь не видно разгоря­ченного состояния крови. Они никогда не приходят в энтузиазм, который, будучи рождение крови, часто на Западе искал пролития крови. Из их сочинений дышит истинное самоотвержение, дышит благоухание Святаго Духа, мертвящее страсти. От этого благоухания бегут прочь сыны мира, как осы улетают прочь от курящегося фимиама. Мир любит свое, — сказал Господь. Сочи­нения западных писателей, написавших из состояния самооболь­щения, находят многочисленных читателей, переводятся не раз на русский язык, печатаются, перепечатываются; им произносят­ся, пишутся и печатаются громкие похвалы; то, что исполнено смертоносного яда, одобряется и утверждается. Сочинения свя­тых Отцов забыты! То, что они с давних времен приняты Святою Церковию, признавались единым правильным руководством в подвижнической жизни, нисколько не принимается в уважение. Их сочинения критикуют, находят в них несообразности; проти­воречие Священному Писанию. Всему этому причиною, что свя­тые Отцы наставлены были Духом Святым, что они отвергли пре­мудрость мира для стяжания премудрости Духа. Тщетны поку­шения тех, которые, вопреки учению Апостола, вопреки учению Церкви покушаются войти в премудрость Духа премудростию мира. И запинаются премудрые в коварстве их (Кор. 3.19), пре­ткнулись, пали падением страшным. Они захотели «духовное» объяснить темным душевным разумом, — и это «духовное» в писа­ниях святых Отцов показалось им странным, противоречащим Священному Писанию. Духовная духовными сразсуждающе,— ска­зал святой апостол Павел. Душевен человек не приемлет яже Духа Божия: юродство бо ему есть и не может разумети зоне духовне востязуется (1 Кор. 2.13-14). Последние слова в русском перево­де Нового Завета читаются так: потому что о сем (о духовном) надо судить духовно.

№31

Вы спрашиваете, какое мое мнение о науках человеческих? — Люди после падения начали возделывать землю, начали нуж­даться в одежде и других многочисленных потребностях, кото­рыми сопровождается наше земное странничество; словом ска­зать, они начали нуждаться в вещественном развитии, стремле­ние к которому — отличительная черта нашего века.

Науки — плод нашего падения, — произведение поврежден­ного падшего разума. Ученость — приобретение и хранение впе­чатлений и познаний, накопленных человеками во время жизни падшего мира. Ученость — светильник ветхого человека, светиль­ник, которым мрак тьмы во веки блюдется. Искупитель возвратил человекам тот Светильник, который им дарован был при со­здании Создателем, которого лишились они при грехопадении своем. Этот Светильник Дух Святый, Он Дух Истины, наставля­ет всякой истине, испытывает глубины Божий, открывает и изъяс­няет тайны, дарует и вещественные познания, когда они нужны для духовной пользы человека. Ученому, желающему научиться духовной мудрости, завещавает апостол: Агце кто мнится мудр быта в вас в веие сем, буй да бывает, яко да премудр будет (1 Кор. 3.18). Точно! ученость не есть собственно мудрость, а только мне­ние мудрости. Познание Истины, которая открыта человекам Гос­подом, к которой доступ — только верой, которая неприступна для падшего разума человеческого, — заменяется в учености га­даниями, предположениями. Мудрость этого мира, в которой по­четное место занимают многие язычники и безбожники, прямо противоположна, по самым началам своим, мудрости духовной, божественной. Нельзя быть последователем той и другой вмес­те: одной непременно должно отречься. Падший человек — «ложь», и из умствований его составился «лжеименный разум», то есть образ мыслей, собрание понятий и познаний ложных, имеющее только наружность разума, а в сущности своей — ша­тание, бред, беснование ума, пораженного смертною язвою греха и падения. Этот недуг ума особенно в полноте открывается в на­уках философских.

