Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Том VIII 28 страница. Сердечно радуюсь, что ты сошелся с П




Сердечно радуюсь, что ты сошелся с П. И. Соломоном[329]. Лич­но я его не знаю, но с Евдокией Ст. и А. В. нахожусь в лучших отношениях. Вероятно, я знаком с супругою Соломона, но не помню ее и не знаю имени; напиши мне его. Не подивись при­ему Ахматова: люди, хорошо знающие свет, обыкновенно недо­верчивы, и это очень умно; а кто доверчив, того горькие опыты выучат быть недоверчивым. Наши нужды очень мелочны. О них не стоит беспокоить Обер-Прокурора. Если будет внимателен к ним Петр Иванович — этого предовольно. Очень буду рад лично познакомиться с П. И. и его семейством, если они посетят Баба­евский монастырь, который по направлению братства и по уста­ву очень похож на Оптину. Монастырь здешний менее посеща­ем, и братство проще.

Об о. Иустине и старшей братии. Совет Петра Ивановича счи­таю очень основательным, а потому и не буду делать иного пред­ставления. Надо дать время, чтоб в нас всмотрелись и в нас удо­стоверились. Св. Тихон Воронежский пишет в келейных пись­мах, что люди судят по себе. Ты думаешь нас не подозревают в какой-либо земной цели те, которые кроме земной цели иной не имеют? Подозревают, знай наверное.

Милостыню подавай понемногу, лишь бы не огорчить прося­щих отказом. Относительно себя, благодушествуй. Преподоб­ный Варсонофий Великий писал Пр<еподобному> Иоанну, ко­торый прежде вступления в безмолвие должен был похлопотать и потрудиться для устройства обители, для чего и ездил из Па­лестины в Египет: «Не унывай в скорбях и трудах телесных, ко­торые несешь, трудясь ради нас и ради нашего общежития, ибо и это также значит положить душу свою за братии. Надеюсь, что велика будет награда за труд сей» (Ответ 9-й). На настоящем Твоем развлечении основано Твое будущее — прочность Твоего спокойствия.

18 октября 1862 года

№55

Сегодня получил письмо Твое от 20-го. Сон Твой прими, как напоминание о смерти, не приписывая ему ничего особенного и не отвергая его: так завещают святые Отцы. На Валааме иеро-схимонаху Клеопе явился наяву Ангел и объявил ему, чтоб он приготовлялся к смерти, что иеросхимонах и исполнил, но скон­чался через девять лет. У Бога день один, яко тысяща лет, и ты-сяща лет, яко день один [330], — сказал Апостол.

25 октября 1862 года

№56

Справедливо и весьма справедливо говоришь, что равнодушие, выказываемое нам, может обратиться к особенной пользе нашей —доставить нам, как забытым и устранившимся от общества, спо­койно окончить остаток земного странствования нашего в приго­товлении к будущей жизни. Выраженное участие могло бы при­тягивать нас к миру. Прекращение сношений с П. П. также может обратиться к умножению спокойствия, преградив возможность рассуждать с ним о положении Церкви, о которой печется Всемо­гущий Господь, которою Он невидимо управляет, попущая то, что Ему благоугодно попущать. Святые Отцы не велят безмолвству­ющим вдаваться и в благую, по-видимому, заботу о Церкви, так как они на это не призваны, а внимать себе.

28 октября 1862 года

№57

Сердечно буду рад, если всех сочинений моих будет издате­лем В. И. Аскоченский[331], и прошу его об этом. Да и в самом деле он — двигатель этого дела! Я вполне уважаю то самоотверже­ние, с которым он действует. Нападки прогрессистов, которым он подвергается, в глазах моих суть величайшие похвалы для него, так как нападки бесов на угодников Божиих.