№32

Старайтесь читать книги святых Отцов, соответствующие Вашему образу жизни, чтоб Вам можно было не только любо­ваться и наслаждаться чтением Отеческих писаний, но чтоб мож­но было прилагать их к самому делу. Христианин, живущий по­среди мира, должен читать сочинения великих святителей, пи­савших для народа, научающих добродетелям христианским, идущим для тех, которые проводят жизнь среди занятий веще­ственных. Другое чтение для иноков общежительных: они дол­жны читать святых Отцов, написавших наставления для этого рода жизни. И еще другое чтение для безмолвников и отшель­ников! Изучение добродетелей, несоответствующих образу жиз­ни, производит мечтательность, приводит человека в ложное состояние. Упражнение в добродетелях, не соответствующих образу жизни, делает жизнь бесплодною. И жизнь истощавает-ся напрасно, и пропадают добродетели: душа не может долго Удержать их при себе, должна скоро их оставить, потому что они ей не под силу. Такое, превышающее силы и способности уп­ражнение в возвышенных добродетелях нередко повреждает душу неисцельно, расстраивает ее, надолго, иногда на всю жизнь, делает неспособною к подвигам благочестия. Господь повелел вино новое, т. е. возвышенные добродетели и подвиги, вливать в мехи новые, т. е. представлять подвижникам, уже созревшим в благочестивом подвиге, обновленным и просвещенным благо­дати ю. Он воспретил вливать вино новое в мехи ветхие, чинить ветхую ризу новою заплатою. Не думайте, что возвышенный подвиг, для которого еще не созрела душа Ванта, поможет Вам! Нет! Он больше расстроит Вас: Вы должны будете оставить его, а в душе Вашей явится уныние, безнадежие, омрачение, ожесто­чение. В таком расположении Вы попустите себе бблыиие по­грешности, ббльшие нарушения Закона Божия, нежели в какие впадали прежде. «К ветхой ризе не приставляют заплаты новой, потому что от этого дира сделается только больше».

И для иноков всех вообще и для христиан, живущих посреди мира — полезнейшее чтение — Новый Завет, в особенности Еван­гелие. Но его надо читать со смирением, не позволяя себе соб­ственных толкований, а руководствуясь толкованием Церкви.

№33

Пребывайте в пристанище истины. Старается враг спасения человеческого выманить мысль нашу из пристанища истины различными призраками истины. Он знает силы этой сети. Эта сеть кажется ничтожною для неопытного глаза; ум приманива­ется к ней любознательностию, пышным, святым наименовани­ем, которым обыкновенно прикрыта пагуба. Так легковерный соловей, птичка, особенно любопытная, приманивается пищею, разбросанною под сеткою — и попадает навсегда в скучную не­волю. Пагубна мысль ложная: она вводит в душу омрачение, са­мообольщение, соделывает ее пленницею миродержителя. Ис­тина свободит вы [89] сказал Спаситель; очевидно, что ложь ли­шает свободы, подчиняет области князя века сего. Желаю, чтоб Вы были свободны, чтоб зрение души Вашей было чисто и свет­ло, чтоб разум Ваш был проникнут светом истины и изливал свет благодатный на всю жизнь Вашу, на все дела Ваши. Аще око твое светло будет, — сказал Господь, — то и все тело твое свет­ло будет [90]. Надо хранить ум! Надо, чтоб он пребывал непрестан­но в истине. Желаю вам этого от искреннего сердца! Желаю Вам этого от сердца болезнующего! Потому оно болезнует, что в нынешние времена редкие, весьма редкие пребывают верными ис­тине, — подклонили ум и сердце благому ее игу и бремени лег­кому, — подчинились со всею простотою и покорностию Христу и Святой Его Церкви. Спасайтесь, — говорит святой апостол Петр, — от рода строптивого сего [91] Уклонитесь от пути широ­кого, по которому почти все шествуют! Изберите для себя путь узкий и прискорбный, ведущий в Царство Небесное! возлюбите скорби, посылаемые вам Промыслом Божиим! возлюбите тесни­ны, по которым премудрый Промысл, спасающий Вас Промысл Божий, проложил стезю для земного Вашего странствования! И скорби, и теснины Ваши и стезю тернистую жизни земной сде­лайте для себя приятными, сладостными. Каким способом это сделать? Предаваясь Воле Божией, славословя Промысл Божий, признавая эту Волю и этот Промысл во всем, случающемся с Вами, благодаря Богу за все случающееся с Вами, и скорбное, и радост­ное. Время — начать жительство истинно-христианское, сопря­женное с распятием всех ощущений, пожеланий, мыслей на крес­те заповедей и учения Христова. Скоро, скоро промчится земная жизнь! — уже готова каждому человеку вечная мзда его за крат­ковременную жизнь его, за дела его, за образ мыслей его, за чув­ствования его.

 

№34

Преподобный авва Дорофей, говоря о любви к ближнему, уподобляет подвижников Христовых линиям, идущим от окруж­ности круга к его центру. Для ясности вот и чертеж! <...> Ли­нии, чем ближе приходят к центру, тем становятся ближе одна к Другой. И подвижники Христовы, чем более приближаются к Богу, тем становятся ближе друг к другу истинною любовию. Всякий путь ума и сердца, когда цель его — Бог — бесконечен. Страх Божий чист, пребывает в век века [92], преуспеяние в пре­мудрости Божией — бесконечно; преуспеяние в любви к ближ­нему, когда оно в Боге, бесконечно. Мало земной жизни на со­вершение этого духовного пути! Невозможно довольно насы­титься любовию к ближнему в Боге! Напротив того, можно скоро совершить путь, можно скоро насытиться и пресытиться любо­вию к ближнему, когда предмет любви — только человек. Огнь любви требует много пищи для того, чтоб быть постоянным и умножаться. Когда питает его Бог — он непрестанно усиливает­ся, нет ему предела; но когда предоставлено питать его человеку самим собою — скоро оскудеет пища для огня, — огнь потускнет, угаснет. Любовь должна питаться беспредельным Богом: мало для нее пищи в ограниченных свойствах человеческих, хотя бы и прекрасных.

№35

Сердце тогда только может наслаждаться блаженным миром, когда оно пребывает в евангельских заповедях, когда пребывает в них с самоотвержением. Когда же взойдет в него какая другая правда, — оно теряет покой свой.

Великая и всесвятая книга — Евангелие! В нем изображен но­вый, богоподобный человек; а какие должны быть свойства ново­го человека — это являют Христовы заповеди. В них Христос от­крыл нам Свои свойства, Свой образ мыслей и действий. Вгля­дываясь в Евангелие, смотрясь в это зеркало на себя, мы можем мало-помалу узнавать наши недостатки, мало-помалу выбрасы­вать из себя понятия и свойства ветхости нашей, заменять их мыслями и свойствами евангельскими, Христовыми. В этом со­стоит задача, урок, которые должен разрешить, выполнить хрис­тианин во время земной жизни своей. Надо изобразить на душе портрет Христов, сообщить ей сходство с ее первообразом. Порт­реты, лишенные сходства, будут отвергнуты на той же всеобщей выставке, на которой каждый из человеков будет испытан, в ка­кой степени он сохранил и обновил в себе образ и подобие Твор­ца и Бога своего. Образы, на которых столько искажены все чер­ты и краски, что потеряно все сходство, все подобие, услышат: Не вем вас\ Они не будут узнаны! От них откажется Господь!

Начнемте живопись духовную! Обратим внимание на заки­нутый, на покрытый грязью, царапинами и пылью образ Божий, на нас начертанный и нам вверенный Богом! Живописец — Хри­стос; кисть Его — Святый Дух. приготовим душу для этой живо­писи так, чтоб душа, как чистое, новое полотно, была способна принять на себя все — и самые тончайшие черты, самые нежные краски и оттенки.