Очень был бы я рад, если б известное Тебе предположение мое оказалось несправедливым! Я так напуган, столько видел злонамеренности, что почти потерял веру в существование бла­гонамеренности. Вчера получил письмо от Угрешского Архи­мандрита Пимена; пишет, что его покровитель Пр<еосвященный> Леонид беседует с митрополитом о предоставлении мне епархии, что до них дошли слухи о впадении моем в уныние и проч. Я отвечал, что настоящим моим положением я вполне до­волен и что болезненность моя делает для меня невозможным исправление служебной обязанности.

Посылка из Петербурга получена. Спаси Господи за труды Твои. Вообще, как полагаю, поездка твоя уясняет, определяет наше положение. Доставя спокойствие и пособие всему обще­ству, сам непременно ощутишь спокойствие, даже увидишь, что духовное занятие пойдет успешнее.

В<иктор> И<патьевич>, как издатель, может разослать и все мои сочинения от себя. Отсюда рассылать очень неудобно.

8 ноября 1862 года

№58

Весьма благодарен Тебе, что Ты дал всем правильное поня­тие о моем положении. Надеюсь, что и Петр Иванович [Соло­мон] убедится, что для меня общественное служение невозмож­но и что можно быть полезным христианскому обществу из уеди­нения, если в уединение человек призван богом. «Опыты» никогда не вышли бы такими, какими оказываются ныне, если б не были плодом уединения. Современная потребность «Опы­тов» будет ясно усмотрена всеми, понимающими практическую христианскую, особливо иноческую жизнь.

С особенным участием прочитал я известие о кончине А. А. Суха­рева и об опасной болезни князя Барятинского. В тот путь, в который один ушел, а другой собирается, подобает непременно в свое время, назначенное Богом, отправиться всем нам. При виде приходящей смерти теряют всякое значение все земные приоб­ретения.

20 ноября 1862 года

№59

Начало письма моего будет ответ на конец Твоего, от 8-го но­ября. Невозможно среди молвы удерживать свое настроение в одинаковом положении, как это возможно в уединении. Впро­чем, и в уединении случаются уклонения, производимые страс­тями падшего естества, которые не могут не проявлять своего присутствия в человеке. На эти изменения должно смотреть бла­горазумно, как бы на перемены погоды, по сравнению, сделан­ному Пр<еподобным> Макарием Великим, и не оставаться долго в увлечении, скорее выходить из него.

Потрудись передать П. В., что я хотя и не знаком с нею лично, но по духу весьма знаком и очень радуюсь ее знакомству с Оп-тинскими старцами. Судьбы Божий — непостижимы, но по че­ловеческому суждению нельзя довольно не пожалеть о кончине о. Макария Оптинского. Этот человек был неоцененное сокро­вище для христиан, живущих среди мира. Он был приготовлен и предназначен для того служения, которое проходил. Простота и свобода в обращении, любовь и смирение врожденные, обра­зование себя чтением Отеческих книг, повиновение искусным старцам дали ему возможность рано сделаться духовником и наставником, а долговременный опыт усовершил его в этом слу­жении. Совет его А. В.[332] был бы существенно полезным. Мой путь был совсем другой: я был часто и подолгу болен, подолгу не вы­ходил из своей келлии, терпел много неприятностей. Все это отделяло меня от общества человеческого и сосредоточивало в себе. Такое душевное положение лишило меня знания человеков. Чем далее иду путем жизни, тем более удаляется от меня это знание, потому что иду очень одиноко. Тебе известно, что и монах тогда только может взойти в сношение со мною, когда очень, очень приглядится ко мне. Странное дело! Когда мое са­мовоззрение увидят написанным, тогда оно нравится. Почему? Потому что привлекает также к самовоззрению. Полагаю, что о. Антоний Бочков может быть гораздо удовлетворительнее меня: он гораздо знакомее меня с человеками. Если же А.В. угодно будет что написать мне через П. В., то я сочту обязанностью своею отвечать тем же путем, что Богу угодно будет даровать в ответ.