Для такого приготовления нужно очищение себя покаянием, омовение слезами. А для того, чтоб возбудить в себе чувство по­каяния, спасительную печаль и плач, непременно должно при воздержании от всех страстей часто заниматься чтением Еванге­лия, сличать жизнь свою с его святейшими заповедями, принуж­дать себя к исполнению этих заповедей, вопреки стремлениям и порывам грехолюбивой воли. Сказал некоторый святый отец: «ис­полнением Христовых заповедей научается человек своей немо­щи». Точно: тогда открывается нам сколько мы слабы, сколько повреждены падением, когда начнем принуждать себя к исполне­нию евангельских заповедей. От зрения немощи своей, своего повреждения, естественно рождается плач. Плач — сердечное чув­ство покаяния! Плач — «дух сокрушен и смирен», столько любез­ный Богу.

Когда Господь увидит душу, очищающую себя покаянием, тог­да Он начинает мало-помалу, соответственно чистоте ее, обнов­лять на ней Святым Духом черты Своего образа, оттенки и цвета Своего подобия. Прежде всего запечатлевает ее кротостию и сми­рением. Научитесь от Мене, — говорит Он, — яко кроток есмь и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим. Тогда только можно найти священный покой, когда мысль и сердце погрузятся в смирение Христово и Его кротость, научившись им из Еванге­лия. Эти две добродетели уставляют в порядок черты образа, рас­строенного смущением, которое неотступно сожительствует вся­кому человеку, служащему страстям. Знамение порядка — свя­щенный покой. Тогда уже по исправленным чертам полагаются святые краски, утешающие взор духовный: благость, милосердие, чистота ума, сердца и тела, живая вера, небрегущая о всем сует­ном, научающая человека всецело последовать Христу, терпение, несущееся превыше всех временных скорбей, любящее скорби, как участие в страданиях Христовых, — любовь к Богу и ближне­му, стремящаяся исполнить все обязанности человека к его Со­здателю и к созданиям, себе подобным, долженствующим состав­лять едино в Создателе своем.

Отвергнитесь себя и последуйте Евангелию!

№36

Человек — как трава, и много ли надо, чтоб подкосить его? Одна минута может решительно сокрушить его здоровье и по­вергнуть тело или в могилу, или на одр мучительной и продол­жительной болезни. Евангелие научает нас, что никакая скорбь не может нас постичь без Воли Божией, — научает нас благода­рить Бога за все, по мановению Его приходящие нам скорби. С одра болезни приносите благодарение Богу, как приносил его с кучи гноя покрытый смрадными струпами Иов. Благодарением притупляется лютость болезни! Благодарением приносится бо­лящему духовное утешение! Наставленное и услажденное бла­годарением сердце обновляется силою живой веры. Озаренный внезапно светом веры, ум начинает созерцать дивный Промысл Божий, неусыпно бдящий над всею тварию. Такое созерцание приводит в духовный восторг; душа начинает обильно благода­рить, славословить Бога, начинает восхвалять Его Святый Про­мысл, предавать себя Его святой Воле. Одр болезни бывает час­то местом Богопознания и самопознания. Страдания тела быва­ют часто причиною духовных наслаждений, и одр болезни орошается слезами покаяния и слезами радости о Боге. Во вре­мя болезни сперва надо себя принудить к благодарению Бога, когда же душа вкусит сладость и покой, доставляемые благода­рением, — сама спешит в него, как бы в пристанище. Спешит она туда от тяжких волн ропота, малодушия, печали.

Многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие. Кого возлюбит Господь, тому посылает скорби, и они умерщв­ляют сердце избранника Божия к миру, приучают его витать близ Бога. Во всех скорбях, в числе прочих и в болезни, следующие врачевства приносят душевную пользу и отраду: преданность Воле Божией, благодарение Богу, укорение себя и признание достойным наказания Божия, воспоминание, что все святые со­вершили путь земной жизни в непрестанных и лютых страдани­ях, что скорби — чаша Христова. Не причастившийся этой чаши не способен наследовать вечное блаженство.

№37

В уединении приходят странные мысли! 4Ухо безмолвника услышит дивное», — сказал некоторый святой пустынножитель. И в моем ничтожном уединении встречаюсь с мыслями, сильно действующими на ум живою истиною.

Недавно я размышлял о краткости земной жизни человечес­кой. Внезапно жизнь представилась мне так краткою, что и ос­тальное время моей земной жизни представилось мне уже про­шедшим. Буду еще жить — и что увижу нового на земле? — Ни­чего: те же добродетели и те же страсти, которые до сих пор являлись пред мною в разнообразных костюмах и действиях, будут являться и впредь; точно также добродетель будет тихо пробираться между людьми, не примечаемая, гонимая ими; точно также порок, прикрываясь бесчисленными личинами, будет обманывать людей и господствовать в среде их. Двухлетняя жизнь и столетняя жизнь одинаково малы, ничтожны пред веч-ностию. Обыкновенно людям только будущее время представ­ляется продолжительным; прошедшее кажется им так коротким, мгновенным, как бы сон минувшей ночи. Уединение, соединен­ное с вниканием в себя, соделывает и будущее время коротким. Коротко прошедшее, коротко будущее! Что же земная жизнь? — Путь к вечности, которым надо воспользоваться, но на котором не надо заглядываться в стороны. Этот путь надо совершить умом и сердцем, — не числом дней и годов. Ум, озаряясь учением ис­тины, может сохранить сердце в мире, кротости, благости, тер­пении, короче, в свойствах нового человека. Для этого и пусты­ня, и безмолвие, и монастыри! Для этого и душеназидательная беседа, и духовный совет! для этого чтение святых Отцов! для этого молитвы. Все христиане обязаны так жить, хотя так живут очень редкие. Если не можете вполне так жить, живите так отча­сти; недостатки можно врачевать самоосуждением и покаяни­ем. Видя в себе недостатки, не должно унывать; напротив того, должно трудиться в смирении. Прекрасно сказал преподобный Исайя Отшельник: 4Слава святых подобна сиянию звезд, из ко­торых одна светит очень ярко, другая тускнее, иная — едва при­метно; но эти звезды все — на одном небе».

Сколько земля на поверхности своей сменила поколений! — и они как будто никогда не были на ней. Давно ли слышались меж­ду нами многие громкие имена? — а теперь они забыты. Давно ли наше поколение вступило на поприще гражданской жизни? а те­перь уже выступает на это поприще новое поколение и теснит нас из обширного круга деятельности в скромный уголок состарев-ших, отживших. Поколения человеческие на земле точно листья на дереве! ныне одни, — вскоре другие! губит их и зной, и мороз, и самое время, разносит их ветер, стаптывают путники.

Гляжу из уединения моего на шумящий и мятущийся мир, го­ворю сам себе и друзьям моим: одно занятие может быть призна­но занятием истинно-полезным во время кратковременной зем­ной жизни — доколе наша чреда зеленеть — познание Христа, Который и податель вечной, блаженной жизни, и путь к этой жиз­ни. Христос присутствует в Евангелии, Евангелие — тот верто­град, в котором может найти Христа Мария — верная душа, пре­бывающая в покаянии... за городом, — вне любви к миру. Там гроб Христов! там плачут Его любимые — плачут пред Ним и о себе.

№38

Часто беседую с Вами о Истине. Мне хочется, чтоб Вы поня­ли, как важно наблюдение за своим образом мыслей, за своим разумом. Человек непременно водится своим образом мыслей: это — свет наш. С большою тщательностию надо бдеть за светом нашим, чтоб он не сделался тьмою, светом лживым, показываю­щим предметы не на их местах, не в их виде, одни вместо других. Блюди, еда свет, иже в тебе, тма есть (Лк. 11. 35). Надо, чтоб наш образ мыслей был проникнут Истиною. Кроме Христа не понимаю, и не знаю другой Истины. И не слепцы ли те, кто бы они ни были, которые, в то время, когда предстоит им Христос в страшном величии смирения, вопрошают: что есть Истина?