Репный сок очень сильно гонит мокроты золотушные и рев­матические. Советы с врачами отлагаю до весны. Хотел бы не лечиться вовсе — отвлекает от духовного делания.

21 ноября 1862 года

№60

Сегодня кончено перепискою «Слово о страхе Божием и о любви Божией». Выправка дает статьям, написанным в разные времена и давно и очень давно, характер зрелости и характер целого. Как в настоящий труд я взошел не самопроизвольно, а как-то введен стечением обстоятельств, при том вижу, что вы­ходит что-то особенное, то и позволяю себе полагать, что совер­шающееся совершается не без Промысла Божия. Когда возвра­тишься сюда и займешься чтением того, что переписано, сам уви­дишь значение, которое получают «Опыты». Составление их не отношу к себе, а к милости Божией, во-первых, ко мне, а во-вто­рых, к ближним моим. Открытая жизнь моя в Петербурге, в ко­торой наружным блеском прикрывалось страдание, соблазняла многих и еще теперь многих удерживает в соблазне: «Опыты» могут значительно соблазнившихся уврачевать, а с меня снять грех, хотя отчасти, соблазна ближних моих. Притом эта книга может быть очень полезною, как я тебе писал, для всех иноков, даже мирян, которые желают быть христианами на самом деле, практически. Как книга ни скудна в сравнении с творениями Духоносных Мужей, но она из них заимствована, а это слабое заимствование куплено мною ценою жизни.

Св. Иоанн Дамаскин, когда возвратился старцем на житель­ство в обитель Препод<обного> Саввы, где он и начал свое мона­шество, то занялся пересмотром и исправлением своих сочине­ний. Блаженный Августин в старости составил отдельную книгу, которую назвал «Retractiones». В ней он изложил те изменения, которые признавал нужными в своих сочинениях, так как самых сочинений, уже распространившихся по всему свету, по сей при­чине, исправлять было невозможно. Прочитывая теперь сочине­ния, написанные мною, тогда как мне было сорок лет, нахожу много незрелого, недостаточно понятного, а потому недостаточно объясненного.

22 ноября 1862 года

№61

Напечатание «Слов» состоялось по особенному Промыслу Божию. Этим же Промыслом Божиим могут охраниться книги от злонамеренных замыслов.

Смущения твои возложи на Бога, Который предвозвестил, что соблазнам подобает придти. Нам надо внимать себе, своему спа­сению, и знать, что предречение Святого Писания о всеобщем отступлении от православной веры должно совершиться в свое время.

3 ноября 1863 года

№62

Монах Авель, предсказавший взятие Москвы французами, говорил, что наступит время, когда монахов сгонят в несколько монастырей, а прочие монастыри уничтожат. Надо понимать дух времени и не увлекаться прежними понятиями и впечатления­ми, которых в настоящее время осуществить невозможно. Важ­ность — в христианстве, а не в монашестве; монашество в той степени важно, в какой оно приводит к совершенному христи­анству. И самые церковные бедствия без попущения Божия со­вершаться не могут.

«Аскетические Опыты» и «Аскетическая Проповедь» долж­ны составить чтение крайне полезное для современных истин­ных христиан, крайне нужное для них по духу и настроению со­временным. Надо каяться, молиться и охраняться от прелести, потому что в настоящее время большая часть желающих благо-честно жить и мнящих о себе, что они живут благочестно, разго­рячены вещественным разгорячением и находятся в большем или меньшем самообольщении.

17 ноября 1863 года

№63

Все мы под Промыслом Божиим. Устройство внешних дел в настоящее время приготовит спокойствие к тому времени, ког­да спокойствие внешнее будет нужно по причине приобретенного внутреннего спокойствия. Теперь Тебе нужно изучить в себе падение человека. ««Отдай долг страстям», — сказал св. Исаак Сирский. Я во внешних делах мало знаю толку, и ум мой, буду­чи с юности направлен к самовоззрению, мало способен к удов­летворительному обзору внешней, временной, земной обстанов­ки человека.

Слышу, что писания мои, заимствованные из изучения От­цов, встретили нарекания и некоторые гонения: это благой при­знак. Бог праведен и возмеряет в меру, в которой человек возме-рил своим ближним. За насыщение душ духовною пищею твоя душа будет насыщена ею. Это не мое слово, это слово Еванге­лия. Лишь бы дело делано было не для человекоугодия и не для тщеславия, а во славу Божию и в пользу христианства. Много многие соблазнялись: пусть уврачуются, по милости Божией, назидательным словом во спасение свое и мое.

Тебе с сыном остается благодарить Бога и хранить дарован­ное вам Богом стремление ко спасению яко вся земная мимо идут, а приобретенное во времени вечное спасение сопутствует чело­веку в область загробную и вводит его в небо.

Так назрело в монастырях внутреннее расстройство, что ему необходимо разразиться самыми ужасными приключениями. Общее нравственное расстройство и утрата веры предсказаны в Священном Писании: нам надо внимать себе.

Какие времена! Не к кому обратиться с доверенностью. Ми­лость Божия привела нас в уединеннейший уголок, и притом когда я уже потерял всю надежду видеть на земле живой Сосуд Святаго Духа, открыла такой Сосуд и ввела в ближайшее обще­ние с Ним.

27 ноября 1863 года

№64

Господь не оставляет тех, которые предают себя в служение Ему: попуская им разлиться скорби для их обучения и воспита­ния, Он держит их в деснице Своей, храня, яко зеницу ока. По временам приходят брани: да кому же они не приходят? Они необходимы для духовного преуспеяния.

Плотские чувства, истекающие из плотского родства, препят­ствует усвоению чувств духовных и самой деятельности по зако­ну духовному, требующему распятия для плотского мудрования. Духовного преуспеяния Тебе надо искать в отсечении Твоей воли. Это дело умерщвляет страсти, и изводит, как из ада, из плотского мудрования. В отсекающем свою волю действие молитвы является само собою при упражнении во внимательной молитве с зак­лючением ума в слова молитвы. Если предварительно не очис­тится человек отсечением воли, то истинного молитвенного дей­ствия в нем никогда не откроется. Когда же откроется молитвен­ное действие, тогда сделается ясным, что оно — ничто иное, как полное отвержение своей воли ради воли Божией.

22 декабря 1863 года

№65

Сейчас должна быть у меня всенощная. В эти часы, в 1827 году, я прибыл в Александро-Свирский монастырь на жительство, пря­мо из офицерского мундира.

24 декабря 1863 года

№66

В разговоре о монашестве то место, которое изменено при напечатании в «Домашней Беседе», я вовсе выкинул, заменив десять страниц двумя, благочестиво и назидательно (в частном смысле), отказавшись от суждения о приведении монастырей в порядок, хотя недавно, в сочинениях преподобного Антония Великого, прочитал именно такое предсказание о монастырях и о причине их упадка, какое было написано мною. Не хочу, чтоб от меня выходило подло-уклончивое и колеблющееся свидетель­ство об истине. Не желают слушать? Так лучше молчать. Воз­гласят события. Заразительная смертоносная болезнь, когда ее не лечат правильно, а только прикрывают, — усиливается и уси­ливается. Должна ж она и разразиться. «Опыты» доказали это.