Вникните глубоко в слова мои! прошу, умоляю вас! умоляю Вас для вашего же спасения. Обыкновенно люди считают мысль чем-то маловажным: потому они очень мало разборчивы при при­нятии мыслей. Но от принятых правильных мыслей рождается все доброе, — от принятых ложных мыслей рождается все злое. Мысль подобна рулю корабельному: от небольшого руля, от этой ничтожной доски, влачащейся за кораблем, зависит направление и по большей части участь всей огромной машины. Помышление преподобное соблюдет тя [93], — говорит Писание; оно научает, чтоб самое «начало словес» наших было «истина». Что это за «начало словес», как не образ мыслей. Истина засвидетельствована на земле Духом Святым. Так говорили апостолы иудеям. Свидетель Хри­ста-Истины — Дух Святый. Где нет свидетельства от Духа, там нет доказательств Истины. Желающий непогрешительно после­довать Истине, должен пребывать в учении, запечатленном, зас­видетельствованном Духом Святым. Таково учение Священного Писания и святых Отцов Восточной Церкви, единой святой, еди­ной православной и истинной. Всякое другое учение чуждо Ис­тины — Христа, Истины, сошедшей с неба, по несказанному ми­лосердию Божию открывшейся человекам, сидевшим во тме и сени смертней [94], погрязшим в темной и глубокой пропасти самооболь­щения, неведения, падения, погибели.

№39

Сердцем веруется в правду, — сказал апостол,— усты оке испо­ведуется во спасение. [95] Нужно исповедание правды устами и, когда можно, самыми делами. Правда, исповеданная словами и дела­ми, как бы осуществляется, делается принадлежности челове­ка. И потому, что она существенна, — она верный залог спасения.

Вы убедились, что единственный непогрешительный путь ко спасению — неуклонное следование учению святых Отцов, при решительном уклонении от всякого учения постороннего, от са­мых своих разумений, доколе разум не исцелится от недуга сво­его и не сделается из плотского и душевного — духовным. При­знав умом и сердцем эту правду, исповедайте ее устами: дайте обет Богу, что Вы будете руководствоваться учением святых Отцов, уклоняясь от всякого учения, не засвидетельствованно­го Святым Духом, не принятого святою Восточною Церковию. Исповедав правду Божию устами, исповедуйте и делами: дав обет, исполняйте его.

Не устрашитесь этого обета! его обязан дать каждый православ­ный сын Церкви, должен его истребовать у каждого сына право­славной Церкви его духовный отец при совершении таинства ис­поведи. Между вопросами, которые именно положено делать ис­поведующемуся, первое место занимают следующие: 1) «Рцы ми, чадо: аще веруеши, яко Церковь кафолическая, апостольская, на востоце насажденная и возращенная, и от востока по всей вселен­ной рассеянная, и на востоце доселе недвижимо и непременно пре­бывающая, предаде и научи? — 2) Аще не сумнишися в коем преда­нии? — 3) Рцы ми, чадо, не был ли еси еретик и отступник? — 4) Не держался ли еси с ними, их капища посещая, поучения послушал, или книги их прочитывая?» Чтение еретических книг и внима­ние их поучениям — тяжкий грех против веры, грех ума, недугующего гордостию и потому свергающего иго послушания Церкви, ищущего вольности безумной, греховной. А ныне этот грех уже не ставят в грех! ныне позволяют себе безразборчиво читать все­возможных еретических писателей. Против них Церковь прогре­мела анафемой! но ослепленные грешники не внемлют грому цер­ковному, или внемлют ему, но только для того, чтоб посмеяться над предостерегающим от погибели голосом Церкви, чтоб ее суд и определение несмысленно назвать суеверием и варварством. Множество еретических книг переведено на русский язык, и од­ной из них, мимо всех Отеческих писаний Вселенской Церкви, Дают первое место после книг Священного Писания. Непомер­ная и невероятная наглость! она выражена печатно.