Темное и отвлеченное понятие о духах, заимствованное у за­падных схоластиков, равновесно совершенному отвержению их и может решительно сбивать с толку истинных подвижников, как это делают многие новейшие сочинения, написанные из од­ного знания по букве, по наружности своей принадлежащие Православной Церкви, но по духу, более или менее отделивши­еся от нее. Цель Матвеевского <критик «Слова о Смерти»> и партии его состояла и состоит в том, чтоб отвлечь читателей от сочинений определенно-православных, а для достижения цели нужно было закидать сочинения грязью. Этим я не смущаюсь, напротив того, ободряюсь и утешаюсь. Наругания служат очи­щением для меня. Притом из Церковной Истории видно, что лица и писания точно — церковные были встречаемы и преследуемы ненавистью сынов мира. Но сила Божия являлась из не­мощи человеческой, и тогда гонимые и угнетаемые одерживали победу над сильными гонителями своими в результате борьбы. Монастырская жизнь открывает человеку его немощи. Св. Исаак Сирский сказал о себе, что он получил в этой жизни бес­численные уязвления от врага. Не кто иной — Бог попускает врагу ударять нас для нашего смирения. Будь мирен и спокоен, хранясь от поползновений и не требуя от себя непоползновености.

27 декабря 1863 года

№67

Говорил я Тебе о необходимости отсекать волю Твою. Это относится именно к молитвенному подвигу. Ты должен отречь­ся сам в себе от всякого сознания в достоинстве и преуспеянии, и в нищете духа (что и есть отсечение воли), во внимании сло­вам и страхе Божием предстоять мысленно Богу, вопиять о по­миловании и всего ожидать от милости Божией. Он сотворит с нами по воле Своей и по милости Своей: тогда ясно будет, что дарованное Богом совсем иное, нежели что предполагал полу­чить человек. Для не отрекшихся от своей воли опасна прелесть. Говорю существенно нужное для тебя.

Кому поддержать Церковь? Для этого нужны люди благодат­ные, а плотское мудрование способно только повреждать и раз­рушить, хотя оно в гордости и слепоте своей мечтает и провоз­глашает о созидании.

4 января 1864 года

№68

Сочинения принадлежат не мне, а милости Божией, которая захотела ими вознаградить мое убогое произволение, данное ею же, и те лютые скорби и гонения, которые мне были попущены и от которых Господь избавил меня, выведя из житейского моря в пристанище уединения.

«Странник», журнал вредный для духовенства, как отделяющий его от народа в касту, и не только не укрощающий, но и разжигаю­щий ненависть касты к прочим сословиям. Для овец оружие вол­ков неестественно. Овцы покоряли волков любовию и кротостию, а если в дело пошли зубы, то овцам не устоять, особливо при ны­нешнем охлаждении мирян к религии, а паче к духовенству.

Об епархии думать мне невозможно по расстроенному моему здоровью и по отдельному, отдельному совершенно характеру моему от всех архиереев. Они — воспитанники Академий, а я — воспитанник монастыря, следовательно, персона решительно отсталая, нисколько не подходящая к целому составу. Настоя­щее мое положение — самое нормальное.

8 января 1864 года

№69

Напечатание моих сочинений, очевидно, дело Промысла. И я, и ты, и о. Фотий, и В. И. Аскоченский, и Глазунов, и София Ивановна — орудия. Всем дано дело в общую пользу, а следова­тельно и в свою.

Изучающие христианство по букве и утратившие деятельное изучение его, имеют одно учение для себя, а другое для других.

10 января 1864 года

№70

При молитве нужно отрицаться от себя, т. е. не признавать себя достойными какого-либо преуспеяния, а заботиться о том, чтоб молитва была совершаема со вниманием. Впоследствии увидишь, что все Твои стремления к преуспеянию были ничто иное, как увлечения — по причине вещественного разгорячения, без чего невозможно обойтись всякому, вновь начинающему молитвенный подвиг, в котором сосредоточиваются и для кото­рого предпринимаются, как служебные ему, все другие подвиги. С разгорячением всегда соединено самомнение. От самоотвер­жения, которое выше объяснено, является истинное смирение духа, нищеты духа, а такое смирение привлекает к человеку ми­лость Божию.