Истинные христиане всех времен со всевозможным тщанием хранились от яда смертоносного ереси и прочих учений лжи. Они неотступно держались догматического и нравственного Предания Церкви. Не только веровали православно в Святую Троицу, но и жизнь свою, и подвиги свои, и нравы направляли по Преданию Церкви. Отличительною чертою всех святых Отцов было неук­лонное руководство нравственным преданием Церкви, и они за­поведали такого только духовного наставника считать истинным, который следует во всем учению Отцов Восточной Церкви и их писаниями свидетельствует и запечатлевает свое учение. Кто ж думает руководить ближних из начал премудрости земной, из начал падшего разума, как бы он ни был блестящ, тот сам нахо­дится в самообольщении и последователей своих приводит к са­мообольщению. Святые Отцы постановили непременным прави­лом для желающего спастись — последование нравственному пре­данию Церкви. Для этого они заповедуют желающему жить благочестиво и благоугодно руководство наставлениями истин­ного учителя или руководство писаниями отеческими, соответ­ствующими образу жизни каждого. По прошествии восьми сто­летий по Рождестве Христовом начинают Церковные святые пи­сатели жаловаться на оскудение духовных наставников, на появление множества лжеучителей. Они заповедуют по причине недостатка в наставниках обращаться к чтению Отеческих писа­ний, удаляться от чтения книг, написанных вне недра православ­ной Церкви. Чем далее времена отклонялись от явления на земле Божественного света, тем усиливался недостаток в истинных свя­тых наставниках, усиливалось обилие в лжеучителях; они со вре­мен открытия книгопечатания наводнили землю как потоп, как горькие апокалипсические воды, от которых умерло множество людей душевною смертию. Мнози лжепророцы возстанут, — пред­возвестил Господь, — и прельстят многие: и за умножение безза­кония, изсякнет любы многих [96]. Сбылось это пророчество: испол­нение его пред очами нашими. И есть еще другое предсказание Господа о характере времени, в которое будет Его Второе, страш­ное пришествие на землю. Сын Человеческий, — сказал Господь, указуя на будущую судьбу веры, — егда приидет, обрящетли веру на земли? [97] Тогда будут господствовать на ней лжеименный ра­зум, премудрость человеческая, враждебная вере и Богу.

Что значит иноческая добродетель — послушание? Она — при­знание разума человеческого падшим и потому отвержение его буйством веры. От веры — послушание, от послушания — смире­ние, от смирения духовный разум, который — извещенная вера. И ноческое послушание процветало при обилии духовных наставников. С оскудением наставников оскудел и великий подвиг по­слушания, скоро приводивший подвижников к святости: вера, составлявшая сущность этого подвига, требует, чтоб предмет ее был истинный и духовный: тогда она приводит к Богу. Вера в че­ловека приводит к исступленному фанатизму. Руководство пи­саниями святых Отцов ведет гораздо медленнее, слабее; на пути этом гораздо больше преткновений: книга, начертанная на бума­ге, не может заменить живой книги человека. Чудная книга — ум и сердце, исписанные Святым Духом! так и дышит из нее жизнь! так и сообщается эта жизнь слушающим с верою. Но руководство писаниями отеческими сделалось уже единственным руковод­ством ко спасению по конечном оскудении наставников. Кто под­чинится этому руководству, того можно признать уже спасенным; кто же водится собственными разумениями, или учением лже­учителей, того должно признать погибшим.