Когда человек сподобится ощутить что-либо духовное, т. е. ощущение от Бога, тогда он поймет, что все собственные душев­ные ощущения ничтожны, сопряжены с самообольщением. К земле обетованной надобно пройти чрез пустыню. Идя по этой пустыне, надо знать, что она — пустыня, а не земля обетованная, чтоб не принять какого-либо оазиса пустынного с роскошною и богатою природою за землю обетованную и по этой причине не лишиться земли обетованной. Оазисы суть те утешения и осо­бенно ясные самовоззрения, которые даются по временам ново-начальному в подвиге молитвы. На них не должно обращать особенного внимания. Первый духовный дар есть благодарное вни­мание при молитве, какового при одном собственном усилии невозможно иметь.

11 января 1864 года

№71

Когда старые люди с растраченным здоровьем, оставя направ­ление, которого держались век свой, усиливаются идти наряду с молодыми, то положение их делается странным. Только мешают!

Добрые дела сопряжены с трудом и скорбями. «Добродетель, — сказал некоторый отец, — не сопровождаемая скорбью, не есть добродетель».

16 января 1864 года

№72

Очень согласен я напечатать «Взгляд» в «Домашней Беседе», равно и «Дополнительные цитаты к Слову о Смерти о местона­хождении рая и ада». Эти статьи могут служить материалом или справкою для тех, которые захотят заняться составлением сис­тематического сочинения по сему предмету. Так оглашено Бо­гослужебными книгами и вообще Церковными, издаваемыми по определению или одобрению Святейшего Синода, что возгла­шением против этого учения, сделанным священником Матве­евским, возбуждено негодование многих православных, о чем писали мне многие, предлагая подать свой голос. При этом де­лаемы были вопросы: чему нам прикажут верить, когда велят отвергать то, чему мы научаемся веровать из Богослужения на­шего и при чтении книг святых отцов Православной Церкви. В Питере пятьдесят священников соблазнились на «Отзыв» в минуту разгорячения, а в России всё читающее Православие со­блазнилось на возглашение священника, соблазнилось как на содержание его, так и на образ изложения.

Пастырям Петербургским надо быть подальновиднее, пони­мать, что переходное состояние для всех переходное, и не оттал­кивать от себя паствы, из которой верхний слой склоняется бо­лее, нежели к индифферентизму, а нижний — к отпадению в рас­кол. И первые, и вторые подчиняются неблагоприятному на них влиянию по той причине, что не видят веры и плодов ее там, где должно видеть их. Что же еще, когда и голос раздается против Церкви? Я знаю Петербургское духовенство. Очень добрые люди, и сердятся на меня не в первый раз. Могу к ним относить­ся как к знакомым, почему прошу Виктора Ипатьевича передать им сообщаемые здесь сведения. Право, осмотрительность и благоразумие нужны. Увлечение может очень повредить. Напе­чатанное в «Домашней Беседе», что некий мусьё обещал сынку своему ребенку, что ко времени его вступления в супружество попов не будет, произносится многими мусьё.

Потрудись передать от меня Виктору Ипатьевичу, что он под­вижник, как единственный современный голос, противящийся реформационному в деле веры и Церкви началу и за это подвер­гающийся скорбям и поношениям, которые поставляют его на почетное и высокое место в глазах Православных. Это не мой отзыв исключительно: это общий отзыв. Добродетель, сказали Отцы, неискушенная напастью, не есть добродетель.

Смотря на происходящее в мире, смотря на назначение тех или других лиц нате или другие места, положимся, батюшка, на Бога и возблагоговеем пред самыми попущениями Его. Он про­мышляет о всех. Например, взгляни на себя: хлопоты Твои о духовных книгах сколько раскрыли Тебе глаза! А это необходи­мо в основание жительства духовного. Слепой праведник тот­час в яму ввалится. Ты сам можешь уже понимать, как слепота и неправильность взглядов вредны. Все дело портят.

1 февраля 1864 года

№73

Посылаю «Взгляд» и дополнительные цитаты к «Слову о Смерти». Они составляют собою материал для разработки воп­роса без всякой полемики. В сущности, материал этот таков, что он заградит уста, отверзающиеся против прямого и открытого учения Церкви. Из «Взгляда» видно, что все понятия заимство­ваны рецензентом из западного учения, противного учению Во­сточной Церкви.