В образец, как об этом предмете рассуждают святые Отцы, вы­писываю из сочинений святых Каллиста и Игнатия следующее: «Что было для вас причиною сокрушения и мертвости, между тем как мы сначала не были сотворены такими? Что опять было при­чиною обновления и бессмертия? Находим, что причиною пер­вого, т. е. тления, были самонадеянность, своечиние и непокор­ство первого Адама, приведшие его к отвержению и преступле­нию Божественной заповеди; причиною второго, то есть нетления, повиновение второго Адама, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Отцу, единохотение с Отцом, от которых соблюдение заповеди Отца. Аз, — говорит Спаситель, — от Себе не глаголах: но посла­ний Мя Отец, Той Мне заповедь даде, что реку и что возглаголю: и вем яко заповедь Его живот вечный есть. Яже убо Аз глаголю, якоже рече мне Отец, тако глаголю [98]. Как в праотце и племени его корнем и материю всех скорбей было возношение, так и в новом человеке, Богочеловеке Иисусе Христе и в желающих жить по­добно Ему, начало, источник всего благого — смирение. Видим, что таковое стояние и порядок соблюдается и высшею нас свя­щенною иерархиею боговидных Ангелов: подобно им хранит их наша земная Церковь. Напротив того тайно научаемся и веруем, что уклоняющиеся от такового законоположения и дерзостно покушающиеся проводить жизнь в своеволии и непокорении от­секаются и отлучаются от Бога, от небесного светлого наследия, от соборной апостольской Церкви, отсылаются в тьму и огнь геенский. Мы утверждаем, что подверглись этому, по учению боговдохновенных словес, лукавые и злобные делатели диавола, злословные еретики, которые по причине самоугодия и гордос­ти лишились Божественной славы и наслаждения, извергнуты из священного собрания».

Статью, из которой заимствую выписку, оканчивают святые так: «Мы говорим это, утверждаясь на изречениях Отеческих, на изречениях Духа, как на столпах незыблемых» (Добротолюбие. Ч. 2. Каллиста и Игнатия о безмолвии и молитве, глава 15).

Познав путь ко спасению, не останавливайтесь вступить на него. Заключите блаженный завет, союз со святою Истиною; положите в душе Вашей пребывать верным во всю жизнь Исти­не. От одного этого благого намерения прольется в Ваше сердце легкость, радость, сила — свидетели принятой святой Истины.

Сердцем веруется в правду, потому что она правда, усты ис­поведуется во спасение.

№40

Прекрасно Ваше желание — находиться в полном послушании у опытного наставника. Но этот подвиг не дан нашему времени. Его нет не только посреди мира христианского, нет даже в монас­тырях. Умерщвление разума и воли не может быть совершаемо человеком душевным, хотя бы и добрым и благочестивым. Для этого необходим духоносный отец: только пред духоносцем мо­жет быть явна душа ученика; только он может усмотреть, откуда и куда направляются душевные движения наставляемого им. Уче­ник для чистоты своей совести должен с точностию и подробнос-тию исповедовать свои помышления; но наставник не должен руководствоваться этою исповедью в суждении о душевном со­стоянии ученика; он должен духовным ощущением проникать, измерять его, и поведать ему незримое им состояние души его. Так действовали Пахомий Великий, Феодор Освященный и про­чие святые наставники иноков. Феодору Освященному говори­ли ученики: «Отец! обличи меня!» — и он, движимый Святым Духом, являл каждому сокровенные в нем душевные недуги. Эти великие Отцы признавали -«послушание иноческое» особенным даром Святого Духа: так повествует писатель, современный им, преподобный Кассиан. Послушание — «чудо веры»! Совершить его может един Бог. И совершили его те человеки, которым дан был Богом этот дар свыше. Но когда люди захотят собственны­ми усилиями достичь того, что дается единственно Богом, тогда труды их суетны и тщетны; тогда они подобны упоминаемым в Евангелии здателям столпа, начинающим здание без средств к совершению его. Все мимоходящие, то есть бесы и страсти, по-смеваются им: потому что по наружности они будто совершают добродетель, а в сущности находятся в горьком обмане, в слепо­те и самообольщении, подчинены страстям своим, исполняют волю бесов. И многие думали проходить послушание! а на са­мом деле оказалось, что они исполняли свои прихоти, были ув­лечены разгорячением. Счастлив тот, кто в старости своей успе­ет уронить слезу покаяния на увлечения юности своей. О сле­пых вождях и о водимых ими сказал Господь: Слепец же слепца аще водит, оба в яму падут (Мф. 15.14).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 242; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.