3 февраля 1864 года

№74

Памфлет Матвеевского (этой ругательной и злобной рецен­зии, иначе назвать нельзя) напечатан беспрепятственно, несмот­ря на то, что в нем отвергается учение, преподаваемое в Право­славном Богословии, общепринятом в духовных учебных заве­дениях по определению Святейшего Синода. «Отзыв» на этот памфлет также напечатан во успокоение остающихся чад Пра­вославной Церкви. Если напечатаются «Цитаты» и «Взгляд», то для успокоения чад Церкви более ничего и не надо. Возгласы священников, если и будут напечатаны, не будут иметь никако­го значения для чад Церкви, кроме того значения, что эти свя­щенники отступили от учения Церкви. Полемику с нашей сто­роны можно будет признать конченною. Если духовное началь­ство захочет принять меры к прекращению соблазна, то это его добрая воля. Соблазн истекает из действий «Странника», но нам никак входить в это дело не должно. Вероятно, если что и сдела­ют, то сделают под рукою. Напечатание же «Цитат» и «Взгляда» для всех будет полезно, потому что редко кто знает, что в Бого­служебных книгах наших выражается с такою определенностию местонахождение рая и ада. Стихиры и тропари, в которых из­лагается это учение, читаются наиболее наскоро и без внима­ния, а потому остаются не примеченными большинством даже священнослужителей. Из дела скорбного и неприятного может, по милости Божией, выйти дело общеполезное.

Об «Отзыве», сделай милость, никому, никому из духовных не говори: это их только обеспокоит и нам принесет непременно вред. Как будто ничего не было. Делу не должно давать вида серь­езного. Прочитают «Цитаты» и «Взгляд» и сами поймут, что не­ловко им выставить себя перед публикою отступниками от Церк­ви. Таким образом дело затихнет и на будущее время будут осто­рожнее из опасения «Отзыва». Я их знаю: самые добрые люди.

5 февраля 1864 года [333]

№75

На монастыри плоха надежда: они внутри выпрели и уничто­жились, их еще поддерживает рука Божия ради нескольких бла­гонамеренных иноков, как обетовано было Богом пощадить Со­дом и Гоморру, если б нашлись в них десять праведных людей. Иеромонах И. в Семинарии был недавно на большем обеде, и когда начался разговор о монашестве, то, сказывают, он подал голос и витийствовал, что надо бы уничтожить это бесполезное сословие тунеядцев. Также некоторый архимандрит, высоко сто­ящий в епархии, говорил о себе, что он непременно оставил бы монашество, если б не затрудняли его постановления для остав­ляющих оное. Не все так откровенны, но большинство так дума­ет, т. е. большинство настоятелей, преимущественно из духов­ного звания. Многие монастыри из пристанищ для нравствен­ности и благочестия обратились в пропасти безнравственности и нечестия: самому твердому характеру не устоять. По этой при­чине нужна молитва, усердная молитва к Богу, чтобы Он наста­вил Алексея на путь Свой по Своей святой воле. Мнение разго­ряченное слепцов, которые все видят в цветущем виде, не долж­но иметь никакого веса.

Все дела, которые делаются ради Бога, сопряжены со скорбя-ми. Святые Отцы признают добродетель, не сопряженную со скорбию, отверженною Богом. На впечатлении, производимом в душе добрыми делами, сопряженными со скорбями, зиждется истинная молитва.

Писания Отеческие была запечатлены скорбями написавших оныя Отцов. Преподобному Максиму отрубили кисти рук за его сочинения против монофелитов. Итак, не дивись нашим малым скорбям и не унывай от них, паче же смотри на них, как на сви­детельство милости Божией.

7 февраля 1864 года

№76

Монастырь принес Алексею несомненную пользу, дал ему бла­гочестивое направление, которое обыкновенно остается на всю жизнь, иногда засыпает на время, но потом снова пробуждается.

Нисколько не смутись выходом Алексея из монастыря. На­сильственному и фальшивому его положению в монастыре не­пременно должен был последовать какой-либо исход. Слава Богу, что исход устраивается разумный а не комический, или трагический. Я принадлежу к ревностнейшим монахам и при­знаю монашество учреждением Божественным. Что ж делать, когда человеки переделали его по своему плотскому мудрова­нию в карикатуру и истинное монашество захотели заменить в глазах человеческих актерством, мысль о Боге и Его вездесущии и совершенстве, обозревающих все и глубины сердца, оставив в стороне и забытии.

Положимся на Бога, Который предвозвестил, что придут со­блазны и отступления. Когда таково попущение Божие, то нам нечего говорить и не подобает смущаться. Пусть все делается так, как попускает всему делаться Бог. Мы должны благоговеть пред судьбами Его.

10 февраля 1864 года

№77

Не смущайся по причине этого скорбного обстоятельства, но со смирением, без порывов, изливай твою печаль пред Богом, моли Бога, чтоб Он покрыл сына Твоего милостью Своею и пре­дай его воле Божией, а сам позаботься о спасении души Твоей; это нужно тем более, что уже немного времени остается Тебе для земного странствования и для приготовления себя к вечно­сти. Переживаем трудное время в духовном отношении! За сто лет до нас св. Тихон говорил: «Ныне почти нет истинного благо­честия, а одно лицемерство». Пороки зреют от времени. Ныне лицемерство достигло до неимоверной наглости и бесстыдства. Опытность духовная дорого дается. Лучше выйти из монастыря и проводить в мире жизнь, соответствующую своему располо­жению, нежели, живя в монастыре с враждебным к нему чув­ством, проводить жизнь, нисколько не сообразную с монашес­кими правилами, чего неминуемым последствием обыкновенно бывает самый ужасный разврат.

14 февраля 1864 года

№78

Слава Богу за все! Да совершается Его Всесвятая воля над нами, а нам да даруется благоговение и покорность, которые мы обязаны иметь к судьбам Божиим. Не смущайся совершающим­ся, но положись на Бога о сыне Твоем, нуждающемся в особен­ной милости Божией. Я продолжаю беседовать с ним за после­обеденным чаем: целию моею при этих беседах — желание дос­тавить ему правильное направление при вступлении его в новую жизнь и укрепить в нем веру, к которой начало раскрываться сердце его и которой он прежде не понимал. Вместе с тем сове­тую Алексею принести раскаяние пред Богом, чтоб получить от Бога прощение и привлечь на последующую жизнь свою Божие благословение. Я говорю с любовию, даже с веселостию, хотя и положительно: он выслушивает со вниманием и, может быть, с душевною пользою.

Святый Иов сказал, что вся земная жизнь человека сплош­ное искушение. Когда так определено Богом, то мы должны с



покорностию переносить скорби от постигающих нас искуше­ний, и вразумляться ими для дальнейшей нашей деятельности. Преподобный Нил Сорский говорит: «Мнозем ненавидимо ве-лие сие еже по Бозе своея воли отсечение, но кийждо ныне свое лихоимствует оправдание». — О таковых в «Божественной Ле-ствице» речеся: «Лучше есть отгнати от Обители, нежели оста­вить послушника свою волю творити: отгнавый бо множицею отгнаннаго смиреннейша сотвори, и свою прочее научи отсека-ти волю», а кто под видом человеколюбия снисходит к таковым, то их доводит до того, что они во время исхода ужасно прокли­нают его. В этой же статье преподобный Нил говорит, что не­пременно подобает монашествующему жить по преданию свя­тых Отцов: хотя мы и не можем сравниться с Отцами, но непре­менно должны жительствовать в их направлении и стяжать с ними единение в духе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 253; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.